Развитие мелкой моторики у детей средней группы. Материал (средняя группа) на тему: Практика игровая деятельность "Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук"


« Развитие мелкой моторики у детей средней группы в процессе художественного труда»
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием определённых импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, логически рассуждает, у него хорошо развиваются память, внимание, связная речь.
Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, ребёнку приходится удерживать в руках непослушный карандаш.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром!
Проведённая мною диагностика уровня развития мелкой моторики, позволила сделать вывод, что стало выше качество знаний и умений детей. Сначала прошлого года и на начало нынешнего учебного года количество детей, которые справились с заданием увеличилось на 14%, а количество детей, которые не справились с заданием, уменьшилось на 2%.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне обычное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно беспокоить педагогов и родителей: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать!
Я предлагаю игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые должны следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание должно иметь название и выполняться два-три раза в день.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его большой для него работой. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной и тогда это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые мною систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Итак, развивая пальцы рук, мы будем развивать речь и мышление ребенка и тогда отпадут проблемы в обучении не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Хотелось бы повторить основное правило - работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов.
Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка.
Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку.
Художественный ручной труд – это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха.
Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием я решаю не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учу сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, учу помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).
Каждый из видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает свое, ничем не заменимое влияние на личность ребенка. Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения.
На сегодняшний день проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста очень актуальна. Я считаю: чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.
Вот почему инновационной деятельностью моей работы является приобщение детей к разным видам художественной деятельности.
Поэтому целью моей работы стало развитие мелкой моторики детей посредством выполнения поделок из различных материалов.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1.Формировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы;
2.Развивать цветовое восприятие, композиционные навыки.
3.Воспитывать желание участвовать в художественном ручном труде, делать своими руками игрушки, поделки и украшать ими свой быт, дарить.
Уже во второй младшей группе я проводила кружковую работу «Послушные пальчики», где укреплялись руки малышей. Сначала мы разминали ручки или проводился массаж ладоней ребёнка, а потом приступали к работе. Детям нравилось делать дорожку из гороха для колобка, украшать крупой пасхальные яички, выкладывать на пластилине зернышки (рис, гречка) для петушка, создавать образ пушистой тучки путем отщипывания кусочков бумаги, скатывания её в шарик и прикрепления к фону. Такие упражнения увлекательны для малышей. Они способствуют развитию мелкой моторики, творческой активности, координируют работу глаз и обеих рук. Я учила детей анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине. Все, что ребёнок делал, осознавая, осмысливая, пропускал через свое сознание. Поэтому, выполняя одно и тоже задание, детские работы получались совершенно разные.
Когда работа находилась на начальной стадии, все занятия с воспитанниками проводились в игре. Детям нравились игры: «Чудесный мешочек», « Логические цепочки из фигур», «Составь узор из крупной мозаики». Все это способствовало раннему развитию мелкой моторики пальцев рук.
В средней группе особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления художественной деятельности проигрыванием. Ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребята с удовольствием делают атрибуты к сюжетно - ролевым играм: «Магазин», «Семья».
Я думаю, что работа с пластилином способствовала развитию не только мелкой моторики рук, но и фантазии детей. Делая пластилиновые жгутики, скручивая их в круг и овал, у ребят получались вишенки, снеговики, цветочки, цыплята, гусеницы.
В средней группе мы стали делать аппликации из чайной заварки. На первых этапах использовали крупные формы изображаемого предмета, далее – брали формы по - мельче. Также начали пробовать складывать из бумаги (оригами), детям эта работа даётся с трудом. Зато сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками! Я сделала вывод, что при создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность.
Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить». Для родителей я провела ряд консультаций по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей родители могли видеть на выставках. Стенды регулярно обновлялись к праздникам. Дети и взрослые видели плоды своей деятельности.
Наша задача - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Я предлагаю игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1. «Отгадай на ощупь». Цель игры: развивать тактильные ощущения, учиться отгадывать наполнитель на ощупь. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке. Цель: развивать тактильные ощущения.
3. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами. Цель: укрепление пальцев и всей кисти руки, тактильные ощущения.
4. "Резиночка". Для этого упражнения я использую резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
5. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. Задача: учиться выполнять специальные движения пальцами.
6. Игра "Разноцветные снежинки" направлена не только на развитие мелкой моторики рук, но и на формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Я показываю, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, я говорю, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Тогда я прошу детей раскрасить снежинки.
Так как снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
7. "Повтори движение". Цель: развитие мышц пальцев рук, мышление, память.
Я, садясь напротив ребенка, делаю пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь я сижу напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
8. Игры с рисованием. Цель: развитие творческих способностей ребёнка. Например, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для меня, а я - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). У нас в группе есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
9. Игры с предметами домашнего обихода. Цель: развитие речи, фантазии, воображения.
В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Я беру яркий поднос, затем тонким равномерным слоем рассыпаю по подносу любую мелкую крупу. Провожу пальчиком ребенка по крупе. Получается яркая контрастная линия. Разрешаю малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем пробуем вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и т.д.).
Подбираю пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываю рисунок сама, затем прошу малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без моей помощи, предлагаю ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Насыпаю в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаю горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладу на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
10. Игры – шнуровки. Цель: пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу»", «справа", "слева», формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант), способствуют развитию речи и развивают творческие способности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти пальцев, полезны и детям постарше.
Следует помнить, что от развития тонкой координации движений и ручной умелости зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно сделать вывод, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
Проводимые мною наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.
Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
Перебирать крупные деревянные бусы.
Собирать, складывать пирамидки.
Работать со шнуровками.
Застёгивать пуговицы.
Завязывать, развязывать узлы.
Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.
Таким образом, знакомя детей с разными видами художественного труда, развиваются мелкая моторика мышц пальцев рук детей, интерес к деятельности, формируются учебные навыки, познавательный интерес к окружающему, самостоятельность к познанию нового. Вырастает творческая личность, способная создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях!


