Комаровский — Детский сад: в каком возрасте лучше отдавать ребенка, адаптация, что делать если плачет в садике. Когда отдавать ребенка в садик — Комаровский отвечает Отдавать ли ребенка в детский сад комаровский

В извечном вопросе о том, когда отдавать ребенка в садик, Комаровский, прежде всего, советует родителям определить цель дошкольного учреждения. Конечно, в каком бы возрасте малыш не отправился в садик, первое время ему будет очень трудно – болезненный период адаптации.

По своей природе человек – общественное существо и для полноценной жизни ему нужны люди. Проблема каждой семьи с подрастающим ребенком – отдавать ли в сад? С одной стороны, ответ будет зависеть от уровня доходов семьи, занятости родителей, мнения членов семьи.

Что думают ученые? В большинстве они «за» сад – это педагоги, психологи, педиатры. Для полноценного развития человека необходима социализация, умение работать в команде, общаться с другими людьми, быть самостоятельным и находиться в обществе. Садик дает ребенку отличную возможность подготовиться к школьным будням. Такое не заменит ни одна няня или ежедневное общение с детьми во дворе.

Наилучший возраст для отправки ребенка в садик

Доктор Комаровский может дать несколько рекомендаций по поводу первичной адаптации.

  • Лучше всего подобрать для ребенка садик, и устроить его еще когда мама не вышла с декретного отпуска, или не нашла работу. Ведь первое время чадо начнет чаще болеть, нахватавшись от сверстников. Должна быть возможность, заметив первые признаки какой-нибудь болячки, без проблем оставить ребенка дома.
  • Все равно первые посещения ребенка не будут полными, то есть оставлять маленького в незнакомом месте на весь день сразу невозможно. Поэтому стоит не спеша выбрать лучшее время для начала посещений малышом сада. Летом адаптация пройдет успешнее, чем в холодные зимние дни. Межсезонье – не слишком удачно. Дети чаще всего простужаются весной да осенью.
  • Перед выбором, родители должны сами изучить сад, его политику воспитания, познакомиться с персоналом. Комаровский рекомендует выбирать садики без политики насильственного кормления и тщательного утепления малышей во время прогулок. Это затруднит адаптацию.
  • Когда отдавать ребенка в садик — Комаровский советует 1,5- 2 года. Мама еще не вышла с декретного и оставшееся время можно посвятить выбору сада и адаптации. Также есть несколько советов как быстрее и менее болезненно пройти ее.
  • Будьте особенно благосклонны к ребенку в первые месяцы посещений сада. Для них новое место, новые порядки, люди. Огромный стресс. Если малыш получит строгость от родителей, ситуация лишь усугубится.
  • Еще до начала посещения сада необходимо расширить круг общения ребенка. Ходить по детским площадкам с ним, знакомить с людьми в парке, записать в кружки.

Комаровский советует укрепить иммунитет ребенка заранее, чтобы сохранить здоровье во время посещения садика.

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Детский сад - очень важный этап в жизни ребенка. Когда отдавать чадо в садик, решают родители, в зависимости от благосостояния семьи, занятости мамы и папы на работе, наличия бабушек - дедушек. Но уже давно не стоит вопрос, надо ли это делать вообще. Бесспорно, садик полезен для ребенка . Он учит малыша адаптироваться, заводить контакты, общаться, жить в обществе. Без этих навыков ребенку будет сложно отправляться в первый класс и жить дальше.

    Однако в связи с посещением садика у мам и пап возникает множество вопросов, которые в первую очередь касаются состояния здоровья малыша. Авторитетный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, как подготовить ребенка к ответственному периоду в его жизни, как преодолеть трудности первого времени и сохранить детское здоровье.

    В каком возрасте лучше отдавать ребенка

    Этот вопрос нужно решать только внутри семьи. Обычно малышей приводят в садик в возрасте от 1 до 3 лет, реже - в более старшем возрасте. Многие детские сады в последнее время ввели негласное ограничение - до полутора лет малышей не принимают. Если есть сомнения, пора ли чаду в садик, лучше посоветоваться с педагогами, воспитателями, детским психологом. Они подскажут, готов ли малыш к жизни в большом коллективе.

