Букварь чтение по слогам. Оптимальная скорость чтения для детей. Буквари: учимся по разным методикам

Когда ваш малыш уже освоит алфавит, подойдет и время, когда ему пора научиться читать. Сначала ребенок должен освоить чтение по слогам, научиться объединять звуки в слоги, а слоги в слова. И многие родители, на отлично справившиеся с обучением крохи алфавиту, заходят в тупик. Ведь научить малыша правильно сочетать звуки и слоги действительно сложно. И родителям нужно сначала самим подготовиться к новому этапу развития малыша.

Главное, о чем должны помнить взрослые, так это то, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то быстро запоминает всю новую информацию, ну а кому-то это сделать крайне трудно. Поэтому вы должны запастись не только некоторыми знаниями, но и терпением. Помните, забота и ласка – лучший двигатель прогресса в обучении любого малыша.

Учимся читать по слогам

Первое, что нужно сделать для того, чтобы понять, готов ли ребенок учиться читать, так это определить, как хорошо он знает алфавит, и как у него получает воспроизводить звуки. В этом вам поможет небольшой эксперимент.

Предложите малышу назвать все буквы алфавита. Для этого положите перед ним азбуку и засеките время. Если ваш кроха задумывается над буквами, говорит запутанно и не может сразу назвать их, то у него, скорее

всего, на оглавление всего алфавита уйдет не менее 2 – 3 минут. Если вы посчитаете, то сможете вычислить, что произношение и узнавание каждой буквы у малыша занимает примерно 5 – 6 секунд. А если предложить крохе прочесть слово «мама», которое состоит всего из четырех букв, то он потратит на это не менее 20 секунд. Представляете, насколько сложно будет крохе читать слова с такой скоростью?

Из этого можно сделать однозначный вывод – прежде, чем кроха научится читать, он должен знать «в лицо» каждую букву. То есть, малыш не должен раздумывать, он должен быстро называть букву. Переходить к слогам можно будет только после того, как ребенок научится произносить весь алфавит за 20-30 секунд.

Буквари: учимся по разным методикам

Многие родители считают, что могут научить ребенка читать самостоятельно, не прибегая к научным методам и дидактическим пособиям. На самом деле самостоятельное обучение малыша может оказаться не только крайне сложным, но и не эффективным. Поэтому рекомендуем вам все-таки запастись определенной литературой, благо выбор таковой сегодня огромен. Родителям предложены, как старые советские методики обучения детей чтению, так и новые разработки. Наибольшей популярностью пользуются буквари Н. Жуковой и Е. Бахтиной. О них и пойдет речь в данной статье.

Учимся по методике Е. Бахтиной

Суть данной методики заключается в следующем:

  1. Учимся быстро узнавать буквы. Ребенок должен бегло определять буквы алфавита. Пусть кроха чаще открывает азбуку и тренируется, читает и говорит буквы вслух.
  2. После этого нужно обучить ребенка складывать буквы в слоги. Начните с самого легкого – ма, па, ба и пр.
  3. После этого нужно научить ребенка объединять слоги в слова. Пусть кроха сначала говорит самые понятные ему слоги «ма-ма» и пр.
  4. После этого нужно научить малыша запоминать не только произношение слогов, но и их написание.

Пример обучения. Укажите на любой слог, желательно, чтобы сначала обучения вы использовали слоги, заканчивающиеся на гласную букву, например, «ДА». Объясните малышу, что буквы подружились и теперь Д и А вместе означают «ДА». Повторяйте это несколько раз в день. Желательно показывайте ребенку наглядное пособие. Вы можете купить уже готовый материал или изготовить буквы в виде табличек самостоятельно. После того, как ребенок запомнит, почему из букв получился слог, и будет говорить его правильно, вы можете приступить к изучению остальных слогов, действуя по той же схеме.

