Ребёнок дерётся в детском саду что делать. Ребенок дерется: что делать? Как научить ребёнка выплёскивать негативные эмоции?

Каждый родитель может столкнуться с детской агрессией, направленной как на взрослых, так и на сверстников. Благодушный прежде малыш вдруг начинает кидаться игрушками, замахиваться на маму, кусать сестру или бить соседского мальчишку на площадке из-за места в песочнице. Любое препятствие на его пути вызывает гнев, чадо сердится, кричит и пытается доказывать свою правоту кулаками. Как действовать в такой ситуации? Почему ребенок дерется, как направить его в позитивное русло?

Кричать, бушевать и топтать с яростью

Рабеншаг посоветовал родителям Луны изначально выбрать позднее «окно» из-за высокого «давления сна». Кроме того, он рекомендовал играть и играть с ребенком в течение дня, чтобы показать ему, что любовь не должна «возбуждать». Он посоветовал не заставлять Луну ложиться спать по ночам и не разговаривать с ней. У нее все еще есть шанс успокоиться в течение нескольких минут, в случае необходимости родители тоже будут немного гудеть. Однако ни в коем случае Луна не должна получать больше яблочного пирога. «Сахар ускоряет обмен веществ, позволяет им просыпаться каждый час с голодом», - сказал доктор.

Если ребенок начинает замахиваться на родителей, нужно срочно выяснить причину поведения и скорректировать ситуацию

Убираем панику

Итак, взрослый столкнулся с агрессией чада. Для начала не нужно паниковать. Специалисты утверждают, что проявления агрессии у детей связаны с инстинктом самосохранения. Малыш дерется не из-за вредности, таким способом из него выходит энергия. Задача родителя - не перекрывать ее поток, а направлять в другое, более позитивное русло.

В целом, согласно Рабеншагу, применяются фиксированные правила для детей всех возрастов: - Ложитесь спать, чтобы быть вовлеченным в тихие действия, такие как головоломки или живопись. - Около 30 минут до сна дети должны знать, что скоро будет вечер. - В течение этих минут родители должны быть очень, но спокойно, чтобы иметь дело со своими детьми, чтобы обеспечить им безопасность. - Ритуалы облегчают засыпание: раздевание, стирка, обнимание, чтение или пение у кровати, а также хороший поцелуй. Может оказаться полезным самодельный плакат, напоминающий о шагах. - Ребенок должен уснуть в своей постели.

Когда мы начинаем гневаться в ответ, ругать дерущегося малыша, то совершаем сразу несколько ошибок. Это:

  1. поток энергии у детей перекрывается, его эмоциям нет выхода;
  2. взрослый показывает пример, что на злость надо отвечать повторной злостью.

В результате неправильного поведения родителей дети выносят урок, что взрослые сильнее, а вот на того, кто слабее, можно нападать. Часто такие детки становятся зачинщиками всех драк, они дерутся в детском саду, школе. В группе детского садика они царапаются, щипают ребят. Не стоит этому удивляться – такой пример им показали взрослые.

Ему не хватает стратегии и практики, чтобы отдохнуть без посторонней помощи. Из окружающей среды Луны перед сном должны исчезнуть игрушки, ароматная лампа и приятные игрушки. «Одновременно ребенок подвергался воздействию многих раздражителей», - сказал Рабеншаг. После нескольких нервных недель, Луна спит одиннадцать с половиной часов, с половины восьмого до семи утра.

Родители трехлетней Сандры все еще далеки от такого расслабления. Сандра плачет, бушует и топчется от ярости, когда ей приходится ложиться спать по вечерам. Часто требуется несколько часов, пока она, наконец, не заснет. Это происходит, поскольку Сандра приехала в детский сад два месяца назад. До тех пор ее опекала мать, которая отдавала дочери все желания. Не было подруг, чтобы играть.

Обижаются, сердятся буквально все люди. Взрослый может справляться со своими эмоциями, ребенок еще нет. Испытывать отрицательные чувства – это совершенно нормально для любого человека, в том числе и наших детей. Бояться чувств не нужно, но задать себе несколько вопросов будет полезно. Спросите себя: «Из-за чего мой ребенок испытал такую бурю чувств, какова причина?», «Как научить его контролировать гнев?».

