Конспект занятия по рождеству в детском саду. Конспект занятия в старшей группе детского сада с использованием ИКТ на тему: Рождество. художественно - эстетическому развитию

Конспект занятия «Рождество Христово»

Цель :

Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей личности. Приобщать детей к русской народной культуре, народным традициям.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Воспитывать желание изучать русский народный фольклор: колядки, потешки.

Развивать нравственные и эстетические качества.

Развивать коммуникабельность.

Задачи :

Познакомить детей с евангельской историей Рождества Христова ;

Расширять и углублять возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов;

Привлечь внимание детей к христианским традициям ;

Воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа.

Предварительная работа :

Посещение церкви; ознакомление с иконами « Рождество Христово » ; картинами великих художников, которые повествуют о Рождестве ; чтение. Евангелие для малышей, сборника рождественских рассказов , стихов, колядок и песнопений; заучивание стихотворений.

Материал : проектор; экран; компьютер.

Ход мероприятия:

Воспитатель :

СЛАЙД 1

Сегодня будет Рождество ,

Весь город в ожиданье тайны,

Он дремлет в инее хрустальном

И ждёт : свершится волшебство.

М. Ю. Лермонтов

Вопросы к детям.

Ребята, скажите пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения ?

Что происходит в этот день?

А почему поздравляют в этот день именно вас?

А кто знает, что такое Рождество Христово ?

Когда его празднуют?

Воспитатель :

СЛАЙД 2

- Рождество в нашей стране празднуют7 января.

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира .

Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос .

Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения ?

СЛАЙД 3

Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида.

Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей : «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами» . Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего , которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира.

СЛАЙД 4

В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. Для этой цели он приказал всем жителям явиться в то место, где они родились. Иосиф и Мария жили в городе Назарете, но приписаны были, как и все потомки царя Давида к городу Вифлеему. Туда-то им и пришлось отправиться.

СЛАЙД 5

Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега.

Наступила ночь, и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В ней скрывались в непогоду местные пастухи со своими отарами.

СЛАЙД 6

И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос .

Мария спеленала Божественного Младенца в свой подол и положила Его в ясли - кормушку для скота.

ПЕСНЯ

Звёздочки ярко сияли

Над Вифлеемской землей,

В поле стада мирно спали –

Всюду был мир и покой.

Припев:

Хвалу я пою ему одному, –

Христу моему.

(припев повторяется 2 раза).

Ангелы в свете небесном

Славу слагали Христу,

Но а в домах было тесно,

И он родился в хлеву.

Припев:

Младенец Иисус рождён был в ту ночь,

Чтоб людям страдающим в мире помочь.

Хвалу я пою ему одному, –

Христу моему.

(припев повторяется 2 раза).

В маленьком детском сердечке,

О, поселись, Иисус.

Ты пастырь мой, я овечка

В небе с тобой быть стремлюсь.

Припев:

Младенец Иисус рождён был в ту ночь,

Чтоб людям страдающим в мире помочь.

Хвалу я пою ему одному, –

Христу моему.

Младенец Иисус рождён был в ту ночь,

Чтоб людям страдающим в мире помочь.

Хвалу я пою ему одному, –

Христу моему.

Хвалу я пою ему одному, –

Христу моему.

СЛАЙД 7.

Той ночью неподалеку местные пастухи, охраняли свои стада. Вдруг перед ними явился белоснежный сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел успокоил их и сказал : «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель! Он лежит спеленатый в яслях». В тот же миг пастухи увидели многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Всё вокруг засияло и озарилось необыкновенным, божественным светом.

СЛАЙД 8

Когда же ангелы исчезли, пастухи тотчас же отправились в пещеру, чтобы увидеть первыми Сына Божьего и поклониться Ему до земли. Они рассказали Иосифу и Пречистой Деве о дивном видении.

СЛАЙД 9

Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.

СЛАЙД 10

Второй вестью о появлении на свет Сына Божьего была новая яркая звезда, которая засияла на небе в момент Его рождения .

Увидели ее трое восточных мудрецов (их называли волхвами) .

Волхвы знали, что в скором времени должен родиться Царь Иудейский, Мудрецы даже предположить не могли, что будущий Царь родился не во дворце, а в холодной пещере, и решили отправиться в столицу – Иерусалим, прямо во дворец царя Ирода, чтобы поклониться Божественному Младенцу.

Волхвы оседлали верблюдов и отправились в путь, а чудесная путеводная звезда указывала им дорогу.

