Занятие внешность человека может быть обманчива. Занятие «Внешность человека бывает обманчива. Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома

Внешность человека может быть обманчива
Цель. Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Материал. Цветные карандаши (или фломастеры, гуашь, акварель), рабочая тетрадь 1.

Глазами ребенка

Может ли молодая, хорошо одетая женщина быть опасной? А юноша с приятной внешностью? И вообще человек с открытой дружелюбной улыбкой вряд ли может причинить вред. Другое дело - причудливо одетая старуха с палкой или дядя с бородой - сразу видно, что у них злые намерения...

У ребенка есть собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие - нет. Чаще всего дети считают, что:


  • это люди с неприятной внешностью, неопрятно одетые;

  • мужчины опаснее, чем женщины;

  • юноши и девушки, такие веселые и жизнерадостные, вообще не могут быть злыми.

Организуйте беседу

Задайте детям вопросы:


  • Почему незнакомый взрослый человек может быть опасен для ребенка?

  • Как выглядит опасный человек?

  • Кого можно не бояться? Опишите внешность.

  • Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

  • Кто из вас может рассказать о хорошем человеке (сказочном герое) с непривлекательной внешностью?

  • Были ли в жизни у кого-нибудь из вас случаи, когда красивый человек оказывался злым?
Подведите детей к мысли о том, что незнакомому человеку на улице не следует доверять, даже если он внешне привлекателен.

Задание 1. Предложите детям внимательно рассмотреть иллюстрации к заданию.

Спросите, узнали ли они сюжеты сказок и их персонажей, нарисованные художником. Предложите им назвать сказочных героев:


  • с привлекательной внешностью (красивых, хорошо одетых);

  • с непривлекательной внешностью (злых, неопрятно одетых, некрасивых);

  • добрых (с хорошими намерениями, поступками);

  • злых, опасных (с недобрыми намерениями, поступками). Смогут ли дети догадаться, внешность каких героев соответствует их намерениям (поступкам), а каких - нет.
Подведите детей к мысли о том, что на страницах альбома не раскрашены изображения именно «неоднозначных» героев. Предложите детям их раскрасить.
Наблюдайте

Обратите внимание на то, какие цвета используют дети при раскрашивании черно-белых иллюстраций. Кто из них подчеркивает непривлекательную внешность добрых героев (Золушка и Чудище с аленьким цветочком), используя темный или блеклый цвета, а кто постарался их украсить с помощью «красивой» палитры. Кто пытается сделать внешность

Снежной королевы еще более красивой, используя нарядные краски, а может быть, кто-нибудь пытается ее обезобразить.

Каким цветом дети раскрашивают старушку с яблоком?
Обсудите вместе

Предложите детям обменяться мнениями о том, почему они выбрали для каждого героя именно такую палитру. Пусть прозвучат разные ответы.
Сочиняйте

Попросите детей придумать короткие истории и описать внешность и действия героев с условием, что их персонажи - не животные, а люди.

Постарайтесь направить рассуждения детей таким образом, чтобы в рассказах прозвучали различные варианты. Например: герой с привлекательной внешностью совершает добрый поступок или оказывается коварным и злым; обладатель несимпатичной наружности в одной истории действует жестоко, а в другой может оказаться хорошим и добрым.

Побудите рассказчика уделить особое внимание описанию внешности героя, помогите ему вопросами:


  • Как персонаж выглядит?

  • Во что одет?

  • Какой у него голос?
Пусть остальные дети тоже зададут рассказчику свои вопросы.

Игра

Попросите детей встать на небольшом (около полуметра) расстоянии друг от друга, образуя круг. Водящий находится в центре и поочередно бросает мячик каждому ребенку, приговаривая: «Знакомый, свой, чужой»,- выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать (по типу известной игры «Рыбы, птицы, звери»). Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему.

В роли водящего может выступать и педагог, а темп бросания мяча может убыстряться или замедляться. Игра заканчивается тогда, когда все дети без ошибок справятся с заданиями водящего.
Организуйте обсуждение

Рассмотрите с детьми следующие типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице.


  • Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку, представляясь знакомым родителей и сообщая, что действует по их просьбе.

  • Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься вместе с ним.

  • Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым, жвачкой.
Обсудите с детьми каждую ситуацию. Обратите их внимание на привлекательные моменты (вкусная конфета, удовольствие покататься на машине), а также на высказывания незнакомца, которому нельзя доверять (знакомый родителей и действует от их имени).