«За трудностями, когда они засыпают, дети почти всегда боятся разлуки», - говорит специалист по сна Альфред Витер, с которым Сандра находится в лечении. В детском саду девушка должна была справиться одна в первый раз - и была переполнена. Вечером он запаниковал, если он остался один в постели. «Быть ​​одиноким может означать разваливание», - говорит Витер. Пусть они также боятся, потому что не знают, чего ожидать на следующий день.

В течение дня навыки обучения должны быть обучены. Чаще всего это происходит исключительно в одиночку. Малыши держат руки перед их глазами, думая, что они невидимы и кричат, когда их «нашли» снова. Когда они старше, они хотят часами играть в прятки. Даже когда они занимаются собой или играют с другими детьми, они практикуют разлуку со своими ближайшими последователями.

Существует несколько мотивов, которые побуждают малыша использовать агрессию при разрешении спорной ситуации или защиты. Стоит разобраться, какая из них подходит к вашей, а потом уже принимать меры.



Гнев - нормальная человеческая реакция, нельзя запретить ребенку испытывать подобные эмоции

Разбираемся с причиной

  1. Множество запретов. Малыш скован запретами и не может естественным образом удовлетворять естественные познавательные потребности. Дети не могут рассказать, что для них важно быть активными, поэтому они выражают свой протест доступными способами – криком, стуком, яростным сопротивлением.
  2. Любопытство. Ребенок дерется, швыряет предметы, кричит, обзывается, чтобы посмотреть на реакцию родителей. Например, карапуз в полтора года изучает таким способом мир и реакции взрослых на свои поступки.
  3. Ревность. Детская ревность к кому-либо может выражаться драками и агрессией по отношению к «сопернику». Так выражается борьба за внимание мамы, папы или воспитательницы.
  4. Утомляемость. У маленьких детей эмоциональное возбуждение наступает быстрее, чем у взрослых. Большая эмоциональная нагрузка приводит к агрессивной разрядке, у ребенка нет другого способа выразить свою усталость. Его поведение не говорит о том, что он не слушается.
  5. Безделье. От скуки ребенок может искать себе развлечение, он не может себя занимать. Например, двухлетний карапуз не умеет самостоятельно играть, он ищет развлечения.
  6. Пример семьи. Авторитарное поведение в семье копируется детьми быстро и на бессознательном уровне. Если у родителей принято решать проблемы неконструктивным способом, то у чада формируется стойкая привычка поступать так же. Пример старших может спровоцировать на драку. «Дай ему сдачи», «Ударь его в ответ», «Покажи ему, кто сильней». Взрослые хвалят за агрессию, оправдывают его сомнительные победы.
  7. Способ быть услышанным. Ребенок до года и старше не может объяснить словами свои чувства, его не понимают близкие. От отчаяния он бросается в крайности. С пяти-шести лет дети могут осознавать свои поступки и рассказывать о причинах своего поведения.
  8. Регрессия. Резкая смена обстановки возвращает старую привычку. Неблагоприятные обстоятельства, переезд, развод вызывают защитные обстоятельства. Одни дети могут начать грызть ногти, сосать палец, другие справляются со стрессом драками. Это своеобразный способ вспомнить о хороших спокойных временах.


Если ребенок сталкивается с агрессией дома, то она также становится основой его взаимодействия с другими

Как поступать родителям драчуна?

Когда родителей ребенка-драчуна спрашивают о том, что они делают с родным чадом после проявления агрессии, то они часто отвечают однотипно. Обычно драчунов ставят в угол, наказывают или ругают.

Чтобы поддержать детей в их усилиях по разграничению, родители могут уйти на несколько минут в течение дня, например, протирая мусор. Но они должны всегда объявлять об этом заранее и добавить, что они скоро вернутся! Александр, 4, получил сестру восемь месяцев назад. В начале все шло без проблем. Ребенок много спал, и Александр почти не замечал этого. Между тем, малыш спит по ночам, но Александр больше не спит. В полночь он приходит на родительскую кровать, хочет остаться с папой и мамой. Когда они пытаются вернуть его, он кричит так громко, что его сестра бодрствует.

