Олег киреев. «Джазовые истории» для всех

Олег Киреев – известный и разносторонний саксофонист, в российском джазе - является едва ли не единственным покровителем такого музыкального направления, как этно-джаз. С помощью своего творчества он неутомимо пропагандирует уже два десятилетия эту оригинальную и разностилевую музыку, экспериментируя в области этно-джаз-рока.

Основанный Олегом в 1986 году джаз-бэнд «Орлан», покорил Советский Союз своей неординарностью, дебютировав на фестивале в Куйбышеве. Обращение и интерес к фольклорной музыке не случайны, ведь, родившись в Башкирии, Олег и весь состав его квинтета были с детства зачарованы богатством звучания национальных инструментов – кубыза и курая, вдохновлены невероятным воздействием древнего горлового пения, присутствующего в традициях буддийских народов, живущих по соседству.

Этническая музыка, рассказывающая о бескрайних просторах, корневым образом обращающаяся к глубинам человеческого существа, бесподобно и живо сливалась с импровизационным свободным естеством джаза. В музыкальном раже, развивая идеи синтеза, программы «Орлана» могли включать и аранжировки мелодий The Beatles и собственные композиции участников ансамбля. Став народным коллективом Башкирии в 88-м году, музыканты выпустили свой первый релиз «Башкирские легенды» в 89-м на звукозаписывающем лейбле, одновременно успешно выступая на отечественных фестивалях по всей стране.

Гастроли в Польше в 1991 году стали последними выступлениями для джаз-группы, пока в 2011 году «Орлан» не собрался опять вместе. После стольких лет костяк воссоединился во время музыкального фестиваля в Уфе. В записи нового альбома, помимо Олега Киреева, приняли участие музыканты из состава «Орлана»конца 1980-х (трубач Рустем Галиуллин, басист Олег Янгуров и барабанщик Рустем Каримов) и новые члены ансамбля - клавишники Владислав Сенчилло и Руслан Янбаев и перкуссионист Руслан Капитонов.

Название нового альбома «Башкирский караван», разумеется, апеллирует к знатокам музыки, связывая эту работу с традиционным джазом. Тем не менее, прямого цитирования или знакомых мелодий вы там не найдёте. Но обнаружите плавящийся джаз в котле этнической музыки, - то есть буйство и динамику того, что принято называть фьюжн. Особенно главная композиция «Башкирский Караван» как будто становится магическим миражом, видением, гипнотизируя слушателя своей восточной задумчивой темой и горловым пением Киреева, и разворачивая музыкальное полотно из неожиданно сплетающихся звуков саксофона и трубы. Вслед, не сбавляя оборотов, «Татарский танец» со своей весёлой мелодией и авангардным звучанием Олега предстаёт перед слушателем во всей красе и победоносности безоговорочного хита. Два трэка, написанные Рустемом Галиуллиным («Салават» и «Куваш купере»), отличаются от всех остальных, здесь фанк прорывается в партии трубы, творя неудержимые и гибкие музыкальные пируэты.

Состав участников:
Олег Киреев (саксофоны, вокал)
Рустем Галиуллин (труба)
Владислав Сенчилло (клавишные)
Рустем Каримов (ударные)
Олег Янгуров (бас гитара)
Руслан Капитонов (перкуссия)

-- Олег, расскажите, в каких музыкальных жанрах Вам интереснее всего работать в последнее время?

Я всю жизнь люблю и играю музыку, имеющую мелодию. Будь это этно-джаз или джаз стандарт. Конечно же, исхожу при этом из состава коллег и способа мышления моих соратников. С американцами играешь джазовый мейнстрим, а вот с моим партнером многолетним, Евгением Гречищевым, играю в любых конфигурациях, от дуэта до бэнда. С моим этно-джаз ансамблем «Орлан» - всё, что душа пожелает: таков уровень музыкантов. Кстати, «Орлану» в следующему году 30 лет.

-- Расскажите, пожалуйста, чем отличаются Ваши клубные программы от концертов в больших залах и чем своеобразны фестивальные программы? Как разнится приём публики в зависимости от вида площадки?

Меняются и музыканты, и публика конечно, всё время. Нельзя сравнивать людей, приходящих в 20-м веке и в 21-м. Основная проблема сейчас – это проблема перенасыщения информацией.

На мой взгляд, информационный поток полностью изменил и даже развратил слушателя доступностью как хорошей музыки, так и – в огромном количестве – попсы. Это сделало коммуникацию музыкант джазовый/классический и новый слушатель достаточно отделенными друг от друга. Этот процесс начался конечно раньше – наверное, в конце сороковых, когда музыка стала развиваться. При этом качественная музыка оставалась особым миром для продвинутых слушателей, да и сами музыканты-революционеры играли каждый свой концерт наотмашь, как в последний раз.

