Экологический проект день земли средняя группа. Проект "День Земли" проект (подготовительная группа) на тему. Жизнь на ней ведь каждый час

Фрида Блейх

Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную, театральную деятельность, моделирование и д. р.

Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т. е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.

Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем. При усвоении детьми экологических знаний, воспитание бережного отношения к природе существенную роль играют разнообразные формы работы.

Мне помогает проектная деятельность и опытно-экспериментальная деятельность.

Я со своими детьми к Дню Земли организовала и провела проект «Земля наш дом » .

Проект у нас получился долгосрочный, позновательно-исследовательско – творческий

Актуальность :

Всем известно, что сегодня наша планета находится в опасности и если мы будем по –прежнему бездушно эксплуатировать её, то к концу этого столетия потеряем из-за эрозии более трети плодородных земель, исчезнет миллион видов живых организмов, а население будет нуждаться в новых ресурсах.

Загрязнению окружающей среды способствуют : СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКОПАЕМОГО ТОПЛИВА, ЧРЕЗМЕРНОЕ РАСШИРЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Цель :

Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе

Работать над углублением экологических знаний

Показать красоту родной природы

Развивать речь детей дошкольного возраста, повышать культуру, развивать познавательную активность

Привлечь к совместной деятельности родителей, помочь детям подготовить проекты на экологические темы.

Планируемые результаты : проявлять любознательность и интерес при решении проблемных ситуаций; выразительно читать стихотворения, без боязни высказывать свое мнение, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, с интересом участвовать в играх и театрализованных представлениях.

Предварительная работа :

Выставка рисунков на тему : «Планета Земля – глазами детей » , разучивание песен и танцев, наблюдения в природе, чтение художественной литературы, путешествие по экологической тропе, выставка поделок из бросового материала.

Работа по проекту проводилась в три этапа :

I этап Подготовительный

1. Подбор методической литературы и детской художественной литературы разных авторов.

2. Приобретение наглядных пособий.

3. Изготовление дидактических игр

















II этап «Наши проекты »

Совместная деятельность воспитателя, детей и родителей.

Дети совместно с родителями приготовили проекты на темы :

«Правила поведения в лесу»

«Вода, где она?»

"Как нефть губит животных"


«Правила поведения на речке»


«Огонь друг или враг»


«Какая, бывает вода»

"Животные России"

«Человек – враг для природы»

«Воздух – чем мы дышим?»


«Люди – почему мы исчезаем?»

"Береза моя берёзонька"

"Планета Земля "

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Сказка «Целебная травка»


На совместной образовательной деятельности, я часто использовала мультимедийную установку и рассматривали с детьми презентации о животных, отгадывали загадки, слушали голоса птиц и животных, узнавали какую пользу приносят домашние животные и птицы, почему животные умирают, а так же считали и рисовали.






На занятиях по художественному творчеству, мы с детьми выполняли различные работы и по оригами, и по аппликации, а так же по рисованию и лепке. Работы были разные и коллективные, и совместные, и индивидуальные.

А так же мои дети участвовали в конкурсе поделок, который проводился у нас в детском саду.

Конкурсные и творческие работы детей

"Планета Земля - глазами детей "









III этап «Итоговые мероприятия»

Вечер стихотворений об экологических катастрофах на земле

«У земли слезинки на щеках » - фотоотчёт

Сказка «Как пчелка лес спасла» - фотоотчёт

наталья жигунова
Проект «День Земли»

Актуальность проекта :

В дошкольном возрасте закладываются основные отношения к окружающему миру, к природе.

Цель экологического воспитания дошкольников – это формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Опыт работы в нашей группе показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте, дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, когда они даются детям в доступной увлекательной форме.

Одна из наших задач в реализации этого проекта – способствовать расширению и углублению представлений детей о природе. Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, желание ответственно относиться к окружающей среде, следовать экологическим правилам; Сформировать гуманное отношение к природе – осознание того, что человек и природа взаимосвязаны. Доказать, что забота о человеке и его будущем и то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно разрушает общий для всех наш Дом – Земля !

Мы должны, совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что мы все вместе, и каждый из нас в отдельности, в ответе за Землю ! И каждый из нас может и должен сохранять и приумножать красоту нашей планеты.

Убедить детей, что человек является главным по отношению к природе и поэтому должен беречь ее и заботиться о ней, не давать ей погибнуть.

Мы, воспитатели, должны создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

Цели проекта :

Пополнить знания детей о природе;

Помочь выявить закономерности, лежащие в основе природных явлений;

Дать детям понять, что природа – это наш общий дом;

Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы;

Выяснить роль человека и его влияние на природу;

Развивать чувство ответственности за все, что происходит с природой на Земле .