В процессе обсуждения педагог объясняет, что не надо разговаривать с чужим человеком на улице, если ребенок один или в компании сверстников, но без взрослых. Опасно доверять незнакомому человеку, если он уговаривает пойти куда-то (в кино, в парк, в зоопарк), обещает показать или подарить интересную игрушку (куклу Барби, гоночные машинки), угостить мороженым, жвачкой, даже в том случае, если чужой человек представляется знакомым родителей, говорит ребенку, что отведет его к маме (папе, бабушке, братишке или сестренке), которая его ждет.

Дети должны запомнить, что доверять следует только близким людям, а незнакомый человек может быть опасным и причинить большой вред, например разлучить с близкими, испугать. Поэтому нельзя поддаваться на уговоры чужого человека, идти с ним куда-либо, соглашаться сесть в машину.
Вспомните

Попросите детей вспомнить и рассказать, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле Чудес.

Пусть дети ответят на следующие вопросы:


  • Правильно ли сделал Буратино, согласившись пойти с котом и лисой?

  • Почему Буратино согласился пойти с ними?

  • Что ему пообещали и что на самом деле хотели от него хитрые кот Базилио и лиса Алиса?

  • Чем закончилась для Буратино эта история?

Работа с рабочей тетрадью (тетрадь 1)

Задание 2. Предложите детям рассмотреть изображение незнакомого взрослого - «чужого» человека и раскрасить те предметы, которые он хочет предложить ребенку. Обратите их внимание на то, что этот человек хитрый: он знает, что любят дети, чем их можно заинтересовать - так заманивают мышку в мышеловку с помощью кусочка сыра или сала - того, что она больше всего любит.

Попросите детей рассказать, что изображено на картинках, описав каждую ситуацию. Что, по их мнению, говорит взрослый, знаком ли он ребенку, изображенному на картинках, что отвечает ему малыш в первом случае и что - во втором.

В целях закрепления правильного поведения педагог выделяет верные ответы детей и объясняет, как следует поступать в изображенных на картинках ситуациях: побежать домой, закричав: «Ко мне пристает чужой!»; лучше не вступать в разговор с незнакомцем и не отвечать на его вопросы или, в крайнем случае, сказать ему: «Ты чужой, я с тобой никуда не пойду... буду кричать... позову милиционера» . Можно повторить эти слова хором или поочередно.

Затем предложите детям поставить знак «плюс» на той картинке, где ребенок ведет себя правильно, и в той, где изображено его неправильное поведение.
Поэзия

Прочитайте детям стихотворение Корнея Чуковского «Котауси и Мауси».

Котауси и Мауси

Жила-была мышка Мауси

И вдруг увидала Котауси.

У Котауси злые глазауси

И злые-презлые зубауси.

Подбежала Котауси к Мауси

И замахала хвостауси:

«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси!

Я спою тебе песенку, Мауси,

Чудесную песенку, Мауси!»

Но ответила умная Мауси:

«Ты меня не обманешь, Котауси!

Вижу злые твои глазауси

И злые-презлые зубауси!»

После чтения задайте им вопросы:


  • Какие еще стихотворения про опасные ситуации с незнакомцами вы знаете?

  • Как надо было правильно себя вести?
Для закрепления или повторения материала можно прочитать детям, например, «Сказку о глупом мышонке» С. Маршака.
Тема 3

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома

Цель. Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.

Материал. Цветные карандаши (фломастеры), рабочая тетрадь 1.
Содержание

Педагог рассказывает детям о том, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Объясняет, что нельзя входить в подъезд дома, а тем более в лифт, с незнакомым взрослым; нельзя одному входить в подъезд (лифт), так как там тоже может подстерегать чужой, опасный человек. При этом особое внимание следует уделить ситуации, когда незнакомый человек хочет войти в квартиру и уговаривает ребенка открыть дверь. Ребенок не должен делать этого, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется милиционером, почтальоном, знакомым родителей, знает, как их зовут, и утверждает, что действует якобы от их имени.
Работа с рабочей тетрадью (тетрадь 1)

Задание 3. Предложите детям рассмотреть картинку и раскрасить «спрятанную» в ней фигуру, ориентируясь на цветные кружочки. Пусть дети после окончания работы скажут, кто прятался за милиционером.

Обсудите картинку с ребятами и попросите их описать сложившуюся ситуацию, привлекая внимание к тому, что в данном случае милиционер оказался ненастоящим - это переодетый бандит. Объясните, что настоящий милиционер не грабит, а, наоборот, защищает людей от воров и хулиганов.

