Содержание в ср гр учусь говорить гербова. Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине «На поляне. Особенности работы с детьми на занятиях

Сентябрь – октябрь – ноябрь

Рекомендация читать детям каждый день остается в силе и в средней группе детского сада.

Многие песенки и потешки русского народа , авторские поэтические произведения являются удачным материалом для подвижных игр и импровизаций: «Зайчишка-трусишка…», «Гуси, вы, гуси…», «Дон! Дон! Дон!..» и др.

Перед тем как познакомить детей с песенкой «Дон! Дон! Дон!..», целесообразно напомнить им песенку «Тили-бом! Тили-бом!», в которой усилиями соседей удалось спасти кошкин дом. «В новой песенке кошкин дом сгорел. Попробуйте догадаться, почему это произошло?» – просит детей воспитатель.

«Все спешили, суетились, испугались», – говорят дети, и педагог подтверждает их ответ строчками из песенки: «Коза выскочила, глаза выпучила, залить не может»; «Бежит уточка с ковшом, но ковш уронила, воду-то разлила» и т. п.

Игру в прятки можно начать «Считалочкой» В. Витки (пер. с белор. И. Токмаковой).


Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди!
Как попрячемся – иди.

Перед дневным сном детям следует читать такие произведения, которые не заставляют их волноваться за судьбу героев, например: сказку «Война грибов с ягодами» в обр. В. Даля, «Заяц и еж» (из сказок братьев Гримм, немец., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака); главы из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (пер. с англ. Б. Заходера) и главы из книги А. Введенского «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке».

Убаюкать детей поможет потешка:


Лень-потягота,
Поди на Федота,
С Федота на Якова,
С Якова на всякого…

«Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сефа – веселое и мудрое произведение, помогает легко предотвратить любую конфликтную ситуацию, стоит лишь прочитать строчки: «Ах, не надо, ох, не надо ссориться по пустякам».

Дошкольникам полезно читать уже знакомые произведения из программного репертуара для детей 3–4 лет: Д. Лукич «Три плюшевые сказки» (пер. с сербохорват. Л. Яхнина), Б. Поттер «Ухти-Тухти» (пер. с англ. О. Образцовой), Й. Чапек (главы из книги «Приключения песика и кошечки», пер. с чешск. Г. Лукина), Г. Цыферов (главы из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»), С. Прокофьева (главы из книги «Машины сказки») и др.

Следует продолжать работу по приобщению детей к рассматриванию иллюстраций в книгах, начатую в младшем возрасте. Еженедельно в книжном уголке следует выставлять книги для рассматривания. Педагог должен восхищаться наблюдательностью детей, побуждая их описывать иллюстрации: «Догадайтесь, о чем книга. Расскажите, кому какой рисунок особенно понравился и почему». Позже он должен рассказать о том, что дети не заметили, описать рисунок, который им совсем не понравился, побуждая обратиться к книге еще раз.

Обязательно нужно рассматривать с детьми сборники русских народных песенок, например иллюстрированные Ю. Васнецовым, А. Елисеевым, В. Конашевичем; «Новую азбуку» Л. Толстого с рисунками А. Пахомова, М. Петрова, Т. Морковкина.

Удобны для рассматривания «Сказки в картинках» с рисунками Н. Шеварева, М. Меженинова и других художников.

После того как дети рассмотрели книгу и достаточно подробно описали содержание рисунков, важно объяснить им, почему именно эта книга заняла почетное место в книжном уголке. При этом обязательно следует назвать фамилию художника. Можно попросить детей обратиться за помощью в методический кабинет или к родителям с просьбой узнать, какие еще существуют книги с рисунками этого художника. В ходе работы с детьми следует обращать внимание на звукопроизношение; на то, что и как рассказывают дети, подсказывать им правильные формы слов, помогать без искажений строить предложения, бережно относиться к детским фантазиям.

Сентябрь

Занятие 1. Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?»
Цель. Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.
Ход занятия
«Весь год каждую неделю на занятиях по развитию речи мы будем учиться правильно и красиво говорить на родном русском языке, – начинает занятие воспитатель. – Как вы думаете, почему надо (и надо ли!) хорошо владеть родным языком?» Педагог выслушивает ответы детей и обобщает их: «Богатый запас слов, умение понятно для окружающих строить высказывания, доброжелательность речи – показатели культуры человека».

Продолжая беседу, педагог напоминает , что пока не все слова дети произносят правильно, без ошибок, а иногда им не хватает слов, чтобы о чем-то рассказать. «Давайте проверим, права ли я?» – предлагает воспитатель. Он показывает яркую мягкую игрушку, например, лису. Дети описывают ее.

«Молодцы, – хвалит их педагог, – замечательные слова вспомнили. Но я дополню ваше описание лисички. Мех у нее блестящий, разных цветов: светло-желтый, оранжевый, ярко-рыжий. Хвост лохматый, ушки торчком, белоснежные щечки, под шейкой – пушистая белая пелеринка».

Воспитатель предлагает вниманию детей рисунок с образцами тканей.

«Вашему вниманию предлагаются ткани для наволочек, пододеяльников, простыней, – объясняет педагог. – Кто какую ткань выбирает?»