Программное содержание :

1. Формировать у детей экологическое мышление, способность осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;

2. Закреплять у детей знания норм поведения в природе и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;

3. воспитать умение видеть красоту природы, восхищаться ею, бережно относиться к миру природы самим и призывать к этому других членов общества.

Ожидаемый результат :

Сформировать у детей гуманные чувства : осознание ценности любого проявления жизни, и в результате стремление защитить и сберечь природу, а также привить основы культуры рационального природопользования.

Осознание того, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – это забота о будущем планеты Земля .

Сформировать чувство сопереживания, чтобы дети стали добрее, поняли необходимость сохранять и приумножать богатство не только Земли , но и Родного края.

Предварительная работа :

1. Беседа «История праздника «День Земли » ;

2. Чтение рассказа «Нефть в океане» ;

3. Ситуативные беседы : «Как вы помогаете планете Земля , «Планета Земля в опасности » , «Красная книга» Земли .

Работа с родителями :

1. Найти и записать фильмы про нашу планету, её охрану (Егорова М. В.) .

2. Создать альбом для группы «Удивительная планета Земля » . Сбор материала, фотографий по теме (воспитатели) .

3. Оформление гербария «Лекарственные растения нашей области» (воспитатели, дети, родители) .

4. Оформление газеты «22 апреля – День Земли » (Мустаева Е. Н. Лагоша Ю. С.) .

5. Приготовить подарки или поздравительные открытки (родители, дети) .

6. Создать индивидуальный альбом «Я – житель планеты Земля » (дети, родители) .

непосредственно-образовательная деятельность :

Тематические (интегрированные занятия : природа, художественное творчество, музыка, художественная литература).

1. «История праздника «День Земли » .

2. Беседа «Дом под крышей голубой» (стр. 47) .

3. Дидактическая игра «Хорошо - плохо» - экологические правила «Как вы помогаете планете Земля

4. Выставка рисунков «Мы дети планеты Земля » , «Панорама добрых дел» .

5. Экскурсия и целевые прогулки «Природа просыпается» - в гости к деревьям (прогулка вокруг детского сада или в парк) .

6. Экспериментирование :

«Земля – наша кормилица » ;

«Нужен ли корешкам воздух?» ;

«Что выделяет растение?» ;

«Есть ли у растений органы дыхания?»

7. Занятие «Мы – друзья природы» (стр. 85)

8. Заучивание песни.

9. Игра – путешествие «В поход» .

10. Художественная литература : заучивание стихотворения «Жаворонок» В. Жуковского и чтение «Весенние воды» Ф. Тютчев, «На лугу» А. Блок, «Мастера без топора» В. Бианки, «Великие путешественники» М. Зощенко, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.

11. Просмотр фильмов и мультфильмов (м/ф К. Паустовский «Барсучий нос» , «Как козлик Землю держал » , фильмы DVD «Загадки воды» , «Знакомство с Красной книгой» .

12. Трудовая деятельность :

«Украсим участок цветами» (с родителями) ;

Уборка участка «Трудовой десант» ;

Посадка цветов на участке «Украшаем Землю цветами » ;

Посадка комнатных растений – «Что необходимо для роста и жизни растений?»

13. Непосредственно образовательная деятельность по теме «Насекомые»

Итоговые мероприятия :

Физкультурное развлечение «Праздник Земли » (инструктор по физкультуре, музыкальный работник) ;

Конкурс «Мусорная фантазия» .

Проект

«Всемирный День Земли»

Подготовила:

Старостенко Наталья Николаевна,

воспитатель МАДОУ "Детский сад

комбинированного вида №10

г.Шебекино Белгородской области"

2015г.

  • Информационная карта проекта.
  • Цели и задачи проекта.
  • Этапы реализации проекта.
  • Механизмы реализации проекта.
  • Приложение.

Информационная карта проекта

Участники проекта: педагоги, воспитанники старшей группы и родители воспитаников.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, краткосрочный.

Цель и направления деятельности проэкта: формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Краткое содержание: в ходе проекта с детьми проводятся

беседы, рассказывания, читаются и разучиваются с детьми стихи,

песни, пословицы, игры-путешествия, детьми выполняются работы по рисованию, лепке и аппликации. Завершается проект мероприятием "Земля - наш общий дом".

Место проведения: групповая комната, музыкальный зал, участок детского сада.

Сроки провидения: с 20. 04. 15г. по 24. 04. 15г.

Возраст детей: 5-6 лет.

Ожидаемые результаты: сформированность у детей знаний о планете Земля и её природных ресурсах.

Проблема: Существует проблема формирования экологического сознания детей.

Цель проекта:

Развивать элементарные представления о планете Земля.

Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи проекта:

1. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

2. Углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.

3. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.

4. Формировать навыки исследовательской деятельности.

5. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

6. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

7. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.

Этапы реализации проекта

Этапы

Участники

Подготовительный

(20.

  • Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
  • Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи и т.п.), иллюстраций.
  • Сбор информации.

