Занятия с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционная работа с детьми имеющими тяжелые нарушения речи, использование коллекции «Круглое чудо». развитие тактильных ощущений

Причиной этому могут стать патологии развития во время беременности или родовые травмы, врожденные дефекты, неправильный прикус, травмы головы. Также на возникновения нарушений влияют перенесенные тяжелые инфекционные заболевания, проблемы с формированием психики ребенка. У детей есть склонность подражать окружающим взрослым, поэтому если в семье у кого-то проблемы с речью, они могут быть и у ребенка.

Детям с тяжелыми нарушениями речи для выздоровления важна теплая обстановка в семье

Эти нарушения необходимо как можно раньше выявлять и принимать меры по избавлению от них. Для этого привлекается помощь психиатров, логопедов, дефектологов.

В случае тяжелых нарушений речи обучение в обычной общеобразовательной школе будет затруднительным и неэффективным. Дети очень ограничены в общении, имеют минимальный словарный запас, а некоторые не говорят совсем. Для ребят с такими дефектами существуют специальные детские сады и школы.

Особенности проведения занятий по обучению и развитию

Из-за нарушений речи у ребенка может иметь задержку психики, но это не говорит об интеллектуальной отсталости. Как следствие невозможности нормального взаимодействия с преподавателем возникают проблемы с пониманием учебной программы.

Такие дети часто замкнуты, неуверенны в себе, может развиться негативное отношение к реальности, склонность к нервным срывам, вялости и апатии.

Кроме упражнений с педагогами и врачами, очень важна для лечения атмосфера в семье. Необходимо найти с ребенком тесный эмоциональный контакт, поддерживать за старания и хвалить за сделанные успехи. Но не нужно его баловать и жалеть, или, наоборот, ругать за его особенность, укорять или ставить в пример других - это до конца убьет его самооценку.

ольга титова
Музыкальное занятие с детьми ТНР «В гости к кошке Мурке»

В ГОСТИ К КОШКЕ «МУРКЕ » »

(тематическое)

Цель : Развивать творческие способности во всех видах музыкальной деятельности . Прививать любовь детей к музыке .

Развивать музыкальность , формировать умение передавать настроение, эмоции, чувства через музыкально -двигательную и песенную деятельность.

Задачи :

Образовательные : Учить детей слушать произведение до конца, понимать характер и содержание музыки , эмоционально на нее реагировать; узнавать знакомые песни по сыгранной мелодии; формировать певческие навыки : петь без напряжения в диапазоне ре-си, в одном темпе со всеми, четко произносить слова. Побуждать к звукоподражаниям, Продолжать учить играть на колокольчиках. Начинать и заканчивать движение с музыкой . Способствовать развитию навыков выразительной передачи движений, отображающих характер музыки «идет кошка » . Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Развивающие : развивать внимание, произвольную память, используя приемы эйдетики - таблицы мнемотехники. (Эйдос-образ, мнемотехника-все приёмы и методы для развития памяти.)

Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к животным, желание о них заботиться.

Материалы и оборудование :

1. Домик кошки .

2. Таблица мнемотехники на песню «Цап - царап» .

3. Колокольчики.

4. Фортепиано, компьютер.

5. Музыкально-дидактическая игра «Найди пару»

6. Корзинка с котятами (игрушки)

8. Игрушка Кошка

9. Гостинцы

Звучит музыка В . Шаинского «Улыбка» . Дети входят в зал (с праздн входа, останавливаются для приветствия.

М. Р.: (пропеваю) Здравствуйте ребятки!

Дети отвечают : Здравствуйте!

А сейчас давайте представим, как бы поздоровались со мной звери и птицы.

Здравствуйте, котята! Дети : Мяу, мяу, мяу!

Здравствуйте, мышата! Пи-пи-пи!

Здравствуйте, коровки! Му-му-му!

Здравствуйте, собачки! Гав – гав – гав!

Здравствуйте, ребятки! Здравствуйте!

М. Р.: Я очень рада вас видеть . Сегодня у нас гости . Давайте и с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.

М. Р.: Я вижу у вас сегодня хорошее настроение. Давайте передадим свое настроение друг другу, обнимемся и получим заряд бодрости.

