Виды кружков и спортивных секций. Какие университеты открыли бесплатные кружки для школьников

Музыкальная школа или футбольная секция, бассейн или художественная школа, танцевальная студия или боевые искусства? Подобные муки выбора - не редкость для современных родителей. Школа и город сегодня предоставляют огромные возможности для дополнительного образования. Есть желания и способности ребенка, ожидания и амбиции родителей... Эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании объясняет, на что нужно обратить внимание, выбирая кружки и секции для ребенка.

Зачем ребенку секция бокса или театральный кружок?

Это первый вопрос, на который родителям нужно честно себе ответить. Опросы показывают, что есть три основных вектора выбора дополнительных занятий для ребенка:

  • Для общего развития
  • Для успехов и достижений
  • Для коррекции и/или преодоления каких-либо личностных особенностей ребенка и трудностей в общении

В первом случае обычно решается задача занятости ребенка, удовлетворения его актуальных интересов и развития общих способностей. Обычно семья идет по этому пути, если малыш не проявляет каких-то очевидных способностей или склонностей к чему-то конкретному. В этом случае ребенок обычно посещает несколько кружков и студий, часто может менять их.

Иногда это тревожит родителей: им кажется, что интересы ребенка изменчивы и непостоянны, и он не доводит дело до конца. Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то именно разнообразие кружков и секций открывает ребенку возможность пробовать себя в разных областях, нащупывая таким образом, что ему более интересно, что у него лучше получается.

Второй вектор выбирается семьей, если ребенок с раннего возраста проявляет (или родители думают, что проявляет) особые способности к чему-либо. С целью максимального развития специальных способностей и достижения в этой области результатов родители и подбирают дополнительные занятия. Движение в этом направлении предполагает высокую занятость ребенка, переход от уровня к уровню овладения навыками. Данный путь часто выбирают родители - профессиональные музыканты (художники, спортсмены) или мамы и папы, которые по каким-то причинам не реализовали собственную мечту детства быть хоккеистом, скрипачом, танцором и т.д.

Третий вектор - возможность компенсировать особенности или трудности ребенка. Например, если малыш стеснительный и тревожный, его записывают в театральную студию, чтобы он там раскрепостился. Не может постоять за себя? На боевые искусства. Слабое здоровье? На плаванье или фигурное катание. Проблемы с речью? На хор в музыкальную школу. Данное направление может трансформироваться как в первое, так и во второе в зависимости от стиля семейного воспитания.

Дополнительное образование существует для того, чтобы:

  • ребенок мог максимально раскрыть свои способности;
  • у ребенка была возможность почувствовать себя успешным в каком-либо виде деятельности;
  • ребенок смог сформировать представление о своих возможностях, интересах, предпочтениях;
  • семья и общество были спокойны, что дети под присмотром, заняты интересным и полезным делом.
Ребенок посещает кружки и секции потому, что то, что он там делает, ему интересно!


Где найти дополнительные занятия для детей?

Как только будет получен от самих себя честный ответ на первый вопрос, можно определяться, где решать поставленные задачи.

В первом случае подойдут кружки в школе, студии детского творчества, занятия в которых построены по проектному принципу: достижение конкретного, видимого практического результата за какой-то органичный (не очень длительный) срок, затем переход к новым задачам. Это могут быть школьные театральные или музыкальные студии с подготовкой концертов и спектаклей к праздникам, спортивные секции с участием в соревнованиях между классами или школами, творческие мастерские с подготовкой выставок или декораций к спектаклям, научно-познавательные кружки с подготовкой к защите проектных и исследовательских работ и т.д. Основная задача в этом случае - заинтересовать ребенка, подержать и развить возникший к какой-либо деятельности интерес.