Физкультминутка :

Море синее в волнах, (двумя руками показываем волны)

И ракушки на песках, (присели, погладили ладошками песок)

Рыбки плавают в воде, (встали, сложили ладони и показали плавающих

рыбок)

Птенчики сидят в гнезде. (присели, руки под подбородок)

Ярко звездочки горят - (встали, подняли руки вверх, «померцали» пальцами

(все пальцы свели и резко развели)

Нам о Боге говорят. (указательным пальцем показали на небо)

СЛАЙД 11

И привела их звезда к дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары - золото, ладан и смирну».

Ладан и смирна - это благовония, которые в то время ценились очень дорого.

На Рождество принято наряжать ёлочку. А вы знаете, почему? (Ответы детей).

Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А ёлочка ведь и зимой и летом остаётся зелёной. Вот она и загрустила, что нечем порадовать ей Младенца. Но тут с небес упала яркая звёздочка, рассыпалась на сверкающие осколки, и они заблестели у ёлочки на ветвях, как дорогое украшение.

Отчего, ты ёлочка, грустна?

Ты зимой и летом зелена!

Я грущу, что нету у меня обновы,

И мне не в чем встретить Рождество Христово!

Вся природа славит рождение Христа! –

Вдруг с небес упала яркая звезда.

Вспыхнула, рассыпалась на мелкие осколки,

И они сверкнули на ветвях у ёлки.

Засмеялась ёлочка:

Вот и я готова

Встретить с Божьим миром

Рождество Христово!

СЛАЙД 12

Вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф снова поселились в городе Назарете.

Вот так, от Рождества Христова началась новая эра человечества - наша эра.

ПЕСНЯ

1. На лошадках в санках едем мы зимой
И на сердце сладко по пути домой,
Колокольчик звонко под дугой звенит
И лошадка резво, быстро по полю бежит.

Рождество, Рождество, вот и Рождество
Пусть звучит благая весть
Всюду, всюду, где мы есть
Рождество, Рождество это торжество
Сердце радостно поёт,
Потому что Рождество.

2. Светлая дорога, колокол звенит
О Христе рождённом миру говорит
В небе загорелась яркая звезда
Это радость, это счастье – праздник навсегда.

СЛАЙД 13

Праздник Рождества любят взрослые и дети.

7 января в Рождество Христово , уже после праздничной службы в церкви, начиналось веселие. Каждый день люди гуляли возле своих деревень, пели песни, наряжались в диковинные костюмы. А ещё в эти дни принято было попрошайничать под окнами, исполняя специальные песни, которые назывались колядками. Люди радовались, если к ним заходили колядовщики, ведь это считалось хорошей приметой. И гостей старались угостить пряниками или пирогами.

А давайте и мы сейчас устроим весёлый карнавал и пойдём колядовать. У нас тут и костюмы припасены!

Одевайтесь, наряжайтесь,

Возле ёлки собирайтесь!

Мы зовём с собою всех!

Будет музыка и смех!

Дети отправляются колядовать.

Коляда

Глубже в небе синева,

Ярче вспыхнула звезда.

Приходила Коляда

Накануне Рождества.

По сугробам снеговым

Шла, смеясь и веселясь,

И к знакомым и чужим

Под окошками стучась.

А за старой Колядой

Колядовщики пришли,

Встали шумною толпой,

Песню звонко повели:

***

Здравствуйте, хозяева!

Позвольте к вам войти.

Года нового начало

На колядки нас собрало

За окном зима сурова

Пусть согреет сердце слово!

Всем, всем, посеваем

С рождеством всех поздравляем!

***

Мы ходили, мы искали

Коляду святую.

По всем дворам, по проулочкам.

А нашлась коляда

Да у вашего двора!

***

Хозяин с хозяйкой,

Будьте здоровы!

Живите без бед

Много-много лет!

Коляда-Коляда

Приходила Коляда

Накануне Рождества.

Не подашь коляду –

Я корову уведу

А подашь коляду –

Друга приведу!

Вот орешки – для потешки.

А серебро – чтоб в доме водилось добро.

Коляда, коляда,

Отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь, хоть пятак,

Не уйдем из дома так!

А можно и монетку,

Не жалейте ничего

Накануне Рождество !

Ведущая : А не поиграть ли нам в игры-забавы?

Игра «Кто больше?»

Ведущая устраивает «снегопад» - разбрасывает вверх целую кучу бумажных снежинок. Детям дают в руки корзинки. По сигналу игроки начинают собирать снежинки в корзинку. Выигрывает тот, у кого снежинок окажется больше.

