Когда нужно учить ребенка говорить. Обращайте внимание на возрастные нормы развития речи. На что стоит обратить внимание



Как научить ребенка говорить? Что делать, если малыш знает мало слов для своего возраста? Как помочь малышу? Можно ли заниматься с ребенком самостоятельно?

Наверное нет такого родителя, который не хотел бы научить говорить свое чадо как можно раньше. Ведь как просто было бы понять, чего хочет ребенок, умей он разговаривать! Но, как говорится, мечтать не вредно. Ни одно новорожденное существо на Земле не умеет изъясняться с рождения. Но у всех есть одна общая черта – все умеют кричать. И у ребенка именно крик можно назвать первыми зачатками речи. Но постепенно крики утихают и наступает время первого «гуканья». Наверняка каждый из родителей хочет, чтобы ребенок сначала сказал «папа» или «мама», поэтому повторяют эти слова постоянно. Постепенно ребенок привыкает к этим звукам и начинает пытаться их повторить.

Каждый день ваш а кроха открывает для себя что-то новое и неожиданное. В возрасте до трех лет он способен как губка впитывать все эмоции, опыт и знания своих близких. Поэтому лучше, чем заботливая и любящая мама, никто не сможет научить ребенка говорить.

Говорите с ребенком всегда

Для ускорения развития речи рекомендуется постоянно говорить с ребенком. Причем, это необязательно должен быть содержательный разговор об этногенезе или теории большого взрыва. Достаточно просто озвучивать ему все, что вы делаете. Любите читать новости – читайте вслух, ребенок будет прислушиваться к вашему голосу и иногда пытаться воспроизвести некоторые звуки. Идете в магазин - перечислите малышу, что вы хотите там купить и зачем, а в самом магазине можете предложить выбрать цвет, размер или просто посчитать фрукты. Идете на прогулку - обсудите с ребенком всех кошечек, собачек, птичек. Даже если ребенок в вами не говорит, он накапливает пассивный запас слов (слова, которые малыш знает, но пока еще не может произнести). Вводите в речь больше глаголов. С их помощью ребенок потом научится строить простые предложения.

Если ребенок берет какую-то игрушку, всегда проговаривайте, как она называется. Задавайте вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет".

Важно, чтобы с ребенком именно говорили, а не просили повторять слова. Ребенок - не попугай, он не станет повторять все по вашему заказу. Проговаривайте слова по многу раз. Дети учатся во время повторения. Регулярно возвращайтесь к знакомым словам, чтобы закрепить пройденное.

Научите говорить по телефону

После года детки начинают подражать взрослым. Почти все интересуются телефоном. Почему бы это не использовать? Объясните малышу, что разговаривая по телефону, собеседник его не видит, поэтому мычание и жесты тут не помогут. Попросите бабушек или подруг поучавствовать в разговоре. Они вам точно не откажут. Можно начать с простых вопросов, на которые можно ответить "да" или "нет". По мере освоения речи усложняйте задачу.

Больше вопросов!

После работы пускай папа спросит: "Где вы были? Что видели? чем занимались?". Поначалу ребенок не сможет самостоятельно ответить, вы ему помогите: "Давай расскажем папе, как мы гуляли, какую красивую бабочку нарисовали и т. д.". Со временем он и сам начнет рассказывать обо всех событиях. Отвечая на вопросы, малыш научится говорить, выражать свои мысли, а главное думать!

Используйте картинки и обучающие карточки

Для зрительно-слухового восприятия хорошо подойдут картинки, где изображен предмет и буква. Важно связать слово с образом. Для этого показывайте ребенку карточку с картинкой и спрашивайте, что там нарисовано, какого оно цвета, размера, формы. Если ребенка не заинтересуют карточки, пробуйте обучать в игровой форме. Можно поиграть с карточками в прятки - спрятать под игрушками или в книжки, а затем вместе их искать.

Не сюсюкайте

Не стоит использовать упрощенные названия, вроде «бибика», «кытя» и т.д. Называйте вещи полными словами. Если носорог – то так и говорите. Т.к. в ином случае, в процессе взросления ребенок не сможет понять, почему раньше эта игрушка называлась «бибика», а сейчас это «машинка». Это лишь вызовет путаницу в его голове.