Если решено развивать специальные способности, у ребенка есть ресурсы (здоровье, характер) и желание, а у родителей - время помогать ему достигать результатов в конкурентной среде, можно выбрать музыкальную, спортивную, художественную школу. С пониманием того, что эти занятия с большим трудом можно назвать "дополнительными": они будут занимать много времени, потребуют большого труда и занятости всей семьи как минимум на 5 лет.

Также нужно быть готовым к тому, что даже самый успешный юный спортсмен или музыкант не раз будет готов бросить дело, на которое затрачено столько времени и сил, и родителям вместе с ребенком придется принимать в этом отношении непростое решение. Но если семье этот путь по плечу - бонусы очевидны: это воспитание характера, высокая самоорганизация, умение трудиться, альтернативный круг общения со сверстниками, занятыми делом, и конечно, специальные навыки и умения.

Если семья хочет преодолеть какие-то трудности в развитии ребенка и в качестве средства для этого выбирает кружки и секции, важно понимать, что в этой ситуации (как, впрочем, и в любой другой) главный принцип - "Не навреди!". Родителям необходимо проконсультироваться со специалистом. Если ребенок идет в сферу спорта, то логично будет заранее обсудить это с врачом-педиатром и тренером; если в театральный кружок или на курсы иностранного языка - то с логопедом; если в творческую студию - то с педагогом дополнительного образования. И в каждом из этих случаев ценную информацию можно получить в беседе с педагогом-психологом. Неудачный выбор кружка или дополнительного занятия может как помочь, так и усугубить сложности, которые испытывает малыш.

Как записать ребенка в кружки и секции?

Когда стратегические задачи выбора решены, нужно предпринимать тактические меры. В первую очередь посетить дни открытых дверей в образовательных организациях (школах, домах детского творчества) и организациях дополнительного образования (музыкальных, спортивных, художественных школах, школах искусств). Информация об их проведении публикуется на официальных сайтах.

Как минимум, дни открытых дверей организуются два раза в год: в начале учебного года (сентябрь) - в ознакомительных целях, и в конце учебного года (апрель) - чтобы продемонстрировать результаты и достижения ребят. На таких мероприятиях родители имеют возможность наблюдать, в какой момент у малыша загорелись глаза, как общаются с ребятами педагоги, поговорить с руководителями кружков и секций, с детьми и родителями, которые в них уже ходят. Такая информация "из первых рук" не сравнится ни с какой рекламой.

Когда окончательный выбор сделан, дело за малым. Запись в любые кружки в системе общего и дополнительного образования Москвы осуществляется через официальный сайт мэра Москвы www.mos.ru , в разделе "Запись в кружки, спортивные секции, дома творчества". Родителям достаточно сформировать заявление в электронной форме, и представители организации сами свяжутся с семьей.

Анастасия Кузнецова,
педагог-психолог



Обсуждение

Навязывать ребёнку кружок или секцию - не имеет смысла, как правило: только у единиц, посещение подобных заведений - вылилось в проффесию; остальным, это пустая трата времени, и ненужные навыки.
Я в детстве, был во всех кружках и секциях нашего района - но, не по не по инициативе родителей, а по своему желанию. Хочу подчеркнуть, что, у 90% родителей: навязывание кружка или секции, происходит исключительно через уговоры и навязывания своего видения, будещего их чада.
Кружки - обычное выжимание денег у доверчивого родителя и розовое мечтание: их, несбывшихся надежд. У меня, и думаю, не только - есть много примеров, когда друзья или ваши соседи - под строгим контролем родителей: играют на скрипке, танцуют бальные танцы или еще, что там - до, победного десятого класса; в итоге... не нужное, лишнее, и с горьким осадком.

Комментировать статью "Как выбрать кружок или секцию для ребенка: 3 шага"

Раздел: Кружки, секции (сколько бюджетных секций может посещать ребенок через пгу). Про кружки вообще молчу: часто бесплатные требуют запись через пгу, но если найдёшь и запишешься, то ещё не факт, что ребенка «увидят».