    Врачам интересно другое - что будет делать мама, когда отведет чадо в садик. Если она решила в тот же день выйти на работу, это не самое удачное решение, считает Комаровский. Во-первых, ребенок будет чаще болеть, и это естественно, а значит, маме придется часто брать больничный. А, во-вторых, адаптация будет более мягкой, если мама постарается в первое время «дозировать» посещение садика для своего ребенка.

    Оптимальным вариантом педиатры, в том числе и Комаровский, считают ситуацию, когда мама еще несколько месяцев остается дома в декретном отпуске, чтобы иметь возможность без выяснения отношений с начальством в любой момент оставить ребенка дома, если у него появились первые проявления недуга - насморк, кашель. Это хорошо и для самого малыша, так как он легче перенесет болезнь, и для других детей, которых он заражать не будет.

    О том, что такое "хороший детский сад" и как подойти к выбору детского сада расскажет доктор Комаровский в следующем выпуске.

    Адаптация

    Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации . С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается». В садике - режим дня, а потому чаду волей-неволей придется под него подстраиваться, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирущими в детском коллективе, а отсюда - частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител.

    Сколько времени продлится адаптация, зависит только от самого ребенка. У одних это 2-3 месяца, у других - год и даже больше.

    Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам. Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский. А вот в конце весны и летом - пожалуйста.

    Возможные проблемы

    Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.

    О понятии "несадиковский ребенок" и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.

    Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.

    Посещение детского сада может стать для любого ребенка прекрасной возможностью пообщаться с другими детьми и узнать много нового, или, наоборот, превратиться в самый ужасный период в его жизни. Именно поэтому взрослым стоит уделить особое внимание подготовке малыша к походу в это учреждение и постараться не допускать самых распространенных ошибок, которые не дадут ребенку спокойно адаптироваться.

    Негативное отношение

    Не стоит рассказывать крохе, что садик — далеко не самое приятное место на свете, но теперь ребенок просто вынужден туда ходить. Пессимистичные истории из своего детства, разговоры о том, что ребенок должен до сада научиться давать сдачу обидчикам и уметь постоять за себя- всё это не готовит кроху к реалиям жизни в детском саду, а, наоборот, отталкивает и пугает. Ребенок не понимает, почему мама и папа, самые дорогие люди на свете, отдают его туда, где так плохо.

    В разговорах о детском саде важно говорить, конечно, не только хорошее, но обрисовывать возможные негативные ситуации стоит спокойно, не приукрашивая и не запугивая, сводя к минимуму негативные выражения и эмоции. Главное, что должен понять малыш: вне зависимости от того, что будет происходить в саду, мама и папа всегда поддержат его и помогут решить любую возникшую проблему.

    Лучшее место на свете!

    Если одни родители рассказывают о «суровой» жизни в детском саду, то другие тоже впадают в крайность и описывают детский сад как самое прекрасное место. Добрая и всё позволяющая воспитательница, только дружные ребята, вкусная еда и много новых игрушек- что только ни пообещают родители, чтобы кроха согласился идти в сад.Однако малыш может очень сильно разочароваться, когда поймет, что воспитательница довольно строгая, некоторые дети любят драться, а еда вовсе не такая вкусная, как дома.

    Именно поэтому в разговорах о дошкольном учреждении взрослым стоит всё же придерживаться золотой середины: не пугать кроху, но и не обрисовывать всё в розовом свете.

    Отдали и ушли!

    Многие родители и воспитатели старой закалки придерживаются мнения, что оставлять ребенка в саду утром необходимо как можно быстрее. Привести малыша и уйти, не попрощавшись, - одна из самых распространенных родительских ошибок в период привыкания ребенка к детскому саду. Безусловно, уйти незаметно гораздо проще для родителей, ведь не придется успокаивать кроху, тратить время на долгие разговоры, но исчезновение мамы и папы пугает ребенка. На протяжении всего дня малыш может чувствовать себя некомфортно, бояться и переживать, что родители не заберут его, расстраиваться по пустякам и быть плаксивым.

    Именно поэтому родителям так важно уделять крохе время при прощании: поддержите малыша добрым словом, проговорите, что обязательно вернетесь вечером, расскажите, как вы планируете провести время после детского сада.

    Все эти разговоры позволят малышу настроиться на позитивный лад, и он будет уверен, что родители его заберут.

