Конспект по развитию речи "Пересказ рассказа Н.Калининой "Про снежный колобок". Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок Иллюстрации к рассказу снежный колобок

Юлия Гвоздинская
НОД по реализации образовательной области «Коммуникация» в средней группе. Рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок»

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация » , «Чтение художественной литературы» , «Познание» , «Социализация» .

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная , познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Задачи :

образовательная : учить детей понимать содержание художественного произведения и пересказывать его близко к тексту, учить образовывать новые однокоренные слова, отвечать на вопросы простыми распространёнными предложениями.

развивающие : развивать, память, внимание, мышление.

воспитательная : воспитывать у детей умение сопереживать, доброжелательность, отзывчивость.

Словарная работа : активизация-снег, снежинка , снеговик, Снегурочка, Снежная баба , угольки, лужа, воздушный.

Планируемые результаты : умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, эмоционально воспринимает литературное произведение Н. Калининой «Про снежный колобок » и выражает своё отношение к персонажам рассказа , проявляет положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок. 0

Материалы и оборудование : книга Н. Калининой «Про снежный колобок » с иллюстрациями, снежный колобок на блюдце , лист с изображением снеговика , белые мелки, поднос.

Ход деятельности

Воспит.: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте с гостями поздороваемся. А теперь посмотрите на меня и послушайте, что я вам скажу. У нас сегодня будет интересное занятие. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать :

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идёт… (снег) .

Верно, это снег.

Давайте с вами подойдём к окну и посмотрим, почему у нас на улице светло и бело?

Правильно, на улице много снега. Он лежит на земле, на деревьях, крышах.

Дети, какой снег? Молодцы! Правильно : мягкий, белый, воздушный, лёгкий, холодный, пушистый.

От слово снег, можно придумать много разных слов.

Как вы думаете, из чего состоит снег?

Правильно, из снежинок . Вот первое слово, которое, которое мы придумали от слово снег. Снег-снежинки .

Из снега мы с вами лепили кого? Снеговика.

Правильно снеговика. Вот ещё одно новое слово-снеговик. Похоже это оно на слово снег. Снег-снеговик.

А какая у нас зима? Снежная .

На Н. г с Дед морозом кто к нам приходил? Снегурочка.

Давайте ещё раз проговорим слова, которые образовали от слово снег (снежинки , снеговик, снежная , Снегурочка).

Дети, вам снег нравится?

Как вы любите играть со снегом? (делать горки, кататься на санках, лыжах, лепить снежки , снеговика, строить крепость и т. д.)

Все дети любят играть со снегом. И я тоже. Я сегодня шла на работу и слепила Колобок . Посмотрите, какого я колобка слепила ? Снежного ! Повтори Вова…

Давайте снежного колобка положим на подоконник, сядем на свои места и послушаем рассказ про мальчика Алёшу и его снежного колобка .

Рассказ называется «Про снежный колобок » ». Его написала Наталья Калинина .

Слушайте внимательно.

(Воспитатель читает рассказ в первый раз ) .

«Про снежный колобок »

Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок . Нашел угольки – сделал глаза; нашел палочки - сделал рот и нос. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше оставлять на дворе колобок . Взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок . Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок . Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа . Что такое?

Открыли дверку, посмотрели, а там из кармана – кап –кап –кап – вода капает.

Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка .

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

А колобок где ?

Вопросы по рассказу :

1. А как вы думаете, а где колобок ? (зачитать отрывок)

2. Где гуляли дети?

4. Какой получился у Алеши колобок ? (зачитать)

5. Из чего сделал мальчик глаза, нос, рот? (зачитать)

7. Что сделал Алеша? (Жалко)

8. Куда положил мальчик снежного колобка ? (зачитать)

9. Что сделал Алеша, когда проснулся? (зачитать)

10. Что осталось от снежного колобка ?

Дети, я вам сейчас прочитаю рассказ ещё раз , а вы слушайте его внимательно и постарайтесь запомнить его содержание.

Потом вы его будете рассказывать нашим гостям .