Попросите соединить точки, и тогда все увидят, что спрятал почтальон. Предложите раскрасить пистолет.

Задайте детям вопросы:


  • Настоящий ли это почтальон?

  • Какие у него намерения и что он хочет сделать?

  • Как вы думаете, какими словами он уговаривает мальчика открыть дверь?

Тренинг

Разбейте детей на пары. Пусть кто-то из играющих представит себе, что он один дома играет в игры, листает книжку или смотрит телевизор, и вдруг звонят в дверь. Другой ребенок будет выполнять роль бандита, который говорит приятным голосом, называет по имени маму и папу, убеждает, что это они его послали, и просит открыть дверь.

Предложите детям разыграть этот сюжет. Пусть они придумают слова, которые говорит бандит, уговаривая ребенка открыть ему дверь, делая при этом ласковым голосом заманчивые предложения.

На следующем этапе игры специально остановитесь на том, что должен отвечать ребенок в этой ситуации и как ему следует себя вести. Выслушайте мнения детей по этому поводу и предложите им следующие образцы поведения:


  • не нужно подходить к двери, разговаривать с «чужим» человеком;

  • если вступил в разговор, то не говори, что ты дома один. Скажи, что папа спит и просил его не будить, или что папа в ванной, или «Мы с папой играем» (смотрим телевизор), попроси уйти и не мешать.
При этом объясните, что можно позвонить по телефону соседям или близко живущим родственникам (знакомым) и рассказать им, что происходит.

Попросите детей продолжить игру, используя эти образцы поведения.

Рассмотрите и такую ситуацию, когда чужой человек пытается сам открыть дверь. Спросите детей, что они будут делать в этом случае, и объясните, что лучше всего позвонить по телефону «02» и вызвать милиционера. Можно стучать по трубе или батарее отопления, кричать и звать на помощь соседей, звонить им по телефону; открыть окно и звать на помощь прохожих.

Помогите детям разнообразить сюжет, включите в него новые ситуации: чужой человек звонит по телефону в то время, когда ребенок дома один. Попросите детей рассказать, что они будут отвечать по телефону на вопросы: « Кто еще есть дома? Где родители, как их зовут? Где ты живешь - по какому адресу? » Рассмотрите с ребятами последствия их ответов, специально выделите опасные. Например, ребенок сообщил свой адрес, а чужой человек пришел и начал звонить в квартиру, уговаривая открыть ему дверь.

Объясните детям, что нельзя сообщать по телефону никому свой адрес, говорить, что находишься дома один, называть имена родителей. Лучше всего отвечать односложно «да» или «нет»; сказать, что папа дома, но сейчас подойти не может, и положить трубку.
На заметку воспитателю

Не следует превращать этот тренинг в веселую игру - пусть дети отнесутся к нему серьезно. Обратите особое внимание на робких, застенчивых, пугливых детей, научите их вести себя правильно, не бояться, действовать уверенно и активно. В целях профилактики детских страхов заканчивайте каждую игровую ситуацию позитивно - спасением детей и наказанием чужого человека со злыми намерениями. Предложите ребятам придумать различные варианты счастливого конца.

В зарубежной практике используется прием, когда ребенку предлагают подойти к окну, открыть его и громко кричать «Пожар!» для того, чтобы привлечь внимание прохожих к опасной ситуации - чужой пытается открыть дверь. Решите сами, будете ли вы использовать этот прием. При этом следует иметь в виду, что его эффективность будет зависеть от вашего педагогического такта - непросто объяснить детям, что в особом случае ложь во имя спасения необходима.
Тема 4

Насильственные действия незнакомого взрослого на улице

Цель. Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения.

Материал. Цветные карандаши (фломастеры), ножницы, клей, тетрадь 1 (разрезной материал).
Организуйте беседу

Обсудите с детьми возможные ситуации насильственных действий незнакомого взрослого, который на улице хватает ребенка за руку или берет на руки и куда-то тащит; заталкивает в машину и хочет увезти.

Попросите вспомнить, как волк из мультфильма «Ну, погоди!» посадил зайца в мешок и хотел его унести, что случилось потом. Спросите, какие еще сказки с похищением персонажа знают ребята. Что произошло с маленьким мальчиком в сказке «Гуси-лебеди»? Кто его похитил и зачем?
Работа с рабочей тетрадью (тетрадь 1)

Задание 4. Рассмотрите с детьми иллюстрации в тетради. Спросите, какая сказка представлена на картинках. Вспомните вместе с ребятами содержание сказки «Петушок - золотой гребешок».


