Ребенок и негативные эмоции. Как научить ребенка контролировать свои эмоции Как трехлетний ребенок должен выражать свои эмоции

Как трудно порой понять, что чувствует человек. А еще сложнее разобраться в эмоциях ребенка. Обычно детские переживания носят ситуативный характер и быстро меняются, никак не влияя на общее настроение крохи. Эмоции ребенка могут быть положительными и отрицательными. Причиной возникновения негативных эмоций может стать повышенный тон, обвинения и угрозы взрослых, требования, которые ребенок не может выполнить, желание, которое он не может удовлетворить, конфликт, в котором малыш участвует, или даже неприятная ситуация, которую он наблюдает со стороны. По мере взросления ребенка, его родители должны научиться четко понимать, что кроха чувствует в каждой конкретной ситуации, и какие эмоции он испытывает по отношению к людям.

Эмоции у детей раннего возраста

Что такое эмоции для детей? Эмоциональная сфера человека – это нечто сложное и многообразное. Однако дети появляются на свет лишь с базовыми эмоциональными реакциями, такими как страх и любовь. Позже дети учатся злиться. Они испытывают яркие негативные эмоции, когда не получают желаемое. Уже на втором месяце жизни малыши понимают, что их плач помогает им заполучить внимание мамы. Кроме того, они начинают осознавать такие базовые потребности, как пища, тепло, комфорт, равновесие и свобода движений. Если что-то в их мире выходит из строя, они начинают плакать. Дети капризничают, когда голодные или замерзли, они пугаются при громких звуках, они избегают тугого пеленания. Любые эмоции у детей раннего возраста сопровождаются общим возбуждением, учащенным пульсом и дыханием, блеском в глазах и иногда потягиванием. Также детишки нередко вздрагивают, начинают произносить простые звуки и двигают ручками.

Если в первые два месяца после рождения эмоции ребенка обращены в никуда и являются лишь рефлекторным явлением, то уже на третьем месяце жизни ребенок начинает испытывать положительные эмоции при общении с мамой. Он демонстрирует радость при виде родителей, смотрит в их сторону, улыбается, гулит, машет ручками и ножками. У крохи вырабатывается так называемый «комплекс оживления». Это очень полезное явление, которое нужно постоянно стимулировать. Если мама будет все время обращать внимание на «призывы» ребенка к общению, у крохи будет лучше развиваться двигательная и голосовая активность. Кроме того, важно понимать, что ребенок непременно начнет повторять за мамой ее мимику. Если она постоянно будет улыбаться, малыш очень скоро научится открывать ротик, приподнимать брови и морщить носик.

В возрасте 5-7 месяцев ребенок начинает узнавать знакомых и незнакомых ему людей. Он настораживается, если в комнату входит незнакомец. Чем больше опыта накапливается у малыша, тем разнообразнее становятся его реакции. Эмоции детей дошкольного возраста во многом связаны с теми установками, которые они получают от родителей. Если мама постоянно отталкивает папу, и сама каждый раз несется к кроватке ребенка при первом его крике, малыш очень скоро начнет отдавать предпочтение маме. Если от него постоянно отгоняют собак, он начнет их бояться. Если мама не дает ребенка никому на руки, он начнет настороженно относиться ко всем окружающим. Начиная с полугода и дальше, родители должны быть очень внимательными ко всему, что они делают и говорят. От этого зависит будущий характер их малыша. Очень важно не насадить на ребенка лишние, никому не нужные страхи. А вот что обязательно надо развивать в детях раннего дошкольного возраста, так это чувство симпатии к людям. И чем больше людей будет встречать малыш, тем более открытым и добрым он станет.