Обсуждение

Это зависит в каком классе ребенок,чем больше класс тем больше часов бесплатных занятий ему положено.раньше в 4 классе было 5 часов в неделю,сколько сейчас не знаю.Сын в 7 классе записался на 2 кружка,но еще неизвестно сколько раз в неделю будут занятия.

две точно можно

Раздел: Кружки, секции (как зарегистрироваться в кружок на pgu по номеру). я вошла в образование, там запись в кружки и секции, там вводить данные ребенка и уже делать выбор по кружкам. своего записывала в выходные.

Обсуждение

Попробуйте в разделе "записать в кружки" не вбивать вообще никакие данные (возраст, пол и т.п.), а только в поисковой строке вбить номер школы или точное название кружка, если знаете. Мой кружок показал только тогда, когда я вбила номер школы, а все остальные разделы оставила пустыми. Выдало сразу штук 20 при нашей школе, среди них нужный)

я вошла в образование, там запись в кружки и секции, там вводить данные ребенка и уже делать выбор по кружкам. своего записывала в выходные.

Раздел: Кружки, секции. а на PGU запись в кружки сейчас работает? не могу записаться, опции кружков сайт вообще не выдает. 2 дня назад все было.

С августа 2013 года запись в детские кружки и секции будет доступна на столичном портале госуслуг, сообщила начальник управления организации обучения и социализации в профессиональном и дополнительном образовании столичного Департамента образования...

Обсуждение

В прошлом году также было все, только при такой записи есть один большой минус - ограничение занятий по часам. Если дочка ходит на занятия английского 2 раза в неделю по 1,5 часа то больше занятий быть не может. По Санпину в 10 лет нельзя заниматься больше 4 часов в неделю, остальное время на улицу или за комп:((В нашем детском центре ждали документа о снятии этого ограничения. пока не вышло. Электронная запись отрезает от кружков, а без записи не пустят на занятия.

Какой контроль за увлечениями ребенка...бред какой-то...ребенок сегодня хочет танцы - а завтра есть время, почему бы не сходить с друзьями на рисование...кружки должны быть доступны ВСЕ детям на постоянной основе, а не 2-3 по выбору в начале года и фиксированно на весь год без права расширить круг своих интересов в течение года!

Кружки, секции. Образование детей. Добор есть во все группы, но небольшой. В ДНТТМ тоже ведется запись, просто во Дворце запись адекватнее что ли...быстрее помогут, имхо.

Кружки, секции. Образование детей. Репетиторы, кружки и секции: не слишком ли занят ваш ребенок? Новые правила записи в кружки ГОСУДАРСТВЕННЫХ учреждений дополнительного образования столицы.

Помните песенку первоклассника "То ли еще будет", где были такие строки Игоря Шаферана: "Нагружать все больше нас стали почему-то. Нынче в школе первый класс вроде института"? С того времени прошло чуть больше 30 лет, и первоклашки сейчас действительно могут учиться в институтах и университетах.


Химию, физику, геометрию и географию теперь можно учить чуть ли не с пеленок. Было бы желание. Фото: Олеся Курпяева / "РГ"

Во многих престижных вузах открыты кружки, секции и лаборатории для учеников с 1-го по 11-й классы. Причем среди них есть и бесплатные.

Больше всего дополнительных занятий предлагает МГУ - там более 40 разных кружков и школ для детей. Причем в отличие от других вузов в МГУ ждут не только старшеклассников, но и учеников начальной и средней школы.

Детям, которые увлечены окружающим миром, географией, естествознанием, можно посоветовать Школу Землеведения, которая находится в музее Землеведения главного здания МГУ. Занятия там бесплатные и проходят два раза в месяц. Что изучают дети?

Строение Солнечной системы, сравнительные характеристики планет, в программе - обзор музея, поездки в аптекарский огород МГУ, экскурсии в сад биологического факультета. Разбираем с детьми, почему на Земле есть смена сезонов, а, например, на Меркурии и Венере нет, - рассказывает научный сотрудник музея Землеведения МГУ Надежда Белая.