Воспитатель помогает детям правильно охарактеризовать ткань. Подсказывает, как по-другому можно начать свой ответ: «Я хочу наволочку из ткани…», «Мне понравилась ткань…», «Думаю, что самая красивая ткань…» И так далее.

Педагог объясняет, что принято говорить простыня , а не простынь . Просит объяснить смысл слова пододеяльник .

Завершая занятие, педагог спрашивает у детей, убедились ли они в том, что нужно учиться правильно говорить по-русски.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки с и сь
Цель. Объяснить детям артикуляцию звука с , поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).
Ход занятия
«Живет-поживает Язычок в своем домике, – начинает занятие воспитатель. – А домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется».

Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик.

«Язычок очень любит петь разные песенки, – продолжает воспитатель. – Однажды он пел: „И-и-и“. Как он пел? Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: „И-и-и-и“. (Поют негромко.)

„С-с-с-с, – полилась из крана вода. – Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку“. „Хорошо“, – согласился Язычок и запел: „С-с-с-с“. (Произносится отрывисто.)

Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.

Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: „С-с-с“.

Давайте послушаем, как песня воды получается у Олега (у Саши). (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)

А теперь споем песенку все вместе.

Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.

Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Если петь песню воды медленно и отрывисто (вот так!), то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать.

Посмотрите: сейчас я буду петь песню воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась .)

Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски папиросной бумаги лежат на столах) и спойте песенку воды. Давайте посмотрим на полоску Димы, когда он поет песню (Кати, Оленьки…).

Отложите бумажки и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел: „Са-са-са“. Что запел Язычок? Потом: „Ся-ся-ся, ось-ось-ось“.


Су-су-су – ягоды в лесу,
Ус-ус-ус – на елке много бус».

Воспитатель читает русскую народную песенку «Сорока, сорока…»:


Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
На порог
скакала,
Гостей
скликала.
Гости
услыхали,
Быть обещали.
Гости – на двор,
Кашицу –
на стол.

Педагог повторяет песенку, побуждая детей договаривать слова со звуком с (выделены курсивом).


Затем предлагает детям загадку:
Скатерть бела весь свет одела.
(Снег)

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые плохо овладели произношением звуков с, сь , можно использовать соответствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малышей. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук с ».)

Занятие 3. Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка»
Цель. Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки , рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.
Ход занятия
Воспитатель ставит на стол спиной к детям неваляшку. Они просят хором и по одному (2–3 ребенка): «Неваляшка, повернись!» Воспитатель предлагает малышам позвать неваляшку иначе: «Неваляшка с большими синими глазами и длинными ресницами, повернись к нам!» (Хоровые и индивидуальные просьбы.)

Неваляшка поворачивается, дети рассматривают ее огромные синие глаза и длинные черные ресницы, обмениваются впечатлениями.

«Наша неваляшка очень красивая, – говорит педагог. – У нее большие синие глаза…» (длинные ресницы, румяные щеки ).

«Наша неваляшка не только красивая. Она нарядная, не правда ли?» – спрашивает педагог, переходя ко второй части описания. (Да, она нарядная: на ней яркое красное пальтишко с белыми пуговицами и красная шапочка с белым отворотом. )

«Наша неваляшка – веселая игрушка, – продолжает воспитатель. – Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Покажите как». Дети качаются и «звенят», как неваляшки.

Воспитатель дает образец описания куклы. Затем просит детей рассказать про неваляшку, подсказывая им план рассказа: «Наша неваляшка хороша собой. У нее… Наша неваляшка – нарядная кукла. На ней… Наша неваляшка – веселая игрушка…»

Педагог вызывает 2–3 ребят. Если ребенку нужна помощь, подсказывает исходную фразу, например: «Наша неваляшка – нарядная кукла. Продолжай…»

«Мы сегодня учились рассказывать, – напоминает детям педагог, – и очень хорошо рассказали про неваляшку. Она решила до конца дня погостить в нашей группе. Вдруг кто-то из вас порадует ее, рассказав о том, какая она красивая, нарядная и веселая».

Примечание . Перед сборами на прогулку педагог напоминает детям о том, что у неваляшки глаза синие-синие. «Про того, у кого синие глаза, часто говорят синеглазый. А вот Андрюша у нас черноглазый, Аленушка – сероглазая…»

Дети выясняют, у кого какие глаза. Это позволит избежать характерных ошибок: «Глаза немножко белые и немножко черные».

Занятие 4. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле
Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

Предварительная работа. Накануне во время прогулки «поискать» приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра».

Ход занятия
Педагог интересуется у детей, какое сейчас время года, с какого месяца начинается осень. «Начало осени – это ранняя осень, очень яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. Я прочитаю вам одно из них».

Читает стихотворение И. Бунина «Листопад» (2 раза).

«Согласитесь, – обращается к детям педагог, – так красиво можно рассказать об осенней природе только в поэтическом (стихотворном) произведении. Даже кукла, пришедшая к нам на занятие, замерла в немом восторге!»