Психологи уверяют, что насильственный метод борьбы мало помогает и неконструктивен. Если вы решаете наказать, то запрещено в ответ бить малыша. Вы только укрепляете его в правильности агрессии! Когда возникла необходимость поругать, то нужно обязательно сказать: «Я тебя очень люблю, но мне не нравится такое поведение, оно меня расстраивает».

Ночь становится испугом

Это нормально для хорошо одетых детей, чтобы стать проблемой. Нарушение зубов, обычно называемое родителями как причина, редко вызывает боль более двух ночей подряд. Но ползание, сидение или ходьба могут быть стадиями развития, которые могут вызвать проблемы со сном. В течение дня ребенок становится более самодостаточным, по утрам мама не может быть достаточно близко.

Александр опасался, что ребенок будет коротким. Его родители позволили ему спать в постели какое-то время. Через две недели они пообещали ему новый шар, когда ему удалось остаться в собственной постели. Хорошо для мальчика, - говорит Виатер. Только в исключительных случаях, если они болеют или испытывают что-то ужасное, дети на кровати родителей должны найти приют. «Любой, кто оставит молодого человека на своей кровати в постели, имеет возможность справиться с опасениями и стать самодостаточным», - говорит Витер.

Задача взрослого – объяснить ребенку, как надо решать проблему. Можно обнять чадо, хотя это и непросто после нехорошего поступка. Не стоит молчать и игнорировать, иногда эмоциональная и искренняя реакция родителя запоминается лучше, чем холодное молчание.

Разработка действий

Что же делать родителям драчуна? Когда маленький ребенок дерется, то стратегия может быть следующей:

Верните своих детей снова и снова, даже если они придут десять раз! Для Сары, 5, ночь все еще испугана. Несколько недель она просыпалась в четыре часа, кричала, потная и не знала, где она. Когда ее мать включит свет и подходит к своей постели, она помнит, что случилось: ей пришлось бежать за ее жизнью, ее преследовала фигура, которую она хотела обернуть и носить в темной ткани. Сара споткнулась, упала на землю, уже ощутила руку сверхъестественного человека и проснулась.

Охота на монстра с метлой!

В более чем половине всех кошмаров дети бегут, - говорит Шлаффоршер Рабеншаг. Около 40 процентов детей в возрасте от шести до одиннадцати лет имеют случайные кошмары, пять процентов даже раз в неделю или более. «Пока он остается один раз в неделю, и дети не боятся заснуть, нет никаких оснований для преувеличенной заботы», - говорит Рабеншаг.

  1. Малыш должен быть избавлен от лишней опеки и непрекращающихся запретов, указаний. Стоит понаблюдать за собой. Какие действия, слова, поступки приводят к агрессивному поведению чада? Нужно пересмотреть тактику поведения, тогда сопротивление и злость малыша будет уменьшаться.
  2. Не рекомендуется использовать компромиссное поведение. Если хулиганский поступок будет замят, то малыш будет считать, что он прав и ему все позволяется. В следующий раз объяснить ему, почему так нельзя делать, будет в несколько раз сложнее. Стоит быть последовательными.
  3. На агрессивный поступок необходимо реагировать незамедлительно. Когда делается замечание, то оно должно быть произнесено негромким, но уверенным голосом. «Стоп! Прекрати немедленно», «Мне не нравится, если дерется ребенок и обзывается». Надо четко и ясно обозначать позицию по этому вопросу.

Кошмары в основном появляются во второй половине года. Дыхание становится быстрее и более плоским, частота сердечных сокращений возрастает. Не имеет значения объяснять им, что они только мечтали. В первые шесть-восемь лет дети еще не знают разницы между реальностью и мечтой. Вместо того, чтобы отрицать его существование, монстра под кроватью следует охотиться с метлой, если это необходимо. Лучше, чем «ничего не было», «мы наблюдаем, и когда приходит монстр, мы его вытаскиваем!» Против всеохватывающей власти родителей даже призраки немыслимы в глазах детей.