Оглавление
Введение 3
Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности 6
1.1.Значение формирования мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика ребенка среднего дошкольного возраста 9
1.3. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 12
Вывод по 1 главе 16
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в продуктивной деятельности (лепка) 18
2.1 Характеристика базы исследования. Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 18
2.2. Реализация комплекса мероприятий, содействующих развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 21
2.3 Проверка эффективности проведенной работы 25
Заключение 31
Список литературы 32

Введение

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика .
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
В процессе лепки совершенствуются все психические функции: память, воображение, зрительное восприятие – развитие глазомера, мышление – умение анализировать, сравнивать, сенсорное восприятие. Одной из важнейших проблем в лепке – является недостаточное развитие мелкой моторики руки. Актуальность данной проблемы выявляется при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.
Многие отечественные исследователи обращают внимание на необходимость и педагогическую значимость работы по коррекции моторики у детей в комплексе коррекционно-развивающих мероприятий (Л.З.Арутюнян (Андронова), Р.Д.Бабенкова, Л.И.Белякова, И.А.Грошенков, А.А.Дмитриев, М.М.Кольцова, B.И.Лубовский, Е.М.Мастюкова, В.М.Мозговой, М.С.Певзнер и др.).
Актуальность исследования и определила выбор темы работы: «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности (лепке) в средней группе»
Цель данной работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность способов развития мелкой моторики в продуктивных видах деятельности (лепке) в средней группе.
Объектом исследования: мелкая моторика.
Предмет исследования: способы развития мелкой моторики на занятиях лепкой.
Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать особенности использования лепки в качестве средства развития мелкой моторики.
3. Предложить способы развития мелкой моторики в продуктивных видах деятельности (лепке) в средней группе и оценить их эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ и обобщение литературы по теме исследования; наблюдение, тестирование, эксперимент.
Базой исследования является МБДОУ комбинированного типа № 344, дети средней группы в количестве 10 человек.

Развитие мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. При использовании игр с детьми следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями рук, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика игровой деятельности.

«Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук».

"Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский.

Игры первого года жизни (0-1г). Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В этом возрасте моторные игры, занятия помогают маленьким и пока еще не вполне умелым ручкам стать совершеннее. При использовании таких игр с детьми первого года жизни следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей первого года жизни является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Игра «Веселые помощники»

Дидактические задачи. Координировать движения рук ребенка, развивать мелкую моторику, вызывать желание, интерес у ребенка играть с мелкими предметами, изучая таким образом их поверхность.

Игровая задача. Узнать, что находиться в емкости.

Игровые действия. Захватывание и отпускание предметов, сжимание кистью, надавливание, перемешивание.

Правила игры. Ребенок выполняет разнообразные движения под руководством взрослого и самостоятельно.

Оборудование. Емкость для наполнителя, однородный наполнитель (песок, крупа, дробинки или любые мелкие предметы).

Организация. Ребенок сидит, перед ним стоит сосуд с наполнителем.

Ход игры.

Взрослый показывает ребенку сосуд и насыпает туда однородный наполнитель, вызывая своим действием у ребенка интерес к содержимому. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает, изучает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. Ребенок запускает руки туда и начинает изучать содержимое в другой емкости. Игру можно сопровождать потешкой или небольшим стихотворением. Ребенку будет интересно, если взрослый тоже будет с ним месить, играть с содержимым, тем самым показывая, какие движения ручками целесообразно совершать при изучении мелких предметов.

Примерное художественное слово для сопровождения игры

Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.

или

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем.

Пироги мы напечем.

В дальнейшем, к концу первого года жизни, данные стихотворения превращаются в пальчиковую игру, что тоже способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и речевого аппарата.

В ходе данной игры у ребенка формируется понимание того, что предметы можно изучать не только на вкус, но и с помощью рук.

Игры второго года жизни (1-2г). Ко второму году ребенок уже вполне научился владеть своими ручками, координировать движения, различать предметы, поэтому игры на развитие моторики в данном возрасте усложняются. Для проведения игр в данном возрасте к уже используемому подручному материалу добавляются шнуровки, кубики, методические пособия и фантазия взрослых.

Игра «Озорные макарончики».

Дидактические задачи. Учить ребенка сортировать предметы разной величины, развивать моторику, мышление. Воспитывать трудолюбие.

Игровая задача. Помочь маме навести порядок.

Игровые действия. Захватывание предметов, рассматривание их, сравнивание их по величине, сортирование.

Правила игры. По заданию взрослого по очереди выполнять разнообразные действия: раскладывание, сортирование макарон в две емкости.

Оборудование. Две емкости для макарон, макароны двух видов: крупные и мелкие.

Ход игры

Воспитатель или взрослый, чтобы возбудить интерес детей, говорит о том, что она или какой-либо персонаж рассыпала случайно макароны, и они теперь все перемешались, а ей надо готовить обед для гостей. Предлагает детям помочь ей рассортировать макароны по размеру большие и маленькие.

В заключении взрослый может сделать акцент на том, что мне помогал не только ты, но и твои ручки. Так у ребенка будет формироваться желание больше работать руками.

Игры третьего года жизни (первая младшая группа)

Дидактические игры в этой группе проводятся небольшими группами, длительность игры 3-5 минут. Воспитатель учит обращать внимание на игрушки, предметы обихода, называть цвет, форму, размер. Игры проводятся с предметами обихода, природными материалами.

На третьем году жизни данную игру «Озорные макарончики» усложняем добавлением шнуровки.

Дидактические задачи. Учить ребенка сортировать и чередовать предметы разной величины, развивать моторику, мышление. Воспитывать трудолюбие.

Игровая задача. Сделать бусы для мамы.

Игровые действия. Захватывание предметов, рассматривание их, сравнивание их по величине, сортирование, нанизывание на шнурок поочередно: большой - маленький

Правила игры. По заданию взрослого по очереди выполнять разнообразные действия: раскладывание, сортирование макарон в две емкости, нанизывание их на шнурок, чередуя большие и маленькие.