Воспитатель объясняет, что неваляшка рассказала игрушкам о том , как порадовали ее дети, отметив ее красоту, описав ее одежду и музыкальность. Теперь обо всем этом хочется услышать и этой красавице кукле. «Порадуем ее? – спрашивает педагог. – Тогда начнем. И эта кукла очень красива. У нее… Кукла нарядная. У нее… Кукла не простая, а говорящая…»

Педагог просит кого-нибудь из детей рассказать о кукле. Объясняет, почему рассказ получился без повторов.

Воспитатель завершает занятие чтением стихотворения И. Бунина «Листопад».

Октябрь

Занятие 1. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»
Цель. Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.

Предварительная работа. Утром в уголок книги положить иллюстрированное издание сказки К. Чуковского «Телефон» (лучше с рисунками В. Сутеева).

Ход занятия
Воспитатель интересуется, заметили ли дети новую книгу, вспомнили ли, как она называется. Напоминает фамилию автора произведения. Просит вспомнить другие сказки К. Чуковского. Затем читает сказку «Телефон».

Педагог интересуется у детей, кому какой телефонный разговор кажется самым смешным. «Лично мне, – говорит воспитатель, подсказывая, как ответить на поставленный вопрос, – показалась смешной просьба свиньи и ответ автора:


– Нельзя ли прислать соловья?
Мы сегодня вдвоем
С соловьем
Чудесную песню
Споем.
– Нет, нет, соловей
Не поет для свиней!
Позови-ка ты лучше ворону!»

Педагог предлагает детям поиграть в телефон. Он сообщает, что сейчас звонок будет сделан с Диминого (Олиного, Сашиного и т.д.) телефона. Перед тем как заговорит ребенок, дети произносят: «Динь-ди-лень, динь-ди-лень».

«Алло! Вас слушают, – говорит воспитатель. – Это я, крокодил (медведь, носорог…)». Далее воспроизводится отрывок (если потребуется, с помощью взрослого).

Примечание. В эту игру следует играть и в последующие дни (в помещении, на улице), помогая детям запоминать и выразительно читать диалоги.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки з и зь
Цель. Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з , зь .
Ход занятия
Педагог просит детей вспомнить свистящую песенку воды, вытекающей из крана. Эту песенку дети исполняют все вместе и индивидуально.

«Сейчас слушайте особенно внимательно, – обращается воспитатель к детям и произносит звуки с (с-с-с-с-с) и з (з-з-з-з-з) . – Что вы услышали? Молодцы. Сумели услышать две похожие песенки, два звука, которые легко спутать. При их исполнении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звуки произносятся похоже, только звук з получается звонким.

З-з-з-з-з – эта звонкая песенка очень хорошо получается у комаров. Летом в вечернее время з-з-з-з-з слышится слева, справа, сзади, над головой».

Педагог предлагает поиграть. Одна группа дошкольников изображает комаров, которые поют то тихо, то громко, а остальные дети отмахиваются, отгоняют комаров. Затем ребята меняются ролями.

Путем индивидуального исполнения комариной песни (3–4 ответа) выбирается лучший певец – комар-солист.

Воспитатель продолжает: «В музыкальной комариной школе малыши-комары (их еще можно назвать иначе: вы – ребята, а они… (комарята ), вы – ребятишки, а они… (комаришки )) исполняют сложные песенки. Например:

За-за-за, зя-зя-зя – потерял я ферзя.

Кто что потерял? Ферзь – это… (шахматная фигура) . Значит, это шахматист потерял ферзя.

Зя-зя-зя, за-за-за – прилетела стрекоза. (Дети повторяют чистоговорку.)

Зю-зю-зю, зу-зу-зу – не дразните козу.

Почему не стоит дразнить это рогатое животное?»

Воспитатель дважды читает детям отрывок из стихотворения А. Прокофьева «На зеленой на лужайке»:


На
зеленой на лужайке
Заиграли
балалайки,
Загудела
дудочка,
Дудочка-погудочка.

Педагог просит назвать слова со звуками з, зь . Поясняет, что в стихотворении три слова начинаются с этого звука.

Воспитатель предлагает поиграть: «Я буду произносить слова. Когда услышите слово, начинающееся со звука з , хлопните в ладоши». Педагог произносит следующие слова: заяц, кролик, черника, земляника, зеленый, синий, сиреневый, заря-заряница – солнцева сестрица.

Воспитатель сообщает, сколько раз ошибся тот или иной ребенок. «В следующий раз будьте внимательнее», – советует педагог.

В заключение он читает четверостишие:


Заря-заряница,
Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.

Воспитатель просит детей понаблюдать, будет ли сегодня вечерняя заря-заряница.

Занятие 3. Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень»
Цель. Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.

Предварительная работа. Накануне выяснить, какие стихотворения помнят дети. Напомнить им стихотворения А. Барто (из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Мячик», «Кораблик»), русские народные песенки «Пошел котик на торжок…», «Огуречик, огуречик…», «Пальчик-мальчик…»

Ход занятия
Воспитатель сообщает детям о том, что знает теперь, какие стихи они помнят.

«Особенно приятно было слушать… – называет имена 3–4 детей. – Думаю, что и вам будет приятно послушать стихи в их исполнении».