    Выяснение отношений с воспитателем и другими родителями

    Безусловно, в период посещения ребенком детского сада не миновать каких-либо нестандартных ситуаций. Между детьми довольно часто вспыхивают мимолетные конфликты, ведь малыши учатся общаться друг с другом, социализируются, привыкают вести себя в обществе. Кроме того, воспитатели тоже привыкают к новому детскому коллективу, узнают детей и не всегда успевают уследить за большим числом шустрых малышей. В результате может случиться, что именно вашего ребенка обидели или ударили.

    Всем родителям без исключения стоит запомнить, что любую неприятную ситуацию стоит выяснять цивилизованным способом.

    Следует разговаривать с воспитателем и другими родителями не на повышенных тонах, а спокойно и сдержанно, даже если вы ужасно возмущены. Безусловно, не стоит выяснять отношения в присутствии детей, также желательно не обсуждать данный конфликт дома, на чем свет стоит ругая других родителей и воспитателей.

    Если родители - любители выяснять отношения на повышенных тонах, не выбирая выражений, то немудрено, что ребенок будет напуган и не захочет вообще идти в детский сад после всего произошедшего.

    Игнорирование режима и правил детского сада

    Еще одной довольно распространенной ошибкой является несоблюдение правил детского сада. Чем больше ваш малыш будет уметь делать до посещения дошкольного учреждения, тем лучше для него самого. Стоит научить кроху самостоятельно одеваться, держать правильно ложку, мыть руки перед едой и привить другие навыки самообслуживания. Не стоит надеяться на авось и ждать, что воспитатели всё сделают сами, а потом возмущаться, что этого не произошло. Хорошие дошкольные педагоги, несомненно, уделят этому внимание, но многое зависит и от родителей.

    Куплю тебе за это…

    Некоторые родители не придумывают ничего лучше, чем подкупить собственного малыша, наобещать ему сладостей, игрушек и развлечений, лишь бы ребенок соблаговолил пойти в сад. Подобного рода ошибка приводит к тому, что в дальнейшем малыш согласится посещать сад только за подарки. Лучше всего рассказать крохе, какую увлекательную прогулку вы совершите после сада, в какую игру поиграете дома, какой ужин планируете готовить вечером, какую сказку прочтете перед сном. Все эти действия не несут материального вознаграждения, однако настраивают ребенка на получение положительных эмоций. В этом случае и поход в садик не будет вызывать у ребенка негативной реакции.

    Ты - виновен!

    Что бы ни происходило в детском саду, ваш ребенок должен всегда быть уверен в вашей поддержке. Если вашего малыша начинает отчитывать другой родитель или воспитатель, то постарайтесь пресечь это мгновенно. Скажите вежливо, но твердо, что поговорите об этом со своим ребенком дома.

    Вы можете обсудить конфликт с другими взрослыми, но в отсутствие детей.

    Это не означает, что вы всё спустите с рук своему малышу, возможно, ему придется понести заслуженное наказание. Но ребенок с детства должен понимать, что родители всегда являются надежным тылом. Мама и папа могут быть недовольны его поступком, но всегда поддержат и помогут решить любой конфликт. Именно поэтому так важно быть на стороне ребенка, а не ругать его, объединившись с воспитателем или другими родителями.

    По мере взросления ребёнка в каждой семье возникает вопрос: а стоит ли водить малыша в 2–3 года в детский сад? Сейчас многие мамы работают на дому или находятся в декретном отпуске, поэтому присмотреть за крохой и заниматься его воспитанием могут самостоятельно, вместо того чтобы пытаться приучить его посещать не очень любимый садик. Довольно большое количество родителей предпочитает нанять для малыша няню, которая не только следить за ребёнком, но и проводит развивающие занятия, гуляет и кормит. Позиция многих родителей проста: зачем водить в группу, где большое количество человек и ребёнку не уделят достаточно внимания. Является ли правильной такая позиция и что по этому поводу думают детские психологи?

    Почему ребёнку нужно ходить в детский сад

    Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.

    Психологи настаивают, что оптимальным вариантом адаптации малыша в обществе является детский сад.

    Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:

    • ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада;
    • психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
    • приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
    • организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух - трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
    • проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.

    Надо ли отдавать ребёнка в садик - видео

    В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

    Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.