Данное правило к звукам не относится. Произношение отдельных звуков пойдет малышу на пользу. Говорите малышу, как лает собачка, мурлычет кошка, капает вода. Если ребенок при виде собаки скажет "гав-гав", то это уже неплохо.

Читайте книги

Найдите яркие и красочные книги, соответствующие возрасту. Читайте вместе с ребенком, рассказывайте ему сказки, комментируйте сюжет и дополняйте. По уже знакомым сказкам можно устраивать домашние инсценировки с игрушками (можно даже вылепить персонажей из пластилина или вырезать из картона). Когда ребенок знает сказку, он чувствует себя уверенней и может сопровождать действия словами. Со временем сюжет сказки можно менять. У многих детей такие спектакли вызывают восторг!

Читайте ребенку стихи – рифма как ничто другое благоприятно воспринимается малышом на слух. Включайте ребенку песенки из мультфильмов, с музыкой слова запоминаются легче. Сами посудите – услышав песню по радио несколько раз, вы невольно запоминаете ее слова, а прочитав скучную статью в газете, вы можете совсем ничего не запомнить.

Пробуйте заниматься по альбомам по развитию речи. Пожалуй, это самый простой способ помочь малышу пополнить словарный запас. В них обычно собраны очень реалистичные иллюстрации с комментариями и заданиями для родителей. Даже фантазия не нужна, все уже придумано до нас.

У нас с дочкой есть отличный альбом, по которому мы занимались каждый день. Примерные варианты заданий:

  • найти собачку на картинке;
  • сказать, как называется предмет, на который мама показывает пальцем;
  • найти большие (маленькие, толстые, тонкие, длинные, короткие) предметы;
  • найти все предметы заданного цвета или формы;
  • спросить ребенка, что делает собачка, попросить описать ее;
  • после трех лет ребенка можно попросить что-то посчитать или даже составить рассказ по серии картинок.





На фотографии примеры страниц из книги «Годовой курс занятий для детей 2-3 лет». Немного пользовались альбомом по развитию речи Володиной В. С.

При выборе книжки или альбома обращайте внимание, чтобы все слова и картинки были понятными. Такие слова как "эму" в азбуке у меня всегда вызывали много вопросов. Но больше всего меня удивила "йольдия"! Интересно, а автор той азбуки в три года знала такое слово?

Развивайте мелкую моторику

Разрешайте ребенку трогать предметы на кухне, брать крупы, макароны (под присмотром, конечно). Моя дочка всегда любила переливать водичку из стакана и бутылку и наоборот, пересыпать гречку ложкой. Особенной популярностью пользовалась у нас сенсорная коробочка. Она брала оттуда ракушки, бусины, стеклянные камушки, сортировала и называла их.

Привлекайте ребенка к домашним делам. Пускай поможет вам слепить сырники или выложить ягоды на пирог. Моя дочка всегда помогает мне разгружать посудомоечную машинку. В это время я называю ей каждый предмет, а она повторяет. Ребенка постарше можно попросить посчитать тарелки, вилки, ложки.

Лепка из пластилина тоже хорошо развивает моторику пальцев. Лепить фигурки или картины из пластилина очень увлекательно. В готовую картину можно добавить бусин или детских макарон.

Говорят, что речевая активность ребенка находится у него на кончиках пальцев. Именно поэтому так важно развивать мелкую моторику. Стимулировать развитие речи ребенка вы можете уже с рождения, делая ежедневный массаж руками или массажными шариками.

Побуждайте ребенка говорить

Часто малыши тянут руку к предмету, тем самым просят его дать. Неопытные родители слишком рано пытаются исполнить молчаливую просьбу. Не торопитесь, сначала скажите ребенку, что вы его не понимаете, а затем объясните, как он должен попросить. Для убедительности можно предложить малышу предмет, находящийся рядом. Научите кроху говорить "дай" и "на".