М. Р.: Сегодня мы с вами отправимся в гости к моему любимому животному. Хотите узнать кто это? Слушайте загадку.

Загадка : Кто сметану любит? Кто клубочком спит? А когда погладят, песню заурчит?

Дети : Кошка

М. Р.: а как кошечка ходит? А какие у неё лапки? А в лапках что…-«цап-царапки» .

М. Р.: И мы оправляемся к ней в гости на паровозе .

Поезд отправляется - поездка начинается.

М. Р.: Поезд подает сигнал, он стоять уже устал (дети тянут «у-у-у» )

Набирает поезд ход, свою песенку поет.

Музыкально -ритмическое движение «Поезд» Т. Суворова

Музыкально -ритмическое движение «Лошадка» Т. Суворова

М. Р.: Как быстро мы скакали на лошадках, но ещё не добрались до места, и путь наш продолжается уже пешком, а где-то и нужно пробежаться на носочках.

Марш «Научились мы ходить» муз Макшанцевой

М. Р.: Ребятки, вот мы и добрались.

М. Р.: Вот уютный светлый дом, наша киска живет в нем.

Пойдёмте тихонечко позвоним в колокольчик, а теперь позвонче и присядем на стульчики.

Дети садятся на стульчики около фортепиано. (колок собрать воспит) КОШКИН ДОМ ОКОЛО ПИАНИНО

слышно мяуканье Кошки .

М. Р. показывает кошку , которая грустит.

М. Р.: Ребята, поздороваемся с Мурочкой. (дети отвечают) . Смотрите, наша кошка Мурка , почему -то грустит. Давайте послушаем, что же случилось с кошечкой. (кошка шепчет на ухо М . Р.)

М. Р. ребята, сейчас я вам спою песенку, которая расскажет, о чем грустит кошечка.

М. Р. исполняет песню, дети слушают. Песня «Серенькая (беленькая) кошечка» (А капельно)

М. Р.: Дети, о чем же эта песенка? Какая песенка, весёлая или грустная? Ещё какая?

М. Р.: Послушайте ещё раз. Исполняется песня второй раз игрой на инструменте.

М. Р : Ребята, а давайте развеселим нашу Мурочку и споем ей песенку.

Сядем прямо, ровно и споём спокойно.

Ноги твёрдо в пол упрём - пальчики в замок запрём.

Но сначала напомните мне, как кошечка поёт? (дети поют ре первой октавы «мяу» )

А котёнок? (дети поют ля первой октавы «мяу» ) А ещё какую песенку кошечка любит петь? (мурр.)

Дети исполняют песню. Песня «Мур,мур,мур» О. Боромыковой

М. Р.: Ребята, обратите внимание на картинку. Кто на ней изображен?

Правильно, Кошка . Здесь живёт именно она. Но здесь пустое окошечко….

Музыкально - дидактическая игра «Найди пару»

М. Р.: А сейчас угадайте - какую песенку мы споем для Мурочки? М. р. исполняет мелодию песни «Цап-царап» .Дети по мелодии угадывают и называют песенку. Правильно, это песенка про котят, называется «Цап-царап» . Давайте все вместе скажем правильно слова «цап-цап, цап-царап, царапки» .

М. Р : Мы будем петь эту игривую песенку нежным голоском, ласково, напевно.

Песня «Цап - царап» муз. С. Гаврилова, сл. Р. Алдониной.

Дети исполняют песню с движениями по тексту.

Текст песни Движения детей

У котенка лапки - мягкие подушки, Дети поворачивают кулачки из стороны в сторону

А внутри - царапки, острые игрушки! Раскрывают ладошки, раздвигают пальчики, показывают ручки ладонями вверх-вниз

Цап, цап, цап-царап, острые игрушки! Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.

Учит сына кошка : не зевай, сынишка! Грозят пальцем

Где шуршит немножко, Приставляют ладошку к уху «прислушиваются» .

Там, наверно, мышка!

Цап, цап, цап-царап, там, наверно, мышка. Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.

М. Р.: Мне понравилось, как ласково вы пели песенку! Молодцы! И Мурочка наша уже улыбается.

Давайте ещё раз исполним песенку? Песня исполняется второй раз

(Кошка шепчет на ухо )

Кошечка просит вас найти ей котят и собрать в эту корзину. Пойдёмте искать!