    В большинстве случаев дети первое время плачут и капризничают, не хотят идти в сад. Это называется периодом адаптации. Психологи успокаивают родителей, что первые два - три месяца такое поведение считается нормальным. Даже если ребёнку нравится воспитатели, новые друзья и обстановка в целом, он может плакать и скучать по родителям. Но позже малыш начнёт воспринимать сад и с радостью будет бежать в группу.

    Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года - таблица

    2 года 3 года
    Часто дети в этом возрасте ещё находятся на грудном вскармливании или сосут соску. Невозможность получить грудь в любой момент является большим стрессом для малыша, который привык к этому. Тоже самое касается и пустышки: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы кроха брал соску с собой в группу. Не привыкли к режиму: дети, которые приучены делать все в любой момент и не контролировались распорядком дня, часто не хотят ходить в сад. Трёхлетнего малыша намного сложнее приучить к определённому распорядку дня, чем двухлетнего.
    Неумение делать многие вещи самостоятельно: двухлетние дети ещё не могут полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребёнку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности. Не хотят есть еду, которую предлагают в саду. Эта проблема знакома многим родителям: чем старше ребёнок, тем сложнее приучить его к незнакомым блюдам. К трём годам малыш уже определился с любимыми блюдами, поэтому не хочет пробовать что-то новое.
    Страх: дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернётся за ними. Для этого следует чаще говорить с ребёнком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой и никак иначе.
    Не нравятся воспитатели: возможно, кроха просто ещё не привык к новым взрослым людям, которых он должен слушаться, как родителей. Стоит поговорить с ребёнком по этому поводу, ведь бывают ситуации, когда воспитатели обижают детей. Но двухлетний малыш ещё не может полностью выразить свои мысли. Поэтому перед тем, как отдавать ребёнка в группу, родителям рекомендуется познакомиться с воспитателями, побыть некоторое время в группе и понаблюдать за методами воспитания детей. Если принципы педагога отличаются от взглядов родителей, стоит найти другую группу или сад, где маму и папу всё будет устраивать. Не нравится выполнять задания: убирать игрушки, заниматься различными упражнениями. К этому также нужно привыкнуть, родители понимают, что ребёнка нужно приучать к порядку, развивать его не только психологически, но и физически. Как только малыш привыкнет к новым друзьям, ему захочется выполнять все действия вместе с ними.
    Незнакомая обстановка: дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Но вдруг их оставляют на чужой территории ещё и на длительное время. Не стоит переживать, малыш обязательно станет воспринимать детский сад родным, но для этого нужно время. Психологи рекомендуют первое время обязательно давать малышу в группу любимую игрушку или несколько: с одной он будет спать, а другую носить с собой на площадку. Так кроха будет чувствовать себя не одиноким в новом месте.

    Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.

    Доктор Комаровский обращает внимание, что адаптация к саду у двухлетнего ребёнка идёт намного быстрее, чем у трёхлетнего. Детские психологи и воспитатели на основании многочисленных наблюдений сделали вывод: чем младше дети, тем быстрее и легче они привыкают к детскому саду.

    Каким должен быть хороший детский сад - видео от доктора Комаровского

    Действия родителей: как помочь ребёнку адаптироваться в саду

    Правильно подготовить ребёнка к началу посещения детского сада - это задача родителей. Если однажды утром привести малыша в группу и оставить его там, такая ситуация обязательно вызовет истерику и страх у крохи. Поэтому существуют рекомендации, которые озвучивают не только воспитатели, но и детские психологи:

    • в первую очередь необходимо рассказать малышу, что такое детский сад, зачем туда приводят детей. Ребёнок, хоть он ещё и маленький, уже все понимает. Главное - заинтересовать кроху, объяснить, что там интересно, там много новых друзей и игрушек и т.д.;
    • не стоит сразу оставлять малыша на целый день. Рекомендуется сначала водить ребёнка на два часа, чтобы малыш поиграл, но не успел соскучиться за мамой. Первую неделю можно приводить кроху вечером на время прогулки. Со второй недели лучше приводить малыша к завтраку и оставлять не дольше двух часов. В это время дети играют на улице. Затем увеличить время до обеда, чтобы кроха привыкал есть со всеми детьми. И только после этого начать оставлять его на полный день. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера;
    • обязательно объясните ребёнку, что родители придут за ним вечером, чтобы кроха не думал, что его могут оставить насовсем в саду. Психологи рекомендуют первые несколько дней привести ребёнка на несколько часов именно в вечернее время, чтобы он видел, как родители забирают других детей. Так кроха будет спокоен и уверен: родители обязательно придут за ним вечером после сна и полдника;
    • перед первым посещением полезно будет рассказать о воспитателе: кто это, почему именно этого человека надо во всём слушаться. Ребёнок должен прийти в группу и понимать, что на некоторое время дня именно воспитатель заменяет маму или другого взрослого;
    • малыш должен постоянно чувствовать поддержку родителей, ведь кроха воспринимает все на эмоциональном уровне. Родители, бабушки и дедушки должны отзываться о детском саде хорошо, поощрять малыша и постоянно хвалить его. Если ребёнок будет постоянно слышать положительные отзывы о саде, в его сознании группа и воспитатели будут ассоциироваться с очень хорошим местом. И именно туда ведут его родители;
    • приучать малыша к саду нужно постепенно: в первые несколько дней не стоит заставлять малыша завтракать в группе, лучше покормить его дома. Сытый ребёнок будет лучше воспринимать игры и участвовать в них. Позже кроха увидит, как другие дети едят за столом и обязательно захочет присоединиться;
    • после выходных дети часто начинают капризничать и не хотят идти в группу. Поэтому родителям рекомендуется не оставлять их на весь день в понедельник, лучше отложить это на среду или пятницу;
    • психологи рекомендуют придумать собственный ритуал прощания утром: обниматься, целоваться или хлопать в ладоши, рассказывать считалку. Этот процесс должен быть быстрым, чтобы малыш не смог оттянуть момент, когда маме нужно уходить. Ребёнок привыкает к одним и тем же действиям и через некоторое время начнёт без слёз расставаться с родителями по утрам.

    Специалисты рекомендуют отдавать детей в дошкольное учреждение в летний период. В это время меньшая вероятность, что кроха заболеет. И дети большую часть времени проводят на улице, так ребёнку легче адаптироваться. Если начать посещать дошкольное учреждение в сезон простуд, малыш может заболеть через несколько дней или недель после начала походов в группу. На больничном ребёнок будет не меньше 7 - 10 дней и произойдёт срыв адаптации, ведь кроха опять привыкнет находиться дома. С момента выздоровления придётся начинать все сначала.

    Нужно ли готовить ребёнка к началу посещения детского сада

    Ответ на этот вопрос - однозначно да. От того, готов ли ребёнок посещать группу, во многом зависит успех адаптации. Специалисты рекомендуют начать подготовку за 4 - 6 месяцев до планируемого начала посещать детский сад.

    Как подготовить к детскому саду детей разного возраста - таблица

    Ясельная группа, 2 года Младшая группа, 3 года
    Отучить ребёнка от грудного вскармливания и пустышки. Этот процесс - большой стресс для крохи, поэтому совмещать начало посещения сада и отлучения от груди и соски - слишком большая нагрузка на нервную систему малыша. В этом возрасте ребёнок уже должен есть самостоятельно. Если малыш все ещё не умеет этого делать, стоит привить ему эти навыки.
    В этом возрасте дети пьют из поильника или бутылочки. В саду малыш будет пить только из чашки, поэтому родителям стоит обучить ребёнка этому навыку. Также малыш должен уметь держать ложку и пытаться есть самостоятельно. Одеваться и раздеваться самостоятельно: снимать и надевать штаны, колготки, носки, варежки, кофту или футболку, пижаму. Обуваться и разуваться, если обувь на липучках.
    Самое время перестать пользоваться подгузниками и приучать кроху к горшку. Ходить в туалет. В младших группах уже стоят унитазы для малышей, а ни горшки. Поэтому дома нужно приучать ребёнка ходить в туалет на унитаз, чтобы в саду кроха не пугался.
    Показывать ребёнку, как одеваться самостоятельно: снимать и надевать штаны, снимать варежки, если обувь на липучках, малыш также может обуться и разуться. Почаще разговаривать с ребёнком о положительных моментах в детском саду: как много там игрушек, музыкальных занятий, интересных игр на улице, и большая площадка. Трёхлетний малыш уже способен понять эту информацию и она обязательно его заинтересует.
    Учить общению с другими детьми: объяснять малышу, что нельзя обижать других, нужно делиться игрушками, ведь в группе они общие.
    Приучать малыша к порядку: учить его убирать за собой игрушки, не разбрасывать свои вещи, а аккуратно складывать их на полку. Легче всего это сделать - показать на своём примере. Ведь маленькие дети постоянно копируют взрослых.