Что делать, если ребенок говорит на своем "тарабарском"?

В период активного развития речи и формирования словарного запаса, произношение отходит на второй план. Малыш так хочет вам все рассказать, что не замечает ошибок. Относитесь к этому спокойно. Можно ненавязчиво поправлять, например, в форме вопроса. Обращайте внимание на свою речь, проговаривайте окончания, говорите четко. Обычно этот период проходит довольно быстро. Следите за своей речью, тогда и кроха скопирует вашу артикуляцию.

Чтобы помочь малышу, займитесь артикуляционной гимнастикой. Делайте по 2-3 упражнения в лень. Многие малыши с удовольствием вытягивают губы в трубочку, надувают щеки и изображают лошадку.

Осторожнее с мультиками

Сейчас много полезных развивающих мультфильмов. Безусловно, они помогают в освоении речи. По "малышарикам" моя дочка учила слова "длинный","короткий", "красный","синиц" и т.д. Очень удобно оставить ребенка перед телевизором и идти готовить. Но, несмотря на явную пользу, время просмотра должно быть ограничено. Длительные посиделки перед телевизором снижают активность собственной речи. Речь нужна для общения, перекос в сторону слушания мешает крохе "разговориться".

Примерные сроки формирования речи:

До 1 года : в первые месяцы ребенок кроме гласных звуков ничего произносить не умеет. Далее к гласным звукам прибавляются парочку согласных. «Гуканье» становится более осознанным, есть определенная привязка к предметам и людям.

От 1 до 2 лет : все так же в речи преобладают слоги, ближе к двум года может появится пару слов, вроде «мама», «баба», «папа». Не стоит ждать много от ребенка на этом этапе. Ведь зачастую ребенок просто не хочет говорить, ему хватает уровня слогов. Проверить это легко – берете какую-нибудь книгу с картинками, которую вы частенько разглядывали с ребенком, и спрашиваете его, где, например, здесь солнце? Если ребенок сразу покажет на солнце, значит он все понимает, знает как произносится это слово и что оно означает.

3 года : вот здесь-то и начинается самое вкусное. Ребенок начинает говорить. Причем не просто произносить отдельные слова, а пытается вложить в них смысл интонацией. Начинает задавать простейшие вопросы, вроде «где?», «как?» и т.д. Именно в три года у большинства начинается стремительное развитие речи.

Не нужно брать перечисленные выше сроки за идеал – это всего лишь обобщенные данные. Поэтому не стоит на ранних этапах (до двух лет) требовать от ребенка пересказать Шекспира в оригинале или вести диалог с вами на равных. Каждый человек уникален в своем роде и каждый развивается по-своему.

Заключение

Для начала давайте разберемся, какие стадии речевого развития проходят все дети и что, по мнению детских логопедов, считается некоторым отклонением от нормы. Вот несколько признаков, которые указывают на то, что вам нужно начать заниматься с малышом и пора обратиться к специалисту:

  1. Ребенок в год не говорит слова. В период от года до полутора вы продолжаете слышать только младенческий лепет. Ваше дитя пытается общаться с помощью жестов и криков и, кажется, не очень хорошо понимает, что вы ему говорите.
  2. Ребенок знает мало слов и не умеет составлять фразы к 2 годам. Вы заметили, что малыш плохо учит новые слова и не умеет составлять короткие фразы. Его общение по-прежнему состоит из жестов и криков.
  3. После двух лет он не умеет составлять предложения. К трем годам желательно, чтобы малыш умел не только составлять фразы и предложения, но и мог запоминать небольшие стихи и песенки. Кроме того, речь к трем годам должна становиться все более «чистой». В этом возрасте уже можно учить ребенка говорить букву «Р».

Эти характеристики - про вашего малыша? Этому есть несколько причин.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК В ГОД НЕ ГОВОРИТ?

Итак, ваш ребенок не говорит в 1 год (или в 2-3 года). Почему?