М. Р : На носочках мы пойдем и котёнка вмиг найдем! (дети идут на носочках за воспитателем, подходят к пенёчку, там сидит котёнок)

М. Р.: Вот он где спрятался! Полезай-ка в корзинку!

М. Р.: Мы попрыгаем как зайки. Эй, котёнок вылезай-ка! (дети двиг прыжками за воспитат с продвижением вперёд к стульчикам, под одним из них-котёнок)

М. Р.: И второго мы нашли!

М. Р.: Всех котят собрали и Мурке их отдали !

М. Р.: Ребята, посмотрите, Мурочка развеселилась, благодарит вас и хочет танцевать с детками.

Танец «Кот Леопольд»

М. Р.: Мурочка, а давай поиграем и друг друга мы подогоняем!

Игра со словом «Мы весёлые ребята…»

М. Р.: Ребята, мы с вами обязательно ещё поиграем, но в следующий раз, а Мурочке надо спешить к котятам, и нам пора возвращаться, скажем, ей до свидания. (Дети прощаются) .

А возвращаться мы будем с вами на «ковре-самолёте» . Посмотрите, какой большой, красивый ковёр- самолёт! (воображение) Скорее все занимаем места и полетели….(дети садятся «калачиком» на ковёр и покачиваются из стороны в сторону) ПОД МУЗЫКУ В . А. Моцарт фрагмент симфонии №40 соль мажор

Ну вот мы и на месте.

Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне и давайте, вспомним :

У кого мы сегодня были в гостях ?

Какое было настроение у Мурочки?

Какое настроение сейчас у Мурочки?

А что мы делали, чтобы развеселить нашу кошку ?

гостинцы , угощайтесь.

М. Р.: Какие хорошие приходили сегодня детки ко мне. Вы нам всем очень понравились.

М. Р.: Мурочка, с благодарностью, вам оставила гостинцы , угощайтесь.

До свидания!

Дети под музыку «Улыбка» Шаинского, выходят из зала.

Использование игр и упражнений на занятия по математике у детей с ТНР

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский

Математика в умственном развитии детей имеет огромное значение. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Дети начинают лучше планировать свою деятельность, последовательнее и точнее излагает мысли. Но обучение математике детей дошкольного возраста будет не эффективно без использования игр.
Отмечено, что дети очень активно воспринимают задачи - шутки, различные головоломки, логические упражнения. Они с огромным желанием ищут ход решения, который приведет их к какому-либо результату. А тогда, когда задача еще и доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и мотивирует его на мыслительную активность. Ребенку становится интересна конечная цель.
В своей работе я использовала игры, направленные на порядковый и обратный счет. Детям предлагался «планшет» где им необходимо найти цифру и расставить стаканчики с цифрой по порядку, в обратном порядке или с заданного числа. Дети не только закрепляли счет до 10, но и закрепляли навыки ориентировки на плоскости.
Наибольший интерес у детей вызвала такая игра, как «Математические пазлы». В данной игре они не только закрепляли счет до 10, но и в результате получали интересную картинку.


Огромную помощь в решении примеров, знакомстве с составом числа, оказали – числовые домики, которые всегда находятся в поле зрения детей. Они могут обратиться к ним, как в течении занятия, так и в непосредственной деятельности.
Любимая игра детей старшего возраста – это игра в лего и конструктор. Поэтому его тоже использовали для формирования элементарных математических представлений, а именно для количественного счета (соотнесения числа и количества).


Такую же задачу решала игра «Добавь иголки ежику». Дети соотносили количество и цифру. А с помощью манипуляций с прищепками развивали мелкую моторику рук.
Игра «Кто быстрее». Цель данной игры так же является закрепление количественного счета. Дети с помощью кубиков набирали себе баллы и отражали на звездочках. Выигрывал тот, кто быстрее ее заполнит.


Одной из самых больших трудностей, которые возникли на занятиях по математике, это вычислительные навыки, решение примеров на сложение и вычитание. Поэтому для их формирования использовался самый разнообразный материал. Такие упражнения, как «Помочь гусенице сосчитать точки на спине, а ежику иголки».
Особое внимание уделялось пониманию понятий «целого» и «части». Где дети могли практически воспроизводить вычисления и отмечать, что изменялось при решении.