  • Что «строго наказывали» петушку кот и дрозд, когда уходили в лес за дровами?

  • Как лиса приманивала петушка?
Спросите, правильно ли вел себя петушок, когда выглядывал в окошко. Что он кричал, когда лиса схватила его в когти и понесла в свою нору?

Попросите рассказать, как кот и дрозд спасли петушка и наказали лису.

Найдите на разрезном листе изображение ставенок для окошка. Попросите детей вырезать их, согнуть бумагу по пунктирным линиям и приклеить ставенки к окошку на рисунке так, чтобы они открывались и закрывались. Предложите детям раскрасить петушка на той картинке, где он не раскрашен.

Вот теперь картинка закончена. Обсудите ее, попросите детей показать, какой красивый петушок у них получился. Обратите их внимание на то, как художник изобразил лису: по каким признакам можно догадаться, что она злая и хочет погубить петушка?
Творческое задание

Гладя на картинки в тетради, расскажите вместе с детьми сказку «по кругу»: пусть каждый по очереди будет рассказчиком. Обратите внимание на выразительность интонации, когда говорите голосом лисы, петушка, кота, дрозда. У хитрой лисы нежный, ласковый голос, а петушок сердится, удивляется, когда разговаривает с лисой, и высовывает голову в окошко. Он отчаянно кричит, когда лиса несет его в когтях. Кот и дрозд строгим голосом наказывают петушку не выглядывать в окошко. Кот, выманивая лису (так же, как она, выманивая петушка), говорит нежным, ласковым, певучим голосом. Рассказывая сказку, открывайте и закрывайте ставенки в нужный момент повествования.
Тренинг

Защитное поведение ребенка в случае насильственных действий взрослого может отрабатываться в специальном тренинге. Чрезвычайно важно обучить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих.

В начале тренинга попросите детей позвать на помощь, как это делал петушок в сказке:

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы...

Кот и дрозд, спасите меня!

Разыграйте сценку, где один из детей изображает лису, а другой - петушка. При этом лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывая на помощь кота и дрозда. Кричать нужно так громко, чтобы кот и дрозд, которые ушли далеко, услышали.

В следующем сюжете тренинга предложите детям воображаемую ситуацию: незнакомый, чужой человек на улице хватает ребенка за руку и тащит куда-то. Пусть дети попарно изображают «чужого человека» и «ребенка», которого похищают и куда-то насильно тащат или хотят посадить в машину. Важно, чтобы в роли «похищенного» побывал каждый ребенок.

Ребенок должен громко кричать: «На помощь, помогите, чужой человек!» Закончите ситуацию счастливым концом, когда ребенок вырывается и убегает или ему приходят на помощь другие дети в роли взрослых.

Предложите детям подумать, как еще можно защититься от чужого в такой ситуации. Обсудите разные ответы и подскажите следующие способы защиты: укусить за руку, ударить по ноге ботинком, сопротивляться, ударяя руками и ногами, стараясь вырваться и убежать; кинуть песком или землей в глаза обидчика.
На заметку воспитателю

Не следует этот тренинг превращать в веселую игру - пусть дети отнесутся к нему со всей серьезностью. Проводя тренинг, обратите особое внимание на застенчивых, робких, неуверенных в себе детей. Цель педагога - научить ребенка такому поведению, чтобы окружающим было понятно: совершается насилие. Тогда люди не спутают это с обычными криками и плачем капризного ребенка на руках у папы.

Когда дети узнают, как надо себя вести в случае, если на улице чужой человек хочет насильно их куда-то увести или затащить в машину, пусть расскажут об этом тем, кто младше - братику, сестренке, детям из младшей группы детского сада. Пусть они покажут им картинку из тетради и расскажут сказку о петушке, лисе, коте и дрозде.

«Внешность человека может быть обманчива»

Цель: Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Материал:

- демонстрационный: иллюстрации с изображением сказочных героев: Снежная королева, Золушка в лохмотьях, мачеха Белоснежки, чудовище из сказки «Волк и семеро козлят», лиса из сказки «Колобок», Карабас-Барабас, Баба Яга, Василиса Прекрасная; черный и белый круг

Раздаточный: силуэты сказочных героев для раскрашивания; цветные карандаши или фломастеры.

Ход занятия:

    Звучит музыка «В гостях у сказки».

Хороводная игра: «Стрелка».