(Повторно чтение рассказа )

Дети, наш рассказ длинный , поэтому кто-то его начнёт, а кто-то закончит.

Кто хочет рассказать историю о снежном колобке ?

Начинай Ангелина. Дети, вы слушайте внимательно и будьте готовы продолжить рассказ . (Подсказываю слово, фразу если ребёнок забыл) .

Молодец, Ангелина. Иди Илюша продолжи рассказ .

(Спрашиваю ещё 2 пары) .

Молодцы, хорошо запомнили рассказ , пересказали его так, как написала Наталья Калинина .

А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка : «Погуляем во дворе, по снежку немножко » .

Дети, подойдите ко мне, давайте посмотрим, как чувствует себя наш снежный колобок ?

Да, он не растаял совсем, но в тарелочке у нас появилась вода? Почему? Верно, снег в тепле тает. И наш снежный колобок постепенно начал таять и на блюдце появилась вода. А из чего сделан наш снежный колобок . Правильно из снега. А снег? Из снежинок .

Давайте с вами покружимся как снежинки . Они кружатся легко, плавно.

Белые снежинки в воздухе кружатся .

И на землю тихо, падают, ложатся!

Молодца! Сейчас сядем на свои места и послушаем меня, что мы будем делать. Возьмём свои рисунки, и будем рисовать вокруг снеговика снежинки и сугроб . А рисовать мы будем с вами не красками, а мелом.

Посмотрите, как это надо делать. Я нарисовала одну снежинку , а вы нарисуйте много. А потом нарисуйте сугроб. Вот так, посмотрите? Теперь можете приступать к работе.

Подведения итога занятия воспитателем. Вы сегодня очень хорошо занимались, придумали много слов от слова снег, запомнили рассказ «Снежный колобок » и теперь можете его рассказать дома своей семье . Вы сделали замечательные рисунки, их вы подарите своим родителям.

Елена Симоненко
Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Программное содержание :

Связная речь. Учить детей передавать содержание литературного текста связно, последовательно, выразительно, без наводящих вопросов педагога.

Словарь. Развивать умение подбирать определения; активизировать употребление в речи прилагательных .

Грамматика. Закреплять умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных в трудных случаях : ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек; учить детей правильно спрягать глагол хотеть.

Звуковая культура речи . Закреплять умение громко и четко произносить слова.

Предметы кукольной одежды : ботинки, чулки, варежки, тапочки, носки (возможна замена предметов одежды картинками с их изображением) .

Ход занятия.

Дети, какое сейчас время года? (Дети отвечают.)

Правильно у нас сейчас зима?

Послушайте отрывок из стихотворения Ивана Сурикова «Зима» , в котором говорится о главном признаке зимы.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Дети, о каком признаке зимы говорится в этом стихотворении? (О снеге.) Вам понравилось, как поэт написал, какие разные слова подобрал? (Дети отвечают.)

Как сказано про снег, какой он? (Белый, пушистый.) А что делает снег? Какие слова вы запомнили? (Кружится, падает, ложится.)

Вы тоже умеете подбирать разные слова, которые украшают ваш рассказ и делают его интересным. Скажите, какой бывает снег? (Белый, пушистый, серебристый, сверкающий и т. д.)

Вот видите, какие красивые и выразительные слова вы вспомнили про снег. (Повторяет сказанные детьми слова.)

Дети, сейчас я вам расскажу интересную историю , а вы послушайте ее внимательно.

Пошли ребята погулять, поиграли весело, слепили снежную бабу ; погода была солнечная, морозная; дети пришли в детский сад в отличном настроении. А как можно сказать по-другому, какие они были? (Веселые, радостные, довольные, смеющиеся.)

Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись и подошли к окну, то увидели, что погода испортилась. Какое у них стало настроение? (Плохое.) Какие стали дети, как можно сказать по-другому? (Огорченные, растерянные, недовольные, грустные.)

Ребята, послушайте рассказ Натальи Калининой «Про снежный колобок » .

После чтения педагог задает детям вопросы.

О чем говорится в этом рассказе ? Что делали ребята во

дворе? Что случилось со снежным колобком ? Что вам особенно

понравилось в рассказе ? (Дети отвечают.)

