Развивающая предметно — пространственная среда в средней группе детского сада. Образовательный портал

татьяна жмурова

Развивающая предметно- пространственная среда в средней группе .

Р. п. п. среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации . Она имеет свои отличительные признаки в каждой возрастной группе , но во всех группах она выполняет информативную, развивающую и стимулирующую функции.

Вступившие в силу ФГОС ДО, предъявляют к р . п. п. среде определенные требования . Она должна быть содержательно насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Исходя из своих возможностей, мы старались в первую очередь сделать ее насыщенной, чтобы она обеспечивала игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, а так же двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

Немалое значение для нас имеет эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей.

В группе есть несколько центров развития , а именно :

Спортивный уголок.

В нем подобран необходимый спортивный материал для занятий физкультурой, утренней гимнастикой, подвижных игр. Разнообразие атрибутов постоянно пополняется, что позволяет детям быть здоровыми и физически развитыми (ленточки, флажки, мячи, обручи, скакалки, кольцебросы, городки и многое другое, что нужно ребенку для развития движений .

Книжный уголок.

В книжном уголке подобраны книги по возрасту. Деятельность этого уголка направлена на формирование интереса к книге и потребности к чтению. Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации к знакомым сказкам, цитируют отрывки из книг, а также знакомятся с портретами авторов произведений.

Для осуществления конструктивной деятельности детей в группе предоставлены различные настольные и напольные стройматериалы, разнообразные конструкторы, мозаики, что помогает развивать у детей технические способности, что является очень важным для всестороннего развития личности .

Музыкальный уголок - излюбленное место детей. Для развития музыкальной деятельности детей в нем находится множество музыкальных инструментов. Многие музыкальные инструменты сделаны руками родителей (маракасы, неозвученные гитары, балалайки и т. д.) . Вот где раскрываются дети! Даже те, кто стеснялся выступать на праздниках, с удовольствием играют в оркестре группы в дни досугов .

Настольно-печатные и дидактические игры по всем видам деятельности.

Что может быть лучше для интеллектуального развития , мелкой моторики и т. д.

Уголок театрализованной деятельности помогает развивать интересы и способности ребенка. Дети вообще любят театр (настольный, би-ба-бо, кукольный, теневой) . Многие атрибуты сделаны своими руками и руками родителей. Приятно смотреть, когда "щеночек", сделанный из бумаги на занятии конструирования, принимает участие в какой-нибудь сказке. Дети становятся более раскрепощенные и общительные, учатся четко формировать и выражать свои мысли.

Уголок изодеятельности оснащен различными материалами : пластилин, гуашь, цветные мелки, цветные карандаши, наборы для аппликации и т. д. Здесь дети так же удовлетворяют свои потребности в самовыражении через рисование, лепку, аппликацию.

Все свои работы они выставляют в уголок для выставок. В этом же уголке мы выставляем все поделки, которые дети делают дома вместе с родителями. Обновление поделок постоянно, так как очень много различных праздников, досугов и просто кто-то из детей хочет показать всем, чем занимался дома. А ведь это развитие речи . Рассказывая о своих поделках воспитателям, детям, ребенок использует все формы речи, весь словарный запас.

Уголок уединения.

В нашей группе есть уголок уединения, где ребенок может просто расслабиться . Некоторые дети стесняются поговорить с игрушками, когда рядом другие ребята. Некоторые, просто чем-то расстроены и хотят побыть одни. Многие дети собираются там под 2-3 человека и играют в свою, придуманную игру. Это якобы их территория. Много разных причин и моментов. Мы стараемся создать в этом уголке комфортные условия для детей.

Уголок природы является не только украшением группы , но и местом саморазвития детей .

Основная часть растений стоит в этом уголке. Здесь же находится все, что требуется по уходу за ними («рыхлилки» , лейки и т. д.). В центре уголка календарь природы. Детям очень нравится быть "синоптиками".

Игровой уголок с игрушками. Их разнообразие позволяет детям играть как одному, так и по несколько человек, объединяясь в общую игру. Благодаря разнообразию атрибутов у детей есть возможность играть не только в известные сюжетно-ролевые игры, как Салон красоты, Магазин, Почта, Больница и т. д., но и придумывать свои сюжеты. В играх дети учатся строить отношения, находить выход из каких-то проблемных ситуаций, договариваться о сюжетах игры. Словом, дети познают окружающий мир.