Очень интересным и необычным заданием для детей было решение примеров с помощью пазлов. А их главной задачей было закрепление вычислительных навыков.
Закрепление названий геометрических фигур является неотъемлемой частью программы, а чтобы оно было более интересным, для детей использовалась игра «Найди и спрячь фигуру».


Такая игра как «Что из чего состоит» не только помогла закрепить названия геометрических фигур, но и отметить из величину, цвет и находить среди множества фигур.


Для развития навыков пространственной ориентировки использовались упражнения «Повтори», «Запомни и повтори». Сначала дети начинали с маленького поля, состоящего из 4 квадратов, а затем оно увеличивалось.


Аналогичную задачу решала игра «Рассели рыбок по аквариумам». Дети упражнялись в ориентировке на листе бумаги, выполняя задания такие, как – две рыбки живут в верхнем правом углу, 5 рыбок живут в нижнем левом углу и т.д.


Много времени уделялось развитию мелкой моторики рук, особенно при изучении цифр, чтобы дети усвоили ее внешний графический вид и расположение на листе. Использовались такие упражнения, как «Выложи цифру из фасоли», «Вылепи из пластилина», «Обведи по контуру» и Последней задачей работы было учить ориентироваться по схеме, выкладывать символические изображения предметов из палочек.


Использовались блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения. Зависимости между ними с помощью цвета и длины.

Программные задачи занятия: развивать словесно-логическое мышление, мелкую моторику, речедвигательную координацию;

актуализировать и систематизировать представления о характеристике каждого сезона с опорой на наглядность; закреплять умения образовывать относительные прилагательные, подбирать по смыслу слова-действия, согласовывать существительное и глагол в роде и числе, составлять предложения с союзом «потому что», составлять описательный рассказ с опорой на карточки-символы; воспитывать познавательное отношение и интерес к сезонным изменениям в природе и жизни людей.

Материал и оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, модель времён года (круг, разделённый на 4 части: жёлтого, синего, зелёного, красного цветов) с дополнительным материалом (осенние листья, снежинки, белые цветы, зелёные листья, разноцветные цветы), мольберт, карточки-символы описательного рассказа по теме «Осень», сюжетные карточки по темам: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», предметные , маски комара и пчелы, ромашка из бумаги, наборное полотно «Насекомые на поляне», изображения насекомых из бумаги.

Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе, беседы, рассматривание картин: «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Рожь» И. Шишкина, «Берёзовая роща» А. Куинджи, «Март» И. Левитана, заучивание и инсценировка стихотворения «Скучать некогда» Г. Ладонщикова, загадывание загадок по теме «Времена года».

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие. Для начала выясним какие времена года вы знаете? (Ответы детей.) Какое сейчас время года? (Зима.) Как называется время года перед летом? (Весна.) Какое время года между весной и осенью? (Лето.) Какое время года наступит после лета? (Осень.)

Педагог демонстрирует детям модель времён года: круг, разделённый на четыре части (жёлтого, синего, зелёного, красного цветов) и дополнительный материал к ним (осенние листья, снежинки, белые цветы и зелёные листья, разноцветные цветы).

У.-д. Ребята, для того чтобы определить о каком времени года мы будем с вами говорить, выполним упражнение «С какого дерева листок?».

Дети выполняют упражнение на интерактивной доске. Ребёнок, глядя на выпавшее на кубике изображение, называет с какого дерева листок, затем образовывает относительное прилагательное. (Лист дуба - дубовый, лист липы - липовый, лист клёна - кленовый, лист осины - осиновый, лист берёзы - берёзовый.)

На экране интерактивной доски изображение дерева, с которого опадают листья.

У.-д. Ребята, смотрите, с дерева падают листья. Когда это бывает? (Осенью.) Какие ещё признаки осени вы знаете? (Ответы детей.) Давайте с вами расскажем об осени.

На мольберт выставляются карточки-символы описательного рассказа по теме «Осень». Дети составляют по ним предложения: Наступила осень. Солнце греет меньше. Становится холоднее. На небе серые тучи. Идёт дождь. Ветер срывает с деревьев листья.