Сейчас и музыканты редко сгорают в процессе игры или подкачивая себя стимуляторами… А публика готова проглотить очередной "продукт" и тут же забыть.

Что касается разных площадок, то в клубных концертах, конечно, более камерная атмосфера, где ты постоянно видишь очень близко от себя эмоции слушателей и имеешь возможность оценить реакцию на твое исполнение на расстоянии вытянутой руки. Соответственно, атмосфера большого концерта имеет и другую публику, и другой запрос к артисту. Есть, конечно, тут и сложности, в захвате большой аудитории… качество звука выходит на первый план. Как в ММДМ, где состоится мой концерт 16 ноября.

- Олег, как вы относитесь к высказыванию "Художник должен быть голодным"? Не развращает ли благополучие творца?

Художник должен быть голодным, но кушать хочется всегда... Я думаю, в современном мире где уже еда не проблема, нужно оставаться творчески голодным и тут возникает большая дилемма. Она была и раньше, но например, в советское время она решалась именно благодаря соцсистеме. Так, например, Довлатов и ему подобные выдающиеся соотечественники могли реализовать свой творческий потенциал, просто болтаясь в различных изданиях или в крайнем случае, работая дворниками или кочегарами. Довлатов, думаю, мечтал о славе, конечно, и о материальном благополучии, но главным оставался писательский дар.

- Я думаю, в пословице вряд ли имеется в виду голод в буквальном смысле, может быть, о роскоши скорее речь? Об увеличении запросов на комфорт, что требует все бОльших оборотов в профессии, бОльшей нацеленности на широкую аудиторию.

Человек слаб, а жизнь быстротечна и ставит много вопросов. В том числе и материального характера. Но тут уже каждый делает свой выбор сам - играть ему с поп-исполнителем, зарабатывая себе на хлеб с маслом, или оставаться верным служителем искусства - хотя есть большая вероятность, что так вопросы организации личного останутся на том же уровне, что и раньше. Как говорится, искусство требует жертв.

Конечно, в идеале музыкант-исполнитель потрясающе работает и качественно устраивает свою жизнь - думаю, таких примеров много. И среди классических оперных певцов, и среди поп-исполнителей. Стинг, например, Стиви Уандер, Шаде, Хворостовский и далее по списку. Но… их единицы. Так что ответа для всех у меня нету!

-- Что ждет зрителей на Вашем концерте в Доме Музыки? С каким инструментами и в каких образах Вы будете выходить на сцену?

Концерт неслучайно назван «Sax Революция», так как программа состоит из всех мыслимых и немыслимых форм красивой подачи музыки в разных жанрах. Концерт в двух отделениях, путешествие через десятилетия эволюции джаза и гремучей смеси этники и джаза. Прозвучат произведения моей ранней джаз деятельности, будет много новых номеров, которые полюбились слушателям, приходящим на наши концерты. Ну и инструменты будут добавляться -- от традиционного квартета до большого ансамбля с гостями – например, будет исполнитель на курае. Так что удовольствие от концерта я гарантирую!

С Олегом Киреевым беседовала Яна Демина.

__________________________

Джазовый мейнстрим, зародившийся в эпоху, когда на смену большим джазовым оркестрам пришли маленькие клубные свингующие и активно импровизирующие составы стал звездным стиле саксофониста Олега Киреева с самого начала его джазовой карьеры.В конце 70-х все музыканты мира бросились экспериментировать с электронными инструментами, джаз-роком и фолком, а Олег двинулся своей дорогой, которая пересекалась с новыми веяниями, но была вплотную связана именно с мейнстримом - с его первых собственных проектов. Такой креативный микс вызвал бурное одобрение западной прессы. И кто бы мог подумать в то время, что советский саксофонист сумеет стать звездой ведущих западных джазовых сцен!

"В игре Олега Киреева слышна удивительно гармоничная комбинация стилей начиная с джаза 20-х годов, до музыки Джона Колтрейна..." написал американский саксофонист Бад Шэнк (Arts & Entertainment)

В начале своей музыкальной судьбы, Учась в уфимской школе по классу фортепиано, Олег даже не подозревал, что его увлечение музыкой приведет к блистательной карьере джазового саксофониста. Но все великое начинается с малого, а порой, к тому же, совершенно случайно. Путь Олега Киреева начался с одной мелодии, которая однажды глубоко запала в душу – «Тень твоей улыбки». Лишь потом он узнал, что это был джаз, и с того момента его путь был предопределен

1978 год стал годом поступления в музыкальное училище на эстрадно-джазовое отделение. Инструментом был выбран саксофон, и с тех пор музыкант ни разу не пожалел о своем выборе.