  • У него нет потребности начать говорить. Вы прекрасно понимаете его жесты и умеете учитывать все потребности без слов, и у малыша просто нет стимула начать что-то говорить. В этом случае развить речь можно несколькими способами – например, начать водить его в детский сад или просто чаще гулять на детской площадке, где у него появится потребность коммуницировать с другими людьми.
  • Малыш переживает стресс. Если вы переехали, нашли новую няню или в вашей семье произошли иные перемены, это может плохо отразиться на развитии речи. Как научить ребенка говорить? Просто дайте ему время привыкнуть к новым обстоятельствам.
  • Вы мало разговариваете с ним. Когда дети проводят много часов перед компьютером или телевизором, говорить они, как правило, начинают позже своих сверстников. Начните заниматься и больше общаться!
  • У него есть задержки в развитии. Самая серьезная причина, которая требует немедленного обследования. Чем раньше вы поймете, в чем проблема, тем быстрее пойдет прогресс.
  • Индивидуальные особенности. Для того, чтобы выяснить, почему ребенок не говорит, лучше не гадать, а обратиться к специалисту, которые поможет найти реальные причины.

КАК БЫСТРО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ

Если ваш малыш упорно продолжает молчать, старайтесь не зацикливаться на проблеме и ни в коем случае не сравнивайте чадо с другими детьми. Но бездействовать тоже не стоит.

  1. Обратитесь к психологу, неврологу и логопеду. Это первое, что нужно сделать, чтобы исключить причину задержки развития.
  2. Начните активно заниматься дома. Играйте и разговаривайте. Старайтесь вовлекать малыша в диалог, задавайте вопросы, но ни в коем случае не давите. Пойте песенки (даже если у вас нет голоса – детям это совершенно неважно!), развлекайте дитя веселыми считалками, вместе рассматривайте детские книжки и проговаривайте все, что в них нарисовано. Как быстро научить ребенка говорить: упражнения.
  3. Не говорите «детским языком». Любое коверкание слов препятствует правильному развитию речи. Если ребенок не говорит в 1 год, не поощряйте сокращения, например, «гули-гули» вместо «гулять». Это может стать дополнительным препятствием для развития детской речи в будущем.
  4. Развивайте мелкую моторику. Пальчиковые игры, лепка, завязывание шнурков, рисование пальчиками – все это хорошо способствует развитию участков мозга, которые отвечают за речевую деятельность.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Предлагаю сегодня поговорить о том, как учить ребенка говорить, ведь именно это умение закладывает фундамент дальнейшему развитию малыша.

Эта статья будет в необычной форме. Я поделюсь не только личным опытом, но и опытом своих друзей, а также результатами исследований ученых.

«В течение нескольких месяцев в моей семье тишина была врагом. Несмотря на то, как сильно мы с мужем не пытались, несмотря на то, сколько мы не читали и не разговаривали, наш маленький сын не хотел произносить членораздельных звуков.

Конечно, он улыбался и хихикал когда мы с ним болтали, и да, он схватил игрушку когда мы попросили его. Клетки мозга точно функционировали правильно, но в течение нескольких месяцев в них просто не было слов.

Может быть мы были немного нетерпеливыми. Когда малому было около 8-ти месяцев мы были огорчены, а к 12-ти месяцам забеспокоились. И вот, мы уже собирались связаться с нашим педиатром, как ребенок произнес громкое „мама“.

И с тех пор он не переставал говорить обо всем, что его беспокоит! Все эти ночи, которые мы провели над книгами в поисках ответов на вопрос: „когда кроха должна начинать разговаривать“, все это было напрасно…

Истина лежала на поверхности, но почему-то мы не догадались, что помочь нашим детям приобрести языковые навыки можно намного проще и более естественно чем мы думаем, хотя об этом говорят многие дефектологи и детские психологи.

Оказывается, те из нас, кто называл этот процесс „научиться говорить“ понимали все это неправильно, искусство общения гораздо шире чем мы учим наших детей, ведь обычно мы просто просим их повторить определенные слова.»

Вот такую историю недавно поведала мне моя подруга Юля, и это действительно заставило меня задуматься и вспомнить, как все происходило у нас в семье.