Внимательно послушайте рассказ еще раз , потом вы будете его пересказывать .

Для пересказа вызываются трое детей. Они договариваются, кто начнет рассказ , кто продолжит, кто закончит.

Текст пересказывается два раза . После пересказа педагог оценивает , привлекая к обсуждению детей.

А сейчас мы поиграем. Вы хотите поиграть? (Хотим.) И ты, Таня, хочешь? (Хочу.) Ребята, послушайте, какое удивительное слово мы сказали. Это слово хотеть. Оно изменяется по-разному. Все зависит от того, говорим ли мы об одном человеке или о многих. Об одном скажем : я хочу, он хочет, ты хочешь. А о многих скажем : мы хотим, вы хотите, они хотят. (Дети повторяют формы глагола за воспитателем.)

Хотите поиграть в снежки ? Встаньте и представьте себе, что мы с вами находимся в зимнем лесу. Покажите, как вы нагнулись и взяли в руки снег. А теперь слепили комок. Бросили левой рукой. Снова берем снег, лепим комок. Бросаем правой рукой.

А сейчас я вам прочту шутливое стихотворение Самуила Маршака о свинках.

Даю вам честное слово :

Вчера в половине шестого

Я видел двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово.

Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботинки? А может быть, свинки носят чулки, носки, тапочки, рукавички? (Дети отвечают.)

Правильно такого на самом деле не может быть – это шутка, которую сочинил Самуил Маршак.

Мы с вами тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и животных. Я буду начинать, а тот, на кого укажу, будет продолжать. Чтобы помочь вам сочинять, я буду показывать картинки-подсказки.

Даем вам честное слово :

Вчера в половине шестого

Мы увидели сорок

Без. (ботинок) и. (чулок,

И щенков без. (носков,

И синичек без. (тапочек) и. (рукавичек) .

Веселые шутки у нас получились?

- Отгадайте загадку : «Шерстяная, теплая, маленькая - это носок или варежка?» (Варежка.) Шерстяная - варежка, а носок -. (шерстяной) .

На доске развешены предметы кукольной одежды.

Сейчас поиграем в игру «Чего не стало?» . Внимательно посмотрите на эти предметы. Запомните их. (Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает носки, затем дети открывают глаза.) Чего не стало?

Вызываются двое-трое детей. После каждого правильного ответа следует замечание : «Правильно, не стало носков» .

Игра повторяется два-три раза. В конце занятия воспитатель поощряет детей : «Молодцы, запомнили все предметы, правильно их назвали» .

Ребята, давайте вспомним рассказ Натальи Калининой «Про снежный колобок » . О чем говорилось в этом рассказе ? Что обнаружил Алеша возле своего шкафчика, на полу, после сна? Давайте с вами нарисуем мальчика Алешу, который обнаружил на полу лужу и очень расстроился , что его колобок растаял . (Дети рисуют) .

Про снежный колобок . Н. Калинина

Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок . Нашел угольки - сделал глаза; нашел палочки - сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять , взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок . Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок . Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа . Что такое?

Открыли дверку, посмотрели, а из кармана - кап, кап, кап, кап - вода капает.

Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка .

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

А колобок где ? Как вы думаете?

Публикации по теме:

Цель: Учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. Систематизировать знания детей о выращивании и посеве семян в огороде. Активизировать.

Конспект занятия по обучению связной речи в коррекционной (подготовительной) группе ЗПР «Про снежный колобок» Составление рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» по сюжетным картинкам (с элементами моделирования). Программное содержание: Познакомить.

Учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы.

Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных к слову снег), обратить внимание на формы изменения глагола хотеть.

Привлечь внимание к тембру и четкости произнесения слов, вырабатывать дикцию.

Формировать умения передавать события при помощи схематических моделей (предметное моделирование);

Материал:

Мольберт, карандаши, лист бумаги, схемы по рассказу.

Для игры по два листа бумаги.