Стрелка, стрелка покружись,

Всем снежинкам покажись,

И какой тебе милее

Укажи нам по скорей

Стоп.

Воспитатель: Дети, мы сегодня поговорим о том, что внешность человека может быть обманчива. В гостях у нас - герои ваших любимых сказок. Вот и первая героиня. Отгадайте загадку – кто это:

Владея снегом, льдом и стужей,

Она надменно холодна,

И снежной вьюгой злою кружит

Зимой у тёплого окна,

Холодной льдинки злой осколок

Вонзит в сердечко малыша.

Её правленья век не долог,

Когда есть добрая душа (Снежная королева)

Воспитатель: Правильно, эта загадка про Снежную королеву (воспитатель выставляет иллюстрацию, на которой изображена Снежная королева).

Опишите внешность Снежной Королевы (ответы детей: она очень красива, её платье расшито драгоценными камнями и серебряными бусинами, на голове - сияющая корона ).

Какой у неё характер? (ответы детей: она холодна, равнодушна к бедам людей, может быть очень злой и жестокой )

Воспитатель: Кроме Снежной королевы к нам пожаловали герои других сказок (выставляет иллюстрации, изображающие Золушку в лохмотьях, мачеху Белоснежки, «Волк и семеро козлят», лису из сказки «Колобок», Карабаса-Барабаса, Бабу Ягу, Василису Прекрасную)

Рассмотрите их.

Узнали ли вы сюжеты сказок и их персонажей? (ответы детей ). Назовите сказочных героев:

С привлекательной внешностью (красивых, хорошо одетых – это Снежная королева, мачеха, лиса, Василиса Прекрасная);

С непривлекательной внешностью (неопрятно одетых, некрасивых – это Золушка в лохмотьях, Карабас Барабас, Баба Яга )

Кого из этих персонажей можно назвать положительными, а кого отрицательными? (ответы детей ). Пожалуйста, скажите мне, внешность каких героев соответствует их поступкам, а каких – нет (ответы детей ).

II . Воспитатель: Дети, в жизни тоже так бывает. Человек с приятной внешностью и ласковым голосом может оказаться злым, совершить нехороший поступок. Это очень хитрые люди. Ласковыми словами, подарками они стараются завоевать ваше доверие, а в это время могут замышлять что-то недоброе. Поэтому с незнакомыми людьми нужно вести себя осторожно, даже если они вовсе не похожи на преступников. Запомните правила безопасности:

Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей

Никогда НЕ садиться в чужую машину

Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе

Никогда НЕ молчать, если происходит что-то подозрительное, если кто-то хочет причинить тебе зло, но кричать и бежать в людное место.

    Физминутка

Игра «Запрещённое движение».

Педагог встаёт перед участниками игры. Дети следят за руками педагога и повторяют простые движения. Существует одно условие: запрещается движение рук вниз. Как только руки ведущего опущены вниз - дети должны поднять их вверх. Кто ошибается - выходит из игры.

    Воспитатель: Дети, а теперь я предлагаю раскрасить силуэты сказочных героев.

Воспитатель наблюдает за тем, какие цвета используют дети при раскрашивании. Кто подчёркивает непривлекательную внешности добрых героев, используя тёмные цвета, а кто постарался их украсить. Кто пытается внешность Снежной королевы сделать ещё более красивой, а кто пытается её обезобразить.

Воспитатель: Раскрашенных вами сказочных героев мы разместим на доске: на белом круге – положительных персонажей, на чёрном - отрицательных

Воспитатель может предложить детям ответить на следующие вопросы:

- Почему использовал именно такие цвета при раскрашивании?

- Почему расположил данного героя на том или ином круге?

    Итог занятия

Воспитатель: В сказках чудеса помогают бороться с кознями злых героев. В жизни избежать неприятностей, связанных с опасными людьми помогают правила безопасности общения с незнакомыми взрослыми. Назовите их (ответы детей ). Эти правила нужно всегда выполнять, даже если вам встретился человек с приятной внешностью!

Цель. Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Материал. Цветные карандаши (или фломастеры, гуашь, акварель), рабочая тетрадь 1.

Глазами ребенка

Может ли молодая, хорошо одетая женщина быть опасной? А юноша с приятной внешностью? И вообще человек с открытой дружелюбной улыбкой вряд ли может причинить вред. Другое дело - причудливо одетая старуха с палкой или дядя с бородой - сразу видно, что у них злые намерения...