Игра «Наряди ёлочку»

Перед основной елкой выставляются две маленькие елочки и две коробки с небьющимися новогодними игрушками. Вызываются по три человека к каждой елочке. По команде Деда Мороза дети наряжают их. Кто быстрее и аккуратнее украсит свою елочку всеми игрушками из коробки, тот и побеждает.

Игра : «Гори-гори ясно»

Дети становятся парами и произносят такие слова :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят :

1, 2, 3 – беги.

Ребенок пробегает между парами, выбирает любого, берет за руку и встает в конце пар. Игра продолжается.

Ведущая : Ах вы хитрые ребятки, отгадайте ка загадки.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

Вот идёт какой-то дед,

А в руках его букет :

Не из листьев и цветов –

Из сосулек и снежков.

(Дед Мороз)

Жил я посреди двора,

Где гуляет детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

(Снеговик)

Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет.

(Снег)

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются.

(Лыжи)

А теперь, ребята отгадайте Рождественские загадки :

Среди зимы – большое торжество.

Великий праздник – … (Рождество !

Его ждут все – от малышей, до пап и мам

и все нарядные спешат на службу … (в храм) .

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,

Перед иконами горят … (лампады) .

И, распушив зеленые иголочки,

красуются рождественские … (елочки) .

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,

Все люди в храме зажигают … (свечи) .

И службе праздничной все радостно внимают,

а после с Рождеством друг друга … (поздравляют) .

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,

И, сердце замирает в ожидании … (чуда) .

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –

На земле родился … (Иисус Христос ) .

Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, что нового вы узнали о Рождестве Христовом ,

- О христианских традициях ?

- Кто такой Иисус Христос ?

- Что принесли волхвы в дар младенцу?

конспект НОД для детей 5 - 6 лет по познавательному и

художественно - эстетическому развитию

Тема: «Рождество Христово - на душе светло!»

Старшая группа

Предварительная работа:

1. Чтение библейских повествований из книги «Библия для детей»: «Благовещение о рождении Иисуса», «Рождество Иисуса Христа», «Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа», «Пастухи у Иисуса», «Поклонение волхвов», «Дары волхвов».

2. Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве.

3. Изготовление елочных игрушек.

4. Чтение книги о рождественской елке.

Материал и оборудование:

Снежинка, вырезанная из бумаги, рождественская елка, иллюстрации к библейским историям, бумага белая, цветная, ножницы, клей, кисти, салфетки, елочка из цветной бумаги, альбомный лист, игрушечное детское колечко, угощения для чаепития.

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова; расширить духовный мир детей; учить слушать художественное произведение с рождественскими сюжетами.

Ход занятия

Воспитатель: Чем чаще в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения?

Дети: Катались на санках, на коньках, ходили в гости друг к другу, праздновали Новый год, отмечали Рождество.

Воспитатель: Мы с вами тоже отмечаем в детском саду великий святой праздник Рождества Христова. Каждый из нас – и ребенок, и взрослый – с особым чувством готовится встретить его. Но какова история возникновения этого праздника? Почему его отмечают с особым благоговением? Хотите узнать об этом? А поможет мне в этом… снежинка. Она непростая. Эту снежинку занесло в открытое окно во время Нового года к нам на елку. Снежинка что-то шепчет мне на ушко! Ребята, вы хотите узнать, что она мне шепнула? Когда она была на елочке в музыкальном зале, елочка рассказала этой снежинке свою тайну – очень интересную, почти сказочную историю о том, что произошло с ней, со всеми людьми, со всем миром почти две тысячи лет назад, когда впервые на земле праздновали великий праздник Рождества. И теперь снежинка хочет поведать эту историю вам. А снежинка пусть посидит на нашей елочке, тоже послушает и посмотрит на нас.

…Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария, так звали мать Христа, и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором ехала Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома оказались переполненными, ведь в городе собралось очень много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли овец в непогоду, дала им приют.

Этой ночью у Марии родился сын Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка.

В ту чудесную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа. Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи. Когда они пасли овец в долине возле реки, им явился светлый ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что в пещере этой ночью родился Христос, Спаситель мира.

Мудрецы Востока – волхвы знали из древних книг, что на земле должен родиться Христос. По звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному Младенцу дары: золото, ладан и смирну.

Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А елочка ведь и зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила, что нечем ей порадовать Младенца. Но тут с небес упала яркая звезда, рассыпалась на осколки, и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогое украшение.