Важно знать и некоторые особенности в обучении малыша:

  1. Начав обучение малыша, не используйте сразу йотированные гласные – я, е, ю. Также стоит повременить и со сложными в произношении согласными – ч, щ, ш.
  2. Не стоит делать перерывов в процессе обучения. Ребенок должен постоянно помнить о слогах, и не только в тот момент, когда он сидит за азбукой. Предлагайте крохе называть изученные слоги даже во время прогулок, читайте ему вывески на магазинах, просите его самого найти знакомый слог и произнести его.
  3. После того, как кроха сможет освоить большую часть простых слогов, можно усложнить ему задачу, добавив в его речь сложные слоги с йотированными гласными и шипящими согласными.
  4. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок мог не только визуально воспринимать слоги (читать их), но и слышать их и определять с ваших слов. Для этого нужно развить его зрительную память. Данный навык поможет крохе и в дальнейшем, ведь дети, отличающиеся отличной зрительной памятью, обычно очень грамотно пишут, даже не задумываясь над правилами орфографии. Ведь они и так помнят, как правильно пишется то или иное слово.

Если вы увидели прогресс малыша, то после таких слов, как «мама», «папа» и пр., вы можете смело начать изучать более сложные слова – «машина», «посуда» и т. д. Но если этот способ вам не понравился, то вы можете выбрать для себя другую методику.

Учимся по методике Н.С Жуковой

Многие родители отдают предпочтение методике автора классического школьного букваря. И на это имеются некоторые основания. Ведь все мы обучались именно по такой методике, и данный материал знаком практически всем с раннего детства. Научить ребенка самостоятельно читать по слогам по методике Жуковой, можно так:

  1. Учимся складывать буквы. Возьмите две буквы, которые знают малыши практически с пеленок – «А» и «М». Именно эти буквы будет проще всего запомнить крохе, когда вы будете соединять их в слог «МА».
  2. Возьмите в руки две таблички с этими буквами и медленно подносите «М» к «А», говоря при этом звук М, его нужно растягивать, превращая в дальнейшем в звук МАаааа. Не забывайте, что в данном случае нужно сначала сделать акцент на букве «М», а потом удлинить второй звук «А».
  3. Учимся дальше. Теперь, по той же схеме, можно продолжить обучение с остальными простыми открытыми слогами – «НО», «ВА», «НА», «МУ» и пр.
  4. Также вы можете экспериментировать и с образованием самых простых слов, например, па-па, ма-ма, но-та, ва-та и т.д. Главное, притягивать к первому звуку второй, как и к первому слогу второй.


Как и в методике Бахтиной, в данном процессе обучения имеются свои особенности и важные моменты, на которые стоит обратить внимание.

  1. Учите детей не только читать слоги, но и анализировать их. Для этого просто спрашивайте малыша о том, сколько в слоге букв, какие они и т. д.
  2. Объясните ребенку, что первую букву в слоге нужно тянуть, а вторую говорить коротко.
  3. Учите малыша на слух определять, сколько букв и звуков он слышит. Например, спросите кроху, сколько звуков он слышит, если вы сказали «ау».

Кто-то считает букварь Жуковой лучшим и самым простым способом обучения, по которому можно быстро и правильно научить своих детей читать. Ну а кто-то прислушивается к мнению специалистов о том, что методика Бахтиной позволяет обучить малыша читать уже с двух лет. Как говорит автор, все мы учимся уже с рождения, а если уроки повторять изо дня в день, начиная с двухлетнего возраста, то уже к 3 годам можно читать не хуже взрослых.

Несмотря на то, какой методикой обучения воспользуетесь вы, самое главное проявлять настойчивость и проводить уроки регулярно. Не забывайте и о том, что все дети разные, и если малыш вашей подруги в 3 года уже бегло читает целыми предложениями, это не означает, что и вы должны вогнать своего ребенка в эти рамки. Главное, чтобы малыш понимал, как читать по слогам, из чего они состоят, и для чего используются.

Помимо букварей и азбуки вы можете проводить занятия с детьми с помощью развивающих игр. Это могут быть специальные пазлы, магнитная доска с буквами, обучающее видео и пр. Главное, не быстро, а правильно обучить своих детей. Пусть уроки детей проходят в игровой форме, а малыш непринужденно говорит, читает и экспериментирует.