У ребенка есть собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие - нет. Чаще всего дети считают, что:

Это люди с неприятной внешностью, неопрятно одетые;

Мужчины опаснее, чем женщины;

Юноши и девушки, такие веселые и жизнерадостные, вообще не могут быть злыми.

Организуйте беседу

Задайте детям вопросы:

Почему незнакомый взрослый человек может быть опасен для ребенка?

Как выглядит опасный человек?

Кого можно не бояться? Опишите внешность.

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

Кто из вас может рассказать о хорошем человеке (сказочном герое) с непривлекательной внешностью?

Были ли в жизни у кого-нибудь из вас случаи, когда красивый человек оказывался злым?

Подведите детей к мысли о том, что незнакомому человеку на улице не следует доверять, даже если он внешне привлекателен.

Работа с рабочей тетрадью (тетрадь 1)

Задание 1. Предложите детям внимательно рассмотреть иллюстрации к заданию.

Спросите, узнали ли они сюжеты сказок и их персонажей, нарисованные художником. Предложите им назвать сказочных героев:

С привлекательной внешностью (красивых, хорошо одетых);

С непривлекательной внешностью (злых, неопрятно одетых, некрасивых);

Добрых (с хорошими намерениями, поступками);

Злых, опасных (с недобрыми намерениями, поступками). Смогут ли дети догадаться, внешность каких героев соответствует их намерениям (поступкам), а каких - нет.

Подведите детей к мысли о том, что на страницах альбома не раскрашены изображения именно «неоднозначных» героев. Предложите детям их раскрасить.

Наблюдайте

Обратите внимание на то, какие цвета используют дети при раскрашивании черно-белых иллюстраций. Кто из них подчеркивает непривлекательную внешность добрых героев (Золушка и Чудище с аленьким цветочком), используя темный или блеклый цвета, а кто постарался их украсить с помощью «красивой» палитры. Кто пытается сделать внешность



Снежной королевы еще более красивой, используя нарядные краски, а может быть, кто-нибудь пытается ее обезобразить.

Каким цветом дети раскрашивают старушку с яблоком?

Обсудите вместе

Предложите детям обменяться мнениями о том, почему они выбрали для каждого героя именно такую палитру. Пусть прозвучат разные ответы.

Сочиняйте

Попросите детей придумать короткие истории и описать внешность и действия героев с условием, что их персонажи - не животные, а люди.

Постарайтесь направить рассуждения детей таким образом, чтобы в рассказах прозвучали различные варианты. Например: герой с привлекательной внешностью совершает добрый поступок или оказывается коварным и злым; обладатель несимпатичной наружности в одной истории действует жестоко, а в другой может оказаться хорошим и добрым.

Побудите рассказчика уделить особое внимание описанию внешности героя, помогите ему вопросами:

Как персонаж выглядит?

Пусть остальные дети тоже зададут рассказчику свои вопросы.

Тема 2

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице

Цель. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно себя вести в таких ситуациях.

Материал. Цветные карандаши (фломастеры, гуашь, акварель), рабочая тетрадь 1.

Предварительная беседа

Педагог спрашивает детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», близким человеком, а кого - «чужим»; кого можно назвать знакомым, чем знакомый отличается от близкого человека, а чем - от «чужого», постороннего.

Творческое задание

Для формирования более точного понимания того, кто является «своим» и «чужим», попросите детей изобразить на одном рисунке тех людей, кого они считают «своими» (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры, тетя, дядя), а на другом рисунке - «чужих», посторонних людей (продавец в магазине, почтальон, прохожие на улице). Если ребенок помимо членов своей семьи изобразил на первом рисунке кого-то еще, например, воспитательницу детского сада, подругу матери, друзей-сверстников, - объясните, что такие люди называются «знакомыми». Это люди, которых ребенок знает, но не так хорошо, как своих родных и близких. Предложите нарисовать их отдельно на третьем рисунке.



Для закрепления понимания детьми различий между группами людей - «свои», знакомые, «чужие» - обсуждаются рисунки всех детей. Пусть каждый расскажет, кого он нарисовал, и объяснит, почему он разместил людей на своих рисунках именно так.

Игра

Попросите детей встать на небольшом (около полуметра) расстоянии друг от друга, образуя круг. Водящий находится в центре и поочередно бросает мячик каждому ребенку, приговаривая: «Знакомый, свой, чужой»,- выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать (по типу известной игры «Рыбы, птицы, звери»). Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему.

В роли водящего может выступать и педагог, а темп бросания мяча может убыстряться или замедляться. Игра заканчивается тогда, когда все дети без ошибок справятся с заданиями водящего.