Вот такая чудесная легенда! Вам понравилось? Как вы считаете, чего не хватает на рисунках?

Дети: Елочки!

Воспитатель: Конечно же, самой елочки! Давайте с вами сделаем не просто рисунок, а аппликацию. Я вам помогу вырезать елочку и наклеить ее на лист, а вы вырежете из цветной бумаги любое украшение и приклеите его на елочку. А чем можно украшать рождественскую елку? Давайте немного поиграем.

Физминутка с мячом «Да – нет»

Воспитатель: Я буду называть разные украшения, а вы, кто поймает мяч, отвечайте коротко: «да» или «нет».

Дети становятся в круг, воспитатель в центре круга держит в руках мяч. Воспитатель бросает мяч ребенку, задает вопрос, тот ловит, отвечает, бросает мяч обратно.

Воспитатель: Бывают на елке игрушки…(да)

Веселые Петрушки…(да)

Большая хлопушка…(да)

Сушеная лягушка…(нет)

Разноцветные флажки…(да)

Мясные пирожки…(нет)

Яркие картинки…(да)

Рваные ботинки…(нет)

Рыбки золоченые…(да)

Колбаса копченая…(нет)

Воспитатель: Ну, ребята, молодцы! Справились на славу. Теперь приступим к работе.

Воспитатель с детьми выполняют коллективную аппликацию «Елка Рождественская»

Воспитатель: Ну, вот. Теперь у Рождественской истории все картинки на месте.

Воспитатель: Когда-то давно было время, когда Рождество было не семейным праздником, а находилось в числе праздников всенародных. На центральной площади устанавливали сцену, где проводили пышные постановки, то есть спектакли о том, как появился Иисус Христос. Со временем праздник Рождества стал семейным. Так повелось, что каждая семья, справляющая Рождество, собиралась у семейного очага, где трещали в огне смоляные дрова и пел, закипая, начищенный медный чайник, или за столом, который был заставлен вкусными вещами. Зажигалась наряженная елка, сияющая цветными фонариками.

В старые времена каждая семья, отмечающая Рождество, была озабочена тем, чтобы у бедных людей тоже был праздник. Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощением.

А еще на Рождество проводилось много игр. Давайте поиграем в одну из них! Называется игра «Колечко, колечко». Садитесь на стулья поудобнее, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!».Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги!». Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку.

Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Маленькие девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

Воспитатель: Ну, и, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с преданиями о дарах волхвов. Давайте вспомним, что они подарили Иисусу?

Ответы детей

Воспитатель: Но это не значит, что мы должны тоже дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное – чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.

Воспитатель: А вы не забыли о нашей гостье, Снежинке? Давайте вырежем из бумаги еще снежинки и подарим тем, кого любим.

Дети выполняют задание

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно потрудились! Ну, а какой же праздник без чаепития? В старину очень любили чаевничать. Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить – не дрова рубить». Вот и я вас приглашаю за стол!

Цель: знакомство детей с событиями и традициями, связанными с праздником Рождества Христова.

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово», с основами христианского учения о Боговоплощении;
  • продолжить формирование понимания символического языка иконы;
  • обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения, определять и анализировать логические связи между понятиями;
  • формировать ценностное отношение детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре;
  • воспитывать культуру празднования Рождества Христова, семейных отношений, милосердия.

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). (Слайд 3)

Девизом нашего урока будет высказывание. Прочитайте его. (Хорош праздник после трудов праведных.)

Чем является данное высказывание?

Как понимаете смысл данной пословицы?

Что такое праздник?

Обратимся к словарю. Праздник - отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией.

Слово образовалось как суффиксальное производное от старославянского праздьнъ , «праздничный». Буквальное значение - «день, не занятый делами, свободный от работы».

А какие праздники вы знаете?

Сгруппируйте праздники, пользуясь таблицей. (Слайд 4)

Все ли праздники празднуют одинаково?

У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своя музыка. Закройте глаза и послушайте музыкальное произведение. (Приложение 1) (Слайд 5)

Как вы думаете, о каком празднике идет речь? Почему вы так думаете?

К какой из трех групп праздников можно отнести «Рождество Христово»?

2. Постановка цели и учебных задач. (Слайд 6)

Сформулируйте тему урока. Какую поставим цель и какие задачи будем решать?

3. Актуализация знаний.

Почему этот праздник так называется?

Что вам известно об этом празднике?