На занятия в главное здание МГУ, к слову, пускают и родителей. Так что это еще и уникальная возможность увидеть Москву с высоты 25-го этажа.

Юных математиков, физиков, химиков, биологов ждут в Лаборатории научного творчества Специализированного учебно-научного центра (СУНЦа) МГУ. Занятия там проходят в игровой форме и рассчитаны на учеников с 3-го по 5-й класс. Кружки платные, одно занятие стоит тысячу рублей и длится полтора часа. Детям предлагается курс из 10 занятий. Если понравилось, можно ходить хоть весь год. На физике, например, ученики ставят опыты с мыльными пленками, изучают оптические иллюзии. На биологии получают наглядные представления о том, как устроен живой организм, детей знакомят с клонированием растений, объясняют научные основы ухода за домашними и редкими растениями.

Самым большим спросом пользуются математика и физика, - объясняет менеджер Лаборатории Елена Коваль.

Чем объяснить такой интерес к физике, которую в школе начинают изучать только в 7-м классе? На занятиях детям интересно рассказывают о тех непонятных вещах и явлениях, которые их окружают.

Много лет в МГУ работает так называемый малый мехмат - математические бесплатные кружки, куда принимают детей с 1-го по 11-й класс. Сейчас открыт дополнительный набор во 2-й и 5-й классы. Есть математические бесплатные кружки в некоторых московских школах.

Бесплатно дополнительные знания по физике можно получить в МИФИ - там открыта сетевая школа, где собраны лекции лучших преподавателей вуза. Но преимущества тут имеют классы - партнеры университета.

В ВШЭ большая часть занятий рассчитана на старшеклассников, которые планируют поступать в этот университет, готовятся к олимпиадам и сдаче ЕГЭ.

На факультете довузовской подготовки ВШЭ упор сделан на подготовку к ЕГЭ тех, кто будет поступать на гуманитарные и социально-экономические факультеты. Кроме того, здесь есть программа подготовки к ГИА в девятом классе. Цена - 450-500 рублей за час. Курс обучения, как правило, поделен на модули, разрешается оплачивать их по отдельности.

Сейчас можно присоединиться ко второму модулю, - пояснили на факультете.

Для школьников из других регионов предлагаются платные интернет-занятия - "Школа экономики", "Школа права", "Школа социальных наук" и другие.

В Вышке есть бесплатные курсы и программы. Например, Школа юного психолога или Школа юного востоковеда.

Руководитель Школы юного востоковеда Юлия Коровина рассказала, что цель занятий - расширить знания учеников о Японии, Корее, Китае, странах Ближнего Востока, которые в школьной программе изучаются очень мало.

Кроме лекций, которые проходят обычно раз в неделю, мы проводим интерактивные занятия, например "Прогулка по Токио", "Японский костюм". Восточные языки в школе не изучаются, но ученикам даются знания об истории языков, их особенностях. Кроме того, обучаем учеников читать и понимать научные тексты, писать рефераты, - рассказала руководитель Школы юного востоковеда.

Для того чтобы стать слушателем, достаточно написать заявление. Никаких экзаменов и собеседований нет, принимают всех. Обычно это около ста человек в год. "Занятия начались, но можно записаться и сейчас", - пообещала Юлия Коровина.

Иностранные языки лучше всего учить в МГИМО. Там есть и вечерние подготовительные курсы, и отдельные программы по разным иностранным языкам, рассчитанные на разный уровень подготовки школьников. Подготовка к ЕГЭ по иностранному языку обойдется от 30 до 64 тысяч рублей в год (в зависимости от количества часов).

Для будущих художников проводятся занятия в Школе архитектурного развития при МАРХИ, куда принимают детей с 1-го по 11-й класс. Что важно: присоединиться к занятиям можно в любое время учебного года. Специального отбора нет, но после записи всех детей делят на 10 разных уровней. Обучение платное, стоит 25-30 тысяч рублей за семестр. Занятия идут в выходные дни.