Педагог обращает внимание на дополнительный материал к порам года, предлагает выбрать тот, который соответствует осени (листья красного, жёлтого, оранжевого цвета).

У.-д. Как вы думаете, на какой части круга мы разместим осенние листья? Почему? (Ответы детей.)

Дети размещают на жёлтой части модели осенние листья.

У.-д. Да, ребята, поэтому осень называют «золотой». Послушайте загадку.

Наступили холода,

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает.

Когда это бывает? (Зимой.)

Педагог вместе с детьми выставляет на мольберт сюжетные карточки по темам: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

У.-д. Ребята, покажите карточку с зимним сюжетом и скажите, почему вы выбрали именно её.

Дети составляют предложения по сюжетной карточке, используя союз «потому что».

Упражнение «Скажи правильно»

Ответьте на вопросы: Какой? Какая? Какое?

Зима, день (день какой?) - зимний день; зима, прогулка - …; зима, одежда - …; мороз, зима - …; мороз, воздух - …; мороз, погода - …; снег, покрывало - …; холод, ветер - … .

Упражнение «Зимняя одежда»

Дети выбирают карточки с изображением предметов зимней одежды. Педагог на мольберт выставляет изображение мальчика, одетого для прогулки в зимний день.

У.-д. Давайте придумаем мальчику имя. (Денис.) Денис идёт гулять. Он надел шапку из меха. Значит шапка какая? (Меховая.) Шарф из шерсти - …; перчатки из кожи - …; куртка из драпа - … .

Если одежду одевают зимой, значит она какая? (Зимняя.)

Игра «Назови “зимние” слова»

Дети передают мяч друг другу и называют слова на тему «Зима».

Педагог предлагает выбрать из дополнительного материала к порам года тот, который соответствует зиме (снежинки).

У.-д. Как вы думаете, на какой части круга мы разместим снежинки? Почему? (Ответы детей.) Да, зима холодная, снежная.

Дети размещают на синей части модели снежинки.

У.-д. Сейчас послушайте звуки леса и скажите, о каком времени года пойдёт речь.

Используется компьютерная игра «Учимся говорить правильно» разделы: «Неречевые звуки», «Весна».

Упражнение «Договори слово»

Весной солнышко…

Весной снег…

Весной к нам птицы…

Весной на деревьях почки…

Из почек листочки…

Упражнение «Подумай и скажи»

У.-д. Слушайте внимательно, подберите к моему слову другое, подходящее по смыслу.

Снег - сугроб, дождь - (лужа).

Зима - шуба, весна - (куртка).

Дятел - дупло, скворец - (скворечник).

Грач - гнездо, лиса - (нора).

Человек - нос, птица - (клюв).

Логоритмическое упражнение

Дети стоят в кругу.

От сосулек - звон, звон.

(Хлопают в ладоши.)

Просыпайся, клён, клён.

(Поднимают руки, качают из стороны в сторону.)

Растопился снег, снег.

(Трут ладонь о ладонь.)

Ручейки в бег, бег.

(Выполняют волнообразные движения руками.)

Гром шагает: топ, топ.

Почки слышно: хлоп, хлоп.

(Разжимают кулаки.)

Г. Лагздынь

Педагог обращает внимание на дополнительный материал к порам года, предлагает выбрать тот, который соответствует весне (белые цветочки и зелёные листья).

У.-д. Как вы думаете, на какой части круга мы разместим белые цветочки и зелёные листья? Почему? (Ответы детей.)

Дети размещают на зелёной части модели белые цветочки и зелёные листья.

У.-д. Да, ребята, весной природа оживает, и поэтому много зелёного цвета.

Выходят дети в масках комара и пчелы, на ковре ромашка из бумаги. Инсценируют предварительно выученное стихотворение «Скучать некогда» Г. Ладонщикова.

Села пчёлка на цветок, опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

Что ты ищешь там?

А тебе не надоело, не наскучило искать?

Нет, тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать!

У.-д. Ребята, почему тем, кто занят делом, некогда скучать? (Ответы детей.) Вы догадались, о каком времени года мы будем говорить? (О лете.)

Педагог выставляет наборное полотно «Насекомые на поляне».