Еще в армии Олег Киреев попал на самарский джазовый фестиваль, а после стал продвигать собственную музыку, играя в разных коллективах с разными музыкантами. На самом деле, для развития исполнительского таланта, музыканту очень важно и нужно постоянно экспериментировать, двигаться, можно даже сказать «перетекать» по разным направлениям, чтобы обогащать свой «звуковой запас» новыми обертонами. Особенно это касается игры на таком неординарном инструменте как саксофон.

Набравшись опыта, в 1986 году музыкант создает собственный джазовый ансамбль «Орлан». Оригинальная концепция в виде джазовой обработки этнической музыки Башкирии производила неизгладимое впечатление на слушателей, которые радостно встречали коллектив во всех уголках СССР. "Орлан" записал альбом на студии грамзаписи «Мелодия», успешно выступил на польском Краковском фестивале и неожиданно распадался. Некоторые музыканты отправились в Таиланд, а Олег уехал в Польшу, где прошел отличную джазовую школу в польских ночных клубах, выступая с местными музыкантами.

Вскоре Олег получает приглашение на учебу в США от американского саксофониста Бада Шенка, а вместе с этим - уникальную возможность не только раскрыть и усовершенствовать свой музыкальный талант на родине джаза, но и завести массу знакомств с именитыми американскими джазменами. С 2006 года Олегу Кирееву рукоплещут лучшие концертные площадки Вашингтона, Нью-Йорка и Сан-Франциско. Происходит невероятное: российский джазмен получает восторженное признание американской публики, до такой степени, что его альбом получает номинацию на Грэмми.

Сегодня Олег Киреев играет в составе своего квартета, а так же дает совместные концерты со многими известными американскими музыкантами. В 2010 году он получил назначение на пост советника по культуре президента Башкирии. А указом Президента Башкортостана от 1 марта 2012 года «за высокое профессиональное мастерство и большой вклад в развитие музыкального искусства Республики Башкортостан» Олегу Кирееву было присвоено звание «Народный артист Республики Башкортостан».

"Его звук - гипнотизирующий, чувственный - иногда гортанный, как у Коулмана Хокинса, в другое время - хриплый, чарующий, как у великого Бэна Вэбстера". - All About Jazz, USA, Raul d"Gama Rose

"Киреев играет впечатляющее с широким тёплым звуком, напоминающим порой Дэйва Либмана" - Cadence, USA, Grego Applegate Edwards.

НОВОСТИ на сайт:

Олег Киреев с проектом "Орлан" на форуме Jazz Across Borders


Карьера Исполнитель

Всего фильмов 1

Жанры джаз и блюз

На сегодняшней сцене джазового мэйнстрима («основного течения»), перенасыщенной талантливыми и хорошо образованными музыкантами, выделиться непросто. Классический джаз постепенно возрождается, приобретает всё больший вес в среде уверенных в себе и успешных в жизни слушателей. Музыка, которую джазовые радикалы поспешили объявить умершей ещё в 1970-х, вновь сильна и популярна; и, разумеется, каждому обращающемуся к ней исполнителю приходится делать выбор: развлекатель он или художник, реставратор традиций или новатор, последователь или автор. И, собственно говоря, зарабатывает ли он себе на жизнь ремеслом или видит в этой музыке настоящее высокое искусство. Этот выбор потому и серьёзен, что мэйнстрим воспринимается обычно как музыка устоявшаяся, не допускающая резких новаций и экспериментов.

Олег Киреев - из тех музыкантов, чья любовь к мэйнстриму рождалась ещё в годы его относительного упадка, когда в мире считалось правильным экспериментировать с этникой, джаз-роком или электроникой. Олег создавал свои первые мэйнстрим-проекты, не упуская из виду эти современные тенденции, и во многом именно поэтому западная пресса называет саксофониста «революционным»; однако то, что на первый взгляд производит впечатление революции - на самом деле последовательное и осознанное развитие идей, берущих своё начало именно в классическом джазе.

Первый полноценный период мэйнстрима в творчестве Олега Киреева начался на рубеже 80-х - 90-х, когда он, добившись в СССР признания с этно-джазовой группой «Орлан», перебрался на несколько лет в Польшу и сконцентрировался на современном джазе.