Воспитатель, дети, родители

Основной

(21-23.

  • Проведение образовательной деятельности по теме «Наша планета».
  • Составление рассказа по картине «Труд людей весной».
  • Беседа «Как мы можем помочь нашей планете?»
  • Проведение игры «Хорошо – плохо».
  • Чтение художественной литературы.
  • Знакомство с пословицами и загадками о Земле.
  • Организация трудовой деятельности по уборке участка.
  • Оформление «огорода на окне» в группе.
  • Пересадка комнатного растение и беседа о том, что необходимо для роста и жизни растений.
  • Акция «Вторая жизнь старых вещей».
  • Изготовление поделок из бросового материала.

Воспитатель, дети, родители

Заключительный

(24.

1.Организация выставки поделок из бросового материала «Фантазия».

2.Выставка совместных с родителями рисунков: «Планета Земля глазами детей»;

3.Презентация проекта в виде тематической образовательной деятельности «Земля - наш общий дом».

4.Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехи и неудачи).

Воспитатель, дети, родители

Механизмы реализации проекта:

1. Разработка плана работы.

2. Проведение подготовительных мероприятий необходимых для реализации проекта.

3. Оформление развивающей среды.

4. Проведение плановых мероприятий проекта.

5. Оформление выставки.

6. Проведение праздника.

ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ

Цель:

расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ.

Задачи:

Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле.

Закрепить знания детей о глобусе – моделью планеты Земля.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, положительное отношение к окружающему миру, к природе.

Закреплять правила поведения в природе.

Оборудование: глобус, 3 воздушных шарика, дерево из цв.бумаги, шаблоны листьев, цветная бумага.

Ход занятия :

Много праздников в месяце апреле. Кто помнит названия тех, которые уже прошли? (День смеха, День космонавтики, Пасха). А какой ещё праздник будет в апреле?

Послушайте стихотворение. Оно поможет вам узнать содержание праздника.

Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.

Снимаю накидку с глобуса.

22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

Кто знает, какие экологические проблемы существуют? (Вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха, почвы).

Именно в «День Земли» принято всеми силами бороться с подобными проблемами.

История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. В конце 19 века Дж. Стерлинг Мортон переехал на пустынную территорию, на которые одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем дерева.

В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1 млн деревьев. В 1882 году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он отмечался в день рождения Мортона - 22 апреля. В 1970 году свыше 20 млн человек в разных странах мира приняли участие в акции, которая получила название День Земли.

В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн человек из 141 страны. В России День Земли отмечается с 1992 года.

Россия - страна не только лесов, полей и рек, одновременно Россия богата разнообразными энергоресурсами и обладает технологиями высокого уровня для их обработки. Поэтому важно продолжать развиваться, но и не оставлять без внимания нашу природу. Ведь человек, являясь её частью, несёт за неё ответственность.

Задания

А сейчас мы проведём викторину.

1. – Будем работать в трех группах. Помогаю детям разделиться.

Первая команда вспоминает ЗВЕРЕЙ, вторая - РЫБ, третья - НАСЕКОМЫХ. Нужно за короткое время вспомнить как можно больше. Итак, начали.

Закончили. Представители команд выходят и по очереди называют.

Я выкладываю на доске магнитные фишки в 3 ряда. Выиграет та команда, у которой будет больше всего животных записано.

2. Проводится игра «Птица, рыба, зверь»

(по типу игры "Море волнуется". Дети должны угадать, какое животное изображает ведущий. Или ведущий угадывает животных, которых изобразили дети)

Мы сказали, что нужно беречь Землю. А кто вообще знает что такое Земля, какая она? Может сведения интересные знаете?

Земля, планета, на которой мы живем; третья от Солнца и пятая из крупнейших планет в Солнечной системе. Земля представляет собой сферу (шар). Она вращается. Большую часть Земли занимает вода.

3. Игра «Движение Земли». У меня в руках 3 шарика. Сейчас каждая из 3х команд встанет в колонки и получит по шарику. Необходимо будет передать шарик назад на вытянутых руках, не поворачиваясь. Ряд, который первым выполнит задание выигрывает.

Посмотрите на доску. Вы уже заметили, что на ней изображено дерево без листьев. Сегодня в честь праздника мы как бы посадим дерево, одев его в листочки. Сейчас я раздам вам шаблоны листьев, а вы обведите их и вырежите. Потом мы приклеим их на дерево.

Получается, что мы тоже приняли участие в празднике, посадив это дерево.

Подведение итога:

Что нового вы сегодня узнали на занятии?

Что вам понравилось, показалось интересным?

Какого числа отмечают «День Земли»?

С чьим именем связана история праздника?

Почему возникла необходимость создать такой праздник?

Подумайте дома с родителями и завтра всем расскажите, что лично вы можете сделать для улучшения экологической обстановки на Земле?