Оборудование. Две емкости для макарон, макароны двух видов: крупные и мелкие, шнурок.

Организация детей. Дети сидят за столом. Предметы расположены на столе перед ними.

Ход игры

Воспитатель или взрослый, чтобы возбудить интерес детей, говорит о том, что она хочет сделать подарок для мамы. Необычный подарок – бусы из макарон больших и маленьких. Но они рассыпались и перемешались. Предлагает детям помочь ей рассортировать макароны по размеру большие и маленькие и вместе с ней сделать бусы.

Игра требует внимания, ловких движений, их координации.

В заключении взрослый снова делает акцент на том, что нам помогали не ручки, но и глазки. Так у ребенка будет формироваться представление о помощниках человека для труда.

Игры четвертого года жизни (вторая младшая группа).

В воспитании и организации жизни и деятельности детей на четвертом году жизни дидактические игры на развитие моторики занимают еще большее место.

При проведении игр воспитатель и в этой группе привлекает внимание детей к предметам и их качествам; учит различать предметы по цвету, форме, размеру, количеству, отношению одних предметов к другим, расположению их в пространстве.

Во второй младшей группе проводятся игры с более сложными правилами и игровыми действиями, которые основаны уже не только на подражательных, но и на самостоятельных действиях детей.

Длительность игры возрастает до 8-10 минут.

Игра «Нарядная куколка»

Дидактические задачи. Упражнять детей в назывании предмета, его цвета, развитие речи и упражнение в применении слов в разных грамматических формах. Развивать моторику, мыслительные процессы. Воспитывать желание выглядеть аккуратно, следить за своим внешним видом.

Игровая задача. Одеть куколку, чтобы она была нарядной.

Игровые действия. Подбирать одежду, одевать куколку, застегивать пуговицы, завязывать шнурочки.

Правила игры. Внимательно слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, последовательно выполнять предложенные им действия.

Оборудование. Куклы, одежда для них.

Ход игры

Перед детьми на столике или на ковре куклы.

Обращаясь ко всем детям, воспитатель спрашивает: «Какого цвета платье выберем для куклы Оли?» После общего вопроса задается вопрос отдельным детям. «Наташа, ты какого цвета платье хочешь выбрать для куклы? А ты, Нина?» и т.д. При активном участии детей выбирается платье для каждой куклы.

Воспитатель сравнивает платья кукол и обращает внимание на то, какие они красивые.

Платья надеваются на кукол детьми, дети застегивают пуговички, завязывают поясочки. Целесообразно на некоторых платьях сделать вместо пуговиц шнуровки. Потом так же подбираются переднички, косыночки, тапочки.

Всю одежду на куколок надевают сами дети; воспитатель следит за процессом.

Таким образом, в данной игре у детей происходит не только развитие мелкой моторики, но и формирование нравственных качеств и культурно-гигиенических навыков.

Игры пятого года жизни (средняя группа)

К пятому году жизни в результате воспитания, обучения и непосредственного опыта у детей накапливается большой запас конкретных представлений. Ребенок приобретает первичные умения «распоряжаться знаниями», т.е. применять их в разных условиях. В средней группе уже возможны игры, требующие воспроизведения ранее усвоенных знаний, их связи с новыми.

Игра «Бусы»

Дидактические задачи укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Игровая задача изготовить бусы

Игровые действия. Захватывание предметов, собирание мелких предметов с помощью пальцев, нанизывание их на нить.

Правила игры. По заданию воспитателя по очереди выполнять разнообразные действия.

Оборудование. пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка (ирис, ножницы, шкатулки для хранения инвентаря.

Ход игры

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. Предварительно преподаватель показывает ребятам образцы изделий. Можно предложить различные схемы чередования бусинок, пуговиц в зависимости от цвета, формы и величины. Воспитатель показывает способы закрепления бус, расчета нужной длины лески для создания определенного изделия.