Как отучить ребенка драться? Врач-педиатр Комаровский Евгений высказывает следующее мнение: «У меня немного иное отношение к тому, почему дети показывают агрессию и как исправлять подобное поведение. В некоторых случаях оно отличается от советов психологов. Я считаю, что проявление агрессии ребенка к взрослым связано с проявлением неких инстинктов. При этом у него есть и другой инстинкт – ребенок будет уступать, если будет видеть, что тот, против кого он воздействует физически, сильнее. В этом случае нужно всегда на любой физически агрессивный акт, например, поднятие руки на маму, ответить контролем.

Телевидение вряд ли играет определенную роль в развитии кошмаров

Мечта не следует интерпретировать на следующий день, но его следует попросить. При ближайшем рассмотрении жуткое чудовище теряет большую часть своего ужаса. Самая угрожающая сцена должна рисовать детей и самих себя. Например, дикий лев, который лежал под кроватью. Нужно спросить, что они могут сделать против льва. Одним из решений было бы поставить животное в клетку. Сара, которая ночью всегда уходила от маскированной фигуры, сфотографировала вертолет в безопасности. Рисунок следует повторить в следующие дни.

Нельзя оставлять безнаказанной физическую агрессию. Есть много способов остановить насилие, часто оно начинается с малого, а потом перетекает на взрослого. У родителей есть все возможности контролировать поведение своих чад. Именно они покупают ему сладости, включают мультфильмы, гуляют и организовывают социальные контакты. Когда он ведет себя не так, как нам хочется, его можно ограничить. Нужно учитывать, что эта тема все же психологическая, а не педиатрическая». Метод доктора можно применять или воспользоваться другими способами, Комаровский все же больше является специалистом в педиатрической практике.

«Дети теряют страх», - говорит Майкл Шредль, который разработал метод в «Мангейме» в Центральном институте психического здоровья и проверил его в исследовании. Однако, когда кошмары связаны с тревожными и депрессивными чувствами в течение дня или всегда одинаковы, родители должны искать терапевта.

Телевидение, согласно исследованиям, практически не играет роли в развитии кошмаров. Свыше половины первых лет и четыре из каждых пяти четвертых грейдеров сидят перед мерцанием каждую ночь. Вместо того, чтобы оправиться глубоко, мечтающие дети мечтают в первую ночь.

Вот что советует психолог Бердникова Анна: «Чтобы верно отреагировать на агрессивный поступок своего ребенка нужно прислушаться к своим чувствам. Что я ощущаю? Это важно, так как наши чувства помогут нам понять, что же происходит в реальности. Во время агрессивной вспышки стоит прислушаться к себе. Что вы ощущаете? Обиду? Злость и стремление победить маленького негодяя, показать ему, кто здесь первый и главный?

Однако это тяжелая работа для мозга и сердца, легких и сосудистой системы. Во второй половине года спокойный низкий сон не может быть сформирован, так как он находится примерно в часах в детской и молодежной широтах. Температура и метаболизм мальчиков и девочек тогда находятся на низкой точке. Через час ее биоритм обеспечивает производство гормонов стресса, которые им необходимо для пробуждения на следующее утро.

Таким образом, ночные совы неизбежно натыкаются на школу, которая, согласно единому мнению немецких шпал, начинает слишком рано. Энергии уставших студентов достаточно для рутинной деятельности. Новые вещи не могут быть изучены больше, кратковременные забастовки памяти, сложные вопросы уже не поняты. Дети с дефицитом сна должны постоянно стимулировать себя, падать почти в четыре раза чаще из-за беспокойства, чем сонливость, могут быть отвлечены быстро, раздражены и агрессивны, а домашние беднейшие ноты.



Родителям очень важно отследить, какие чувства у них вызывает поведение ребенка

Когда чувствуется обида, нужно разобраться, что заставило малыша причинить ее вам? Что на душе у него самого? Чем вы его обидели или регулярно обижаете? Когда чувствуете злость, то между вами деструктивные отношения, присутствует борьба за власть. В этой ситуации важно сделать первый шаг навстречу – перестать бороться за лидерство. Только поняв причину, можно решить проблему с драчуном».

«Даже за пределами основного школьного возраста свет должен появляться в 22 часа ночи», - говорит педиатр Виатер. Подросток нуждается в среднем девяти часах сна во время полового созревания. Они часто ложатся спать только после полуночи. Если подростки хотят наверстать упущенное выздоровление в течение долгого сна в выходные, они ухудшают ситуацию. Утром сон их мозг работает на скоростных поездках, и более отдаленные гормоны стресса могут способствовать депрессивным настроениям.