Стихи для дошкольников по экологии.

* * *Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика -

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!

* * *

О загрязнении.

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе -

Нам ещё здесь жить как вроде!

* * *

Экология детей,

Очень важно, ты поверь!!!

Мы должны их научить,

Как природу беречь и любить.

Вот пошли мы на прогулку,

А ребята рвут цветы.

Нужно взять их на поруки

Объяснить, а кто же ты.

Кто заботится о лесе,

Всё о тех же о цветах,

Научить их любоваться

Красотою вокруг нас.

Ну, а что же в выходные,

На природе у реки…

Почему ребята злые

Ломают ветки, рвут цветы?!

Почему же папы, мамы

Всё это им не запрещают?

Почему же они не ценят

Всё, что они сейчас имеют?

И, конечно, если дети подрастут

И встретив их, мы увидим,

Что любят они нашу планету,

Что они её ценят и берегут...

И тогда мы поймём и увидим,

Что пошли наши занятия впрок.

И что будут они своим внукам и детям

Давать эти же самые истины из урока в урок.

Давайте же будем стараться

Учить детей в природу влюбляться.

Чтоб каждый ребёнок

Почти что «с пелёнок»

Мог сразу и твёрдо сказать:

«Природу мы ценим, холим, лелеем

Окружающая среда

Всё – от старой сосны у забора

До большого тёмного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,

И котёнок Васька небось?

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,

И в пруду отраженья крыш,

Рвать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису...

Я люблю тебя навсегда,Окружающая среда! (Л. Фадеева)

Наша планета

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)

Живой Букварь

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе. (В. Орлов)

Храм природы

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь. (А. Смирнов)

В природе столько красоты –

Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи,

Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь –

И ты научишься тому,

Как это все беречь. (В. Чижов)

Берегите землю!

Берегите землю!

Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите! (М. Дудин)

Давайте вместе Землю украшать

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)

Хоть трава не расти

Всё меньше нетронутых мест на планете.

По тундре разлиты озёра из нефти.

И вихри враждебные вьются из труб...

Живая природа – уже полутруп.

Поставил её человек на колени.

Мы денег побольше хотим огрести.

А что после нас?

ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ. (А. Усачёв)

Экологическое

Земля дымила дымом,

Земля пыхтела паром,

Земля травилась ядом

И взрывами тряслась.

Земля леса рубила,

Земля леса сжигала,

Земля леса топила,

Ну, словом, зарвалась.

Потом она спросила:

А где же атмосфера?

Мне что-то стало душно,

Ах, мне нехорошо!

Ах, дайте кислороду

И чистенькую воду!

Нормальную погоду!

Но поезд-то ушел. (Р. Алдонина)

О чём просит рыбка?

Удружил бы

Ты, рыбак,

Угостил бы

Просто так:

Без подвоха,

Без крючка

Подарил бы Червячка! (С. Погореловский)

Пословицы и загадки о земле

Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь.

Не земля родит, а год.

Своя земля и в горсти мила.

Не поклонясь до земли, и гриба не подымешь.

Чья земля, того и хлеб.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Бежит, словно под ним земля дрожит.

Слухом земля полнится, а причудами свет.

Человек трудится - земля не ленится; человек ленится - земля не трудится.

Небо – престол Бога, земля – подножие.

Мать сыра земля – говорить нельзя.

Добрая земля назем раз путем примет, да девять лет помнит.

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Земля на могиле задернеет, а худой славы не покроет.

Крепко, крепко, а земля свое возьмет.

Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля пахотная)

Меня бьют, ворочают, режут, а я молчу да всем добром плачу. (Земля)

Кто на свете всех богаче? (Земля пахотная)

Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, в реках, морях – воды нет. (Географическая карта)

Что на свете всего жирнее? (Земля пахотная)

Один идет, другая пьет, а третья питается. (Дождь, земля и трава)


Тип проекта – познавательно-исследовательский.

Возраст детей – средний дошкольный.

Продолжительность проекта - 2 недели.

Участники проекта: дети - воспитанники средней группы, воспитатели - Иксанова А.А., Аделшина О.А., родители.

I этап

Цель проекта – развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий;

воспитывать гуманное, экологически правильное отношение к природе.

Задачи :

Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;

Расширять представления детей о жизни диких и домашних животных весной;

Расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;

Развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы

Развивать продуктивную деятельность детей,творческие способности;укреплять здоровье детей, проводить закаливающие процедуры;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.

II этап

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Подобрать художественную литературу для чтения детям.

3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия

4. Составить перспективный план мероприятий.

III этап

Выполнение проекта.

Социализация

Дидактические игры: Загадки о животных,

«Времена года», «Когда это бывает?», «Кто где живет», «Посели в домики».

Словесные игры: «Узнай животное по описанию», «Какие цветы ты знаешь?».