Предварительная работа:

Изготовление схем по пересказу

Рассматривание иллюстраций

Портрет Н.Калининой

Д/И «Чего не стало?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 2107 (Детский сад № 1131)

Конспект занятия

по развитию речи

в старшей группе №2

Тема: «Пересказ рассказа Н. Калининой

«Снежный колобок»

Воспитатель: Звягинцева Н.В.

Москва, 2015 г.

Цель: развивать связную речь, учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно; учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных), закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек ), обратить внимание на формы изменения глагола хотеть ; формировать звуковую культуру речи, привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов.

Материал: кукольная одежда – ботинки, чулки, варежки, тапочки, носки, схемы, раздаточный материал, снежный комок.

Дети и воспитатель стоят в кругу . Загадка о зиме:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Дети отгадывают и отвечают на вопросы воспитателя

- «Вы любите зиму?»

- «Почему вы ее любите?»

- «Назовите признаки зимы?»

(Идет снег, гололед, иней, снегопад, вьюга, холод, сугробы, мороз, метель, новый год, дед мороз, снегурочка, теплая одежда, катание на коньках, санках, лыжах, ледянках, игры в снежки, снеговика лепим и т.д.)

А я знаю очень красивое стихотворение о зиме, его написал И. Суриков. - Хотите его послушать?

(Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима».)

Воспитатель.

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно...

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы - и зима настала.

Вам понравилось стихотворение?

Что сказано про снег, какой он?

(Дети. Белый, пушистый, серебристый, сверкающий.)

Воспитатель . Вот видите, какие красивые и выразительные слова вы вспомнили про снег. (Повторяет сказанное детьми определения)

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре

Мы с тобою снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три –уроним и сломаем.

Дети стоят в кругу

Воспитатель загадывает загадку про колобок

Из чего можно сделать колобок? (ответы детей)

У воспитателя в руке комок

А у меня какой комок? (снежный).

Давайте я его положу в блюдце, пусть пока полежит здесь.

Вы любите играть со снегом?

Как вы с ним играете? (Лепим снеговика, играем в снежки, строим снежную горку).

Ребята, а я знаю рассказ про снежный колобок, вы хотите послушать?

Рассказ нужно послушать и вечером рассказать его дома своим родным.

Рассказ называется про «снежный колобок». Его написала Наталья Калинина.

Слушайте внимательно, потом будете отвечать на вопросы.

Воспитатель читает рассказ в первый раз.

«Про снежный колобок»

Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза; нашел палочки - сделал рот и нос. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое?

Открыли дверку, посмотрели, а там из кармана – кап –кап –кап – вода капает.

Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

А колобок где?

  1. Где гуляли дети? (во дворе) Какие они были? (радостные, веселые, довольные, смеющиеся)
  2. Что слепил Алеша (зачитать)
  3. Какой получился у Алеши колобок? (зачитать)
  4. Из чего сделал мальчик глаза, нос, рот? (зачитать)
  5. Куда вернулись ребята? (зачитать)
  6. Что сделал Алеша? (Жалко…)
  7. Куда положил мальчик снежный колобок? (зачитать)
  8. Что сделал Алеша, когда проснулся? (зачитать)
  9. Что случилось со снежным колобком? Сто осталось от снежного колобка? Куда он делся?
  10. Что вам больше всего понравилось в рассказе?

Физ. минутка. Дети идут друг за другом по кругу и произносят:

Белый снег,

Белый мел,

Белый заяц

Тоже бел. (тихо, громче, громко, медленно, быстрее, быстро)

После физ. минутки дети идут за столы.

Воспитатель читает рассказ второй раз.

Ребята, переверните картинки, которые лежат у вас на столах.

Я приготовила вам схемы из рассказа. Послушайте задание: я буду читать рассказ, а вы выкладывать схемы последовательно, слева на право.

Работаем в парах дружно. Рассказ запоминаем, потом вам его нужно будет пересказать.

Воспитатель читает рассказ в третий раз.

Ребята, вы выложили схемы последовательно, давайте посмотрим на мои схемы. (воспитатель показывает схемы рассказа на доске).

У вас так же получилось? Проверьте.

Скажите, из каких частей состоят рассказы (начало, середина, конец).