Юных дизайнеров и скульпторов готовы принять в Детской академии дизайна Московской государственной художественно-промышленной академии им. Строганова. Обучение - 8 тысяч рублей в месяц.

Мы берем всех детей с 6 лет. Потом часть отсеивается, но важно, что это бывает не наше решение, а самого ученика, - пояснила директор Детской академии дизайна Наталия Конькова.

В младших классах сделан упор на развитие фантазии, образного мышления (детей могут попросить нарисовать испуг утки или веселье обезьяны). С 11 лет идут основы классического рисунка, живопись.

Ученики к нам ходят годами и огорчаются, что нет занятий в летние каникулы, - комментирует директор.

Все выпускники Академии стопроцентно поступают в Строгановку.

Кстати

Расписание лекций и занятий для школьников в вузах (проект "Университетские субботы")

МИФИ

26 ноября - О чем думают роботы? - открытая лекция с непосредственным участием робота Bioloid DarWin.

Московская государственная юридическая академия

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

И вот, подхватив чадо под мышку, взмыленная мама везет его с музыки на английский, с хореографии на рисование. Поспим в метро, пообедаем из термоса в коридорчике, погуляем по дороге с тенниса на оригами… Все родственники включаются в сумасшедшую гонку по транспортировке малыша на занятия и обратно, подготовке к разнообразным выступлениям и конкурсам, изготовлению пособий и костюмов.

Конечно, очень хочется успеть везде и всюду, вложить в своего малыша как можно больше, но все же, выбирая кружки и секции, стоит прислушаться к голосу здравого смысла и мнению самого малыша.

До трех лет ребенка лучше вообще никуда не водить. Сейчас появилось много развивающих групп для самых маленьких, но, как правило, они не предлагают ничего, кроме пальчиковых игр, ритмики и рисования. Иногда к этому «джентельменскому набору» добавляется обучение чтению по кубикам Зайцева. Всем этим вы с успехом можете заниматься и дома, а дорога и шумная компания новых знакомых будут только утомлять малыша и отвлекать его от занятий. К тому же, в студии вы наверняка помимо знаний получите в качестве «бесплатного приложения» целый букет вирусов и детских болезней.

В три-четыре года ребенка можно уже записать в один-два кружка. Но сначала подумайте, не можете ли вы чем-то заниматься самостоятельно. Если папа - мастер спорта по шахматам, вряд ли есть смысл тратить время и силы и таскать ребенка в секцию. Да и английский язык с бабушкой пойдет совсем не хуже чем с чужой тетей, при условии, конечно, что бабушка готова заниматься систематически, а внук воспринимает ее в роли учителя.

Дорога до кружка не должна занимать больше времени, чем сами занятия. Лучше всего, если можно добраться пешком. Если у вас нет возможности отвозить малыша на машине, постарайтесь, чтобы до места занятий можно было добраться без пересадки и не приходилось долго ждать транспорта. Никогда не ездите с детьми в часы пик. Не стоит ходить в кружки чаще двух, максимум, трех раз в неделю. Занятия должны проходить в удобное для малыша время, не нарушать режим его дня.

Не стоит стремиться в так называемые «студии гармоничного развития», где с ребенком занимаются сразу несколькими предметами (как правило, иностранный язык, развитие речи, музыка, рисование). Занятия в таких группах строятся по принципу школьных, с партами, уроками, звонками, часто даже с домашними заданиями. Все это, конечно, абсолютно неприемлемо для дошкольников, тем более, младших. Кроме того, нет абсолютно никакой гарантии, что все педагоги одинаково понравятся вашему ребенку, а платить вам придется за все сразу, да и программа, как правило, мало чем отличается от детсадовской, так что игра не стоит свеч.