Дети (2–3 ребенка) читают стихи (по своему выбору).

Воспитатель говорит детям, что знает русскую народную песенку, которую стоит запомнить, чтобы позже порадовать кого-нибудь из своих близких, «подарив» им чудесное стихотворение:


Тень-тень-потетень,
В огороде-то плетень.
В избе печка топится,
Бабушка торопится:
Она репу печет,
По тарелочкам кладет.
Кот к тарелке – скок!
Себе нос обжег.

«Тень-тень-потетень, в огороде-то плетень?» – спрашивает воспитатель, предлагая ребятам повторить эти строки с утвердительной интонацией (хоровой и 3–4 индивидуальных ответа).

«В избе печка топится? Бабушка торопится?» – интересуется педагог.

Затем читает первые шесть строчек и поясняет: «Если бабушка торопится и уже печеную репу по тарелочкам кладет , значит кто-то вот-вот придет обедать. Но первым прибежал… (кот ).


Кот к тарелке – скок!
Себе нос обжег».

Дети по очереди повторяют эти строки.

Педагог читает стихотворение полностью. Затем приглашает к себе ребенка, предложив ему выбрать сверстника на роль кота.

Первые две строчки произносят все дети. Далее текст читает вызванный ребенок, показывая как он раскладывает репу по тарелочкам (воображаемая ситуация). Другой ребенок, изображающий кота, прыгает к тарелке, трет обожженный нос и мяукает (обиженно или с негодованием).

Потом дети меняются ролями.

Если позволит время, можно еще раз разыграть сценку с участием других детей.

Занятие 4. Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов – описаний игрушек
Цель. Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу).
Ход занятия
Воспитатель напоминает, что ранняя осень миновала и заканчивается второй осенний месяц: «Изменяется погода, большие изменения происходят в природе. И в стихах про осень появилась грусть, Послушайте…»

Педагог читает стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало» (отрывок из романа «Евгений Онегин»), А. Плещеева «Осень наступила». Интересуется, кому какое стихотворение понравилось. Обещает прочитать их еще раз в конце занятия или на прогулке.

Воспитатель предлагает вниманию детей две разные по внешнему виду мягкие игрушки, например, двух чебурашек (кошечек, собак и т.п.).

«Сегодня мы продолжим учиться рассказывать об игрушках, – объясняет воспитатель. – Я буду рассказывать об одной, вы – о другой. Выбирайте игрушку. Начинаем работать. Мой чебурашка – очаровательная игрушка. У него большие мягкие ушки, красивые черные грустные глаза. А что вы расскажете о чебурашке?»

Дети, подражая педагогу, описывают свою игрушку.

«Мой чебурашка сшит из гладенького темно-коричневого меха, а его мордочка – из бежевого меха. А ваш чебурашка?

Мой чебурашка – такой трогательный, милый, что его хочется взять на руки и прижать к груди. А что вы можете сказать о своем чебурашке?»

«Вы замечательно работали, – говорит педагог и предлагает детям поменяться игрушками. – Я буду рассказывать про вашего чебурашку, а вы про моего. Итак…»

«Вот повезло нашим чебурашкам. Они так много интересного узнали и про себя, и друг про друга», – завершает педагог эту часть занятия.

Затем читает стихотворение, понравившееся большинству детей. Если при оценке стихотворений мнения детей разделились, следует прочитать оба произведения.

Ноябрь

Занятие 1. Чтение сказки «Три поросенка»
Цель. Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.
Ход занятия
«Сегодня я прочитаю вам сказку о трех поросятах. Эта английская сказка, а на русский язык ее перевел Сергей Михалков, – начинает занятие воспитатель. – Слушайте. Уму-разуму набирайтесь. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Педагог читает сказку.

«Итак, добры молодцы и красны девицы, чему-нибудь эта сказка вас научила?» – продолжает занятие педагог. Выслушивает ответы детей и обобщает их: «Лодырничать, надеясь, что что-то без труда получится, – плохая привычка. Воображать и хвалиться – тоже не годится. Вспомните, как перепугались поросята, удиравшие от волка: „От страха у них… (отнимались ноги ), каждая щетинка… (дрожала ), носы… (пересохли ). Да еще и визжали на весь лес“.

Воспитатель просит вспомнить, что в сказке говорится про волка. «С каким ревом ошпаренный волк вылетел из трубы? (С диким .) С крыши он… (скатился ). Сколько раз волк перекувырнулся через голову?» (Четыре .)

Если останется время, можно спеть вместе с детьми песенку Наф-Нафа:


Никакой на
свете зверь,
Хитрый
зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
Нет!

Примечание. С детьми, которые не различают звуки с и з , воспитатель повторяет песенку Наф-Нафа и просит назвать слова сначала с одним , потом с другим звуком (выделены курсивом).

Занятие 2. Звуковая культура речи: звук ц
Цель. Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц , ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям о том, что они учились различать похожие звукис, сь з, зь . «Сейчас я проверю, не путаете ли вы их. Будьте внимательны, – говорит педагог. – Киска ест сметану из миски. Какой звук слышите? (Звук с .)