Как называется рассказ? Кто его написал?

Кто хочет рассказать начало истории о снежном колобке? Расскажите про снежный колобок, используя схемы на доске.

Пересказ первой части рассказа детьми.

Теперь скажите, чем все закончилось?

Кто хочет рассказать историю с начала до конца?

Ребята, а где же мой снежный колобок?

Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо справились с заданием.

Как называется рассказ?

А теперь встаньте в круг и покажите мне карточки.

Физкультминутка.

Воспитатель. А сейчас мы снова поиграем. Вы хотите поиграть в снежки?

Дети выполняют соответствующие движения.

Покажите, как вы нагнулись и взяли в руки снег.

А теперь лепим комок и.

Бросаем левой рукой.

Снова берем снег, лепим колобок.

Бросаем правой рукой.

На столе предметы кукольной одежды.

Воспитатель. (загадывает загадку). Шерстяная, теплая, маленькая – это носок или варежка? Да, это загадка о варежке. Шерстяная – варежка, а носок – шерстяной.

Игра «Чего не стало?»

Воспитатель привлекает внимание детей к кукольной одежде у него на столе, затем закрывает предметы и убирает один из них, например, носки. Спрашивает, чего не стало? После каждого правильного ответа подтверждает: «Правильно, не стало носков (шарфиков и т.д.)»

Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

Назовите признаки зимы?

С каким рассказом познакомились?

Что дети слепили?

(Раздать листочки формата А4, для рисования снежного кома)

Давайте с вами сейчас изобразим снежный ком.

Дети рисуют на листочках снежный ком самостояетльно.


Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

(старшая группа)

Білім беру салалары /Образовательная область/Educational area: «Коммуникация».

Бөлік/Раздел/ Section: Развитие речи.

Тақырып /Тема/Subject: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

Мақсатты/Цель/ T arget: Умение детей последовательно и связно пересказывать рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок».

Міндеттер/Задачи/ Tasks: Учить детей целенаправленно овладевать материалом рассказа, передавать художественный текст связано, последовательно, опираясь на вспомогательные картинки. Упражнять в подборе подходящих по смыслу определений, глаголов; активизировать в речи однокоренные слова: снежинки, снег, снегопад, снежок, снежный ком, снежная баба. Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать бережное отношение к природе, вырабатывать эстетическое чувство к прекрасному.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, составление описательного рассказа о зиме по опорной схеме, чтение стихов, рассказов, сказок о зиме, рассматривание иллюстраций об этом времени года.

Екі тілдік компонент (Билингвальный компонент): қыс-зима- winter, желтоқсан-декабрь-de c ember, қантар-январь- january , ақпан -февраль- february , қар-снег- snow, ұлпаққар-снежинка.

Сөздік жұмыс/Словарная работа/ Dictionary work: снежный колобок.

Құралдар/Оборудование и материалы/Equipment and materials: картинки по тексту рассказа, снежок, снежинки голубые и серебристые, картинки-подсказки для составления загадки, «волшебное» зеркало, дерево и сугроб из картона, прищепки, карточки, простой и цветные карандаши, лента-картинка о месяцах зимы.

Ход занятия:

I .Этап. Мотивациялық –қозғаушы. Мотивационно- побудительный.

1.Круг радости:

Здравствуй, солнце золотое! (руки поднять вверх)

Здравствуй, небо голубое! (руки отводим в стороны)

Здравствуйте, мои друзья! (берёмся за руки)

Очень рад вас видеть я! (руки прижимаем к груди)

Ребята, мы очень рады видеть наших гостей, которые к нам пришли на занятие.

Давайте поздороваемся с ними и подарим наши улыбки:

Здравствуйте. Салеметсіз бе . Hellow .

2.Предлагает отправиться в гости. –Ребята, у меня в руках «волшебное» зеркало. Давайте мы в него посмотрим и скажем волшебные слова:

«В зеркале я отражусь.

Где захочу, там и появлюсь.

Перенеси нас зеркало

В гости к зимушке-зиме»

(Дети произносят волшебные слова, педагог переворачивает зеркало с

изображением зимы).