    Подбирая ребёнку одежду в сад, родители должны помнить, что малыш должен учиться одеваться самостоятельно. Поэтому обувь лучше покупать на липучках, одежда должна быть без пуговиц, ведь малыш не сможет их застегнуть. Все вещи нужно выбирать с таким расчётом, чтобы ребёнок смог учиться одевать их сам. Когда воспитатели собирают детей на прогулку, чрезвычайно сложно одеть всю группу, если у каждого на кофтах, куртках или комбинезонах множество пуговиц, молний и застёжек.

    Детский сад и режим

    Актуальным остаётся вопрос о соблюдении режима дня. Дело в том, что в группе все действия распределены по часам с утра и до вечера. Поэтому если ребёнок не приучен жить по распорядку, родителям стоит пересмотреть свои методы и начать знакомить кроху с режимом. Рекомендуется пойти в детский сад и узнать, какой распорядок установлен в группе, в которую скоро будет ходить ребёнок. В большинстве детский садов распорядок дня одинаковый :

    • 7.00 - 8.00 приём детей в группу;
    • 8.00 - 8.20 зарядка;
    • 8.20 - 8.30 подготовка к завтраку;
    • 8.30 - 9.00 завтрак;
    • 9.00 - 10.15 развивающие занятия;
    • 10.15 - 10.30 подготовка к прогулке;
    • 10.30 - 12.00 прогулка на улице;
    • 12.00 - 12.20 подготовка к обеду;
    • 12.20 - 12.45 обед;
    • 12.45 - 13.00 подготовка ко сну;
    • 13.00 - 15.00 дневной сон;
    • 15.00 - 15.30 подъём, подготовка к полднику;
    • 15.30 - 16.00 полдник;
    • 16.00 - 16.30 занятия с детьми в группе;
    • 16.30 - 16.45 подготовка к прогулке;
    • 16.45 - 18.30 прогулка на улице;
    • 18.30 - 19.00 родители забирают детей домой.

    Воспитатели обращают внимание родителей, что режим дня необходимо соблюдать даже на выходных, чтобы малыш быстрее привык к детскому саду. Так кроха будет знать, что и дома ему нужно придерживаться распорядка.

    Питание в саду

    Для многих родителей становится проблемой, когда ребёнок почти ничего не ест в саду. Поэтому взрослым стоит начать приучать малыша к меню, которое будут предлагать ему в группе. Можно узнать у воспитателей, какие блюда чаще всего готовят детям. В садах установлены критерии питания, поэтому рацион детей состоит из:

    • молочные блюда: каши, супы, запеканки из творога;
    • первые блюда: супы с крупами и мясом, борщ, щи;
    • вторые блюда: гречневая, пшённая каши, вермишель, картофель в виде пюре или тушёный, рагу, плов;
    • мясные блюда: котлеты, тушёное мясо в блюдах;
    • рыбные блюда: рыбные котлеты, запечённая рыба, рыбные запеканки со сметаной;
    • мучные блюда: хлеб, булочки, сырники, кексы, печенье, вареники;
    • напитки: чай, компот, кефир, ряженка, какао с молоком, фруктовый сок.

    Степени адаптации: как различить и что делать родителям

    Родителям стоит набраться терпения, ведь не каждый малыш проходит адаптацию легко и быстро без слёз и капризов. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера: двухлетние малыши могут привыкнуть к саду за 10 - 14 дней, а вот детям в возрасте трёх лет часто необходимо три - четыре недели.

    Бывают ситуации, когда первые две - три недели малыш с удовольствием бежит в сад, просится туда даже на выходных, а потом его настроение резко меняется. Ребёнок начинает истерить и плакать каждый день. Психологи рекомендуют ни в коем случае не ругать его, а продолжать говорить с малышом и водить в группу. Такая ситуация называется отложенной адаптацией. Её период составляет не более двух недель, причём с каждым днём ребёнок все лучше идёт в группу.