„А недавно две газели позвонили и запели“ (Корней Чуковский „Телефон“), – педагог повторяет три последние слова и спрашивает: Какой звук встречается во всех этих словах?» (Звук з. )

Воспитатель хвалит детей за умение различать звуки на слух.

Затем спрашивает, любят ли дети загадки, и предлагает отгадать одну из них.


Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.
(Ножницы)

После того как дети отгадают загадку, воспитатель, слегка интонируя звук ц , произносит слова: кольца, концы, ножницы .

«Какой звук я выделила голосом? – спрашивает педагог. – Этот звук тоже важно научиться произносить правильно и четко. Сначала давайте поцокаем, как белки:„Ц-ц-ц-ц“ (хоровой и 3–4 индивидуальных ответа). А теперь позовем цыплят:„Цып-цып-цып“ . И насыплем им зернышек. Пусть клюют.

Цыплят заметила кошка Царапка. Как кошку зовут? „Сейчас я, – говорит Царапка, – цыплят цап-цап-цап “. Что сказала кошка? Скажите ей: „Царапка, не смей трогать и пугать цыплят!“ (Хоровой и индивидуальные ответы.) Царапка убежала. Цыплята ушли. Но появился мышонок. Сидит он, моет свою мордочку, моет без водицы и без мыльца, как мышонок из знакомой вам сказки:


А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца.

Из какой сказки этот мышонок? Кто эту замечательную сказку написал?»(Самуил Маршак. «Сказка об умном мышонке».)

Воспитатель просит повторить стихотворные строки так, чтобы в словах рыльце, водица, мыльце был слышен звук ц .

Затем педагог предлагает поиграть. «Я буду произносить слова. Когда вы услышите в слове звук ц , хлопните в ладоши. Цапля… цокает… ходит… цветок… растет… цветет… цирк… приехал… цифра… пятерка ». (Между словами воспитатель делает паузу, считая про себя до трех.)

Педагог называет детей, которые спешили с ответами и проиграли.

«В любой игре надо быть внимательнее, принимать решение самостоятельно, не ориентироваться на товарищей. Ведь у нас занятие, а это значит, что мы чему-то учимся, и возможны ошибки», – завершает занятие воспитатель.

Примечание. В свободное от занятий время можно предложить детям запомнить четверостишие (из чешской поэзии, пер. С. Маршака):


Знаешь буквы А, Бе, Це?
Сидит кошка на крыльце,
Шьет штанишки мужу,
Чтоб не мерз он в стужу.

Когда дети запомнят стихотворение , можно предложить им поиграть. Взрослый (или ребенок) произносит первую строчку, обращаясь к кому-либо из детей, а ребенок в ответ проговаривает остальные три строки стихотворения.

Для индивидуальной работы с детьми можно использовать:

Скороговорку: «Из соседнего колодца целый день водица льется»;

Загадки:


Девица в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)


Не зверь, не птица,
И нос, как спица.
(Комар)

Страницу из рабочей тетради «Уроки грамоты для малышей. Средняя группа» (М. Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук ц »).

Детям, которые нечетко произносят звук ц , можно предложить проговаривать звуки т и с сначала медленно, потом быстро, на одном выдохе, слитно.

Занятие 3. Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени
Цель. Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.
Ход занятия
Воспитатель утром, до занятия, вносит в группу картину и оставляет ее детям для самостоятельного рассматривания.

При рассматривании картины дети обмениваются впечатлениями, успевают заметить многие детали.

По просьбе педагога ребята придумывают, как можно назвать картину.

«Вы рассмотрели картину и уже, должно быть, решили, как она должна называться», – начинает занятие педагог.

Воспитатель выслушивает детей, корректирует их ответы, объясняет, что название картины не должно быть очень длинным, но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина.

Педагог одобряет такие названия: «Собака и ее щеночки», «Собачий двор», «Про собачек» и т.п.

Затем дает свое название: «Собака со щенятами». Поясняет, что можно сказатьсо щенками , а можно со щенятами .

«Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом – все о щенятах и, наконец, описать сам двор, – объясняет педагог. – Итак, внимание на собаку».

Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа. Затем он предлагает рассказать о щенках, задает уточняющие вопросы, исправляет ответы детей и т.п.

«А теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки», – подсказывает педагог. Он следит за тем, чтобы дети правильно обозначали пространственные ориентиры и уточняли, где это – там, тут (около, рядом, в, у и т. п.).

Затем воспитатель составляет рассказ по картине, а детей просит проследить, не будет ли в нем повторов: «Я постараюсь избежать их. Сначала я расскажу о собаке, потом – о щенках, а позже – о дворе».

Дети выслушивают рассказ педагога , затем рассказ ребенка (по желанию).

Педагог сообщает детям, что подходит к концу последний месяц осени – хмурый и дождливый ноябрь и что стихи об этом времени года совсем иные, чем о ранней осени.

Воспитатель читает стихотворение А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат…» (или стихотворение А. Кольцова «Дуют ветры…»). Если останется время, следует прочитать стихотворение А. Блока «Зайчик».