Поговорите с малышом, расспросите, чем бы ему хотелось заняться. Отправьтесь с ним в ближайший дом детского творчества или культурный центр на день открытых дверей, пусть он сам выберет, какие кружки ему нравятся. Даже если его выбор не оправдает ваших ожиданий, не спешите спорить: может, живой уголок действительно подойдет вашему ребенку больше бальных танцев. В конце концов, если малыш ошибся, из кружка всегда можно будет уйти.

Обязательно лично познакомьтесь с педагогом. Прежде всего, это должен быть добрый, обаятельный, искренне любящий детей человек. Кроме того, педагог должен быть профессионалом высокого класса. Дело даже не в наличии специального диплома, а в реальном владении предметом, умении толково и весело преподать его детям, заразить их любовью к нему. Попросите разрешения посетить занятия. Хороший педагог, которому нечего стыдиться, вам в этом не откажет. Ну, а если откажет, уже одно это должно вас насторожить. На занятиях прежде всего обратите внимание, какая атмосфера стоит в классе. Кружок – не детский сад и не школа, и отношения между детьми и преподавателям должны носить менее формальный характер, быть более непринужденными и спонтанными, но не фамильярными. Занятия с дошкольниками должны проходить в игровой форме.

Естественно, робкому, застенчивому малышу должны разрешить приходить с родителями, пока он не освоится. Обратите внимание, в каком состоянии выходят дети после занятий, не перевозбуждены ли они, не подавлены ли? Если педагог повышает на детей голос, чрезмерно увлекается конкурсами и соревнованиями, вообще, просто если хоть что-то в его поведении вас насторожило, лучше поищите для своего малыша другое место. Ошибка может стоить слишком дорого: ребенок перестанет доверять взрослым, откажется ходить на любые занятия, бросит интересное дело, которое мог бы полюбить.

Даже если в мечтах вы уже представляете свое чадо на олимпийской трибуне или сцене Большого театра, не спешите отдавать его в спортивную или балетную школу. Система занятий в таких школах требует очень быстрой выработки профессиональных навыков. Если малыш не окажется среди лидеров, он будет чувствовать себя неудачником и скорее всего, через некоторое время потеряет к занятиям всякий интерес. Ну, если у ребенка действительно окажутся выдающиеся способности, от него будут требовать все новых и новых достижений, слишком рано превращая кроху в узкого профессионала.

Гораздо полезнее для физического и душевного здоровья малыша было бы выбирать кружки, где из детей не стремятся сделать чемпионов и лауреатов. Мы не будем в этой статье говорить о тех кружках и секциях, о которых часто упоминалось в других материалах. Остановимся на том, что обычно остается «за кадром».

Спорт

Если вы хотите, чтобы ваше чадо занималось спортом, лучше всего отдайте его в бассейн. Детские абонементы стоят совсем недорого, а пользы для здоровья от плавания больше, чем от любого другого вида спорта (нагрузка на все группы мышц, закалка, развитие координации движений). Едва ли не самый лучший и современный из московских бассейнов – это «Чайка». Сюда принимают детей начиная с трех лет, причем если малышу страшно, вы можете купить абонемент и себе и поначалу ходить на занятия вместе с крохой. «Лягушатник» располагается прямо рядом со взрослым бассейном, так что вы сможете постоянно приглядывать за своим чадом. Несомненным плюсом является то, что это открытый бассейн, а значит, малыш будет во время занятий дышать воздухом, а не парами хлора. Чтобы малыш успел адаптироваться, лучше начинать занятия летом или ранней осенью. Девочкам обычно очень нравится водная аэробика и синхронное плавание.

Огромную пользу малышу принесут занятия аэробикой. Интенсивные движения под музыку разовьют не только мышцы и координацию движений, но и чувство ритма. Группы аэробики для детей есть практически в любом доме детского творчества. Во многих взрослых фитнесс-центрах также есть занятия для маленьких.

