Кружки развития для детей. Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

/Малышата!

Взрослые стараются с малых лет дать ребенку всестороннее развитие. Поэтому помимо детского садика отдают ребенка в различные студии и кружки для детей дошкольного возраста .

Но всегда ли мы задумываемся о пользе таких занятий, и учитываем ли потребности и желания нашего ? И как понять, к чему склонен малыш?

  • В первую очередь нужно выбрать занятие, которое будет нравиться ребенку, будет ему по душе. Определить это очень просто, если ребенок с радостью посещает занятие, а дома взахлеб рассказывает о нем и с нетерпением ждет следующего занятия. Можно быть уверенным на 100% - занятие ему нравиться.
  • А если все наоборот, ребенок не хочет идти на занятие, не испытывает радости от него – лучше подыскать другой кружок или студию.

Но малыш растет, развивается, а вместе с ним меняются и его интересы. Их может быть огромное множество, прежде чем он найдет себе занятие по душе. Не стоит за это ругать малыша - лучше помогите.

Пора или не пора?

Как взрослым понять, что ребенок уже готов познавать мир за пределами детского сада? И как не ошибиться с выбором хобби для ребенка и сразу же найти то занятие, которое нравиться ребенку? Вместо ответов на эти вопросы предлагаю Вам маленькую шпаргалку, надеюсь, она поможет.

Малышу еще нет 3 лет.

  • В таком возрасте не стоит отдавать ребенка на дополнительные занятия. Ему и так пришлось не сладко – расставание с родителями и привыкание к детскому саду – большой стресс для малыша.
  • Сейчас важнее будет не лишняя нагрузка, а забота, внимание и любовь родителей.

С 3 до 4 лет.

  • С трех лет можно посещать специальные занятия для трехлетних деток. Такие занятия проводятся в форме игры и с активным участием родителей.
  • Малыша можно оставлять одного при условии, что он не протестует и с удовольствием остается с этим воспитателем. Поэтому в этом возрасте важно выбирать не кружок, а личность педагога, который станет хорошим другом для малыша. Будет его понимать, поддерживать и любить.

С 5 до 6 лет.

  • Ребенка можно смело отдавать в кружок или студию, работающую с детками такого возраста. Он с удовольствием идет на занятие, если ему там нравиться.
  • Но роль педагога по-прежнему велика, и свое отношение к педагогу ребенок может перенести на отношения к занятиям. Если не нравиться учитель – ребенок не захочет идти на занятия, начнутся протесты и возмущения.
  • Родителям нужно быть очень внимательными, чтобы понять, что не нравиться ребенку: занятия или личность педагога.

– это ценный опыт, знания и навыки, которые в будущем возможно станут его профессией. Но кроме этого малыши приобретают множество других умений и качеств.

  • Так, в художественной студии кроме умений рисовать приобретают художественный вкус, умение видеть и понимать прекрасное.
  • Занимаясь музыкой – ребенок возможно и не станет великим музыкантом, но научиться понимать и ценить хорошую музыку.
  • На уроках танца ребенок научиться хорошо владеть своим телом.
  • Кружок моделирования развивает аналитическое мышление, учит терпению и выдержке, решению непростых задач.
  • Занятия иностранными языками учит ребенка знанию других языков, развивает интерес к другим странам и людям иной национальности, их традиции и культуре, расширяя при этом кругозор ребенка.

Уважаемые родители, если Вам была полезна статья , поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки ниже. Спасибо!
*******************************************

ПРОГРАММА дополнительной образовательной услуги для детей 3-5 лет «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 88" г. Березники Пермского края

Описание: Работа будет интересна педагогам ДОУ и дополнительного образования для организации кружка, основной целью которого является развитие мелкой моторики ребенка.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Актуальность кружка «Умные пальчики» заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. Также предоставляется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:
Обучающие:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
- формировать практические умения и навыки;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движений рук;
- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Содержание программы строится на следующих принципах :
- Принцип системности - работа по развитию мелкой моторики и движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
- Принцип доступност и - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме
- Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей.
- Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.
- Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.
- Принцип гуманности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.

Кружок «Умные пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-5 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты);
- аппликация, оригами, пластилинопластика, тестопластика, торцеварие.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, крупы, пуговицы и др.)
Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года, 32 занятия в год.
Форма работы – групповая, не более 10 человек.
Занятия проходят во второй половине дня. Для этих целей оборудован специальный кабинет с индивидуальными местами для каждого ребенка, проектор, ноутбук.
Занятия рассчитаны на детей 3-5 лет
Активная работа кружка способствует развитию творческих способностей, воспитанию эстетической культуры и трудолюбия детей, развитию воспринимать «прекрасное», расширению кругозора.

Каждое занятие состоит из трёх частей :
1.Вводная часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики с использованием музыкального сопровождения.
2.Практическая часть – творческая работа детей, которая включает в себя и развитие графических навыков ребенка и изготовление и оформление поделок. Развитие умения планировать свои действия, доводить начатое дело до конца.
3.Заключительная часть – рефлексия, т.е. самоанализ выполненной работы. Ребенок учится анализу собственной деятельности: что он сделал верно, что ему хотелось бы еще сделать, чему он сможет научит других детей или родственников (маму, брата, сестру).
Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг.