Занятие 4. Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»
Цель. Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.
Ход занятия
«На предыдущих занятиях мы учились составлять рассказы об игрушке, – напоминает воспитатель. – Давайте проверим, как это у вас получится без моих подсказок».

Педагог ставит перед детьми несколько игрушек: куклу, медвежонка, чебурашку и т. п.

«Не забыли, как мы рассказывали? – интересуется воспитатель. – Вспомните рассказ про неваляшку – красивую, нарядную, веселую игрушку».

Педагог по очереди вызывает детей, которые выбирают игрушки и составляют рассказы. Если какая-то игрушка окажется невостребованной, можно обратиться к ребенку примерно так: «А Хрюша так мечтал, чтобы про него рассказала Арина! Неужели откажешь ему?!»

«Осень подходит к концу. Холодно, дождливо. Но мы не горюем. Наслаждаемся дарами лета и осени. Пьем соки, компоты. Едим варенье, джемы. Кто какие соки любит?» – спрашивает воспитатель.

Выслушав ответы детей, уточняет: «Апельсиновый сок – из апельсинов, яблочный… (из яблок) , грушевый… персиковый… вишневый… сливовый…»

Варенье из черники… (черничное) , брусники… ежевики… малины… абрикосов…»

Примечание. Вне занятий полезно поиграть с детьми в игру «Кафе-мороженое». Воспитатель выбирает двоих детей на роли официантов и сообщает им и будущим посетителям кафе, что выбор мороженого, соков, джемов – самый разнообразный.

Педагог учит детей вежливым формам обращения к посетителям: «Вам мороженое? Шоколадное, сливочное, фруктовое? С джемом, с медом? С каким джемом? Если нужен сок, его продают рядом», и т.п.

Описание: Занятие по развитию речи в средней группе по программе В.В.Гербовой
Тема: Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк»
(обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, вызвать желание драматизировать отрывок из произведения.
Предварительная работа : Накануне в уголок книги на видное место следует поместить иллюстрированное издание сказки. Обратить внимание детей на героев сказки, на то что они делают, на их мимику.
Оборудование: Сундучок, книги – сказки, презентация – иллюстрации, атрибуты лисы и волка.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы пойдем в гости к сказкам. А что же это за сундучок? Воспитатель вместе с детьми подходит к сундучку. – Что же здесь? Сказка! А какая же это сказка?
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Дети: Курочка Ряба
Воспитатель: Молодцы, правильно! Давайте посмотрим, что же здесь еще?
Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик - ...
Дети: Теремок.
Воспитатель : Молодцы! Как много книжек спрятались в сундучке! А это какая сказка?
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь -
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел?
Дети: Волк и козлята.
Воспитатель: Молодцы, дети! А эту сказку я вам еще не читала. „Лисичка-сестричка и волк“ - русская народная сказка о диких животных. Сейчас устраивайтесь поудобнее. Я прочитаю вам эту сказку.
(Чтение сказки с показом презентации – картинки)
Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

–Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.
Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она и не шелохнётся, лежит себе, как мёртвая.
– Будет подарок жене, – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Выбросила всю рыбу и сама спрыгнула.
– Ну, старуха, – говорит дед, – посмотри, что я тебе привёз! Полный воз рыбы и воротник на шубу!
– Где?
– Там, на возу – и рыба и воротник.
Подошла баба к возу, искала-искала, ничего там не нашла и давай ругать мужа:
– Где воротник?? Где рыба?! Ах ты!.. Такой-сякой!!
Тут дед смекнул, что лисичка - то была не мёртвая, погоревал, погоревал, да делать-то нечего.
А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. К ней подходит волк:
– Здравствуй, кумушка!
– Здравствуй, куманёк!
– Дай мне рыбки!
– Налови сам, да и ешь.
– А я не умею.
– Эка, ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба-то сама на хвост и нацепляется. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.
Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь, а дело было зимою. Уж он сидел-сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было.
"Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!" – думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
– Волк, волк! Бейте его! Бейте его! Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало.
Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
"Хорошо же, – думает, – уж я тебе отплачу, кумушка!" А лисичка-сестричка, покушав рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась вся и бежит. А волк ей навстречу:
– Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!
– Эх, куманек, – говорит лисичка-сестричка, – тебя-то до крови, а у меня и мозги наружу. Меня больней твоего побили, я насилу плетусь.
– И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти. Садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он её и повёз. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
– Битый небитого везет, битый небитого везёт.
– Что ты, кумушка, говоришь?
– Я, куманек, говорю: битый битого везёт.
– Так, кумушка, так!...
Картинки для презентации:

Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Вопросы к детям:
Кто главные герои сказки?
Кто вам понравился больше лиса или волк?
Какого героя сказки можно пожалеть?
Как ласково называет лису волк?
А как называет ласково лиса волка?
Образцы ответов детей:
Лисичка-сестричка:
хитрая плутовка, обманщица, жадная, безжалостная, кумушка.
Волк: доверчивый, глупый, куманек.
Мимическая гимнастика под музыку (движения лисички) музыка Н. В. Лысенко «Танец лисички»
Воспитатель : Молодцы, лисичку правильно изобразили.
Воспитатель : Давайте разыграем сценку - беседу лисы с волком.
Воспитатель вызывает исполнителей на эти роли, одевает атрибуты- шапочки)
Воспитатель : Едет лиса на волке (один ребенок держится за другого) да потихоньку и приговаривает…
Лиса. Битый небитого везет, битый небитого везет!
Волк. Что ты, лисонька, говоришь?
Лиса. А я, волчок, говорю: битый битого везет.
Волк. Так, лисонька, так.
Воспитатель: Довез волк лису до ее норы, соскочила она, спряталась в нору, а сама над волком…
Дети: посмеивается.
Отрывок разыгрывается еще раз с участием других исполнителей.
Итог: Что же плохого сделала лиса, ребята? Правильно, она обманула волка. Как же можно ее назвать? Обманщица. А разве правильно она сделала? Нет! Обманывать нельзя! Сказка учит отличать добро от зла.
Заканчиваем занятие считалкой:
Будем пальчики считать, будем сказки называть Рукавичка,
Теремок, Колобок – румяный бок. Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят – этим сказкам каждый рад!

Наталья Голикова
Перспективное планирование по развитию речи (средняя группа) В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»

Дата Тема непосредственно – образовательной деятельности.

Формы работы Програмные задачи

Материал Педагогические техологии Методическое обеспечение

1 «Надо ли учиться говорить?» . Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по коммуникации.

Гербова «Развитие речи в детском саду » стр. 27

2 Звуковая культура речи : звуки с и сь.

Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи ) . Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

3 Обучение рассказыванию : «Наша неваляшка» .

Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказать о ней при минимальной помощи педагога.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

4 Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад» . Составление рассказа о кукле.

Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением об ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух Гербова «Развитие речи в детском саду »

5 Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» .

Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

6 Звуковая культура речи : звуки з и зь.

Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах) ; учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь. Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

7 Заучивание русской народной песенки «Тень-тень- потетень» .

стихотворений об

осени. Составление

рассказов – описаний

Приобщать детей к восприятию поэтической речи . Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагога) .

Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

9 Чтение сказки «Три поросенка» Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова, помочь понять ее смысл и выделять слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

10 Звуковая культура речи : звук ц Упражнять детей в произнесении звука ц . Совершенствовать интонационную выразительность речи . Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

11 Рассказывание по картине «Собака со щенятами» . Чтение стихов о поздней осени.

Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

12 Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?» Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии. Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

13 Чтение детям русской

народной сказки

«Лисичка-сестричка и

волк». Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

14 Чтение и заучивание стихотворений о зиме Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения. Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

15 Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!» Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Обучать умению придумывать название картине. Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

16 Звуковая культура речи : звук ш Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированного, в словах, в слогах) ; различать слова со звуком ш.

Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

17 «Чтение детям русской народной сказки «Зимовье» .

Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (обр. И. Соколова- Микитова) .

Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

18 Звуковая культура речи : звук ж Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в словах, в слогах) ; в умении определять слова со звуком ж.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

19 Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины. Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

20 Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что нужно придумать» . Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь запомнить новое стихотворение.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

21 «Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе» Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе» . Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

22 Звуковая культура речи : звук ч Упражнять детей в правильном произнесении звука ч

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

23 Составление рассказов по картине «На полянке» Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.

Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

24 Урок вежливости. Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал. Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

25 «Готовимся встречать весну и Международный женский день» .

Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна» . Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником. Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

26 Звуковая культура речи : звуки щ - ч Упражнять детей в четком произнесении звука щ и дифференциации звуков щ - ч

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

27 «Русские сказки» (мини-викгорина) . Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» ». Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» .

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

28 Составление рассказа по картине. Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину. Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

29 «Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича - Длинный нос и про Мохнатого Мишу - Короткий хвост».

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

30 Звуковая культура речи : звуки л, ль

Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука л .

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

31 Обучению рассказыванию : работа с картиной –матрицей и раздаточными картинками. Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление .

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

32 Заучивание стихотворения. Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок» .Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить»

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

33 День победы. Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы» ».

Диференцированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

34 Звуковая культура речи : звуки р, рь Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах) .

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

35 Прощаемся с подготовишками. Оказать внимание детям, которые покидают детский сад , пожелать им доброго пути.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

36 Литературный калейдоскоп. Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.

Личностно ориентированный В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду »

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 4–5 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Валентина Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе детского сада
Планы занятий

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой "Развитие речи в детском саду", "Приобщение детей к художественной литературе" (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада", написанное в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей пятого года жизни

В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т. д.), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.

Детей учат использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные ; группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя).

Словарь дошкольников пополняется за счет слов, отражающих взаимоотношения между людьми.

Дети начинают использовать в речи названия воинских профессий: моряки, пограничники, летчики и т. д.

Овладевая словарным составом языка, дети усваивают и его грамматический строй. На пятом году жизни дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.

В речи детей данного возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными предложениями, как бессоюзными, так и с союзами а, и , а также сложноподчиненными предложениями (как правило, с придаточными дополнительными и придаточными времени). Возрастает количество сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Вместе с тем, высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, дети затрудняются одновременно следить и за грамматической формой их изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании простых предложений, входящих в состав сложного.