Правила поведения в лесу.

Познание

Наблюдение за деревьями, появлением почек, первых листочков;

Наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;

Рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях; рассматривание первоцветов;

Ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;

Наблюдение за неживой природой, изменениями, происходящими с наступлением весны;

Заучивание стихотворений о весне.

Коммуникация развитие речи

Общение «Мы - друзья природы».

Беседы на темы: «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей», «Животные и птицы – это наши друзья»

Чтение художественной литературы

С Маршак «Весенняя песенка»

Е.Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата»

М.Пришвин «Разговор деревьев»

В.Орлов «Ты скажи мне, реченька»

С Погореловский «Апрельский дождик»

А. Бабаджан «Муравьи»

Б. Заходер «Про всё-всё на свете»

Стихотворение «Цветы»

Художественно- эстетическая деятельность

Праздник для детей «Весенний хоровод»

Изучение песен: «Не дразните собак», «Мы дети твои - Россия», «Улыбка»

Прослушивание музыкальных произведений по теме проекта.

Физкультурно- оздоровительная деятельност

Подвижные игры «На лесной полянке», «Собери грибочки»

Физкультминутка «Цветы», «Деревья»

Игровые упражнения «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку» и др.

Развивающая среда

Альбомы для рассматривания «Времена года», «Дикие животные», «Растения» и др.

Дидактические игры «Когда это бывает?», «Мир растений»

Художественные произведения и иллюстрации к ним

Раскраски «Времена года», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др.

Трудовая деятельность

Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями на участке детского сада, в группе.

Уборка территории детского сада.

Приведение в порядок клумб.

Посев семян цветочных культур в рассадные ящики.

Продуктивная деятельность

Рисование на тему «Первые цветы»

Лепка «Лесные животные»

Аппликация (коллективная) «Наша природа»

(Самостоятельная творческая деятельность)

Работа с родителями

Привлечение родителей к сбору семян и посадочного материала для посадки на территории детского сада.

Совместная работа родителей и детей на тему: «Береги природу!»

IV этап

Презентация проекта

1. Занятие на тему «День Земли».

2. Оформление выставки рисунков детей и родителей на тему «Береги природу!».

3. Оформление коллективной работы «Наша природа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип проекта – познавательно-исследовательский.

Возраст детей – средний дошкольный.

Продолжительность проекта - 2 недели.

Участники проекта: дети - воспитанники средней группы, воспитатели - Иксанова А.А., Аделшина О.А., родители.

I этап

Цель проекта – развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий;

воспитывать гуманное, экологически правильное отношение к природе.

Задачи :

Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;

Расширять представления детей о жизни диких и домашних животных весной;

Расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;

Развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы

Развивать продуктивную деятельность детей,творческие способности;укреплять здоровье детей, проводить закаливающие процедуры;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.

II этап

Подготовка к внедрению проекта.

  1. Подобрать методическую литературу по теме.
  2. Подобрать художественную литературу для чтения детям.
  3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия
  4. Составить перспективный план мероприятий.

III этап

Выполнение проекта.

Социализация

Дидактические игры: Загадки о животных,

«Времена года», «Когда это бывает?», «Кто где живет», «Посели в домики».

Словесные игры: «Узнай животное по описанию», «Какие цветы ты знаешь?».

Правила поведения в лесу.

Познание

Наблюдение за деревьями, появлением почек, первых листочков;

Наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;

Рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях; рассматривание первоцветов;

Ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;

Наблюдение за неживой природой, изменениями, происходящими с наступлением весны;

Заучивание стихотворений о весне.

Коммуникация развитие речи

Общение «Мы - друзья природы».

Беседы на темы: «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей», «Животные и птицы – это наши друзья»

Чтение художественной литературы

С Маршак «Весенняя песенка»

Е.Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата»

М.Пришвин «Разговор деревьев»

В.Орлов «Ты скажи мне, реченька»

С Погореловский «Апрельский дождик»

А. Бабаджан «Муравьи»

Б. Заходер «Про всё-всё на свете»

Стихотворение «Цветы»

Художественно- эстетическая деятельность

Праздник для детей «Весенний хоровод»

Изучение песен: «Не дразните собак», «Мы дети твои - Россия», «Улыбка»

Прослушивание музыкальных произведений по теме проекта.

Физкультурно- оздоровительная деятельност

Подвижные игры «На лесной полянке», «Собери грибочки»

Физкультминутка «Цветы», «Деревья»

Игровые упражнения «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку» и др.

Развивающая среда

Альбомы для рассматривания «Времена года», «Дикие животные», «Растения» и др.

Дидактические игры «Когда это бывает?», «Мир растений»

Художественные произведения и иллюстрации к ним

Раскраски «Времена года», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др.

Трудовая деятельность

Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями на участке детского сада, в группе.