«Лунатики - это не болезнь»

Однако Оливия, 12, хорошо спит. Недавно она хотела подняться на балконы в гостинице ночью, на шестом этаже, бабушка вернула их в последнюю минуту. Поскольку она ползает, Оливия - лунатик. Предпочтительно, между полуночью и пятью часами, она уходит, бежит к стенам или громко топчется в гостиной. Спринт в гостиной, прыгая на кухонный стол с кошачьей элегантностью. Иногда из страха перед толстым черным пауком, иногда из-за того, что в подвале живет акула, которая хочет укусить дедушку. Когда она мечтает плохо, мать Барбара Браун, лунатизм снова объявляется.

Меры и профилактика

Что же предпринимать, если ребенок дерется в детском саду, дома, на площадке с соседскими детьми? Рекомендации:

  1. Убираем негативные эмоции. Дети берут пример с увиденной картинки и услышанных слов. Часто малыш окружен мультфильмами с драками, то он может брать пример с любимых героев. Когда вы увидели агрессивный акт в мультфильме, который смотрит малыш, то нужно обязательно его обсудить. Основной вывод – зло наказывается, дерутся, ругаются только плохие герои. Покажите пример доброго поступка, выберите книгу или фильм с конструктивным решением проблемы.
  2. До 2-3 лет ребенок не может сдерживать свои эмоции, его чувства выражаются в поведении. Нет ничего удивительного, что малыши часто вырывают друг у друга игрушки и плачут, если им не удается добыть новый для них предмет. В этом возрасте ребенок может замахнуться на маму или сказать ей «Уйди, ты плохая». Нужно рассказывать чаду, что так делать нельзя. Малыш устал, перевозбудился, иногда ему очень трудно удержаться от агрессивных эмоций. Обнимите его, скажите, что понимаете его обиду и хотите помочь.
  3. Применяйте метод активного слушания. Выражайте чувства иначе. Помогите ребенку разобраться в своих ощущениях. Вместо фразы: «Ты плохой мальчишка, я тебя сейчас накажу», стоит сказать: «Ты рассержен на Ваню, что он не дал тебе самокат». Удивительно, но проговоренные чувства могут свести на нет агрессивную вспышку. Для маленького человечка важно, когда понимают его чувства.
  4. Не стоит бояться показывать свое недовольство. К 4-5 годам дети понимают чувства родителей. Если ребенок подрался, то можно сказать «Я очень расстроена поступком, мне грустно, что мой сын решает проблемы таким способом». При выражении чувств не переходите на личность чада, говорите о своих чувствах.

Она не может вспомнить ночные события, но она также рассказывает о сказочных переживаниях. Лунатики - это не болезнь, - говорит исследователь Дрездена Эккехарт Падиц. Скорее, это была реакция стресса из глубокого сна. Ответственный - это генетическая предрасположенность.

Отец Оливии тоже был в восторге от родительского дома в детстве. Когда его дочь гастролирует, она часто невнятна утром и чувствует себя избитой. «Но, к счастью, это только один раз в месяц», - говорит Барбара. Так что ничто не хуже, чем грохот, ночью окошки окна квартиры на первом этаже опускаются, а передняя дверь закрыта.

  1. Не нужно кричать или опускаться до детского уровня. В самой сложной ситуации не стоит забывать о своей мудрости и опыте.
  2. Когда игра с малышом переходит в драку, отказывайтесь от нее. Твердо скажите «Стоп» или «Нет». Замахивания на вас продолжаются? Оставьте его одного. Расскажите малышу, что игра будет продолжена, но в спокойной обстановке. Сделайте акцент на том, почему именно вы не хотите так играть.
  3. Нельзя обзывать и бить в ответ ребенка. Ругайте за поступок, а не его самого. «Драчун», «плохой», «нехорошая девочка» и другие эпитеты необходимо вычеркнуть из общения с чадом при любой ситуации. Важно озвучивать только неприятие акта агрессии.
  4. Если началась истерика, то нужно настоять на своем. Когда вы уже сказали, что это исключено, не стоит поддаваться на манипулирование. Умейте мягко отстаивать свою позицию, постепенно можно отучить ребенка драться.
  5. Не стоит угрожать, призывать на помощь «милиционеров, злых дядь и теть». Всем знакома фраза: «Заберите его, нам такой плохой малыш не нужен». Эта сильная психологическая травма для эмоционального развития.
  6. Необходимо отмечать хорошие поступки и поведение. Хвалите, когда сын или дочь поделились игрушкой с ровесником, удержались от удара, годовалый малыш не стал кусать брата или замахиваться на друга. Закрепляем положительное поведение!