I І. Этап. І здену –ұйымдастырушы. Организационно – поисковый.

1.Беседа.

Ребята, у какого времени года мы оказались в гостях? (у зимы)

Қыс -зима- winter.

Ребята, назовите зиму ласково, чтобы она нас не заморозила. (Зимушка-зима, волшебница-зима, матушка- зима, кудесница-зима, художница-зима).

Ребята, назовите зимние месяцы и расскажите о них, используя наши схемы-подсказки.

Как называется первый месяц зимы? (декабрь)

Желтоқсан-декабрь-de c ember

(Дети по картинках-подсказкам рассказывают о декабре). Небо хмурое, серое. По небу плывут тяжёлые снежные облака. Солнце холодное, тусклое, неяркое. Поэтому этот месяц люди называют «хмурень». Дни становятся короче, а ночи длиннее. Холодно и голодно птицам. Люди наряжают ёлку, готовятся к новогоднему празднику.

Как называется второй месяц зимы? (январь)

Қ антар-январь- january ,

(Дети рассказывают об январе по картинкам-подсказкам). В народе январь называют «лютень». Часто идёт снег. Это природное явление называется «снегопад». На земле лежат высокие, снежные сугробы. Мороз рисует на стёклах свои красивые узоры. Солнышко поднимается всё выше и светит ярче.

Как называется третий месяц зимы? (февраль)

Ақпан -февраль- february

(Дети рассказывают о феврале). Февраль в народе называют «снеговеем». Дуют сильные ветры. Метели и вьюги наметают большие, снежные сугробы. Воробьи собираются стайками и весело чирикают. Люди прощаются с зимой и готовятся встречать весну.

2.Загадывает загадку. – Ребята, зимушка-зима приготовила для вас подарок. А что это за подарок, мы с вами узнаем, когда с помощью картинок-подсказок составим о нём подарок.

Белый, но не сахар.

Круглый, но не мяч.

Холодный, но не мороженое.

Мы можем слепить его только зимой.

Что это? (снежок)

Воспитатель демонстрирует подарок.

Из чего снежок? (из снега)

Қ ар-снег- snow

Ребята, какой снежок? (маленький, холодный, круглый, белый, снежный).

Ребята, а из чего состоит снег? (из снежинок)

Ү лпаққар-снежинка.

3 . Упражнение для коррекции зрения «Снежинка».

Ребята, а теперь мы поиграем со снежинками: мы снежинки увидали, со снежинками поиграли.

Возьмите снежинку. Вытяните руку вперед перед собой, сфокусируйте на ней взгляд. Вы готовы?

Мы снежинки увидали

Со снежинками играли.

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели (Отводят снежинку вправо, прослеживают движение взглядом).

Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели. (Отводят снежинку влево, прослеживают движение взглядом).

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал (Поднимают снежинки вверх и опускают их вниз).

Глазки смотрят вверх и вниз,

Вверх и вниз.

Все. На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем (Закрывают ладошками глаза)

Глазки отдыхают.

4.Дидактическая игра «Подбери правильно».

Скажите, а что снежинки умеют делать? (летают, кружатся, ложатся, сверкают, танцуют в воздухе, порхают, скрипят под ногами).

Ребята, у кого в руках синие снежинки, вы постройте снежный сугроб. А у кого серебристые снежинки, мы ими украсим наше дерево, оденем его в серебристый красивый наряд. (Дети выполняют задание).

5.Знакомство с рассказом.

а) Введение в тему.

Ребята, а кто из героев русской народной сказки похож на наш снежок, такой же круглый, маленький, вылеплен из теста? (колобок)

Назовём наш снежок колобком, вы согласны?

Теперь он не простой колобок, а какой? (снежный колобок).

Ребята, пусть наш снежный колобок полежит. После занятия мы с ним обязательно поиграем. А я вас сейчас познакомлю с интересным рассказом «Про

снежный колобок». Написала его Н. Калинина. Рассказывает об авторе.

б) Воспитатель читает рассказ.