А вы знаете, какого числа празднуют Рождество в Европе? А в России?

Да, в Европе праздник отмечают 25 декабря – это католическое Рождество, а в России – 7 января – Рождество Христово.

4. Открытие детьми нового знания. (Слайд 7 - 8)

А какое событие легло в основу этого праздника?

А раз мы говорим о рождении младенца, то обязательно должны знать… (кто его родители)

Как звали родителей Иисуса?

Что вам известно о них?

Учитель:

Родители Девы Марии - Праведные Иоаким и Анна . Жили эти всеми уважаемые супруги в городе Назарете. Но одно их тревожило - не было у них детей. Иоаким и Анна горячо молились Богу о том, чтобы тот послал им сына или дочь, и обещали, что родившееся дитя будет служить господу. Бог услышал молитву и даровал им дочь, которую они назвали Марией. Когда девочке исполнилось 3 года – родители отдали ее на воспитание в храм. Умерли родители Марии, когда она ещё была девочкой, по-церковному – Отроковицей. Мария жила и воспитывалась при храме, пока не выросла. Когда Ей исполнилось 14 лет, воспитание было окончено, и Марии нельзя было оставаться при храме. Замуж она выходить не хотела, дав обещание служить Богу, но по закону древних иудеев Ей не положено было жить одной. Поэтому Деву Марию обручили с 80-летним старцем Иосифом . Жена его умерла, у него были взрослые дети, и Марии он стал вместо отца. Дом Иосифа находился в городе Назарете . Именно в город Назарет был послан Богом Архангел Гавриил . Он явился Деве Марии и сказал: «Не бойся, Мария! Я принёс тебе радостную весть: у Тебя скоро родится Сын. Он будет Сыном Самого Бога. Ты назовёшь Его Иисус (на древнееврейском «Спаситель») Христос (с греческого «Помазанник»). Об этом удивительном событии было во сне видение и старцу Иосифу.

Люди давно ожидали рождения Спасителя.

Почему люди ожидали рождения Спасителя? В каком городе по предсказанию пророков должен был родиться Спаситель?

Учитель: (Слайд 9 – 10)

Пророки предсказывали, что родится Он в городе Вифлееме . Вифлеем был небольшим городком, похожим на другие города земли Иудейской. В Палестине, которая была под властью Римской империи, царствовал тогда Ирод Великий . Римский император Август решил узнать, сколько у кого поданных, и повелел провести всенародную перепись. Каждый человек должен был вернуться в город, в котором жили его предки. В Вифлеем, город, где родился царь Давид , должны были возвратиться его потомки. Среди потомков царя Давида был и благочестивый Иосиф и Дева Мария.

Праведный Иосиф и Пресвятая Дева отправились в путь. (Мультфильм «Рождество Христово» Приложение 2 ).

Как на свет появился спаситель?

Что такое ясли? Встречается ли данное слово в современной жизни?

Кто первым узнал о рождении Спасителя?

Как вы думаете, что сказал им Ангел?

Что послужило ознаменованием рождения Иисуса Христа?

Учитель: (Слайд 11)

В тот час, когда родился Иисус Христос, в небе загорелась большая звезда . А раньше считалось, что при рождении великих людей загорается яркая звезда. Эту звезду увидели три мудреца их еще называют волхвами: Гаспар, Мельхиор и Валтасар , жившие на Востоке. Они поняли, что ожидаемый всем миром Царь уже родился. Мудрецы пошли за звездой и пришли к царю Ироду. «Где родившийся Царь Иудейский? Мы пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. Ирод собрал к себе книжников и спросил: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка» (Мф.2, 2).Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, а когда найдете Его, скажите мне, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему».

Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисус?

А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец?

Учитель : (Слайд 12- 14)

Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. Звезда в небе шла перед волхвами и вдруг звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Пресвятой Богородицей. Они поклонились Ему до земли и поднесли свои дары: золото (как Царю), ливан –ладан – смола редкого дерева (как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении) и смирну - драгоценное, благовонное масло (как человеку, который должен умереть, потому что умерших тогда помазывали благовонным маслами).На следующий день мудрецы собрались вернуться к царю Ироду, но им явился ангел и велел им возвращаться другой дорогой. В то же время Иосифу явился другой ангел и сказал: “Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги с ними в Египет, и оставайся там, пока снова не явлюсь тебе, потому что царь Ирод ищет Младенца, чтобы погубить его”. А Ирод очень разгневался и приказал предать смерти всех младенцев мужского пола с момента рождения до двух лет. Эти младенцы были первыми мучениками, пострадавшими за Христа. В храмах есть икона “Вифлеемских младенцев”, где молятся за невинно-убиенных младенцев. Иосиф послушался ангела и ушёл с Марией в Египет. И жили они там до смерти царя Ирода.