Организуйте обсуждение

Рассмотрите с детьми следующие типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице.

Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку, представляясь знакомым родителей и сообщая, что действует по их просьбе.

Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься вместе с ним.

Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым, жвачкой.

Обсудите с детьми каждую ситуацию. Обратите их внимание на привлекательные моменты (вкусная конфета, удовольствие покататься на машине), а также на высказывания незнакомца, которому нельзя доверять (знакомый родителей и действует от их имени).

В процессе обсуждения педагог объясняет, что не надо разговаривать с чужим человеком на улице, если ребенок один или в компании сверстников, но без взрослых. Опасно доверять незнакомому человеку, если он уговаривает пойти куда-то (в кино, в парк, в зоопарк), обещает показать или подарить интересную игрушку (куклу Барби, гоночные машинки), угостить мороженым, жвачкой, даже в том случае, если чужой человек представляется знакомым родителей, говорит ребенку, что отведет его к маме (папе, бабушке, братишке или сестренке), которая его ждет.

Дети должны запомнить, что доверять следует только близким людям, а незнакомый человек может быть опасным и причинить большой вред, например разлучить с близкими, испугать. Поэтому нельзя поддаваться на уговоры чужого человека, идти с ним куда-либо, соглашаться сесть в машину.

Вспомните

Попросите детей вспомнить и рассказать, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле Чудес.

Пусть дети ответят на следующие вопросы:

Правильно ли сделал Буратино, согласившись пойти с котом и лисой?

Почему Буратино согласился пойти с ними?

Что ему пообещали и что на самом деле хотели от него хитрые кот Базилио и лиса Алиса?

Чем закончилась для Буратино эта история?

Марина Капитонова
Занятие «Внешность человека бывает обманчива»

Цель : Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения и, наоборот, неприятная внешность не всегда означает дурные намерения.

Ребята, кто может быть опасен для человека ? Могут ли быть опасны люди? Кто из людей может быть опасен? Как выглядит опасный человек ?

(ответы детей)

"Дядя из кино"

Я вчера по телевизору

Смотрел одно кино.

У подъезда ходит дядя,

Дядя в шляпе и пальто,

А в руке портфель он держит

Черный, кожаный, отличный.

Тут же я определил -

Этот дяденька приличный.

Фильм был очень интересный.

Но в конце я растерялся -

Тот приличный дядя в шляпе,

Он бандитом оказался.

Как выглядел дядя? Кем оказался дядя в конце фильма?

И тогда я догадался -

Все бандиты носят шляпы.

И мой папа носит шляпу.

Тут вообще я растерялся.

А вчера в прихожей папа

Подмигнул и говорит :

Ты, сынок, меня не бойся,

Папа твой ведь не бандит!

Означает ли это, что все дяди в шляпах бандиты?

А недавно в магазин

За пирожным я ходил.

Вам сейчас я расскажу,

Что же я там учудил.

Впереди меня старушка

Очень древняя стояла,

Я подумал, что Яга

К нам из сказки прибежала.

Прислонясь слегка к прилавку,

Вроде бы она дрожала,

Обперлась клюкой об пол,

Повернулась и сказала :

Ты теперь, малыш, за мной.

Показалось мне : "Со мной".

Можно так сказать - скрипучий.

Руки темные, в морщинах,

В волосах одни седины,

Щеки впалые, худые,

И ее глаза большие -

На меня они глядят,

Будто бы огнем горят.

Тут мне стало жутко, дурно,

И как громко зареву :

Я так больше не могу,

Уберите-ка Ягу!

Испугался и назад,

А в народе говорят :

Это бабушка Настасья,

Убирает детский сад.

Очень добрая она,

Ее любит детвора.

Каждый раз в ее кармане

Есть нешуточный запас -

В нем конфеты и печенье,

Сладости и угощенья.

Во дворе и стар, и млад -

Бабе Насте каждый рад.

Почему мальчик испугался бабушку? Как она выглядела? Какая была баба Настя на самом деле, добрая или злая?

Беседа с детьми. Вопросы :

Почему незнакомый человек может быть опасен для ребенка?

Могут ли среди красивых и опрятных людей встречаться люди с недобрыми намерениями?

Могут ли среди некрасивых, с непривлекательной внешностью людей встречаться люди с добрыми намерениями?