У нас созданы условия для полноценного, разностороннего развития детей не только в группе , но и на участке, где дети получают реальную возможность удовлетворять потребность в движении и игре. Свой участок мы постоянно дополняем различными спортивными атрибутами, которые делаем своими руками с помощью родителей. Оригинальные зайцы и медведи, вырезанные из фанеры и раскрашенные в яркие цвета, используются в качестве кольцебросов и мишеней. Все они трансформируются и могут использоваться как атрибуты к сюжетно-ролевым и театрализованным играм.

Трансформированность р. п. п. среды подразумевает возможность ее изменения в зависимости от образовательной ситуации. Вся мебель размещена таким образом, что пространство можно использовать как для двигательной активности детей, так и для игр.

Дети могут играть на полу, ковре, а так же разместить все на столах (сделав большой прилавок из столов для игры в Супермаркет) .

Так же мы приветствуем полифункциональность развивающей среды . У нас много различных мягких модулей, ширмы, предметы из природного материала. Очень многое сделано руками родителей.

Все игровое оборудование яркого цвета. Мы периодически что-то убираем, что-то добавляем, вызывая этим самым интерес у детей. Одним из главных требований к р. п. п. среде является доступность. Все находится в свободном доступе для детей. Мы объясняем детям, как правильно пользоваться теми или иными новыми атрибутами и как лучше их использовать. Конечно, мы заботимся и о безопасности р. п. п. среды . В группах постоянно включаем бактерицидные облучатели. Мебель вся закреплена и сделана из сертифицированных материалов с отсутствием острых углов. Столы и стулья подобраны по росту детей. Нет колющих предметов . Все промывается со специальными физрастворами.

Конечно, многого у нас еще нет, но мы стремимся к тому, чтобы наши дети получали полноценное развитие в нашем детском саду .

Результат - улыбки и здоровье наших детей.











Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Основные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Принцип активности,

Принцип стабильности – динамичности,

Принцип комплексирования и гибкого зонирования,

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого,

Принцип эстетической организации,

Принцип открытости – закрытости.

Принцип «половых и возрастных различий»

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Полифункциональной,

Трансформируемой,

Вариативной,

Доступной и безопасной.

Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО, с учетом индивидуальных особенностей детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Гибкое зонирование предполагает наличие различных пространств (центров) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Детский сад, в котором я работаю в настоящее время, открылся 1 год назад. Это, безусловно, новое помещение, красивая мебель, новые дети и родители. Начиная создавать развивающую среду группы, учитывала, что бы обстановка была комфортной и эстетичной. Поэтому уделяю большое внимание эстетике каждого центра. Я постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Хотелось бы показать, какая наша группа была год назад, и что сделано всего за один год.

Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.

Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям.

В приемной нашей группы помещён Центр физического развития , целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, которое направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.

Центр рисования и творчества «Умелые ручки» : для развития детей подобраны различные раскраски, картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Центр «Здравствуй, книжка!»: направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии книг, на развитие литературной речи. Дети понимают, что, внимательно рассматривая книжные иллюстрации, можно узнать много интересного, а используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Центр «Дидактических игр» (игротека) решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Центр театрализованной деятельности: Содержание центра-

Различные виды театра: пальчиковый, плоскостной, театр масок и другие; наборы резиновых и деревянных игрушек к разным сказкам; ширма настольная; элементы костюмов и атрибуты для театрализации; созданные руками детей театральные афиши и билеты к разным спектаклям; альбом театральных терминов и литература с иллюстрированным материалом. Альбом с рисунками детей после просмотра спектаклей. Аудио и видео материалы.

Центр ППД и «Строительно - (конструктивный) центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность. Есть передвижной подиум, коврики – скрутки и схемы построек. Здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально.

Центр сюжетно-ролевой игры: в группе имеются специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Поликлиника», «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская».

В игровом центре «Поликлиника» собраны разнообразные материалы: коробочки, фонендоскоп, шприцы, градусник, микроскоп, медицинские банки и медицинский халат. Все это помогает формировать представление об окружающей среде у детей.

В центре «Кухня» собраны игрушки, наборы крупной и мелкой игрушечной посуды, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

Центр «Магазин» оснащен разнообразными материалами: прилавок, фартуки для продавцов, муляжи овощей и фруктов, молочные продукты, кондитерские продукты, баночки кофе, чая, рыбные продукты, связки лука, лимонов, яблок, счеты, корзинки. Эти игрушки и муляжи доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

Центр «Мы познаем мир»: способствует развитию познавательно-исследовательской деятельности; формируется стремление к освоению нового, воспитывается стремление к соучастию в деятельности взрослых по защите природных объектов, заботе о природном окружении.