Знаменитая польская школа скорректировала его почерк, и на стыке двух национальных школ (джазовой польской и этнической российской) родился тот голос, который и прославил Киреева по-настоящему. Голос, взявший всё лучшее от джазовой традиции, свободно пользующийся современным музыкальным языком и соблюдающий баланс между старым и новым.

Записанный в 1994-м альбом Romantic, на котором Киреев впервые высказался именно в мэйнстриме, сразу обратил на себя внимание: американский саксофонист Бад Шэнк, впечатлённый этой работой, пригласил Олега учиться в США. Киреев открывает для себя родину джаза, играет в ансамбле наиболее успешных выпускников школы Шэнка, выступает на фестивалях в Портланде и Сиэтле, завязывает творческие связи с многими великолепными джазменами Америки - и всё это время доказывает на практике, что классический джаз жив, интересен, перспективен.

Пресса отмечает его одновременное соответствие канонам старой саксофонной школы и современность, уважение к традиции и наличие собственных идей. В 1996-м квартет Киреева получает диплом «За выдающееся выступление» на фестивале в Монтрё (!), а вскоре после этого выходит записанный в Польше альбом Song For Sonny - пожалуй, самое удачное на сегодня произведение Киреева как мэйнстримового музыканта, записанное при участии специального гостя, пианиста Иоахима Менцеля. Эта работа открывает для Киреева новую страну - Великобританию. Показанная в 1997-м на Бирмингемском джаз-фестивале программа альбома приводит к тому, что его называют «сюрпризом» и «экстраординарным тенористом». Успешно прошло и фестивальное выступление в Лондоне, после которого визиты Киреева на Альбион делаются такими же регулярными, как и в другие страны.

Подобно многим великим джазменам, Олег не боится экспериментировать в классическом джазе с малыми составами: крайне интересен, например, его дуэт с известным гитаристом Александром Виницким. Что до его собственного коллектива, то постепенно Олег собирает вокруг себя ведущих российских специалистов по музыке времён расцвета джаза, время от времени обновляя коллектив за счёт «молодых львов» - музыкантов нового поколения, имеющих блестящую школу американского образца, охотно приглашая гостей, исполняя как стандарты, так и авторскую музыку. Параллельно развиваемые проекты в области этнического джаза, world music, smooth jazz’а позволяют ему оставаться на виду у самой разнообразной аудитории.

Совмещая карьеру музыканта с деятельность организатора, Олег формирует «лицо» лучшего джаз-клуба современной Москвы. Именно здесь его ансамбль получает постоянную прописку и завоёвывает любовь слушателей, постоянно совершенствуя программу и проводя своеобразные абонементы, посвящённые творческому наследию великих джазовых музыкантов. Квартет и трио Олега много и плодотворно работает с ведущими современными музыкантами США, гастролирующими в России. Разнообразие творческих концепций, которые привозят эти музыканты в Россию, их прошлого, даже самих их инструментов позволяют ансамблю Олега получать совершенно уникальный опыт взаимодействия с «передовой» современного джаза.

Киреев ездит в гастрольные туры, не уступающие по масштабу турам мировых джазовых звёзд. Так, после 20-дневных гастролей по Польше о нём появилась большая статья в легендарном журнале Jazz Forum. С Олегом сотрудничают музыканты из разных стран, олицетворяющие сегодняшнее состояние импровизационной музыки, и это сотрудничество часто имеет по-настоящему интернациональный характер. В марте этого года ему предстоит, например, польский тур с американским пианистом Китом Джаворсом, к которому внимательно присматривается весь джазовый мир: подобно самому Кирееву, это музыкант, способный смотреть на классический джаз как на действительно актуальное искусство.

Пресса об Олеге Кирееве:

«…удивительно гармоничное сочетание стилей - от джаза 20-х годов до музыки Джона Колтрейна...», - Бад Шэнк, Arts & Entertainment, США.

«…Киреев словно рожден с пониманием того, как нужно играть на саксофоне», - Ховард Мэндел, президент Ассоциации джазовых журналистов, США.

«Русский саксофонист завоевал репутацию мощного, свингующего музыканта с неистощимой энергией», - The Express Star, Великобритания.

Отправить другу

Олег Киреев – российский джазовый саксофонист и композитор, пионер этно-джаза в России. Родился в 1963 году в Уфе. В 1982 году окончил эстрадно-джазовое отделение Уфимского училища искусств по специальности «саксофон» (класс Наиля Утяшева). В 1980-е годы как артист Башкирской филармонии, затем – Башкирского республиканского объединения музыкальных ансамблей начал выступать в уфимских джазовых коллективах разных составов. На его творчество в то время оказали влияние легендарный тромбонист Вячеслав Назаров, ансамбли «Аллегро» Николая Левиновского, «Арсенал» Алексея Козлова, Игорь Бутман, Лариса Долина и ансамбль Анатолия Кролла, записи Чика Кориа, Майлза Дейвиса, Джона Колтрейна, Декстера Гордона и др.