Более подробно узнать о том, как научить малыша читать по слогам и правильно их говорить, можно посмотрев и специальное видео. Современные родители имеют массу преимуществ, ведь быстро научить малыша читать можно различными способами, начиная с занятий с развивающими играми, и заканчивая просмотром обучающего видео.

Приветствую вас, дорогие читатели! Требования к первоклассникам становятся все более жесткими, и если раньше малыш мог прийти в 7 лет в школу и только отдаленно знать пару букв алфавита, то сегодня каждый должен уметь читать по слогам уже в 6! Но как быть, если вы не являетесь педагогом по образованию и совершенно забыли, как занималась с вами в детстве мама? Узнайте сейчас — как научить ребенка читать по слогам.

Современные родители стали повально стремиться развивать своих крошек с самых пеленок. Мамы запасаются кубиками Зайцева и буквами Монтессори и чуть ли не вместо соски суют их в кроватку:)

Я мама молодая и, в принципе, могу понять стремление идти в ногу со временем, но так как в силу обстоятельств в декрете просидела всего полтора года, так и не научилась использовать время, проводимое с сыном на постоянную учебу. Да, мы с ним учим циферки и буковки, а также цвета, фигуры и прочее, но только тогда, когда он сам этого хочет.

Благодаря моей лени и желанию отдохнуть после работы или уделить время себе, мой сын не утратил интерес к познанию новой информации, а также стал очень самостоятельным парнем. Также недавно нашла подтверждение своим убеждениям, что не стоит форсировать события с уроками крохи.

Учеными было доказано, что раннее развитие очень часто приводит к дальнейшим проблемам с психикой. Не думаю, что умение сына или дочери читать в полтора года стоит того, чтобы в будущем дите стало заикаться или заработало нервный тик.

Только если ваше чадо в 3−4 года самостоятельно осознанно говорит, что хочет научиться читать и писать, стоит ему помочь, во всех остальных случаях дождитесь 5−6 лет. Но даже в старшем дошкольном возрасте не усаживайте насильно за стол и не заставляйте учиться больше 30-ти минут в день.

Как научить ребенка читать по слогам: какую программу выбрать?

Для нас с моим сыном этот вопрос как нельзя актуален, так как мы еще не успели научиться читать. Не могу сказать, что я уже определилась с методикой, которой мы будем придерживаться, пока мы пользуемся обычным букварем и всем вокруг.


Но вам расскажу о четырех самых популярных программах, которые знаю.

Методика Зайцева

  • Занятия проводятся в игровой форме с помощью специальных карточек, палочек и таблиц;
  • Буквы изучаются сразу в складах (не слогах), на которые, по мнению автора человек интуитивно делит слова;
  • Продолжительность обучения не должна превышать 25 минут и не проходит на одном месте.

Благодаря пособиям Николая Зайцева можно без особых усилий обучить малыша осознанному чтению и в школу вы придете уже должным образом подготовленные. Также легко можно развивать логику, математические знания, фантазию и пр.

Обучение с букварем

Лично для меня эта методика наиболее близка, так как уже десятки лет она работает безотказно. С помощью букваря ребенку легко освоить вначале звуки и буквы, затем слоги и чтение по слогам.

Наиболее оптимальный возраст для начала занятий с букварем — 5−7 лет.

Принцип чтения букваря примерно одинаков для всех изданий, но все же есть особенности и отличия.

Одним из самых популярных является букварь логопеда Надежды Жуковой .

Дело в том, что с ним ребенок не просто учится читать по слогам, но и параллельно исправляет дефекты в произношении (если они есть), а также в будущем крайне редко допускает ошибки при письме.

Методика Домана

Если вы ставите себе за цель воспитать вундеркинда, то программы Глена Домана вам в этом помогут. Этот ученый утверждает, что начинать заниматься необходимо с грудного возраста, а точнее с 3−6 месяцев.

Купить карточки Домана можно в интернет-магазине Озон

Наибольший поток информации легче всего усвоить до 3-х лет, а после 7-ми уже очень тяжело привлечь к обучению, если с ребенком не занимались до этого.