Уборка территории детского сада.

Приведение в порядок клумб.

Посев семян цветочных культур в рассадные ящики.

Продуктивная деятельность

Рисование на тему «Первые цветы»

Лепка «Лесные животные»

Аппликация (коллективная) «Наша природа»

(Самостоятельная творческая деятельность)

Работа с родителями

Привлечение родителей к сбору семян и посадочного материала для посадки на территории детского сада.

Совместная работа родителей и детей на тему: «Береги природу!»

IV этап

Презентация проекта

1. Занятие на тему «День Земли».

2. Оформление выставки рисунков детей и родителей на тему «Береги природу!».

3. Оформление коллективной работы «Наша природа»

Сценарий занятия по экологии (средняя группа)

Вход детей в зал по музыку «Мы дети твои, Россия»

1 ребёнок:

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

2 ребёнок:

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету!

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим!

3 ребёнок:

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей!

Украсим всю землю цветами, садами!

Все:

Такая планета нужна нам с вами!

Песня «Не дразните собак»

Ведущий:

Земля – родной дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живёт, тоже нужны Земле. А если вдруг кто-то лишним покажется, то это, конечно, ошибкой окажется.

Стихотворение Б.Заходера «Про всё-всё на свете»

Ведущий:

Сегодня у нас будет интересная викторина, посвященная нашей родной природе. Я буду загадывать вам загадки, и если вы их правильно отгадаете, то отгадки оживут перед вами. Готовы? Слушайте!

  1. В лесу, у пня, суета, беготня:

Народ рабочий целый день хлопочет.

Кто они? Откуда? Чьи льются чёрные ручьи?

Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Стихотворение А. Бабаджана «Муравьи»

  1. Клювы жёлтые такие,

Лапки красные, большие.

Вперевалочку идут,

А если надо поплывут. (Утята)

Танец «Утята»

  1. Что за дом среди ветвей над открытым небом?

Угощает птичек он и зерном, и хлебом. (Кормушка)

  1. Богатырь стоит богат,

Угощает всех подряд.

Ваню – земляникой,

Аню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

А Васю – хворостинкой. (Лес)

Ведущий:

Да, если в лесу вести себя правильно, то лес нам откроет много своих тайн и секретов. А ещё в нём можно увидеть много интересного.

Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя в лесу?

  1. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,

Иголок много-много, а нитки ни одной. (Ёж)

Ведущий:

В одном лесу, недалеко от озера, жил крошка Енот. Вспомните, как мама его учила быть добрым и говорила: «Чтобы было много друзей, надо просто всем дарить свою …» (улыбку)

Песня «Улыбка»

Ведущий:

А что есть ещё в лесу, кроме зверей и птиц? (Ягоды, грибы, цветы… Какие?)

Стихотворение «Цветы»

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если все: и мы, и вы, если все сорвут цветы,

Не останется цветов и не будет красоты.

А теперь давайте с вами поиграем в игру «На лесной поляне». Я буду показывать вам картинки, а вы должны угадать названия цветов, ягод, грибов, птиц и т.д.

Ведущий:

Наша Земля – это горы, реки, леса, моря, океаны, животные. Земля – это наш общий дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Ребята, посмотрите, как красива наша Земля, особенно весной, когда природа оживает, расцветают первые цветы. Так давайте же будем беречь природу, красоту нашей Земли!

Итог занятия: Ребята, а сейчас мы с вами покажем, что мы умеем беречь свою планету, оберегать природу, птиц, зверей. Для этого, мы возьмем цветные карандаши, краски, пластилин, цветную бумагу – всё, что нам понадобится, чтобы сделать яркую картину-панно.


«Всемирный День Земли»

Подготовила:
Цыганова Ольга Владимировна,

воспитатель МБДОУ "Детский сад

Информационная карта проекта

Участники проекта: педагоги, дети подготовительной к школе группы, родители.

Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный.

Цель и направления деятельности проекта: формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Место проведения: групповая комната, участок детского сада.

Сроки провидения:

Возраст детей: 6-7 лет

Ожидаемые результаты: формирование у детей знаний о планете Земля и её природных ресурсах. Формирование чувства сопереживания, доброты к природе, углубление знаний о необходимости сохранности и преумножения богатства Земли.

Проблема: Существует проблема формирования экологического сознания детей.

Актуальность.

Землю нужно охранять,

Всячески оберегать,

Горы, речки и поля -

Это все наша Земля.

Жизнь на ней ведь каждый час,

Так зависит от всех нас,

Что забота наша ей -

С каждым днем еще важней.

Поздравляю с Днем Земли,

Нашу Землю береги,

И она тебя в ответ -

Защитит от разных бед!

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому я как педагог формирую у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.

Экологическое воспитание дошкольников я рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Я убеждаю детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.

Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому я привлекаю каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

Как педагога, моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.

Цель проекта:

Развитие элементарных представлений о планете Земля.

Углубление экологических знаний детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи проекта:

1. Ознакомление с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

2. Углубление представлений детей о том, что планета Земля – это наш дом.

3. Воспитание стремления беречь нашу Землю.

4. Формирование навыков исследовательской деятельности.

5. Развитие воображения, мышления в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

6. Развитие умения передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

7. Воспитание бережного отношения к природе, природному наследию нашего края.

Этапы реализации проекта

Участники

Подготовительный

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи и т.п.), иллюстраций.

Сбор информации.

Воспитатель, дети, родители

Основной

Проведение образовательной деятельности по теме «Наша планета».

Составление рассказа по картине «Труд людей весной».

Беседа «Как мы можем помочь нашей планете?»

Проведение игры «Хорошо – плохо». Игры « Угадай чей хвост?» « Какому животному принадлежат следы?» ««Выбрасывайте мусор правильно».

Чтение художественной литературы:заучивание стихотворения В. Жуковского « Жаворонок», чтение Ф. Тютчев « Весенние воды», А Блок « На лугу»,В Бианки « Мастера без топора», М Зощенко « Великие путешественники».

Знакомство с пословицами и загадками о Земле.

Организация трудовой деятельности по уборке участка.

Оформление «огорода на окне» в группе.

Пересадка комнатного растение и беседа о том, что необходимо для роста и жизни растений.

Эксперементирование: «Нужен ли корешкам воздух?» « Что выделяет растение?» « Есть ли у растений органы дыхания?» Экскурсии и целевые прогулки « Природа просыпается» « В гости к деревьям».

Воспитатель, дети, родители

Заключительный

1.Коллаж фотографий «Отдыхаем не вредя».

2.Выставка совместных с родителями рисунков: «Мой чистый город».

3.Конкурс на лучшую дидактическую игру по экологии.

4.Облагораживание и уборка участка детскогосада.
5.Лэпбук « Водоемы Выксунского края, его обитатели и водоросли». Презентация лэпбука.

Воспитатель, дети, родители

Механизмы реализации проекта:

1. Разработка плана работы.

2. Проведение подготовительных мероприятий необходимых для реализации проекта.

3. Оформление развивающей среды.

4. Проведение плановых мероприятий проекта.

5. Оформление выставки.

ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ

расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ.

Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле.

Закрепить знания детей о глобусе – моделью планеты Земля.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, положительное отношение к окружающему миру, к природе.

Закреплять правила поведения в природе.

Оборудование: глобус, 3 воздушных шарика, дерево из цв.бумаги, шаблоны листьев, цветная бумага.

Ход занятия:

Много праздников в месяце апреле. Кто помнит названия тех, которые уже прошли? (День смеха, День космонавтики, Пасха). А какой ещё праздник будет в апреле?

Послушайте стихотворение. Оно поможет вам узнать содержание праздника.

Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.

Снимаю накидку с глобуса.

22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

Кто знает, какие экологические проблемы существуют? (Вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха, почвы).

Именно в «День Земли» принято всеми силами бороться с подобными проблемами.

История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. В конце 19 века Дж. Стерлинг Мортон переехал на пустынную территорию, на которые одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем дерева.

В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1 млн деревьев. В 1882 году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он отмечался в день рождения Мортона - 22 апреля. В 1970 году свыше 20 млн человек в разных странах мира приняли участие в акции, которая получила название День Земли.

В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн человек из 141 страны. В России День Земли отмечается с 1992 года.

Россия - страна не только лесов, полей и рек, одновременно Россия богата разнообразными энергоресурсами и обладает технологиями высокого уровня для их обработки. Поэтому важно продолжать развиваться, но и не оставлять без внимания нашу природу. Ведь человек, являясь её частью, несёт за неё ответственность.

А сейчас мы проведём викторину.

1. – Будем работать в трех группах. Помогаю детям разделиться.

Первая команда вспоминает ЗВЕРЕЙ, вторая - РЫБ, третья - НАСЕКОМЫХ. Нужно за короткое время вспомнить как можно больше. Итак, начали.

Закончили. Представители команд выходят и по очереди называют.

Я выкладываю на доске магнитные фишки в 3 ряда. Выиграет та команда, у которой будет больше всего животных записано.

2. Проводится игра «Птица, рыба, зверь»

(по типу игры "Море волнуется". Дети должны угадать, какое животное изображает ведущий. Или ведущий угадывает животных, которых изобразили дети)

Мы сказали, что нужно беречь Землю. А кто вообще знает что такое Земля, какая она? Может сведения интересные знаете?

Земля, планета, на которой мы живем; третья от Солнца и пятая из крупнейших планет в Солнечной системе. Земля представляет собой сферу (шар). Она вращается. Большую часть Земли занимает вода.