У.-д. Летом на цветочной поляне можно увидеть много насекомых. Ребята, как они передвигаются? (Ползают, летают, прыгают.) Покажите, как насекомые летают, прыгают. Давайте поможем им встретиться на нашей поляне.

Дети берут изображения насекомых, выкладывают их на поляну и составляют словосочетания.

Божьи коровки приползли.

Жуки прилетели (приползли).

Кузнечики прискакали.

Пчёлы прилетели.

Муравей приполз.

Гусеница приползла.

Стрекозы прилетели.

Бабочки прилетели.

Педагог обращает внимание на дополнительный материал к порам года, предлагает выбрать тот, который соответствует лету (разноцветные цветы).

У.-д. Как вы думаете, на какой части круга мы разместим разноцветные цветы? Почему? (Ответы детей.)

Дети размещают на красной части модели разноцветные цветы.

У.-д. Лето часто называют «красным», потому что светит ярко солнце, расцветают цветы.

У.-д. (обращает внимание детей на собранную модель года). Мы с вами вспомнили все поры года. Какое время года у нас на модели синего (жёлтого, зелёного, красного) цвета? (Ответы детей.) Почему оно обозначено таким цветом? (Ответы детей.) Какое время года вам нравится больше всего? Почему? (Ответы детей.) Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей.) Может кого-то что-то огорчило сегодня? (Ответы детей.)

Наше путешествие закончилось. Мне очень понравилось с вами путешествовать. С вашей помощью времена года стали ярче, заметнее, интереснее. До новых встреч!

С. Духовник,
учитель-дефектолог первой категории

К тяжелым нарушениям речи относятся системные речевые патологии, когда затрагиваются все стороны речи (звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй, лексика и т.д.).

В последнее время увеличивается количество детей, у которых нужно не развивать речевые навыки или совершенствовать, а формировать их , создавать- это так называемые безречевые дети, неговорящие дети или дети с "начатками" речи (1-2 уровни речевого развития по Р.Е. Левиной).

Неговорящие дети - условное обозначение, под которым подразумеваются дети с неразвившейся речью при наличии нормального слуха (Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997). Безречевой ребенок - ребенок, имеющий такой уровень речи, который не может служить для полноценного общения. (Кириллова Е.В. «Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011).

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с алалией, различными задержками психоречевого развития, интеллектуальной недостаточностью, анартрией при ДЦП, РДА, нарушением слуха, афазией. В так называемую отдельную группу относят детей со сложной структурой дефекта, например, когда присутствуют дефицит внимания и расторможенность, аутистические черты поведения, и отсутствие речи.

Предпосылки развития нормальной речи:

- целенаправленная предметная деятельность на основе формирования психических процессов: всех видов памяти, восприятия, мышления);
-говорящий социум,полноценное общение со взрослыми.



Фрагмент логопедического занятия с обучающимися 2 класса

(задача: развитие зрительного внимания, восприятия, используя разноцветные шарики марблс и пуговицы)

Методы (основа) формирования языковой системы

1 . При системной речевой патологии нужна комплексная работа специалистов, каждого в своей сфере (дефектолога, психолога, учителя физической культуры, учителя ритмики, учителя музыки). Логопед надстраивает свою работу над работой всех специалистов.

2. .Формирование языковой системы строится по онтогенетическим этапам формирования речи. "Онтогенез речи"- весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.


Таблица. Онтогенетические законы развития речи

(Винарская Е.А. "Возрастная фонетика", "Дизартрия" и др. работы)

3 . Направления работы строятся по четырем языковым кодам : фонематическому или фонологическому, лексическому, грамматическому или морфологическому и синтаксическому. Коды не существуют отдельно друг от друга, но для удобства планирования работы их условно разделяют.

4 . Необходимо различать в работе языковые и речевые явления, поскольку, все, что мы говорим, нужно рассматривать с двух позиций: с позиции языка и с позиции речи.

Схема коррекционной работы

(разработанна специалистами ГОУ "Специальной (коррекционной) начальной школы- детский сад v вида №1708" для детей с ОВЗ, г. Москвы.

Руководитель- Новикова Т.Н., кандидат экономических наук, Заслуженный учитель России, логопед высшей квалификационной категории .