В основе его принципов лежат занятия с карточками, на которых изображены картинки и слова. Карточки нужно показывать минимум 3 раза в день, называя предметы, которые на них нарисованы. Чтобы научить ребенка читать нужно показывать только слова без картинок.

Методика Монтессори

Эта уникальная система образования была основана еще в 1906 году во Франции. помогает даже самым маленьким стать самостоятельными и «жадными» до знаний. Благодаря обучению этой женщины детки сами находят и изучают то, что их интересует, а взрослые практически не участвуют в процессе.

Воспитатель или родитель может показывать материалы и объяснять, зачем они могут пригодиться, но ни в коем случае не делают ничего вместо ребенка.

Как заниматься с ребенком?

Мы с вами хоть и вкратце, но все же рассмотрели наиболее популярные на сегодняшний день способы развития навыков чтения, разумеется, их намного больше, чем я перечислила, но думаю, что этого вполне достаточно, чтобы сделать для себя необходимые выводы.


Каждая мама сама решает, как ей заниматься со своим чадом, можно выбрать любую авторскую методику, а можно разработать свою. Если вы думаете, что это очень сложно и без специального образования справиться невозможно, то сильно ошибаетесь. Чтобы сделать обучение занимательным и для ребенка и для родителей нужно всего лишь учитывать желания обоих сторон.

Совершенно необязательно вырабатывать специальный режим и график, намного легче заниматься тогда, когда возникает обоюдное желание и появляется время, нужно лишь следить, чтобы это было регулярно и желательно ежедневно.

Что делать, чтобы занятия проходили интересно

  • Очень интересно писать слова и слоги палочками на песке или мелками на асфальте и заборе;
  • Можно лепить слова из пластилина, рисовать красками, карандашами и фломастерами;
  • Использовать готовые карточки и буквы со слогами и составлять из них слова, либо самостоятельно их нарисовать и вырезать из картона;
  • Подготовьте доску или просто цепляйте слоги к обоям, чтобы они всегда были на виду;
  • Также малышам нравятся пазлы, из которых можно составлять слова;
  • Не брезгуйте обучающими программами на компьютере и в интернете, там очень много полезной информации, которая предоставляется в игровой форме;
  • Показывайте буковки на клавиатуре и печатайте вместе слова, которые уже знаете, можно вместе напечатать простой рассказ про вашего ребенка.

Всегда отталкивайтесь от темперамента своего чада, не нужно принуждать сидеть за столом активного подвижного малыша, лучше поиграйте с ним в игру, в которой нужно из кубиков составить слово, либо показывайте его любимые игрушки и просите найти в них знакомые слоги, еще малыши очень любят такие обучающие видео:

Делить слова на слоги и соединять слоги ребенок 5-ти лет может вполне осознанно и с интересом, для этого ему даже не понадобиться визуально наблюдать слово, он вполне может делать это на слух.

Дорогие мои, специально для вас, чтобы вы не тратили свое драгоценное время, я нашла замечательный обучающий материал по теме обучения детишек чтению:

  • Развивающая игра «Буквы и слова »;
  • Умные прописи «Пишем буквы »;
  • От Букваря к умению красиво и грамотно писать Н.С. Жукова «Я пишу правильно »;
  • Набор пластиковых магнитов «Русский алфавит »;
  • Умные карточки-паззлы «Буквы, слоги, слова »
  • Набор букв , 33 детали.

Главное — не расстраивайтесь, если обучение не будет поддаваться сразу, всему свое время, ведь никто еще не заканчивал школу не умея читать! Пусть учеба всегда приносит радость вам и вашему малышу, ну, а если нет, то приходите на наш блог за новыми интересными материалами.

(кликните по буквам и послушайте как они звучат)

А, это слова для девочек


(кликните по буквам и послушайте как они звучат)

Итак, первым делом, мы учим буквы. Потом учим бегло читать слова и закрепляем память на буквы.

Следующим пунктом - мы будем
тренировать чтение предложениями

Как научить ребенка читать бегло?