Физминутка

Что вы знаете о праздновании Рождества на Руси и в России?

Учитель: (Слайд 15)

Рождество на Руси стали праздновать больше тысячи лет назад. Официально этот праздник появился после того, как князь Владимир принял крещение, а Русь стала православной.

Давайте разберемся с датами. Сегодня мы уже говорили о том, что в Европе Рождество празднуют 25 декабря, а в России – 7 января.
- С чем связано это расхождение?

Это расхождение связано с тем, что русская церковь отмечает церковные праздники по григорианскому календарю (по новому стилю). А в Европе церковные праздники до сих пор отмечают по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница составляет 13 дней.

Праздновали Рождество широко, с размахом, несколько дней. И каждый день праздника обязательно был связан с каким-либо обычаем.
- Как называется день перед Рождеством? (Слайд 16)

День перед Рождеством назывался Сочельник. В этот день нельзя было ничего есть, пока в небе не зажжется первая звезда. К вечеру накрывали столы, готовили разные угощения. А детям обязательно дарили подарки.

После Сочельника наступал великий церковный праздник – Рождество. В этот день принято было угощать всех, поздравлять, веселиться и прославлять рождение Иисуса. Обязательно надевали все новое, столы устилали богатыми скатертями, избу к Рождеству обязательно убирали и наряжали. Нельзя было в этот день шить, плести или вязать – считалось, что это привлечет неудачу. Ночь перед Рождеством считалась магической, волшебной. Наши предки полагали, что в эту ночь оживает нечистая сила. Она празднует последнюю ночь на земле, потому что с рассветом должна будет исчезнуть.

Раз ночь такая волшебная, то люди придумали, как защитить себя от нечистой силы. Они проводили обряд колядования.

Знаете ли вы, что такое колядки? (Слайд 17)

Юноши и девушки собирались вместе, ходили по домам и пели особые песни, в которых всем желали счастья, здоровья и богатства. За это хозяева дома награждали колядующих угощением. А чтобы нечистая сила не смогла поймать колядующих, молодые люди наряжались: кто в козла, кто в русалку, кто в лешего. Считалось, что в таком обличие нечисть не узнает человека.

Словарная работа :

Колядки – задорные, веселые песни, в которых прославлялось рождение Иисуса и звучали пожелания здоровья и счастья.

Примеры:

Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

Посмотрите на картину:

Что знакомое вы видите на картине? (наряженная елка, огни, звезда на макушке) (Слайд 18)

Яркая звездочка символизировала ту самую звезду, которую увидели пастухи в ночь, когда родился Христос.

А вот обычай наряжать ель пришел к нам из Германии. Елочка считалась символом природы, ведь она и зимой остается такой же зеленой и пушистой. Одна из легенд гласит, что в ночь рождения Иисуса все деревья на земле стали плодоносить. И елочка – не исключение. Вот почему было принято украшать ель мандаринами, орехами, яблоками. А позднее вместо фруктов и конфет на елку стали вешать разноцветные шарики.
Ф.Достоевский «Божий дар» (Слайд 19)

Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
“Как пойдешь ты через ельник,
- Он с улыбкою сказал, -
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне”.
И смутился ангел-крошка:
“Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?”
“Сам увидишь”, - Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет…
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет…
Загляните в окна сами, -
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И прекрасных и послушных
Много видел он детей. –
Все при виде божьей елки,
Все забыв, тянулись к ней.
Кто кричит: “Я елки стою!”
Кто корит за то его:
“Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего!”
“Нет, я елочки достойна
И достойнее других!”
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.
Все кичатся друг пред другом,
Каждый хвалит сам себя,
На соперника с испугом
Или с завистью глядя.
И на улицу, понурясь,
Ангел вышел… “Боже мой!
Научи, кому бы мог я
Дар отдать бесценный Твой!”
И на улице встречает
Ангел крошку, - он стоит,
Елку Божью озирает, -
И восторгом взор горит.
Елка! Елочка! – захлопал
Он в ладоши. – Жаль, что я
Этой елки не достоин
И она не для меня…
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, -
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!”
Мальчик ангелу шепнул.
И с улыбкой ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветви елочки впились.
Елка искрится и блещет, -
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган…
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принес.