Я всегда понимала, что необходимо создать благоприятную атмосферу, которая будет стимулировать доверие, в которой будут отмечать успехи и все будут получать удовольствие от процесса обучения и повторения изученного.


Ученые утверждают, что активное взаимодействие и диалог с ребенком обязательно принесет положительный результат. Это означает, что пока вы будете просто разговаривать с крохой, не требуя от нее повторять ваши слова, а просто ради взаимного удовольствия, чтобы развеселить и порадовать, вы будете делать все правильно.

Миссия: разговорить к 6-ти месяцам

Никогда не рано начинать прививать любовь к языку. Я общалась с Ромой еще с трех недель и уже к месяцу он начал активно и четко произносить заветное «агу», а уже к шести месяцам говорил «Аля» в отношении ко мне, так как мой муж меня так называл постоянно.

Мы покупали мягкие тканевые книжечки со словами и картинками и регулярно показывали их малышу. Мозг младенца работает с первых дней жизни, мы очень быстро это поняли и решили не терять ни дня. Мы всеми силами старались развивать своего наследника, при этом покупали все новые и новые «завлекалочки», чтобы он не утратил интерес.

Если вы тоже в поисках интересных идей для развития крохи, то обязательно ознакомьтесь с курсом "Народная педагогика: как дать малышу самое лучшее «.

Но после того как познакомились с множеством результатов научных исследований, пришли к неожиданным выводам: наш сын, вероятно, начал изучать язык еще до этих тактических набегов языкового погружения.

Недавние исследования из Университета Амстердама указывают на то, что большинство детей начинают приобретать элементарные навыки языка (например, интонацию) еще в утробе матери.

После родов, хотя навыки общения уже есть, они не могут «нажать кнопку» немедленно, но будьте уверены: в мозгу новорожденного происходит множество запускающих процессов.

Младенцам нужно лишь несколько недель чтобы усвоить слова, которые они слышат каждый день. Но они часто не дают нам, родителям, никаких намеков, что уже много знают, их обучение происходит «за кулисами», так говорит Кэти Хирш — доктор философии, директор детской лаборатории Университета Темпл в Амблер, штат Пенсильвания.

Как мы можем помочь в развитии речевых навыков?

Помните, что нет такого понятия как «слишком много разговоров» даже для младенческого возраста. Разговаривайте часто, проявите творческий подход (например, используйте мягкие книжечки как мы). Будьте терпеливы, даже если первые слова представляют из себя нечто непонятное.


Следите за интонацией

Чем больше слов ежедневно слышит малыш, тем лучше. Мы с мужем прилагали совместные усилия, чтобы как можно чаще и активнее разговаривать с сыном. Но семья моих знакомых — Настя и Саша — не так усиленно занималась со своей дочкой Лилей, они не меняли привычного общения в доме только ради крохи.

Конечно, пара пыталась научить кроху первым словам, таким как мама и папа, и в итоге они поняли, что больше всего ей помогло именно многократное повторение одного и того же слова. «Однажды, когда мы стояли в пробке, услышали, как Лиля отчетливо произнесла папа и заулыбалась, когда Саша повернулся к ней, тогда мы поняли, что разговорный процесс запущен», — рассказывает Настя.

Эксперты говорят, что не имеет значения, какие именно слова вы говорите, важно как часто и с какой интонацией это делаете. Исследования по этой теме собраны в книге 1995 года «Значимые различия в повседневном опыте молодых американских семей».

Ученые сопоставили количество слов, которые малыш слышит до 3 лет к успеху этого ребенка в более позднем возрасте. Современные эксперты сходятся во мнении, что чем больше слов наши дети слышат, когда их мозг наиболее значительно развивается, тем лучше.

В доме, где есть дети, разговоры с самим собой не являются признаком сумасшествия

Это не так сложно, как вы могли бы подумать. Прекрасным способом для непринужденного обучения новорожденного речи является комментирование вслух каждого своего действия. Представьте себя диктором радио, передающим информацию о вашем мире к самому главному слушателю из всех.