Иногда дети оказываются жертвой драчунов, этот случай стоит разбирать отдельно. Из-за чего на ребенка нападают сверстники? Часто в семье растут два разных ребенка. Стоит учитывать темперамент малышей, особенности воспитания, лабильность нервной системы. Когда родители не справляются с драчуном самостоятельно, лучше обратиться к специалисту для консультации и выявления причин агрессии.

Оливия смеется над своими ночными экскурсиями, она не боится. На следующей неделе она обязательно будет спать на двухъярусной кровати. «Верно, конечно, - говорит она, - где проблема?». Предоставлено: Возможно, выбор слов несколько военный. С другой стороны, мы имеем дело с врагом, который почти невидим, появляется в массах, борется асимметрично и падает на своих противников ночью.

В ходе спора обе стороны постоянно обновлялись. Блохи настолько плодородны, что мы ничего не можем противостоять. «Святой Франциск назвал их жемчужинами бедности». «И когда умер банкир Чарльз Ротшильд, он покинул Британский музей естественной истории с 000 блох, всего 800 видов, которые он собрал за свою жизнь». Я рисую свою респираторную маску. «А теперь: пожалуйста». С нашей дочерью она проведет следующие несколько дней с бабушкой и дедушкой, пока весь яд не вернется и не смыт, а затем вернется в убежище без бегства. «Мы никогда не узнаем, откуда пришли существа», тихо говорит она по дороге.

Вопрос, почему ребенок дерется, начинает волновать родителей достаточно рано – первые проявления агрессии со стороны малыша могут наблюдаться с полугодовалого возраста. Следующая «волна» агрессии приходится на возраст 1,5-2 лет. Этому есть вполне объективные предпосылки, связанные с особенностями развития психики малыша и его воспитанием.

Агрессивное поведение до года

В первые месяцы жизни ребенок выражает недовольство при помощи криков и мимики. Полугодовалый малыш помимо этого уже способен кусаться и щипаться – это его способ показать миру свои негативные чувства. Злость – это одна из базовых человеческих эмоций, обусловленная особенностями нервной системы человека. Детям важно сразу же начать объяснять (вербально и поступками), что эмоции следует выражать социально приемлемыми способами.

Если малыш в возрасте до года дерется, это означает, что он неосознанно реагирует на негативный эмоциональный фон мамы, с которой пока еще тесно связан. Чтобы исключить агрессию с его стороны, маме важно разобраться со своими проблемами, больше отдыхать и гулять на свежем воздухе с малышом.

Детская агрессия в возрасте около 1,5 лет

Ребенок, научившийся ходить и залезать на мебель, сталкивается с множеством запретов, основная часть из которых связана с заботой о безопасности малыша, который может упасть с подлокотника дивана, удариться об угол мебели, бегая по комнате или уронить на себя тяжелый цветочный горшок.

Другая часть запретов касается поддержания порядка и целостности вещей – годовалые дети нуждаются в активной деятельности, которая может выражаться в том, что они вываливают на пол содержимое одежного шкафа, рвут книги, уронив их с полки, выкидывают в унитаз мелкие предметы (карандаши, монеты и т.д.).


Чтобы ребенок не травмировался сам и не нанес серьезного ущерба имуществу, практически каждый его шаг сопровождается грозным «нельзя» со стороны взрослого. Родитель проявляет заботу, но дети воспринимают многочисленные запрещения как угрозу своей самостоятельности, потребность в которой растет с каждым днем.

В результате дети испытывают злость, и наружу эта эмоция выливается в виде актов агрессии – ребенок дерется с родителями, бабушкой или няней, т.е., с источником ограничений.