Кого же называют самым добрым, ласковым и чутким?

Ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение, посмотрели мультипликационный фильм, прочитали поэтическое произведение, посвященные великому празднику Рождество.

А какой еще вид творчества позволяет нам глубже окунуться в атмосферу удивительного события – рождения Спасителя?

Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника.

(Показ иконы) (Слайд 20)

Что вы на ней видите?

Что мы видим в центре иконы?

Почему Младенец родился в бедной пещере?

Кто изображён наверху?

Что пели ангелы в ночь Рождества Христова?

Как они узнали, что родился Спаситель?

Кто еще изображен на иконе справа и слева от пещеры?

Как узнали о рождении Спасителя пастухи?

А как узнали о рождении младенца волхвы?

Кто находится внизу иконы?

А ещё внизу изображено как омывают младенца.

Что еще изображено на иконе?

5. Первичное закрепление.

Кто были земными родителями Христа? (Дева Мария и Иосиф)

А кто на самом деле был Отцом Младенца? (Бог)

Правильно, Иисуса Христа называют Богочеловеком, потому что Он был и Младенцем, каким бывает всякий человек, но одновременно Он был и Сыном Божьим, Вторым лицом Святой троицы. Он чувствовал голод и жажду, радовался и печалился. Все что есть у людей было и у Него. Кроме одного: у Иисуса Христа не было грехов.

Как называется праздник рождения Иисуса Христа? (Рождество)

Царь, который хотел убить Младенца Иисуса (Ирод)

Место, куда Дева Мария положила Новорожденного (Ясли)

Что привело волхвов к дому Иисуса Христа? (Звезда)

Чего у Бога нет, а у нас есть? (Грех)

Что принесли Младенцу Волхвы? (Дары)

Как называется город, где родился Спаситель? (Вифлеем)

Самостоятельная работа (Кроссворд. Приложение 3 ) (Слайд 21 - 22)

6. Рефлексия деятельности. Итог урока. (Слайд 23)

О каком празднике мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали на уроке?

Источники информации

  1. «Закон Божий». Издательство Белорусского экзархата Московского Патриархата. - Минск: 2013. 2-е изд.
  2. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры: книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2013.
  3. «Десять заповедей». Протоиерей Борис Балашов. «Христианская жизнь», Клин: 2012.
  4. «Великие праздники». Протоиерей Борис Балашов. «Христианская жизнь», Клин: 2010.
  5. Я иду на урок в воскресную школу. Закон Божий и уроки детского творчества. – М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013.

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Что такое Рождество?"


Описание материала : Предлагаю сценарий тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Этот сценарий познавательного характера, будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.
Цель: познакомить детей с историей православного праздника Рождество Христово; дать представление о его значении.
Задачи: Развивать эмоциональную сферу дошкольников, воспитывать музыкальный вкус, закреплять знание о зимних месяцах и праздниках, воспитывать интерес к совместным действиям, воспитывать уважение к своим сверстникам, воспитывать культуру поведения на мероприятиях и концертах, развивать интерес к фольклору.
Атрибуты: Презентация, 4 корзины, снежки, 4 платка для завязывания глаз, мешочек с карточками профессий, 2 бубна.
Предварительная работа: выучить стихи, колядки.
Ведущая: Здравствуйте ребята. Мы все очень рады видеть и приветствовать вас в музыкальном зале. Мы все здесь собрались не случайно, все знают, что зимою празднуют много праздников. Все эти праздники веселые, с гуляньями, песнями и плясками. А скажите, пожалуйста, какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, крещение, старый Новый год, масленица.
Ведущая: Да все ответы правильные. Ведь у каждого праздника есть свое определенное число. Кто мне может назвать эти числа? (31 декабря, ночь с 6 на 7 января, с 13 на 14 января, 19 января-крещение)
Ведущая: В ночь с 31 декабря на 1 января наступает новый год. Давайте вспомним, как мы весело встречали этот праздник хороводом «Замела метелица».
Исполняется хоровод «Замела метелица»
Ведущая : Новый год и Рождество - это семейные праздники, которые отмечаются многими людьми по всей Земле. Это особая ночь примирения, когда желают друг другу добра.
Ведущая: Ребята, а как вы думаете, почему праздник назвали Рождеством?
Ответы: Родился Христос.
Ведущая : 2011 лет назад в маленьком иудейском городе Вифлееме произошло величайшее событие в истории человечества. На земле родился спаситель мира наш господь Иисус Христос. С тех пор все христиане почитают и празднуют этот великий день.
Девочка: Помню я, как мама в первый раз
Мне поведала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез –
Ведь родился маленький Христос.
Звучит музыка «Хрустальная грусть»
Воспитатель читает стих И. Языков
"Рождество Христово"