Во втором полугодии своего развития младенец начинает играть с родителями и проявлять познавательный интерес. Он повторяет движения взрослых и отвечает на их просьбы. Простые игры, типа «Ладушки» или «Ку-ку» вызывают у него массу позитивных эмоций, которые проявляются в бурной реакции на все происходящее. Чем больше родители играют с ребенком, тем лучше это сказывается на . Кроме того, ребенок начинает пытаться удержать возле себя маму. И если раньше удаление мамы в другую комнату никак не трогало кроху, то теперь он проявляет недовольство. У него возникают такие эмоции, как расстройство, ревность, стеснительность, робость в общении с посторонними и радость во время визита знакомых ему людей. Эмоциональный мир ребенка расширяется и углубляется, позволяя родителям начинать заниматься его воспитанием.

Развитие эмоций у ребенка

Как утверждают психологи, развитие эмоций у ребенка делится на 4 этапа:

  1. до года
  2. с 1 до 3 лет
  3. с 3 до 4 лет
  4. с 4 до 12 лет

На первом этапе происходит формирование основных эмоций. На втором этапе ребенок учится контактировать с окружающими. На третьем этапе эмоции ребенка перестают зависеть от его потребностей. Они переходят на новый уровень. И на четвертом этапе, в старшем возрасте, происходит формирование высших эмоций, которые базируются на здравом смысле и логических умозаключениях. Интересно знать, что одни и те же условия могут вызывать в разном возрасте совершенно разные эмоции. Например, если ударить годовалого малыша, он начнет плакать, если ударить ребенка постарше, он даст сдачи, а если обидеть школьника, он вполне может смекнуть, что давать сдачи плохо и лучше пожаловаться учителю.

Именно в старшем возрасте родители могут применять специальные упражнения на эмоции для детей. И прежде всего, они должны научить детей справляться с негативными переживаниями. Для этого нужно с ними чаще . Если взрослые смогут наладить с ребенком нормальный контакт, им будет легче понять, что именно чувствует их сын или дочь в . Для того чтобы быстро избавиться от нахлынувших отрицательных эмоций, можно бить руками подушку, кидать в ванну с водой игрушки или становиться перед зеркалом и просто улыбаться. Таким образом, малыш быстро поймет, что неприятные переживания – это временно, и научится переключаться на позитив. Но это возможно лишь в том случае, если родители тоже умеют контролировать свои эмоции. Поэтому мамы и папы должны максимально сдерживаться в присутствии ребенка, не допуская грубую речь и крики.

Далеко не все родители понимают, как приучить ребенка к спорту, особенно если сам малыш не проявляет особого интереса к активным занятиям. Для начала: если в вашем доме царит культ гаджетов, телевизора, компьютерные игрушки заменяют досуг и живое общение, то приучить ребёнка будет достаточно трудно. Это не значит, что компьютер детям полностью противопоказан, как об этом могут рассказать сегодня бабушки и представители старшего поколения в целом, подозрительно относящиеся к подобным новинкам.

В возрасте двух лет у детей начинается кризис, проявляется в постоянных истериках, природу которых родители не понимают. Но успокаивать малыша нужно и это не всегда получается. Это вызывает негативные эмоции у мамы и папы, чем ситуация становится еще тяжелее. В статье приведены девять советов, как вести себя с ребенком во время истерики.

Известный факт, что дети и домашние животные прекрасно ладят между собой. Большинство детей просто обожают котят, щенков, хомячков и морских свинок. Есть семьи, где из поколения в поколение уже принято иметь в доме питомцев. Ребенок с рождения находится в обществе четвероногих друзей, и даже не может себе представить, что бывает по–другому.

Ваши дети, наверняка, уже слышали новости о коронавирусе и, возможно, даже успели испугаться. Неудивительно, ведь детское восприятие мира отличается от суждений взрослого человека. Тем более, когда школу или садик закрывают на карантин и ничего не объясняют. Это вызывает страх, панику и домыслы. Но вы можете стать для ребенка надежным источником информации, и мы предлагаем вам 7 советов, которые помогут спокойно поговорить с ребенком про коронавирус.