Центр экспериментирования:

Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников.

Центр музыки «Домисолька» : Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Атрибуты центра помогают воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативности.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия - «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в одиночестве, он может уединиться за ширмой или полежать на мягких матах, которые мы поместили за штору.

Орлова Екатерина Алексеевна

Рабочая программа группы разработана на основе Адаптированной коррекционно-развивающей программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 113 комбинированного вида Невского района Санкт - Петербурга, а так же примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Воспитатель: Орлова Е.А., педагогический стаж 12 лет
Характеристика детей: общее количество детей 18, с тяжелыми речевыми диагнозами, возраст 4-5 лет, средняя группа (10- мальчиков, 8- девочек). 13 детей из полных семей, 5 ребенка имеют неполную семью.
Анализ предметно пространственной среды
В логопедической группе № 2 проведен анализ предметно -пространственной среды, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1115 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», в частности раздел II. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования «О проведении внутреннего мониторинга по исполнению в ГБДОУ «Дорожной карты Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», разделы «Создание образовательного пространства содержательно - насыщенными средствами (в том числе техническими) и материалами обучения и воспитания в соответствии с ФГОС и «Создание моделей образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями на основе ФГОС ДО», анализ предметно- пространственной среды.
Информация и сведения по изучению и анализу предметно -пространственной среды логопедической группы №2 была сформирована из следующих показателей :
  1. БЕЗОПАСНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ (ГРУППЕ).

Материалы и оборудование представленные в логопедической группе №2 воспитателем Орловой Е.А оптимально насыщены, целостны, многофункциональные, трансформирующиеся, и изменяющие среду гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие. Общаясь с детьми, педагог всегда выбирает позицию «глаза на одном уровне», тепло обращается с детьми, осуществляя тактильный контакт (обнимает, гладит по голове). Старается строить эмоционально насыщенное, содержательное общение с детьми во всех сферах деятельности. Внимательно и чутко относится к жалобам детей, используя в общении доступные детям средства коммуникации. Развивающая предметно - пространственная среда, созданная в группе, обеспечивает личностно - ориентированное воспитание и социально - эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражая осознанно - правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность, где Орлова Е.А собственным поведением демонстрирует уважительное отношение ко всем детям.
В группе преобладает атмосфера уважения взрослых к человеческому достоинству детей, формированию и поддержке их положительной самооценки, уверенности в собственных индивидуальных возможностях и способностях. Дети в группе раскованы, положительно доброжелательно настроены друг к другу в разных видах деятельности и режимных моментах. Окружены любовью и вниманием ко всем своим нуждам и потребностям, защищены от всех форм физического и психического насилия.
В своей работе Екатерина Алексеевна опирается на поддержку родителей в воспитании детей, единстве требований по охране и укреплении их физического и психического здоровья, умению сопереживать друг другу, радоваться успехам своих близких и других детей. Проводит совместные мероприятия с родителями и детьми.
Созданная в группе и на участке развивающая предметно - пространственная среда ориентирована на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организации разнообразной игровой деятельности, эффективную организацию совместной (воспитателя и детей) и самостоятельной деятельности детей. Оборудование в группе современное, эстетичное, безопасное из здоровьесберегающих материалов (с наличием сертификатов). Это и разные строители, игры пособия, развивающие познавательную творческую активность всех воспитанников.

Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы с учетом детского восприятия. Вся мебель промаркирована в соответствии с ростом детей и соответствует их возрасту. В группе созданы условия социально- психологической комфортности и безопасности воспитательно-образовательной среды для педагогов, воспитанников и их родителей.
Созданная в группе обстановка, с уголками уединения, успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон и положительно влияет на нервную систему ребенка. Пространство группы разделено на отдельные подпространства, структурированные в определенном порядке, они отличаются индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающей среды группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться, обеспечивают освоение детьми таких видов деятельности как познавательно - исследовательская, игровая, конструктивная, театрализованная, формирование у них соответствующих возрасту умений и навыков. Такая планировка позволяет детям чувствовать себя в группе более комфортно, а воспитателю эффективно проводить индивидуальную совместную деятельность или деятельность в малых подгруппах. Все игры, пособия ярко, эстетично оформлены. Каждый ребенок может найти в группе свой «личный» уголок (свое любимое место), свою территорию.