Программа предусматривает обучение детей пятого года жизни умению пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим. Решение этих задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.

Требования программы по обучению четырехлетних детей разговорной (диалогической) речи сводятся к формированию у них умения слушать и понимать обращенную к ним речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно следует воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность – качества, необходимые человеку в общении с окружающими.

Воспитатель должен учить детей понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.

Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию. Ребят учат составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину, используя раздаточные картинки, конкретизирующие заданную педагогом тему (встречи на лесной полянке, на морском дне и т.д.).

Звуковая сторона речи детей 4–5 лет также отличается некоторыми особенностями: с одной стороны, у дошкольников развита восприимчивость к звукам чужой речи, с другой – недостаточно сформирована способность осознавать дефекты собственного произношения, характерно несовершенство моторики артикуляционного аппарата.

Воспитание звуковой культуры речи у детей этого возраста сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих и сонорных. Наряду с решением названных задач необходимо также воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова, ставить в них ударение, совершенствовать речевое дыхание.

Особая программная задача – приобщение детей к художественной литературе. В программе литература выделена в самостоятельный раздел, вне привязки к развитию речи. Художественное произведение рассматривается как самоценность. Детям необходимо читать каждый день, формируя у них интерес к чтению. Следует продолжать учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений.

Особенности работы с детьми на занятиях

В системе дошкольного воспитания ведущим средством развития речи детей является обучение. Обучение на занятиях позволяет дошкольникам освоить наиболее сложный программный материал, обеспечивает формирование необходимых речевых умений, которые затем совершенствуются вне занятий. Специальные занятия по развитию речи детей в средней группе проводятся еженедельно.

К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако для детей данного возраста все еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональность и, как следствие этого, быстрое снижение работоспособности.

Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картине; заучивании стихотворений). Однако задания на повторение материала воспитатель должен предлагать детям так, чтобы они воспринимались ими как нужные и привлекательные.

На занятиях по развитию речи ребенку приходится говорить самому, слушать пояснения педагога и ответы товарищей, но у четырехлетних детей умения рассказывать (высказываться) и слушать сверстников лишь формируются. Воспитатель должен учитывать это обстоятельство при проведении занятий.

Юлия Вожаченко
Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине «На поляне»

Цель. Помогать детям, рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать формировать умение придумывать название картине .

Программные задачи :

Формировать умение составления описательного рассказа .

Развивать воображение и память, мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие , социально-коммуникативное развитие , физическое развитие , художественно-эстетическое развитие , познавательное развитие » Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Форма проведения : игра. Методические приемы : рассматривание картины , беседа, игра.

Материалы и оборудование : картина , элементы картины , фломастеры. Ход занятия

«Когда на улице холодно, хмуро или слякотно, так хочется, чтобы скорее наступило лето, – начинает занятие воспитатель . – Так хочется оказаться на опушке леса у реки, как вот эта семья».

Педагог показывает детям картину , дает возможность обменяться впечатлениями. Затем напоминает : чтобы составить красивый рассказ по картине , надо рассматривать ее… (в определенной последовательности) .

«Сначала давайте рассмотрим , что происходит около палатки. Симпатичная мама в белой шляпе и ее очаровательная дочка, сидя на покрывале и кушают арбуз. Два мальчика расположились на зеленой травке также кушают арбуз. Папа большим ножом режет арбуз на дольки, на картине мы видим расположены бананы, яблоки, персики они лежат в красивой корзине. Итак, эту часть картины под названием „Около палатки“ мы рассмотрели . Остается кому-нибудь из вас объединить все сказанное в рассказ ».

Воспитатель выслушивает рассказ одного-двух детей .

«Теперь рассмотрим , что происходит недалеко от палатки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину и рассказать о том , как красиво вокруг. Рядом речка и опушка леса с березками и маленькими елочками. Зеленая травка. Кругом цветут мелкие яркие цветочки.

Физминутка :

В понедельник я купался, Изображаем плавание.

А во вторник –рисовал. Изображаем рисование.

В среду долго умывался, Умываемся.

А в четверг в футбол играл. Бег на месте.

В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте.

Очень долго танцевал.

Хлопки в ладоши. А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки

Целый день я отдыхал. под щеку - засыпают.

«А теперь давайте составим рассказ о всей картине , – говорит воспитатель. – Выдался хороший теплый день. Ребята кто из Вас может продолжить рассказ . Ребята, какой интересный у Вас получился рассказ . А теперь ребята я Вам предлагаю отправиться за столы и выбрать центры, кто, чем будет заниматься, центр конструирование будем делать палатки, центр художественно-эстетический лепка фруктов изображенных на картине , сбор разрезной картины . Рассмотрение продуктов деятельности детей. Ребята давайте сформулируем предложениями, чем одна картина отличается от другой. Воспитатель : Ребята, что мы сегодня делали? Какой рассказ мы составили ? Вам понравилось, чем мы занимались?

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» Цель: учить составлять небольшой рассказ (из – 2-3 предложений, отражающий содержание картины, учить подбирать определения к словам «снег»,.