Переходный возраст у мальчиков не проходит гладко. Чаще всего основная проблема заключаются в недовольстве своим внешним видом. Не существует идеальных людей. Нет однозначного ответа на вопрос, легко ли быть подростком? В период полового созревания восприятие собственной внешности приобретает негативный характер. Этот этап является своеобразным испытанием на прочность. Мальчик впервые сталкивается с собственными противоречиями психологического характера.

Далеко не все родители понимают, как приучить ребенка к спорту, особенно если сам малыш не проявляет особого интереса к активным занятиям. Для начала: если в вашем доме царит культ гаджетов, телевизора, компьютерные игрушки заменяют досуг и живое общение, то приучить ребёнка будет достаточно трудно. Это не значит, что компьютер детям полностью противопоказан, как об этом могут рассказать сегодня бабушки и представители старшего поколения в целом, подозрительно относящиеся к подобным новинкам.

В возрасте двух лет у детей начинается кризис, проявляется в постоянных истериках, природу которых родители не понимают. Но успокаивать малыша нужно и это не всегда получается. Это вызывает негативные эмоции у мамы и папы, чем ситуация становится еще тяжелее. В статье приведены девять советов, как вести себя с ребенком во время истерики.

Известный факт, что дети и домашние животные прекрасно ладят между собой. Большинство детей просто обожают котят, щенков, хомячков и морских свинок. Есть семьи, где из поколения в поколение уже принято иметь в доме питомцев. Ребенок с рождения находится в обществе четвероногих друзей, и даже не может себе представить, что бывает по–другому.

Ваши дети, наверняка, уже слышали новости о коронавирусе и, возможно, даже успели испугаться. Неудивительно, ведь детское восприятие мира отличается от суждений взрослого человека. Тем более, когда школу или садик закрывают на карантин и ничего не объясняют. Это вызывает страх, панику и домыслы. Но вы можете стать для ребенка надежным источником информации, и мы предлагаем вам 7 советов, которые помогут спокойно поговорить с ребенком про коронавирус.

Переходный возраст у мальчиков не проходит гладко. Чаще всего основная проблема заключаются в недовольстве своим внешним видом. Не существует идеальных людей. Нет однозначного ответа на вопрос, легко ли быть подростком? В период полового созревания восприятие собственной внешности приобретает негативный характер. Этот этап является своеобразным испытанием на прочность. Мальчик впервые сталкивается с собственными противоречиями психологического характера.

Порой дети не могут объяснить словами, что с ними происходит и прибегают к самому для них простому и удобному способу выражения негативных эмоций. Это может проявляться в разных видах: истерика, причинение вреда себе либо другому человеку (битье головой о окружающие предметы, кусание, самоцарапание, вырывание волос, разрыв вещей, причинение вреда животным и т.д.).

Родитель должен понимать, что ребенок не знаком с другим способом выражения своего дискомфорта и психика реагирует единственно знакомым и наиболее простым для конкретного ребенка способом.

Важно помнить, что взрослым и детям вредно держать все эмоции в себе, а особенно негативные . Последствия у этого могут быть весьма плачевными – неуравновешенность, невроз, повышенная раздражительность, проблемы в общении.

Поэтому очень важно научить и ребенка, и себя выражать свои эмоции без нанесения вреда кому-либо , это поможет сохранить здоровье и наладить отношения с друзьями, окружающими, полюбить себя и мир.

Часто родители совершают ошибку, говоря малышу:
«Не плачь»,
«Прекрати»,
«Если не перестанешь, будешь наказан»,
«Не шуми»
«Как ты себя ведешь?»
«Ты, что сопли распустил».
Но спрятанные эмоции, если не в этот раз, то в другой, обязательно найдут выход, и к сожалению, очень часто в виде психосоматических симптомов. У ребенка может нарушиться речь, он может заболеть или начнет быстро утомляться. Таким образом, родителям необходимо усвоить следующее:
испытывать боль – это нормально. Необходимо только давать ей выход наружу;
в виде слез в младенческом возрасте;
в виде слез, а также проговаривания своих чувств, когда ребенок подрастет и научится говорить;
до ребенка нужно донести, что выражение эмоций – это естественно. Он должен научиться их различать, понимать и выражать. Но самостоятельно ребенок не может этому обучиться – родители должны помочь ему своим примером;
если родители не дают малышу выплеснуть эмоции, то ребенок может стать более раздражительным и беспокойным.