скачать схему

Коррекционная логопедическая работа (по схеме)

Формирование ритмико-мелодико-интонационной основы языка

Подготовительный этап

Пропевание гласных (данный период условно равен гулению в онтогенезе) с помощью символов гласных (по Фомичевой). Задача : получить фонацию, длительную голосоподачу.


Символы гласных звуков

I этап

Отработка цепочек из одинаковых слогов, цепочек со сменой гласных, цепочек слогов со сменой согласных. Задачи : вырабатывать навык плавного, ритмичного пропевания слогов, соединив артикуляцию гласного и согласного, согласного и гласного и научиться переключаться с одного слога на другой. На этом этапе работы логопеду потребуются слоговые карточки для работы (2 набора). На этом же этапе работы логопедом даются звукоподражания. Для этой работы используются карточки для попевок. На каждое звукоподражание 4 карточки.

Слоговые карточки из наборов

Картинки, используемые для попевок про корову (у березы, у забора, у палатки, у беседки)


II этап

Задача работы: вырабатывать навык плавного, ритмичного пропевания слов из двух слогов разной структуры: на две четверти с первым, со вторым ударным слогом, слов из трех слогов. Логопед использует предметные картинки, названия которых соответствующие структуры: два открытых слога с первым ударным, разные согласные, гласные- одинаковые и с разными гласными. Картинки на два открытых слога со вторым ударным. Картинки на трехсложные слова: с первым ударным, со вторым ударным слогом, с третьим ударным слогом.

III этап

З адача работы: учить плавно переключаться в процессе фразы, ритмично петь на две четверти, на три четверти, учить петь фразу с любым ритмическим контуром.

Работа над звукопроизношением


Слоговая структура слова

Задача : учить детей плавно переключаться со слога на слог в слоговых цепочках, со сменой гласного, согласного, в закрытых слогах, со стечением. Итог- научить детей говорить слова сложной слоговой структуры, проработав все 13 классов по Марковой.

При работе над слоговой структурой три раздела: работа над ритмом, работа над слогом и работа над словом во всем его многообразии: слово, в словосочетании и в предложении.

Для работы логопеду понадобятся картинки с шестью ритмами, умение детей делать "замочки", которые дают фиксацию положений рук, символы на гласные и согласные звуки (с ними работаем и при формировании РМИ, и на занятиях по звукопроизношению, понадобятся линейки с кнопками нескольких видов: самая простая- 5 кнопочек (по количеству пальцев), вторая линейка- по две кнопки для работы над цепочкой, состоящей из двух слогов и третья линейка- из трех кнопочек, когда логопед работает со словами, состоящими из трех слогов. также понадобятся для работы карты с окнами для формирования слогов и сами карты с картинками по классам (6 листов по 6 картинок)- 12 листов на каждый слоговой класс (по Марковой). С 4 класса можно брать глаголы.

Все ритмы нужно проходить в определенной последовательности: классы имеют соотнесенность с ритмами. Все ритмы имеют количественную и качественную характеристики. Вначале логопед учит детей слышать "один", затем дифференцировать "один-много", после этого- "один-два". Ударность показываем в "замочках" громкостью. Характеристики "тихо-громко" начинают отрабатываться на "громко", затем дается "тихо" и потом соединяется "тихо-громко". Разные комбинации громко и тихо будут давать ритмы.

Ритмы- это база, здесь количество и качество будущего слова. Слоги- строительный материал, из которого потом будут получаться слова.

Задачи: учить детей составлять предложения по законам смысла с опорой на заданную модель, т.е. учитывая количество слов, их последовательность и взаимозависимость (членство в предложении); формировать навык владения грамматическими категориями на уровне словосочетания и использовать эти словосочетания в готовых конструкциях в предложениях.
Работа над фразой строится по модельному обучению речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи В.И. Балаевой (12 моделей)
Одной из главных задач в этой работе является формирование глагольного словаря. Начинают работать над фразой тогда, когда у ребенка есть есть хотя бы 10 существительных. Отрабатываются грамматические кате гории числа, затем падежа и в последнюю очередь- категория рода, так как категория рода самая тяжелая категория. Отрабатывается в словосочетаниях, зате м это словосочетание с отработанной категорией вставляется в структуру предложения.