Согласно положениям ФГОС НОО (2010), учащиеся начальной школы должны:

  • узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;
  • находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;
  • пересказать подробно небольшое эпическое произведение;
  • писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);
  • объяснять поступки героев и давать им оценки;
  • читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;
  • читать наизусть несколько стихотворений (7-10);
  • устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;
  • объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;
  • сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).

Оптимальная скорость чтения для детей

Оптимальный вариант чтения для ребенка – чтение в темпе речи:120-150 слов в минуту. По мнению ученого-педагога Н.А. Зайцева, именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Как же двигаться к этому рубежу от слогового чтения?

Учитесь читать по букварю

Для обучения чтению рекомендуется использовать пособие Н.С. Жуковой «Букварь». Сначала учат читать гласные А, О, У, Э, Ы, затем согласные. Согласные необходимо произносить как звуки М, Л, Б, а не как буквы эМ, эЛ, Бэ. Если это правило нарушить, ребенку трудно будет сопоставить звук-буква, он так и будет читать: эМА-эМА. Переучить будет очень сложно.

Возрастной ценз при обучении чтению

Не стоит обучать ребенка чтению до 5 лет. Как известно, лишь 20% деток до 5 лет умеют читать. Полноценное созревание нужных для чтения отделов головного мозга и возможность безопасно обучаться чтению имеют 30% детей к 8-ми годам, и 70% к 6-7-ми годам. До 5 лет лучше развивайте с ребенком мелкую моторику, логическое, пространственное мышление и пр. А чтение оставьте на потом.

Чередуйте занятия

Занятия чтением необходимо сочетать с другими видами деятельности. Ребенку предлагают раскрасить выученную букву и прописать печатный вариант. Таким образом, у малыша не только работает запоминание, но и развиваются мелкие мышцы руки, что способствует более быстрому обучению письму. Картинка должна быть крупной, иллюстрация не должна отвлекать от буквы, содержать возможность обвести букву по пунктиру и прописать ее в строке.

Чередуйте занятия по чтению с занятиями по математике и логике

Закрепляйте прочитанный материал

Также можно закреплять выученный материал с помощью кубиков с буквами. Например. после того, как прочитали текст, попробуйте написать его. Ребенок не только будет механически соединять буквы в слоги, произносить полученные сочетания, составлять слова и предложения.

Основными причинами медленного чтения являются:

  • звуко-буквенный путь обучения, который предполагает чтение и восприятие слов, а не смысла (« за словами деревьями не заметен лес смысла»)
  • низкий уровень концентрации внимания и памяти (прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения.)
  • сниженный объем оперативного поля зрения (не секрет, что многие дети видят одновременно только 2 - 3 буквы)
  • привычка узнавать слова только при условии проговаривания.
  • скудный словарный запас
  • отсутствие ясной цели чтения («пошел туда, не знаю куда, нашел то, не знаю что.»)

Плохо читающий школьник - кандидат в неуспевающие. Отсюда появление у него стойких негативных эмоций, отрицательно влияющих на важные системы жизнедеятельности организма.

Терпение и труд при обучении чтению

Чудес не бывает. Для того, чтобы научить ребенка читать, вам понадобиться много времени и терпения. И с чего вы взяли, что определенная методика подойдет именно вашему ребенку? Вероятнее всего, купить придется не один комплект, а цены на комплекты развивающих методик начинаются от двух тысяч рублей. Может, стоит попробовать сделать что-то аналогичное самим, да и еще и вместе с ребенком. Заодно и буквы начнете учить в процессе поделки.

Складывать слова в слоги

Родителям малыша очень важно понимать, как правильно научить ребенка читать, ведь от этого зависит, насколько быстро дошкольник будет ориентироваться в других предметах. Как только малыш запомнит каждую букву, можно начинать складывать из букв слоги.

Радость и удовольствие во время беглого чтения

Учеба должна приносить радость и удовольствие. Нельзя заставлять ребенка учиться читать, иначе вы можете раз и навсегда отбить у него желание чему-то учиться, у малыша сформируется негативное представление об учебе в целом.