Игры шестого года жизни (старшая группа)

Дидактические игры в старшей группе направлены уже не только на наглядно-чувственное ознакомление с предметами, их свойствами и качествами, но и отражают жизненные явления, более обобщенные и сложные по своему содержанию.

Дидактические игры основаны не только на применении знаний, но и содержат в себе возможность добывания знаний в процессе игры, решения задач.

Игра «Наши помощники»

Дидактические задачи. Закрепить знания о том, что человек делает много разных нужных вещей, придумывает умные машины; помощниками человека являются знания, руки, инструменты, машины.

Руководит помощниками ум, способность обдумать, как лучше выполнить работу, какой выбрать материал, использовать инструмент, продумать, с чего начать работу и чем закончить.

Игровая задача. Узнать, какие помощники помогают человеку в труде.

Игровые действия. Удаление и приближение, захватывание и отталкивание предметов, сжимание кистью, надавливание, собирание мелких вещей с помощью пальцев; веселые упражнения для рук, игра «Бирюльки».

Правила игры. По заданию воспитателя по очереди выполняют разнообразные действия.

Оборудование. Набор предметов для действия правой и левой рукой. Игра «Бирюльки».

Организация детей. Дети сидят вокруг сдвинутых столов. Вещи расположены на столе, мелкие вещи - на подносиках.

Ход игры

Воспитатель, чтобы возбудить интерес детей, говорит о том, что человек делает много необходимых вещей, придумывает умные машины, приборы. Работая, он использует своих помощников. Воспитатель предлагает подумать, каких помощников для труда имеет человек. При затруднении можно поставить наводящие вопросы: «Чем берут вещи, держат инструменты, переставляют с одного места на другое?»

Воспитатель раскрывает роль каждой руки: правая – работница, левая – помощница. Просит подать что-либо и спрашивает: что же помогло подать вещь? Предлагает взять детям по карандашу и поставить их в стаканчик, узнать из какого материала сделаны шар и мячик. Пояснить, почему узнали (с помощью кистью руки).

Дети с помощью кисти руки по предложению воспитателя пробуют собрать очень мелкие предметы (пуговицы, маленькие бусинки и т.д.) и все приходят к выводу, что мелкие вещи можно собрать только пальцами, а при нанизывании бусин, надевании колец на шнур убеждаются в том, что правая рука работает, а левая помогает, поддерживает.

Игра на всем протяжении строится на разнообразных действиях детей руками, пальцами рук.

В заключении дети играют в игру «Бирюльки». Игра требует внимания, сообразительности, ловких движений, их координации. Дети делятся на две команды. Выигрывает та, которая раньше другой растащит бирюльки или заменяющие их мелкие вещи (пуговицы, желуди, бусинки).

Игры седьмого года жизни (подготовительная к школе группа).

Игры этого возраста содействуют реализации накопленных навыков и умений координировать движения пальцев. Здесь большое место занимают игры на развитие мелкой мускулатуры пальцев, координацию мелких движений, что очень важно для подготовки руки к письму.

Игра «Вышивальщицы»

Дидактические задачи. Укрепление и развитие мелкой моторики, развитие аккуратности, точности и быстроты движений пальцев рук; развитие концентрированности внимания; обучение основным приёмам работы с иглой (шов вперед иголку); развитие зрительно – моторной координации.

Игровая задача. Вышить узор.

Игровые действия. Вышивание

Правила игры. Выполнять по заданию воспитателя действия.

Оборудование. В шкатулке лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях пробиты отрезки, по которым пройдет иголка с ниткой; клубки шерстяных ниток, 1-2 портняжных иголки.

Ход игры

Ведущий рассказывает о вышивальщицах. Показывает различные вышивки и предлагает ребёнку поиграть в вышивание, объясняя, как вышивают. Затем ребёнок берёт иглу и вставляет нитку в ушко иголки. На первых порах в этом ему помогает взрослый. Позже он это делает самостоятельно. Концы нити соединяют и завязывают в узелок. Затем ребёнок делает стежки на картонках с отверстиями (для облегчения можно использовать шнурок, продевая иглу то вверх, то вниз.