в) Беседа по содержанию:

Ребята, вы внимательно слушали, тогда вы сумеете ответить на мои вопросы. Давайте вспомним, о чём этот рассказ:

Что ребята и Алёша делали во дворе?

Чем украсил Алёша свой снежный колобок?

Куда пошли ребята после того, как поиграли?

Что сделал Алёша, когда ребята пошли в детский сад и почему?

Что сделал Алёша со своей шубой, когда пришёл в детский сад?

Ребята, где остался лежать снежный колобок?

О чём вспомнил Алёша, когда проснулся?

Куда Алёша и ребята побежали и что они увидели около шкафчика?

Что увидели ребята, когда открыли дверку и посмотрели?

Что увидел Алёша, когда поглядел в карман?

Что лежало в мокром кармане?

Ребята, а колобок где, как вы думаете?

А как должен был поступить Алёша, чтобы сохранить свой колобок?

(предположения детей).

г) Физминутка «Морозная зима».

Солнце землю греет слабо (руки вверх, вниз).

По ночам трещит мороз (наклоны в стороны).

Во дворе у снежной бабы (руки на поясе, повороты вокруг себя).

Побелел морковный нос (дети показывают пальчиком на нос).

В речке стала вдруг вода (прыжки на месте).

Неподвижна и тверда (замереть).

Вьюга злиться, снег кружиться,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром (взмахи вправо-влево, опускают руки вниз).

д) Повторное чтение рассказа воспитателем.

Сегодня мы с вами будем пересказывать этот рассказ и у нас есть помощники–картинки-подсказки. Я ещё раз вам прочту рассказ. Вы внимательно его послушайте. Глазками рассматривайте картинки-подсказки, а ушками запоминайте рассказ.

е) Предлагает детям по желанию пересказать рассказ Н.Калининой «Про снежный колобок». (Выслушивает рассказы 2-3 детей).

III.Этап. Рефлексивті –коррекциялаушы. Рефлексивно – корригирующий

- Ребята, вспомните, чем мы с вами занимались в гостях у зимушки-зимы? –Как называется рассказ? -Кто автор рассказа? –Чем вам сегодня понравилось заниматься? –Ребята, нам пора попрощаться с зимушкой-зимой. Я беру «волшебное» зеркало. Давайте скажем такие волшебные слова:

«В зеркале я отражусь.

Где захочу, там и окажусь.

Перенеси нас зеркало в детский сад».

(Дети смотрят в зеркало и произносят волшебные слова).

Ребята, мы вернулись не с пустыми руками, а с подарками. Что же нам подарила зимушка-зима? (снежный колобок). Поиграем с ним. Что случилось? (снежный колобок растаял). Что нам нужно было сделать, чтобы сохранить снежный колобок ?

(дети высказывают свои предположения). Не огорчайтесь, у зимушки-зимы есть ещё

для вас подарок. Что это? Это тоже колобки, но только сладкие, вкусные. Они не успеют растаять. Ребята, нам пора попрощаться с нашими гостями. (Дети прощаются с гостями)

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: автора рассказ, его название, содержание; знакомые слова на казахском и английском языках.

Понимают: об изменениях в природе в зимний период времени.

Применяют: полными предложениями отвечают на вопросы по содержанию текста; делятся впечатлениями от нового произведения. Умеют связно, последовательно пересказывать рассказ, с помощью вспомогательных картинок; подбирают подходящих по смыслу определения, глаголы, однокоренные слова.

Цель :

1. Учить детей целенаправленно запоминать содержание рассказа, излагать содержание близко к тексту, передавать интонацию;

2. Развивать речевые умения детей, упражнять в правильном подборе антонимов к заданным словам, активизировать словарь детей;

3. Способствовать воспитанию умения сопереживать персонажу, добиваться от детей полных ответов.

Материал: музыкальное сопровождение, снежный колобок, снежинки из бумаги, схемы последовательности (раздаточный), схема последовательности по частям, портрет автора, иллюстрация к рассказу.

План

1. Игровая мотивация

Звучит медленная музыка Чайковский «Времена года».

Какая зима в музыке. Все утопает в снегу. Бело-серое небо, бело-голубые деревья, белая зима. Снег, снег, снег… Сказочное царство снега. Какое раздолье для детей!