Возможно, поначалу вы будете чувствовать себя неловко и непривычно, но подумайте, сколько тысяч новых слов грудничок услышит за несколько часов. Со временем вы поймете, что это занятие действительно полезное и рутина начнет приносить вам больше удовольствия, а малыш будет учить язык на основе вашего простого повседневного опыта.

Отвыкайте от пустых разговоров с каждым годом

Чем старше становится ваш малыш, тем больше новых и более сложных слов вы должны вводить в его лексикон. Даже если вам кажется, что кроха еще не готова к пониманию новых фраз, старайтесь объяснять. Лучше потратить время на общение с ребенком, нежели посидеть в социальной сети.


Показывайте младенцу новые предметы в доме, называйте их и рассказывайте, что с ними делают. Не бойтесь таких сложных слов как микроволновая печь или стиральная машина — показывайте наглядно, как вы ими пользуетесь. Дайте малышу понажимать на кнопочки в заданном порядке и комментируйте, что в этот момент происходит.

На что стоит обратить внимание?

Когда задаете вопросы малютке, старайтесь получать не однословный ответ. Спрашивайте снова и снова: пусть учится давать обширную характеристику и полный ответ. Сохраняйте терпеливость, независимо от того, умеет ли малыш четко произносить звуки, распознает ли он цвета и фигуры, знайте — если этого не происходит сейчас, то обязательно произойдет немного позже.

И наконец, выключите телевизор. Даже образовательные программы не являются заменой общения лицом к лицу. Малыш должен видеть как движутся ваши губы во время произношения того или иного слова.

Старайтесь проводить время весело и интересно, переходите от одной деятельности к другой. Вначале поиграйте в кубики, потом почитайте сказку, затем спойте песенку или расскажите стишок. Вовлекайте малыша в выполнение домашних обязанностей, пусть помогает протирать пыль и подметать.

Поощряйте даже маленькие успехи

Конечно, обучение происходит легче всего, когда это не скучно и приятно. Даже когда малыш научится лишь новому слогу аплодируйте ему всей семьей — это лучший способ дать понять, что он все делает правильно. Пойте дуэтом, при этом напевайте разные слова по очереди, создайте атмосферу праздника, дайте крохе понять, что общение — это радость, это чудо.

Танцуйте когда у ребенка получится связать в одно предложение два-три слова. Задавайте открытые вопросы, такие как «Что ты видишь на этой картинке?». Дайте крохе время на размышления, не подсказывайте сразу, пусть он сформирует свое мнение, это будет интереснее для вас обоих.

Всегда смотрите крохе в глаза, когда разговариваете с ним. Чем более прямым и тесным будет ваше взаимодействие, тем счастливее и комфортнее будет чувствовать себя кроха рядом с вами. Всегда давайте время малышу на обдумывание своих слов, не спешите подсказывать и исправлять речевые ошибки.

Если вы будете выполнять все эти действия, то со временем ваше чадо сможет очень активно и развернуто строить логические умозаключения.

Обращайте внимание на возрастные нормы развития речи

Не смотря на то, что развитие, как умственное так и физическое, у каждого ребенка индивидуально, все же существуют определенные темпы развития, свойственные большинству детей:


  • От 0 до 4 месяцев

В основном воркование и гуление: дети имитируют определенные шумы и особенно заинтересованы в интонации и звуке вашего голоса.

  • От 4 до 7 месяцев

Лепет, в котором прослеживаются некоторые буквы: сначала звучат Б, Д, М наиболее четко.

  • От 7 до 12 месяцев

Появляются слоги Ма, Да, Ба, Па. Слова, состоящие из двух слогов, как правило, возникают около первого дня рождения ребенка.

  • От 12 до 18 месяцев

Словарь растет в геометрической прогрессии, появляются слова, состоящие из трех слогов.

  • От 18 до 30 месяцев

Небольшие фразы, предложения и многое другое.

Если есть отклонения?

Если к 18 месяцам ваш ребенок не говорит по крайней мере 15 слов — обратитесь к педиатру. Чем раньше вы сможете заметить проблемы, тем легче и быстрее будет возможность с ними разобраться, и тем больше шансов свести их к нулю.