В группе оборудованы уголки уединения «шептунчики».
Планировка и оборудование группы часто меняется в течение года вслед за изменениями индивидуальных интересов детей и уровня развития каждого ребенка. Организация помещения рассматривается как весьма важное средство обучения и воспитания, которое эффективно только тогда, когда оно точно соответствует особенностям детей, их интересам в данный момент. Все имеющиеся в группе материалы находятся в распоряжении детей. Любой ребенок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать для реализации им собственных планов и идей. Имеется свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, материалам, обеспечивающим все основные виды детской
активности.

Много игр и пособий сделано Екатериной Алексеевной (это игры многофункциональные, игры - задания, дидактические, подвижные, развивающие, игры математического содержания).
При создании предметно - развивающей среды Екатерина Алексеевна руководствовалась следующими принципами:
Принцип полифункциональности среды: предметно - пространственная среда открывает в группе множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле являясь многофункциональной. С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно условно разделено на 3 части:
- зону для спокойной деятельности;
- зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п);
- рабочую зону.
Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской деятельности.

Принцип трансформируемости среды связано с ее полифункциональностью - это возможности изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, в зависимости от образовательной ситуации. Это может быть и деятельность за столами и игровая ситуация с использованием любого уголка и оборудования в группе.

Принцип интеграции образовательных областей: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей.
Изобразительные материалы, расположенные в «уголке(центре) изобразительной деятельности» могут использоваться детьми для создания художественно - творческих работ (реализация содержания образовательной области «Художественное - эстетическое развитие»); для детского экспериментирования с красками, бумагой, классификация для выкладывания из карандашей схематических и геометрических изображений (реализация содержания образовательной области «Познание»), для общения по поводу изобразительных материалов, художественного замысла содержания рисунка или поделки (реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»).

Принцип вариативности
В группе заложена возможность изменения среды в соответствии со вкусами и настроениями детей, также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора).
Комплексное оснащение воспитательно - образовательного процесса в группе обеспечивает возможность:
- организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непрерывной образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного учреждения.
Спроектированная предметно - пространственная среда позволяет реализовать примерную основную образовательную программу дошкольного образования в полном объеме.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Организация развивающей предметно - пространственной среды содержательно насыщена и соответствует возрастным особенностям детей средней группы и Программе, реализуемой в дошкольном учреждении. Для успешной реализации работа проводится в тесном контакте со всеми педагогами и специалистами ГБДОУ: психологом, врачом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, вторым воспитателем, физкультурным и музыкальным руководителями. Предметная развивающая среда группы соответствует требованиям ФГОС, СанПиН 2.41.1049-13, специфики воспитания и обучения детей с нарушениями речи и подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей: по социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию. НОД проводится небольшими подгруппами по времени, соответствующему возрасту детей и СанПиН 2.41.3049-13. Задания даются сразу всем детям, но учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Материалы и оборудование для одной образовательной области используются и в ходе реализации других областей. Предметно -развивающая среда группы способствует реализации основных направлений развития детей: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Екатерина Алексеевна организовала предметно-развивающие пространства в группе с учетом основных направлений развития ребенка-дошкольника, где можно организовывать с НОД режимные моменты и самостоятельную деятельность детей:

Направления
развития ребенка
Развивающие центры (уголки, зоны)

Речевое развитие
Логопедический уголок, который содержит
игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма;


Социально-коммуникативное развитие
уголок сюжетно-ролевой игры;
уголок ряженья;
театрализованный уголок;
уголок «уединения» («шептунчики»);
уголок безопасности и здоровья;

Познавательное развитие
книжный уголок;
уголок «Мой любимый город»;
уголок экспериментирования;
уголок природы;
уголок «Юный математик»;
уголок строительно-конструктивных игр

Художественно-эстетическое развитие
уголок изо деятельности, где размещают материалы по ознакомлению с искусством, материалы для детской изобразительной деятельности;
музыкальный уголок;
Физическое развитие физкультурный уголок

В группе созданы уголки и оформлено панно, где педагог отражает все изучаемые лексические темы. Материал меняется в зависимости от времени года и темы проекта. Это позволяет поддерживать познавательный интерес детей к изучаемой теме.
Уголок речевого развития служит для реализации речевых программ. Он оснащён маленькими настольными зеркалами для проведения артикуляционной и мимических гимнастик и самоконтроля при закреплении поставленных звуков. Екатерина Алексеевна создала много пособий на развитие дыхания («веселые бабочки», «забавные пушинки»), мелкой моторики («рисуем пальчиками», «кто спрятался?»), для развития фонематического слуха и связной речи («волшебный телевизор», «необычные предметы»), подобраны сюжетные картинки, схемы для составления описательных рассказов и пересказа.