Воспитатель смотрит в окно, обращает внимание детей на природу за окном.

Загадка о зиме:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Дети отгадывают и отвечают на вопросы воспитателя

- «Вы любите зиму?»

- «Почему вы ее любите?»

- «Назовите признаки зимы в словах, которых есть звук «С»?»

(Идет снег, снегопад, сугробы, снегурочка, санки, игры в снежки, снеговика лепим и т.д.)

2. Подготовка к восприятию темы

Предлагаю встать на лыжи и отправиться в зимний лес. Но сначала нужно сказать волшебные слова.

«Вокруг себя повернись,

В сказочном лесу окажись!»

Воспитатель обращает внимание на снежинки. Какие они? (Белые, пушистые, легкие, лучистые, сверкающие).

Воспитатель предлагает из снега слепить снежок.

«Раз, два, три, четыре

Мы с тобою снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем несладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним и сломаем».

У воспитателя появляется в руке снежный комок.

А у меня какой комок? (снежный).

А какой на ощупь (холодный). Почему?

Воспитатель предлагает вновь очутиться в группе, сказав волшебные слова, и присесть на стульчики.

Экспериментальная деятельность.

3. Сообщение темы

Ребята, а я знаю рассказ про снежный колобок, вы хотите послушать?

Рассказ нужно послушать, запомнить, пересказать его и вечером рассказать его дома своим родным.

Рассказ называется «Про снежный колобок». Его написала Наталья Калинина.

Слушайте внимательно, потом будете отвечать на вопросы.

4. Чтение рассказа «Про снежный колобок»

Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза; нашел палочки – сделал рот и нос. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое?

Открыли дверку, посмотрели, а там из кармана – кап-кап-кап – вода капает.

Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

А колобок где?

5. Беседа по содержанию, по схеме

Перед чтением рассказа можно провести вводную беседу, способствующую определенному эмоциональному настрою детей. Вопрос «Что вы лепите из снега?» оживит личный опыт каждого ребенка, вызовет желание высказаться и выслушать товарищей. После этого дети проявят больший интерес к рассказу, внимательно выслушают его.

Вопросы педагога сосредоточивают мысль ребенка на последовательности развития событий, на описаниях, выразительных словосочетаниях и оборотах. В речевой практике – в форме ответов на вопросы – дошкольники лучше освоят языковой материал произведения и, приступив к пересказу, будут свободнее им пользоваться. Отвечая на вопросы, дети должны вспомнить соответствующие места в тексте. «Какой снежный колобок слепил Алеша?» – «...Алеша нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот». – «Как оказался снежный колобок в кармане Алешиного пальто?» – «...Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман». – «Что же увидели ребята с Алешей около шкафчика и в шкафчике?» – «Около шкафчика они увидели лужу, а когда открыли дверцу – увидели: из кармана – кап, кап, кап – вода капает». Так вопросы педагога активизируют процесс освоения детьми литературного материала.

Рассказ имеет очень своеобразную концовку – прямое обращение автора к читателям: «А колобок где? Как вы думаете?» Когда в конце пересказа ребенок воспроизведет этот вопрос, педагог может предложить одному-двум детям ответить на него. Так в силу специфики текста рассказчик и слушатели объединяются совместными речевыми действиями.

Анализируя и оценивая пересказы детей, воспитатель отмечает, насколько выразительно прозвучала в речи рассказчиков вопросительная интонация, помогает логическим ударением, паузой выделить в концевой фразе вопросительные слова и т.п.

Где гуляли дети? (во дворе) Какие они были? (радостные, веселые, довольные, смеющиеся)

Что слепил Алеша? (колобка)

Из чего сделал мальчик глаза, нос, рот? (зачитать)

Куда вернулись ребята? (схема последовательности)

Что сделал Алеша?

Куда положил мальчик снежный колобок?

Что сделал Алеша, когда проснулся?

Что случилось со снежным колобком? Что осталось от снежного колобка? Куда он делся?

Что вам больше всего понравилось в рассказе?

Игра «Скажи наоборот»