    Виды адаптации ребенка - таблица

    Лёгкая Средняя Тяжёлая
    Длительность Длится около четырёх недель и не зависит от возраста ребёнка. От одного до трёх месяцев: чем старше ребёнок, тем дольше период адаптации. Более полугода: в основном наблюдается у детей старше трёх лет.
    Поведение ребёнка Поведение малыша не сильно меняется: утром ему сложно прощаться с родителями, но в течение дня кроха отлично играет с другими детьми. Первое время ребёнок может отказываться от еды, но через несколько дней привыкает питаться в саду. Истерики утром, слезы и крики, нежелание общаться с другими детьми и воспитателями. Но такое поведение длится не дольше 7 - 10 дней. Потом ребёнок понимает, что слезы не помогут и ему придётся ходить в сад. Приходит понимание и истерики прекращаются. Малыш плачет не только при расставании с родителями утром, но и весь день в группе. У ребёнка могут быть нервные срывы, он начинает плохо спать по ночам. Врачи отмечают, что на фоне психосоматики ребёнок может страдать рвотой в саду, часто болеть, кашлять или у него поднимается температура.
    Рекомендации родителям Не стоит затягивать прощание утром, лучше быстро сказать малышу «пока» и выйти из группы. После сада обязательно интересоваться, как прошёл день и что нового узнал кроха. Не идти на поводу у ребёнка. Почаще объяснять, что детский сад - это обязательно и по-другому быть не может. В таких случаях психологи и воспитатели чаще всего рекомендуют прекратить посещать детский сад и посидеть дома несколько месяцев или год. Есть и такие дети, которые так и не привыкают к группе даже после длительного отпуска.

    Как правильно подготовить ребёнка к детскому саду - видео

    Что делать, если ребёнок никак не может привыкнуть к детскому саду

    Однако бывают ситуации, когда ребёнок уже ходит в сад два - три месяца, но никак не могут привыкнуть: каждый день утром капризы и слезы. В этом случае специалисты рекомендуют продолжать водить ребёнка, но чаще и больше разговаривать с ним, объяснять, почему важно посещать ДОУ.

    1. Родители должны быть настойчивыми, но оставаться спокойными и не срываться на ребёнке.
    2. Дети чаще всего привязаны больше к маме, поэтому можно попросить папу отводить малыша в группу. Так расставание будет легче.
    3. Всегда с интересом расспрашивайте ребёнка о его деятельности в группе, хвалите за поделки и рисунки. Можно выделить специальное место на стене и прикреплять шедевры малыша на это место. Поощряйте малыша, говорите, что дома вы так не сделаете с ним. Пусть у него появится стимул ходить в сад.
    4. На выходных придерживайтесь режима, который есть в саду. Так малыш быстрее привыкнет к тому, что по-другому быть не может, даже если он находится дома.
    5. Психологи рекомендуют дома играть с малышом в детский сад. Игрушки могут быть героями. На их примере объясняйте, почему посещение ДОУ так важно. Ребёнок будет ассоциировать себя с персонажами игры и начнёт понимать пользу и необходимость ходить в сад.
    6. Старайтесь сравнивать свою работу или работу папы с посещением сада. Так ребёнок будет чувствовать себя взрослым, что садик - это его работа.
    7. Почаще хвалите малыша, особенно в присутствии других взрослых. Говорите, что он уже такой самостоятельный и большой, поэтому ходит в группу.
    8. Купите обновки, ведь дети любят покупки. Выберите вместе красивую пижаму для сада и сменную одежду в группу. Но не разрешайте надевать её дома. Малыш обязательно захочет похвастаться обновками в саду.
    9. Помогайте малышу самостоятельно научиться мыть руки, одеваться, есть и т.д. Чем быстрее ребёнок сможет сам о себе позаботиться, тем легче ему будет в саду.
    10. Никогда не пугайте ребёнка садом в качестве наказания, это только усугубит ситуацию.

    Никогда не обещайте малышу определённое вознаграждение за посещение детского сада. Первые несколько дней или недель этот метод может дать положительный результат, но только на время. Потом родителям будет ещё труднее приучить ребёнка и объяснить, что в сад ходить обязательно.