Способы работы:
1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.
6.Скрепление различных деталей.
7.Нанизывание различных предметов.
8.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого орехов, семечек, гороха, веточек, камешков, ракушек, крупы.
9.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
10.Лепка предметов из теста.
11.Выкладывание мозаики из пластилина на плоскотной рисунок.

Работа с родителями

Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, объемной аппликации, торцевания, тестопластики, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Гениальность на кончиках пальцев», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».

Прогнозируемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:
Научатся различным приемам работы с бумагой;
Познакомятся с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов
Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках: оригами, торцевание, аппликация, в том числе объемная, ;
Продолжат развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
Овладеют навыками культуры труда;
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Занятия проходят 1 раз в неделю для детей 3-5 лет. Продолжительность одного занятия 30 минут. В дальнейшем 30 минут мы берем за один условный час. Количество часов в год – 32.

Наименование разделов и тем
I.-ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - 9 часов
1.-«В гости к солнышку» - завитки-1 час
2.-«Посчитаем цыплят» - ватный диск-1 час
3.-«Листопад» - пластилин-1 час
4.-«Рябинка алая» - пластилин-1 час
5.-«Грибок» - аппликация из кусочков цветной бумаги – 1 час
6.-«Репка» - шарики из салфетки-1 час
7.-«Цветок из петелек»-1 час
8.-«Заготовки» - торцевание-1 час
9.-«Солнечный цветок» - семечки-1 час
II-В ГОСТЯХ У СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ -11 часов
10.-«Снеговичок» - шарики из салфетки-1 час
11.-«Елочное украшение» - тесто-1 час
12.-«Подарок для елочки» -1час
13.-«Овечка» - завитки-1 час
14.-«Варежки» - аппликация-1 час
15.-«Снежный домик» - аппликация из крупы-1 час
16.-«Масленица» - оригами-1 час
17.-«Снегири прилетели» - аппликация объемная-1 час
18.-«Мое сердечко» - торцевание-1 час
19.-«Галстук для папочки» - оригами-1 час
20.-«Сердечко» - тесто-1 час
III.-ВЕСНА – КРАСНА -12 часов
21.-«Цветочек» - аппликация-1 час
22.-«Вербочки» - шарики из салфетки-1час
23.-«Пасхальное яйцо» - тесто-1 час
24.-«Светофор» - аппликация-1 час
25.-«Тюльпанчик» - аппликация с элементами оригами -1 час
26.-«Ракета» - оригами-1 час
27.-«На морском дне» - оригами-1 час
28.-«Цветочек» - объемная аппликация-1 час
29.-«Посидим, поговорим» - оригами-1 час
30.-«Букет для ветерана» - цветочек из салфеток-1 час
31.-«Бабочка» - аппликация - 1 час
32.-«Ромашки» - цветочек из салфетки-1 час

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Собрания - Выход на общее родительское собрание и групповые собрания с целью ознакомления родителей условиями и содержанием дополнительной образовательной услуги «Умные пальчики»-Сентябрь
2. Консультирование, практикумы :
- Индивидуальное консультирование
- Семинар – практикум «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста через выполнение творческих заданий» - В течение года
3. Наглядно – просветительская работа :
- Выпуск буклета «Гениальность на кончиках пальцев».
- Материал в родительский уголок «Способы развития мелкой моторики детей»-1 раз в полугодие
4. Дни открытых дверей - Просмотр занятий «Цветок из петелек», «Ромашки»
5. Творческая выставка коллективных работ -«Подарок для елочки»,«На морском дне»
«Салют победы»

Родители часто спешат записать своего ребенка в какую-нибудь секцию или кружок. С какого возраста лучше это сделать? Чему следует уделить большее внимание?

Детей до трех лет лучше вообще не записывать ни в какие кружки. Если ребенок активно посещает детский сад, ему достаточно будет занятий там. Все школы раннего развития базируются на программы общеобразовательных дошкольных учреждений. Так что малыш просто будет получать ту же информацию, просто в двойном объеме. Необходимо учесть тот факт, что малышу в этом возрасте больше требуется внимание мамы. Если есть желание позаниматься с ребенком, можно сделать это и дома.

Детей, которым исполнилось три года , можно записать сразу в два кружка. Лучше будет, если эти занятия проводятся в самом детском саду. Малыш уже знаком с обстановкой и ребятами. Это могут быть кружки на развитие логического мышления, художественного творчества, хореографии.


С четырех лет детей можно отдавать в спортивные секции. Обычно это бальные спортивные танцы, хоккей и занятия на коньках с тренером фигурным катанием, спортивная гимнастика и верховая езда. Также с этого возраста детей обучают иностранным языкам или актерскому мастерству (театральная студия).


В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) дети охотно посещают кружки или секции, в которых обучают командным играм. Это футбол, волейбол, баскетбол и пр. С шести лет уже можно записаться в подготовительную группу музыкальной школы. Также в тот год, когда дошкольник заканчивает детский сад, желательно посещать занятия по подготовке ребенка к обучению в общеобразовательной школе. Такие занятия часто проводятся в школе, в которую пойдет будущий ученик.