3. Игра «Движение Земли». У меня в руках 3 шарика. Сейчас каждая из 3х команд встанет в колонки и получит по шарику. Необходимо будет передать шарик назад на вытянутых руках, не поворачиваясь. Ряд, который первым выполнит задание выигрывает.

Посмотрите на доску. Вы уже заметили, что на ней изображено дерево без листьев. Сегодня в честь праздника мы как бы посадим дерево, одев его в листочки. Сейчас я раздам вам шаблоны листьев, а вы обведите их и вырежите. Потом мы приклеим их на дерево.

Получается, что мы тоже приняли участие в празднике, посадив это дерево.

Подведение итога:

Что нового вы сегодня узнали на занятии?

Что вам понравилось, показалось интересным?

Какого числа отмечают «День Земли»?

С чьим именем связана история праздника?

Почему возникла необходимость создать такой праздник?

Подумайте дома с родителями и завтра всем расскажите, что лично вы можете сделать для улучшения экологической обстановки на Земле?

Стихи для дошкольников по экологии.

* * *Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика -

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!

О загрязнении.

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе -

Нам ещё здесь жить как вроде!

Экология детей,

Очень важно, ты поверь!!!

Мы должны их научить,

Как природу беречь и любить.

Вот пошли мы на прогулку,

А ребята рвут цветы.

Нужно взять их на поруки

Объяснить, а кто же ты.

Кто заботится о лесе,

Всё о тех же о цветах,

Научить их любоваться

Красотою вокруг нас.

Ну, а что же в выходные,

На природе у реки…

Почему ребята злые

Ломают ветки, рвут цветы?!

Почему же папы, мамы

Всё это им не запрещают?

Почему же они не ценят

Всё, что они сейчас имеют?

И, конечно, если дети подрастут

И встретив их, мы увидим,

Что любят они нашу планету,

Что они её ценят и берегут...

И тогда мы поймём и увидим,

Что пошли наши занятия впрок.

И что будут они своим внукам и детям

Давать эти же самые истины из урока в урок.

Давайте же будем стараться

Учить детей в природу влюбляться.

Чтоб каждый ребёнок

Почти что «с пелёнок»

Мог сразу и твёрдо сказать:

«Природу мы ценим, холим, лелеем

Окружающая среда

Всё – от старой сосны у забора

До большого тёмного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,

И котёнок Васька небось?

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,

И в пруду отраженья крыш,

Рвать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису...

Я люблю тебя навсегда, Окружающая среда! (Л. Фадеева)

Наша планета

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)

Живой Букварь

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе. (В. Орлов)

Храм природы

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь. (А. Смирнов)

В природе столько красоты –

Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи,

Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь –

И ты научишься тому,

Как это все беречь. (В. Чижов)

Берегите землю!

Берегите землю!

Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите! (М. Дудин)

Давайте вместе Землю украшать

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)

Хоть трава не расти

Всё меньше нетронутых мест на планете.

По тундре разлиты озёра из нефти.

И вихри враждебные вьются из труб...

Живая природа – уже полутруп.

Поставил её человек на колени.

Мы денег побольше хотим огрести.

А что после нас?

ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ. (А. Усачёв)

Экологическое

Земля дымила дымом,

Земля пыхтела паром,

Земля травилась ядом

И взрывами тряслась.

Земля леса рубила,

Земля леса сжигала,

Земля леса топила,

Ну, словом, зарвалась.

Потом она спросила:

А где же атмосфера?

Мне что-то стало душно,

Ах, мне нехорошо!

Ах, дайте кислороду

И чистенькую воду!

Нормальную погоду!

Но поезд-то ушел. (Р. Алдонина)

О чём просит рыбка?

Удружил бы

Ты, рыбак,

Угостил бы

Просто так:

Без подвоха,

Без крючка

Подарил бы Червячка! (С. Погореловский)

Пословицы и загадки о земле

Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь.

Не земля родит, а год.

Своя земля и в горсти мила.

Не поклонясь до земли, и гриба не подымешь.

Чья земля, того и хлеб.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Бежит, словно под ним земля дрожит.

Слухом земля полнится, а причудами свет.

Человек трудится - земля не ленится; человек ленится - земля не трудится.

Небо – престол Бога, земля – подножие.

Мать сыра земля – говорить нельзя.

Добрая земля назем раз путем примет, да девять лет помнит.

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Земля на могиле задернеет, а худой славы не покроет.

Крепко, крепко, а земля свое возьмет.

Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля пахотная)

Меня бьют, ворочают, режут, а я молчу да всем добром плачу. (Земля)

Кто на свете всех богаче? (Земля пахотная)

Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, в реках, морях – воды нет. (Географическая карта)

Что на свете всего жирнее? (Земля пахотная)

Один идет, другая пьет, а третья питается. (Дождь, земля и трава)