Не забывайте и о классических видах спорта. И мальчикам, и девочкам, как правило, очень нравится заниматься фигурным катанием. Прекрасная школа фигурного катания есть в новом спортивном комплексе «Серебряный» на улице Глаголева. Сюда принимают детей начиная с четырех лет. Родителям мальчиков не стоит расстраиваться, что это «не мужественный вид спорта». Со временем хорошо стоящего на коньках мальчишку с удовольствием примут в хоккейную или конькобежную секцию. Прекрасно подходит для детей и легкая атлетика. Этот поистине королевский вид спорта гармонично развивает все группы мышц, повышает выносливость, учит владеть всем телом. При этом он гораздо менее травматичен, чем, к примеру, спортивная гимнастика. Секции легкой атлетики есть практически на любом стадионе или в доме детского творчества

Очень хороши и все игровые виды спорта, но они или очень дороги, как теннис, или ими начинают заниматься уже в школьном возрасте.

Детям дошкольного возраста не стоит заниматься теми видами спорта, где велик риск травматизма: прыжки в воду, акробатика, гимнастика.

Рисование

Помимо традиционных «студий в подвалах», которыми руководят педагоги-одиночки и кружков при домах детского творчества существует еще один вид изостудий, который, наверное, приносит детям наибольшую пользу. Это – студии при больших художественных музеях. Здесь не столько учат детей рисовать, сколько воспринимать и чувствовать искусство.

С самого раннего возраста (принимают сюда с четырех лет) дети погружаются в чарующую музейную атмосферу. Опытные педагоги-искусствоведы знакомят их с постоянной экспозицией музея и выставками, в доступной для малышей форме рассказывают о различных стилях, жанрах и школах, исподволь формируя их вкус, мироощущение Поход в музей из разряда диковинных событий становится для ребенка образом жизни. Ну, а после экскурсии дети возвращаются в уютную студию и, вдохновленные увиденным, рисуют сами.

Как правило, в музейных художественных студиях педагоги не так давят на детей, не диктуют им, что и как рисовать, Ведь здесь не ставят свое целью подготовить профессиональных художников. Это – школы любителей искусства, где воспитывают просвещенных дилетантов, людей, разбирающихся в искусстве и умеющих выразить себя в нем. Хотя нередко именно отсюда выходят настоящие, не закомплексованные художники, чуждые стереотипов и штампов, характерных для выпускников художественных школ. Прекрасные студии есть при Третьяковской галерее и Пушкинском музеях.

Театральное мастерство

Последнее время как-то не пользуются популярностью театральные студии. А ведь это место, где ребенок может раскрыться как многогранная творческая личность, научиться полноценно общаться, красиво двигаться и говорить.

Здесь все как в настоящем театре: с детьми занимаются сценической речью и движением, учат актерскому мастерству и пантомиме, старинным танцам и акробатике. В театральной студии развивается память и чувство ритма, дети учатся работать в группе, рисовать декорации и мастерить реквизит, шить костюмы. Как правило, детей организованно водят на лучшие спектакли в профессиональных театрах, знакомят и с творчеством других детских коллективов. Помимо всего прочего, в театральных студиях детям прививают любовь к хорошей литературе, ведь ставятся-то литературные произведения: пьесы, басни, инсценировки сказок. Многие так прикипают к драмкружку, что продолжают ходить туда и в школьные годы, часто – вплоть до окончания школы.

Для робких и застенчивых очень полезен кукольный театр. Спрятавшись за ширму, малыш будет чувствовать себя более защищенным, а занятия с куклами-перчатками и марионетками хорошо развивают координацию движений и мелкую моторику. Замечательная кукольная студия есть во Дворце Детского творчества на Воробьевых горах, руководит ею чудесный педагог, Елена Плотникова. Здесь же есть и прекрасная драматическая студия, одна из старейших в Москве: Театр Юных Москвичей.