Уголок сюжетно-ролевых игр и театрализации представлен наборами игр по разным темам. Все игры находятся в прозрачных контейнерах и имеют соответствующее обозначение. Здесь представлены различные виды театров (пальчиковый, «би-ба-бо», теневой, плоскостной, театр игрушек, настольный). Имеется уголок ряжения, что позволяет детям развивать свою фантазию и активизирует речевую активность при проигрывании диалогов, имеется мини-книжный уголок с подборкой книг по сказкам.

Уголок краеведения и патриотизма содержит игры по ознакомлению детей с родным городом, его историей и культурным наследием. Совместно с детьми изготовлены многие пособия «Угадай по тени», «Собери картинку», «Викторина по городу», различные коллажи по темам и т.д. С помощью родителей был изготовлен макет достопримечательностей города. В уголке присутствуют игры, позволяющие детям познакомится с историей развития многих знакомых вещей, национальными праздниками, флагами и гербами России и Санкт-Петербурга, в работе используется этнокалендарь, знакомящий с культурой других народов.

Уголок «Юный математик» представлен играми и самодельными пособиями на развитие и закрепление навыков счета, знание ориентировки на плоскости и в пространстве. Имеются пособия для ознакомления и закрепления умения ориентироваться во времени, математические пеналы, линейки, модели часов на каждого ребенка.

Уголок книги включает в себя книги по разным темам и направлениям: сказки, стихи, потешки, загадки, энциклопедии о животных, растениях, явлениях природы, исторические, музыкальные, объемные сказки. Так же в уголке оборудована сюжетная игра «мини-библиотека». Дети могут выбрать книгу по своему желанию и интересам. Систематически организуются тематические выставки. Все книги позволяют развивать свой познавательный интерес, способствуют развитию речевой активности и помогают получить новые знания. Есть любимые книги детей, принесенные на время в группу.

Уголок художественного творчества и ручного труда всегда активная зона, способствующая у детей с нарушениями речи развитию мелкой моторики, художественного вкуса. Изобразительные материалы используются детьми для создания творческих работ, для детского экспериментирования с красками, бумагой. Все детские работы выставляются на выставке.

Уголок экспериментирования и познания оснащен моделями для проведения опытов и экспериментов, альбомами на каждого ребенка для зарисовки опытов и необходимым оборудованием для экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, песочными часами, лупами. Содержание уголка постоянно обновляется.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Имеются авторские пособия (модели, мнемотаблицы, макеты по временам года). Материал периодически сменяется и обновляется в соответствии с лексической темой и временем года.

Строительный центр содержит разнообразный строительный материал, который хранится в прозрачных контейнерах, имеющих соответствующее изображение. Для построек имеются модели, схемы, фотографии, а для обыгрывания модели транспорта, людей, деревьев. На стене оформлено панно, которое знакомит детей с правилами безопасности на дороге, дорожными знаками, видами транспорта. Так же имеются различные виды специализированного транспорта, военная техника, игры по правилам дорожного движения.

Музыкальный уголок оснащен набором разработанных музыкально-дидактических игр (шумовые инструменты, музыкальная лесенка, картотеки на определение характера музыки). Подобраны диски с записями голосов природы, шумовыми эффектами, сказками, стихами, песенками из мультфильмов.
Грамотное, продуманное и организованное развивающее пространство группы позволяет в полной мере реализовать основную образовательную программу дошкольного образования ГБДОУ детского сада №113 компенсирующего вида Невского района.

  1. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Насыщенность групповой среды соответствует возрастным, индивидуальным, гендерным особенностям, возможностям детей и содержанию Программы.
В своей работе Орлова Екатерина Алексеевна учитывает постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» для учреждений компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо- физиологическим особенностям каждой возрастной группы. Весь режим дня построен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. Вся работа с детьми построена с учетом коррекционно-игровых моментов.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Закона РФ «Об образовании» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития воспитанников, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Все это учтено в работе.
Игровую деятельность детей подготовительной группы отличает многообразие игровых взаимодействий. Игровые действия выполняются ради смысла игры. Екатерина Алексеевна побуждает детей к планированию, которое воплощается в игре, учит ролевому диалогу.