При выборе секции или кружка родителям необходимо учитывать индивидуальные способности своего ребенка. Необходимо понаблюдать за малышом. Какому виду занятия он отдает предпочтение: пению или рисованию, танцам или любит делать что-то руками, подвижным играм или спокойным. В первую очередь, посещение кружка должно быть полезно самому малышу, он должен ходить туда себе в удовольствие, а не потому, что мама заставила. Ведь сейчас очень модно посещать, например, кружок английского языка. А если у ребенка нет склонности к языкам, и ему не хочется пока ими заниматься, то не нужно его заставлять. Всему свое время. Родители должны помочь развить ребенку то направление деятельности, которое лучше всего у него получается, к которому он сам стремится.

Родителям важно учитывать характер ребенка, когда они подбирают малышу кружок. Есть дети застенчивые – они вряд ли будут комфортно себя чувствовать в театральной студии. Чересчур активные дети не смогут долго заниматься чем-то монотонным, например, моделировать что-то или вязать. Таких детей лучше определить в спортивную секцию. Можно посоветоваться с воспитателем группы, какую посещает ребенок. Узнать, на каких занятиях он более активен, что больше получается.

Родители должны следить за здоровьем малыша. Если они планируют записать ребенка в спортивную секцию, то он должен быть полностью здоров.

Главное – обязательно нужно прислушаться к желанию самого ребенка, узнать, какую секцию или кружок он хочет посещать. Нельзя навязывать малышу свое мнение. Пусть даже мама мечтает, чтобы сын стал хоккеистом, а малыш хочет плести из бисера. Ребенок должен сделать выбор сам!

Выбрать кружок или секцию очень непросто. Можно сначала выбрать несколько секций, которые малыш хотел бы посещать, и походить на пробные занятия (сейчас их проводят везде). Пусть ребенок попробует свои силы и сам решит, что ему по душе.


Материалы этого тематического раздела помогут в разработке и оформлении рабочих программ в системе дополнительного образования детей. На этих страницах собраны готовые программы кружков различной направленности. Эти материалы часто снабжены комментариями педагогов, о непосредственном их применении на практике. Каждая из публикаций представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс какого-либо определённого направления. В том числе: опытно-экспериментального, художественно-эстетического, краеведческого и экологического, физкультурного и валеологического.

Составляйте только отличные рабочие программы, используя позитивный опыт коллег.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 1185 .
Все разделы | Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

План - программа кружка «Маленькие волшебники». Для детей 4–5 лет с нарушением зрения. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида «Детский сад №….» г. …. Утверждаю : заведующий МДОУ «Детский сад №» _ Рабочая программа кружковой работы «Маленькие волшебники» средней группы «Сказка» (от 4 до 5 лет) срок реализации программы – 1...

Рабочая программа кружковой работы по конструированию и моделированию для детей старшего возраста «Волшебная мастерская» "Волшебная мастерская" Воспитателя : Суворовой Ю.М. Пояснительная запи ска Всегда найдется дело для умелых рук, Если хорошенько посмотреть вокруг. Мы чудо сотворить сумеем сами Вот этими умелыми руками. Конструирование (construo – строю, создаю) – вид продуктивной деятельности,...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Дополнительная образовательная программа

Публикация «Дополнительная образовательная...» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников «Лаборатория профессора Почемучкина» название образовательной программы _ 5-7 лет_ возраст обучающихся _ 2 года_ срок реализации программы _ модифицированная_ вид программы...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В гостях у сказки» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (срок освоения программы 1 год) Разработчик: Пронина Анна Евгеньевна, г. Калининград 2017 г Пояснительная записка Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в...

Программа кружка «Юный исследователь» Программа «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (экспериментально – исследовательская направленность) Возраст участников: 3 – 4 года Срок реализации: 1 год Составитель: Шимановская Т.С, воспитатель п.Угловка 2017 Пояснительная записка. В раннем дошкольном возрасте дети особенно любознательные....

Рабочая программа кружка «Говорушки» Рабочая программа по реализации социально-педагогического направления дошкольного возраста «Говорушки» Статус программы: рабочая программа по реализации образовательной области «Речевое развитие» ТИП: образовательная ВИД: модифицированная Возрастная группа: дети 5-7 лет Срок...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Программа кружка «Весёлая азбука» в старшей группе

Программа кружка «Весёлая азбука» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ Срок реализации: 2 года Содержание работы с детьми. (первый год обучения старшая группа) Месяц Неделя Тема недели Цель ноябрь I Речи. Функции речи. Познакомить детей с понятием «речь», функциями речи ноябрь II Предложение....

Введение в коррекционно-развивающую программу «В стране Сообразилии» в рамках работы студии раннего творческого развития Конспект занятия в «Студии раннего творческого развития» МБУ до цдт г. Темрюк Тема: «Введение в коррекционно-развивающую программу «В стране Сообразилии» в рамках работы "Студии раннего творческого развития" Центра детского творчества г. Темрюка. Дата проведения: 05.09.2017г....