Поведение родителя в случае возникновения неадекватного поведения, описанного выше:

1) Родитель обращаясь к ребенку, спокойно должен узнать, что именно происходит с ребенком.

2) Сам объясняет, какие видит эмоции у своего ребенка

Здесь важно подчеркнуть, что переживания ребенка вполне естественны и ничего плохого в этом нет. Подойдут следующие фразы:
«Да, я понимаю, что ты расстроился…»
«Конечно, тебе обидно, что..»
«Это неприятно, когда…»
«Ты огорчился, потому что…» и т.п.
Таким образом, родители помогают ребенку понять причину его переживания. Ведь ребенок зачастую просто не может сформулировать свои чувства в слова.
В следующий раз просит, чтобы ребенок сам объяснил о происходящем.

3) Когда ребенок находится в спокойном состоянии, родителю стоит договориться со своим ребенком, как в следующий раз необходимо выразить свои эмоции: злость, гнев, ярость, обиду и др.

Например:

  • Придумать с ребенком, какого зверя можно изображать, когда накатывает негатив и хочется плакать и кричать. Можно договориться, что можно рычать как лев, мычать как корова, гавкать как собачка.
  • Проговаривать: «Я злой как змея» и шипеть.
  • Проговаривать: «Я сейчас обижаюсь, мне не нравится когда..!»,
  • «Я злюсь, потому что..!»
  • Порвать бумагу
  • Скомкать бумагу и побросаться ею.
  • Приобрести мягкую палку или биту и побить ею стены/диван.
  • Придумать обзывалки, например «редиска, огурец, абрикос» и т.д.
  • Отжиматься, качать пресс, запеть знакомую песню.
  • Рисовать на бумаге свою злость, жалость, обиду и т.д.

4) И как только родитель видит, что его ребенок опять впадает в эмоцию, подсказывать ему, что стоит делать.

У ребенка должен быть четко заведенный режим дня и порядок жизни. От неразберихи в жизни дети теряются и чувствуют себя нестабильно.

Ребенок должен ясно понимать грани дозволенного, что можно и чего нельзя делать. В этом случае причин для негативных эмоций будет явно меньше. Если у ребенка отсутствуют правила жизни, по которым он живет, то возрастает беспокойство и внутреннее напряжение.

Каждому родителю стоит понять, что стараясь выглядеть хорошо в глазах своих знакомых, мы часто запрещаем своему ребенку выражать негативные эмоции прилюдно. Идя в этом направлении, мы закладываем серьезную базу психического нездоровья наших детей.

Очень часто ребенок вынужден кричать и капризничать, когда его элементарные потребности не удовлетворяются, когда его просто не слышат, когда в семье не установлены элементарные правила поведения, а запрет родителями чего-то приравнивается к отсутствию любви.

Любите и уважайте своих детей! Любви вам и взаимопонимания!

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Расписание мероприятий, проводимых тренером (ведущим)

22.03.2020 - 16:00
Одесса
250 грн
29.03.2020 - 16:00
Одесса
5 ключей к счастью. Программа для детей и подростков 250 грн
05.04.2020 - 16:00
Одесса
5 ключей к счастью. Программа для детей и подростков 250 грн
12.04.2020 - 16:00
Одесса
5 ключей к счастью. Программа для детей и подростков 250 грн
19.04.2020 - 16:00
Одесса
5 ключей к счастью. Программа для детей и подростков 250 грн
вт, 17 Марта, 2020 - 15:00