Вспомните сказочных героев, их внешность и поступки : Золушка, Чудище с аленьким цветочком, злая царевна из сказки, Снежная Королева, злой волшебник из сказки про Алладина и тд.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие для детей второй младшей группы «Осень разная бывает» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «художественное творчество» Цель: Систематизировать знания детей.

Занятие «Как можно назвать человека по имени» Цель: Помочь понять детям, что все нуждается в любви и доброжелательном отношении. Снятие эмоционального дискомфорта, развивать представления.

Занятие для детей 3–5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Жилище человека» Цель: формирование положительного отношения к результатам труда человека. Задачи: Уточнять представления о совершенствовании человеком.

Занятие «Как устроено тело человека» Цель: ознакомить детей с тем, как устроено тело человека Ход: - Все люди такие разные: высокие и низкие, худые и полные, старые и молодые,.

Занятие по ПДД «Знаки в жизни человека» Цель: дать детям понятие о знаках и их значении в жизни человека Задачи: 1. Познакомить детей с понятием "знак" и их разновидностями 2.

Программные задачи: - Углубить знания детей об истории жилища; - научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился.

Занятие по валеологии с элементами интеграции «Самое большое богатство человека - здоровье» Анна Королькова Занятие по валеологии с элементами интеграции «Самое большое богатство человека – здоровье» Цель: формировать представления.

Ц ель. Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Материал. Цветные карандаши (или фломастеры, гуашь, акварель).

Глазами ребенка

Может ли молодая, хорошо одетая женщина быть опасной? А юноша с приятной внешностью? И вообще человек с открытой дружелюбной улыбкой вряд ли может причинить вред. Другое дело - причудливо одетая старуха с палкой или дядя с бородой - сразу видно, что у них злые намерения...

У ребенка есть собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие - нет. Чаще всего дети считают, что:

это люди с неприятной внешностью, неопрятно одетые;

мужчины опаснее, чем женщины;

юноши и девушки, такие веселые и жизнерадостные, вообще не могут быть злыми.

Организуйте беседу

Задайте детям вопросы:

Почему незнакомый взрослый человек может быть опасен для ребенка?

Как выглядит опасный человек?

Кого можно не бояться? Опишите внешность.

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

Кто из вас может рассказать о хорошем человеке (сказочном герое) с непривлекательной внешностью?

Были ли в жизни у кого-нибудь из вас случаи, когда красивый человек оказывался злым?

Подведите детей к мысли о том, что незнакомому человеку на улице не следует доверять, даже если он внешне привлекателен.

Задание 1. Предложите детям внимательно рассмотреть иллюстрации к заданию.

Спросите, узнали ли они сюжеты сказок и их персонажей, нарисованные художником. Предложите им назвать сказочных героев:

с привлекательной внешностью (красивых, хорошо одетых);

с непривлекательной внешностью (злых, неопрятно одетых, некрасивых);

добрых (с хорошими намерениями, поступками);

злых, опасных (с недобрыми намерениями, поступками). Смогут ли дети догадаться, внешность каких героев соответствует их намерениям (поступкам), а каких - нет.

Подведите детей к мысли о том, что на страницах альбома не раскрашены изображения именно «неоднозначных» героев. Предложите детям их раскрасить.

Наблюдайте

Обратите внимание на то, какие цвета используют дети при раскрашивании черно-белых иллюстраций. Кто из них подчеркивает непривлекательную внешность добрых героев (Золушка и Чудище с аленьким цветочком), используя темный или блеклый цвета, а кто постарался их украсить с помощью «красивой» палитры. Кто пытается сделать внешность

Снежной королевы еще более красивой, используя нарядные краски, а может быть, кто-нибудь пытается ее обезобразить.

Каким цветом дети раскрашивают старушку с яблоком?

Обсудите вместе

Предложите детям обменяться мнениями о том, почему они выбрали для каждого героя именно такую палитру. Пусть прозвучат разные ответы.

Сочиняйте

Попросите детей придумать короткие истории и описать внешность и действия героев с условием, что их персонажи - не животные, а люди.

Постарайтесь направить рассуждения детей таким образом, чтобы в рассказах прозвучали различные варианты. Например: герой с привлекательной внешностью совершает добрый поступок или оказывается коварным и злым; обладатель несимпатичной наружности в одной истории действует жестоко, а в другой может оказаться хорошим и добрым.

Побудите рассказчика уделить особое внимание описанию внешности героя, помогите ему вопросами:

Как персонаж выглядит?

Во что одет?

Пусть остальные дети тоже зададут рассказчику свои вопросы.