Олег Киреев – российский джазовый саксофонист и композитор, пионер этно-джаза в России. Родился в 1963 году в Уфе. В 1982 году окончил эстрадно-джазовое отделение Уфимского училища искусств по специальности «саксофон» (класс Наиля Утяшева). В 1980-е годы как артист Башкирской филармонии, затем – Башкирского республиканского объединения музыкальных ансамблей начал выступать в уфимских джазовых коллективах разных составов. На его творчество в то время оказали влияние легендарный тромбонист Вячеслав Назаров, ансамбли «Аллегро» Николая Левиновского, «Арсенал» Алексея Козлова, Игорь Бутман, Лариса Долина и ансамбль Анатолия Кролла, записи Чика Кориа, Майлза Дейвиса, Джона Колтрейна, Декстера Гордона и др.

В 1986 году Олег Киреев организовал ансамбль «Орлан» (в первоначальном составе существовал до 1991 года), исполнявший джазовые обработки народной башкирской музыки с использованием электроники и народных инструментов. Быстро снискавший популярность коллектив объехал с гастролями весь СССР, не раз завоевывал награды на фестивалях этнической и джазовой музыки, в 1989 году выпустил дебютную пластинку. После 20-летнего перерыва костяк ансамбля воссоединился во время Международного джазового фестиваля «Розовая пантера» в Уфе, в настоящее время планирует выпуск пластинки «Орлан 2020».

В 1991–1994 годах Олег Киреев жил и работал в Польше, выступал в варшавском джаз-клубе Remont; руководил джаз-клубом Ogrudek в Кракове. После выпуска сольного альбома Romantic в 1994 году по приглашению американского саксофониста Бада Шенка обучался в США и принимал участие в джазовых фестивалях в Портленде и Сиэтле.

В 1996 году выступил в составе квартета на фестивале в Монтрё и получил диплом «За выдающееся выступление»; в том же году выпустил в Польше знаковый альбом мейнстримового направления “Song For Sonny”. В 1997 году впервые принял участие в международном джазовом фестивале в Бирмингеме, где играл в ансамблях Рэя Александра (США), Энди Хемилтона (Англия) и группе Happy Seals (Франция). В том же году стал арт-директором московского клуба Cool Train.

С 1998 года музыкант живет и работает в Москве, активно гастролирует по России и за рубежом. В течение ряда лет активно сотрудничал с ведущими джазовыми музыкантами России, такими как Даниил Крамер, Лев Кушнир, Евгений Рябов, Григорий Файн, Александр Виницкий и другие. Организовал множество джазовых концертов и фестивалей. В 1999 году создал этно-джазовый проект «Фэн Шуй Джаз Театр» (существовал до 2009 года), выступавший в России, США и странах Европы.

В 2006 году Олег Киреев стал одним из основателей и арт-директором московского джазового клуба «Союз композиторов», в котором по приглашению музыканта выступали многие звезды мирового джаза. В 2011–2013 гг. был одним из организаторов и лидеров международного фестиваля «Классика и джаз» в парке Царицыно. В настоящее время руководит московским «Академ Джаз Клубом».

С 2006 года музыкант регулярно гастролирует в США, выступая на концертных площадках Нью-Йорка (клубы Iridium, Smalls, Smoke), Вашингтона (Blues Alley), Филадельфии, Сан-Франциско и др. В 2008 году на нью-йоркском лейбле Jazzheads выпустил диск “Mandala”, вошедший в лонг-лист номинантов премии Grammy в категории «Лучший альбом современного джаза» (Best Contemporary Jazz Album). В 2009 году записал альбом “Rhyme And Reason” с американскими музыкантами – барабанщиком И-Джеем Стриклендом, пианистом Китом Джаворсом и контрабасистом Борисом Козловым. В 2016 году сотрудничество музыкантов продолжилось на записи диска “The Meeting”, в которой наряду с Олегом Киреевым приняли участие Кит Джаворс, И-Джей Стрикленд, басист Pat Metheny Group Бен Уильямс и трубач Том Харрелл. Альбом попал в топ-50 американских джазовых радиочартов, был назван лучшим альбомом года изданием Jazz Week и вошел в лонг-лист номинантов премии Grammy.

25 сентября 2010 года Олег Киреев назначен советником по культуре Президента Республики Башкортостан. В 2012 году удостоен почетного звания «Народный артист Республики Башкортостан».