Что может помочь в этом случае? Родителям важно ограничить количество запретов – они должны касаться действий, по-настоящему опасных для детей. И постараться сделать квартиру средой, максимально безопасной для малыша:

  • на углы мебели надеваются специальные накладки;
  • дверцы шкафов и тумбочек, выдвижные ящики снабжаются фиксаторами, чтобы ребенок их не мог открыть;
  • с нижних полок и других мест в зоне досягаемости убираются все предметы, которыми малыш может пораниться или испортить.


Такой подход не означает, что ребенка можно смело предоставить самому себе – присматривать за ним все равно придется. Но это поможет убрать из его жизни массу «лишних» запретов, которые провоцируют недовольство и агрессию, малыш станет заметно меньше драться с близкими.

Истоки детской агрессии в возрасте около 2 лет

Дети в 2 годика ярко проявляют негативные эмоции, это связано с целым комплексом причин. В их список входит:

  1. Недостаточное речевое развитие. Если ребенок в 2 года не может вербально выразить свои чувства, он прибегает к простейшему способу – физическому воздействию.
  2. Отсутствие самоконтроля и навыка коммуникации с другими детьми. Ярким примером подобного служат драки между малышами из-за игрушек. Это напрямую связано и с недостаточным речевым развитием, так как ударами, укусами и щипками дети заменяют недоступную им вербальную коммуникацию.
  3. Потребность в помощи взрослого. Если у малыша не получается то, что он пытается сделать (нарисовать, построить из кубиков и т.д.), он начинает злиться, испытывать разочарование и досаду. Все эти эмоции он срывает на родителях, которые не пришли ему на помощь.
  4. Недостаток родительского внимания. Ребенок провоцирует драку с другими детьми, получив практический опыт, что такие его действия не останутся без внимания. Малыш нуждается в эмоциональном контакте с родителями, чтобы ощутить обратную связь, пусть даже этот контакт будет негативным, обернется наказанием.
  5. Агрессивное поведение родителей, других родственников. Психоэмоциональное насилие со стороны (с применением или без применения физических мер) провоцирует ответную агрессию со стороны малыша. Кроме того, такая модель поведения им воспринимается как нормальная, и ребенок начинает вести себя соответствующим образом, общаясь со сверстниками.
  6. Просмотр мультфильмов и фильмов, где много агрессивных действий. Дети начинают копировать поведение героев, не различая пока, что есть добро, а что зло, не понимая чужой боли.


Что делать родителям

Если ребенок дерется с родителями, они зачастую не знают, как им следует правильно реагировать. Агрессивные действия малыша младше годика нередко встречаются смехом и умилением. Это неправильно – он должен сразу видеть, что удары, укусы и щипки вызывают у родителей неприятные эмоции. Когда малыш немного подрастет, необходимо постоянно объяснять ему, что такое добро и зло, почему нельзя причинять боль другим людям, животным.

Если малыш в два годика бьет родителей, нельзя отвечать ему тем же – слова «драться нельзя», подкрепленные шлепком или ударом по рукам, закрепляют у малыша в сознании разрешение на насилие со стороны того, кто сильнее. В результате ваш ребенок на площадке или в детском саду будет находить тех, кто слабее и не может дать сдачи, и изливать накопившуюся агрессию на них.

Испытывать злость, разочарование, досаду – это нормально, нельзя учить детей подавлять в себе эмоции. Важно научить выражать эти эмоции социально приемлемым способом.

Родителям, обеспокоенным тем, что их малыш дерется, рекомендуется понаблюдать не только за поведением малыша, но и за собой. Дети копируют взрослых, и нередко родителям стоит начать воспитание с себя, научиться не срывать негативные эмоции на ребенке.


Возраст полутора-двух лет – это период, когда малыш только начинает становиться самостоятельным. Ему трудно без родительской поддержки и психоэмоциональной обратной связи. Вместе с тем, излишняя опека и огромное количество запретов тормозят развитие малыша и вызывают у него внутренний протест.

Важно найти разумный баланс и развивать у малыша навыки коммуникации с другими людьми. Ребенок, который ощущает родительскую поддержку, эмоционально стабилен и более открыт к общению без агрессии и познанию окружающего мира.