В этом возрасте у детей уже накоплен опыт совместной со сверстниками деятельности, поэтому воспитатель поддерживает творческие инициативы детей, отражение впечатлений в продуктивных видах деятельности. Очень часто игры мальчиков и девочек носят перекрестный характер, поэтому Екатерина Алексеевна создала условия для формирования совместных игровых действий и воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. При создании предметно-развивающей среды учитывала гендерные особенности детей и обеспечила развивающую среду, как общим, так и специальным материалом:
для девочек: атрибуты и предметы заместители для развития творческого замысла в игре «дочки-матери», «хозяюшка», «маленькая модница»: украшения, кружевные накидки, банты, бусы, браслеты, сумочки и т.д.
для мальчиков: атрибуты и предметы-заместители для игр «на стройке», «моряки», «военные»: детали военной формы, предметы обмундирования рыцарей, богатырей, наборы инструментов.
Двигательная сфера воспитанников данной группы характеризуется позитивными изменениями мелкой моторики, но недостаточно развитой для детей с нарушениями речи. Поэтому в совместной деятельности часто используются обводки, различные виды штриховок доводя навыки детей до совершенства. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка с взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, с одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении с взрослым, с другой - очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого, поэтому воспитатель организует совместную деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить себя. В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - праздник, авария, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную так и подчиненную роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют ее указания). Екатерина Анатольевна учитывает и личные предпочтения и интересы детей и помогает организовать игровую и познавательную деятельность в соответствии с ними.

  1. УЧЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ, ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ.

Екатерина Анатольевна создала все условия для максимальной реализации образовательного потенциала пространства в группе с учетом особенностей и коррекции недостатков развития детей с нарушением речи. Зная педагогические и психологические особенности развития своих детей, Адаптированную рабочую программу Екатерина Алексеевна написала в контакте с учителем - логопедом с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей данной группы. Для грамотного учета образования детей с нарушением речи, в начале и в конце года в группе проводится педагогическая диагностика, которая необходима педагогу для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. С целью оценки индивидуального развития детей, или необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.
Это позволяет грамотно спланировать индивидуальную работу с детьми. Вместе со вторым воспитателем Екатерина Алексеевна обязательно участвует в написании характеристики на каждого ребенка для ПМПК, которое проводится в группе 2 раза в год с участием всех специалистов ДОУ, которые работают с детьми. На первом ПМПК зачитывается характеристика на ребенка с учетом освоения всех областей программы и определяется соответствие уровня развития детей возрастным ориентирам. Просматривается динамика индивидуального развития каждого ребенка. Группа делится на подгруппы. Выделяются дети группы риска и наблюдения. Активно участвуя в консилиуме, Екатерина Алексеевна, учитывая в работе все особенности своих детей и при проведении НОД, совместной с детьми деятельности или во время режимных моментов, проводит систематическую коррекционную работу с учетом особенностей развития, воспитания и обучения каждого ребенка с нарушением речи. Тяжелое нарушение речи детей обусловлено неврологическими нарушениями, в связи с этим в группе созданы: уголки уединения, дорожки здоровья, картотека игр для снятия эмоционального напряжения и подобрана музыка для проведения релаксации. В группе много гиперактивных детей. Учитывая эти особенности Екатерина Алексеевна планирует психолого - педагогическое сопровождение, с учетом особой исходной ситуации развития, учитывая рекомендации по воспитанию, развитию и обучению детей с особыми потребностями в коррекционной работе по заданиям логопеда, используя тетрадь взаимосвязи специалистов, где находятся игровые и речевые задания, применяет в своей работе здоровьесберегающие технологии и игровые приемы, направленные на чередование разных видов деятельности.
Работая в постоянном контакте с родителями, Екатерина Алексеевна включает их в образовательный процесс, дает рекомендации по вопросам воспитания, обучения и коррекции, рекомендует для родителей электронные сайты, где они могли бы найти нужную информацию. Все это помогает родителям лучше узнать своего ребенка и активно принимать участие в его жизни и жизни ДОУ.
Екатерина Алексеевна является лично ориентируемым практиком, с самостоятельными суждениями, достаточной доказательной аргументацией, использующей в работе аналитические навыки, диагностические методы и современные средства воспитания и обучения детей с нарушением речи, реализующая подход к детям с особыми потребностями и их родителям. Координирует свою деятельность в соответствии с социальным заказом общества.
В работе воспитателя прослеживается положительная динамика развития, воспитания и обучения детей с нарушением речи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

ВЫВОД: П роанализировав отмеченные показатели, можно сделать вывод о личном участии воспитателя Орловой Екатерины Алексеевны в проектировании и наполнении предметно- пространственной среды в группе №2. Созданная предметно-пространственная среда отражает возрастные, индивидуальные, гендерные особенности, содержание образовательных областей и другие особенности дошкольников с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.