    Родителям сложно определить, притворяется ли ребёнок или ему действительно так плохо в детском саду и у него тяжёлая адаптация. Разобраться в ситуации может педиатр, невролог и детский психолог. Если рекомендации врачей заключаются в прекращении посещать группу, лучше к ним прислушаться и не травмировать психику ребёнка. Ведь если продолжить водить такого малыша в ДОУ, он станет замкнутым, вялым, у некоторых детей даже проявляются признаки аутизма или, наоборот, неадекватной агрессии по отношению к другим детям и воспитателям. Некоторым детям по этой причине противопоказано посещать детский сад.

    Что такое «несадиковский» ребёнок и что делать, чтобы малыш не стал им - видео

    Психологи успокаивают родителей и не устают повторять, что адаптационный период может длиться два - три месяца, в некоторых случаях и дольше, и сопровождаться истериками и плачем со стороны ребёнка. Взрослые должны терпеливо относиться к такому поведению детей, но продолжать настаивать, что ходить в сад малышу необходимо. Как только ребёнок поймёт, что посещать сад он будет в любом случае хоть со слезами, хоть нет, привыкание пойдёт быстрее. Главное - все делать постепенно и не спешить оставлять малыша сразу на весь день.

    Ребенок плачет, агрессивный, растерянный, отказываясь от еды, у него ночное недержание мочи. Все это возможные реакции ребенка на первые дни и недели адаптации в . Что он на самом деле хочет сказать и как мы можем помочь ему?

    В детском саде или яслях кроха часто чувствует себя одиноким, растерянный и брошенным. Трудно для него понять причину пребывания в незнакомой обстановке. Его ежедневный баланс нарушается, что приводит к изменениям в поведении. Поэтому именно так выглядят нормальная реакция ребенка, у которого до сих пор проходит .

    В процессе адаптации малыш может плакать при нахождении с другими детьми с отрывом от своих родителей во время их пребывания в группе

    • протестовать
    • бурно реагировать
    • проявлять приступы гнева
    • быть раздражительным, вялым или безразличным.

    Вообще некоторые детки являются более склонными к физиологическим реакциям, например, отказу от пищи и отдыха. В то время как другие более склонны к внешнему поведению, например, плачу, агрессии или пассивности. Одной из возможных реакций является регресс в поведении — возвращение к более незрелому поведению и проявлению слабых сторон крохи, например он может опять

    • начать мочиться в постель
    • сосать палец и
    • ли требовать соску.

    Реакции могут произойти сразу или несколько дней спустя после первого посещения детского сада. Такие изменения в поведении, это переходный период и это нормальные реакции в процессе прохождения адаптации.

    Они исчезнут, когда малыш привыкнет к новой среде, то есть, когда она почувствует себя в безопасности.

    Большинство реакций деток происходят в самом начале, а у некоторых после 2-3 дней, или даже после недельного пребывания в яслях или , когда малыш понимает, что пребывание в группе становится повседневным. Такие реакции продлятся до момента пока ребенка и воспитатель не устанавливает социально-эмоциональную связь и доверие.

    Адаптация будет успешно завершена, когда малыш начинает спонтанно выражать свои

    • чувства
    • потребности
    • мысли
    • и активно участвовать и проявлять интерес к деятельности группы.

    Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду

    Как помочь ему справиться с этой большой переменой и собственными бурными чувствами, которые сопровождают его? Важно не приуменьшать страх и беспокойство крохи , но поощрять, чтобы он сказал, что беспокоит и объяснить ему, что он может к вам обратиться, если ему что-то нужно.

    Сообщения, которые помогут малышу, например:« Это нормально плакать, когда тебе грустно »,« Как я могу помочь тебе?» и, конечно,

    • избегать сравнений с другими детьми
    • запрещать
    • командовать
    • и задавать такие вопросы, как «Тебе было интересно?».

    Надо быть терпеливым, иметь представление о поведении малыша, знать что он делает и говорит, как он себя чувствует.

    Дайте ребенку время, разговоры о детском саде приводят к его спокойствию.

    Родителям также рекомендуется планировать время вместе с вашим малышом после возвращения домой с большим количеством расслабляющий игр и ласк, так как проходит адаптация малыша в тогда гораздо проще. Не вводить новые изменения в жизни малыша в этот период.

    Доктор Комаровский: помощь с вопросом, что делать, чтоб адаптация к детскому саду прошла успешно.