Технические кружки

Кружки детского технического творчества тоже не очень популярны у родителей, а зря. Сюда, правда, не берут совсем маленьких, но пяти-шестилетний мальчишка с наслаждением будет ходить в кружок авиа или судомоделирования, заниматься резьбой по дереву.

В нашей жизни детям почти негде заняться ручным трудом, редкий папа способен научить сыновей обращению с молотком и дрелью, а в таком кружке мальчик не только освоит простейшие инструменты, но и научится проектированию, работе с чертежами, что пригодится ему, даже если он и не станет инженером. Открытие, что можешь сам что-то создать, превратить мертвую, никому не нужную деревяшку или железку в полезный и красивый предмет, кажется маленькому ребенку настоящим чудом.

Особенно полезны такие занятия мальчикам, которые живут без отцов. Ловкий, умелый, увлеченный своим делом педагог станет для вашего сына эталоном мужественности, достойным примером для подражания. А найти такой кружок можно в любом доме детского творчества или клубе. И поверьте, занятия в нем принесут вашему мальчугану не меньше пользы, чем модный нынче теннис или верховая езда.

Прикладные ремесла

Ваша дочка не раз поблагодарит вас, если вы отдадите ее в кружок, где учат прикладным ремеслам: вышиванию, макраме, бисероплетению, ткачеству. Эксклюзивные вещи всегда в цене, и даже если вашей дочке не придется зарабатывать таким образом себе на жизнь, она всегда сможет сделать уникальное украшение в подарок, оригинально украсить свой дом.

Помимо всего прочего, такие занятия развивают вкус, пространственное мышление, мелкую моторику. В Доме Научно-Технического творчества Детей и Молодежи на Донской есть целая школа прикладных искусств, занятия в которой ведут опытные педагоги-художники. Есть такие кружки и в обычных домах детского творчества, и в районных клубах.

Живые уголки

Если ваше чадо норовит притащить домой всех бездомных псов и рвется оказывать первую помощь полудохлым птенцам, если все подоконники в квартире засажены таинственными растениями, на полу поскрипывает земля, а в тазике под раковиной умело воссоздана биосфера болота, если, наконец, малыш просто мечтает о зверушке, а вы никак не можете ее завести, - запишите своего естествоиспытателя в живой уголок.

Ребенок не только насладится общением с разнообразными представителями флоры и фауны, но и узнает об их жизни и повадках, поймет, что животное – это не просто забава, а огромная ответственность, научится заботиться о своих питомцах. В таких кружках, как правило, работают удивительные люди, те, кого в старину называли натуралистами. Это не просто биологи-зоологи, это люди, влюбленные в природу, часто много путешествовавшие и повидавшие немало интересного, настоящие энтузиасты, заражающие своим пылом и маленьких учеников.

Такой замечательный педагог работает, например, в живом уголке Дома детского творчества на Миусах; а при московском зоопарке есть прекрасный Клуб Юных Друзей Зоопарка. Да и рядом с вашем домом, возможно, есть такое место, заповедник теплоты и любви к братьям нашем меньшим.

Часто родители сердятся, когда дети переходят из кружка в кружок, «разбрасываются», «мечутся из стороны в сторону». Но когда, как не в дошкольные годы, ребенку можно будет поэкспериментировать и поискать то дело, которое, может, станет любимым на всю жизнь. А если не станет? – спрашивают встревоженные мамы – ведь время будет упущено !

В том-то и счастье, что времени у вас пока хоть отбавляй, а любое дело, которым с увлечением будет заниматься малыш, хоть год, хоть три месяца, принесет ему неоценимую пользу. Да и кружки нужны вовсе не для ранней профориентации или подготовки к школе, а для того, чтобы ребенок мог заниматься творчеством, воплощать в жизнь свои мечты, встречаться с друзьями-единомышленниками, общаться с мудрыми и талантливыми взрослыми.