Презентация по стихотворению. Слайд: Город Вифлеем.
1 Спал Вифлеем, забывший про дела.
И только пастухи стада пасли. Слайд: Пастухи
В ту ночь Мария Сына родила

Младенец в колыбельке сладко спал, Слайд: Мария с младенцем
А в яслях было ясно, словно днем.
Огромный мир, казалось, чуда ждал,
А это чудо заключалось в нем.

Три пастуха и Ангел впереди, Слайд: Мария в пещере с пастухами.
Исполненные радости вошли, -
И видят: прижимает Мать к груди
Дитя, похожее на всех детей земли.


Над горной пещерой сверкала звезда, Слайд: Звездное небо и пещера.
И спал Вифлеем в тишине сладких грез,
Великое счастье свершилось тогда –
Родился для мира Христос!
В Святой Вечер 6 января принято ходить в гости к близким и родственникам с песнями, колядками, поздравлять всех с Рождеством Христовым, желая благополучия и добра. Рождественские святки - это дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Иисуса Христа.
Каждый день люди гуляли по деревне, пели песни, катались с горок на санях наряжались в диковинные костюмы. А ещё в эти дни принято было попрошайничать под окнами исполняя специальные песенки, которые назывались колядки. И никто не сердился на ряженных, потому что ряженые приносили хозяевам много доброго в следующем году.

Дети поют колядки:
1 Коляда, коляда
Отворяй ворота
Подавай пирога
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек,
Не подашь пирогов
Напустим клопов
Тараканов усатых
Зверей полосатых

2 Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идёт
Да поклон всем шлёт!

3 Я маленький мальчик,
На дудке играю,
Вас всех забавляю.
А вы, люди, знайте,
Конфетку дайте.

4 Я маленький мальчик,
Залез на чуланчик,
Надел красный колпачок,
Пожалуйте пятачок

5 Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов,
Медовых блинов!
Чтоб здоровые все были,
Чтобы много лет прожили!
Ведущая: Ребята, не хотите ли послушать, как раньше пели коляду?
(Просмотр видеофильма «Измайловская слобода» песня «Приход колядовщиков»)
Хороши ваши колядки, но давайте поиграем со снежками в прятки. На полу разбросаны снежки, а ты попробуй их в корзину собери.
Для игры приглашаем детей.
Игра: «Спрячь снежок в корзину». (дети собирают разбросанные снежки с завязанными глазами)
Ведущая: Самыми любимыми играми на Руси были хороводные игры.
Коляда пришла, всем веселье принесла,
не сидите, не скучайте,
в хоровод скорей вставайте.
Приглашаю вас на игру. (Двое детей или взрослых образуют ворота. Через ворота дети проходят с песней. На слова: “ А самого маленького оставила”, ворота закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.)
Игра “К нам коляда пришла…”.
Поют: К нам коляда пришла, коляду привела,
Сама прошла, всех детей провела,
А самого маленького оставила.
Ведущая: Есть у меня для вас волшебный мешочек. В нем находятся карточки с вашей будущей профессией.
Давайте погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.
Ведущая произносит слова:
Есть у меня мешочек
Ты скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!
Дети достают из мешочка карточку, с изображением какой- либо профессии и рассказывают, кем они станут.
Гадание-игра «Профессии».
Ведущая: Будем праздник продолжать, будем в игры мы играть!
Проводится игра «Бубен».
(Дети стоят в кругу и под музыку передают 2 бубна в разные стороны. Когда музыка замолкает, тот, у кого бубны идут в центр круга и пляшут.)
Ведущая: Вот каким весёлым получился у нас праздник святок!
Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы думаете, оно доступно только взрослым? На самом деле, даже двухлетний карапуз может и хочет быть щедрым, заботливым, добрым.. Ребенок тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.
Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.
В детском саду можно найти на участке небольшую елочку или деревце, повесьте на нее кусочки хлеба, сало, внизу, под дерево, насыпьте зерен и крошек. Можно изготовить кормушки. И вскоре на вашу деревце или кормушку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.

И тогда на душе станет теплее и радостнее, и в нее войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.
Презентация песни «Во владеньях инея и снега».
Дети под музыка «Рождество» выходят из зала.