Когда появилась детская одежда. История возникновения и развития одежды. «История возникновения одежды»

На самом деле, история детской моды насчитывает всего 200 лет. А до этого времени детская одежда вообще не имела отличий от взрослой. Как только ребенка переставали заворачивать в пеленки, на него надевали длинное платье. Причем различий между мальчиками и девочками не делали! И те, и другие носили длинные, кудрявые локоны и были одеты в платье!

Средние века

В богатых семьях детей наряжали в пышные платья, которые с точностью до самых мелких деталей копировали взрослый наряд. Более того, с 4-5 летнего возраста дети были вынуждены носить корсет, парик или напудренные волосы, и им даже клеили мушку на щечку! Ребенок походил на уменьшенную копию взрослого.

Интересно, что для того, чтобы можно было отличить мальчика от девочки, на картинах мальчиков изображали со шпагой.

← Вот так выглядела детская одежда в средние века: слева - мальчик, справа - девочка.

В средневековье отношение к детям отличалось от современного. Оно не было таким эмоциональным и сентиментальным, как в настоящее время. Ведь раньше детская смертность была не редкостью, а потому, родители относились к этому философски, и старались не привязываться к детям. Ребенка стремились как можно раньше сделать взрослым, и поэтому одевали их соответственно.

Бедные семьи не могли позволить себе роскошную детскую одежду. Одежда для детей из бедных семей перешивалась из старых платьев и представляла собой свободную тунику до пола.

Удивительным является еще тот факт, что грудных детей очень долго туго пеленали, полностью сковывая движения. Тогда считалось, что движения могут привести к деформации костей, и поэтому до 9 месяцев ребенок был практически неподвижен.

XVIII - XIX век

Детская мода , по мнению многих началась в конце 18 века. Тогда детям разрешалось не носить корсеты и парики, и появляются первые пиджаки для мальчиков, которые копируют офицерскую форму. Тогда же появились свободные муслиновые платья для девочек с широким пояском. Под платье полагалось надевать кокетливые штанишки для девочек со множеством кружевных оборок. Но такую одежду можно было носить с 7-8 лет, а до этого возраста детская одежда для мальчиков и девочек никак не различалась, и мальчики по-прежнему наряжались в платья. Эта традиция сохранялась довольно долго - вплоть до середины 20 века.

Как вы думаете, кто изображен на фото? Это очаровательная девочка? На самом деле - это американский президент Франк Делано Рузвельт в возрасте 2,5 лет (1884 год).→

Этот факт объясняется еще строгим религиозным воспитанием, когда тема взаимоотношения полов была под запретом, а детская одежда была «однополой».

XIX-XX век

Конец 19 века - это время прорыва детской моды. Связано это с бурным развитием легкой промышленности. Детская одежда становиться непохожей на взрослую, и появляется отдельное направление моды - !

Помните, чудесный матросский костюмчик для мальчиков? Матросская тема была очень популярной в конце 19 века. Есть мнение, что тему с матроссками придумала известная при европейских Дворах портретистка Элизабет-Луиз Виже Лебрен. Именно она повлияла на развитие детской моды в России, внеся в нее элемент свободы и романтики. Впрочем, матроску носили и девочки, а потом одежда с морской тематикой вошла и во взрослую моду.

Но более правдоподобной версией можно считать другую. Начало моды на матроски берет от королевы Виктории и принца Альберта, которые одели в матросские блузы и клеши своих мальчиков, желая подчеркнуть связь монархии с королевским военно-морским флотом.

Сегодня матросская тема снова в моде. Взрослые с удовольствием надевают полосатую одежду и носят якоря на груди. Детская одежда не отстает и наша компания выпустила летом 2013 года полосатые новинки для каталога интернет магазина .

В конце 19 века гувернеры и гувернантки отошли на второй план, и дети элиты начинают обучаться в гимназиях, школах и интернатах. В это время появляются "школьная форма", то есть одинаковая детская одежда для всех учащихся. В то же время, для девочек появляются специальные платья из сукна с кокетливым бантом на талии.

Платья для девочек с бантом на талии продолжают оставаться популярными и в нашем магазине детской одежды Вы можете встретить такой фасон в нескольких цветовых исполнениях. Это очень популярная модель. И не удивительно! Ведь в таком платье девочка может как сидеть за партой, так и идти на праздник.

В 19-м веке девочки на праздник надевали белые платья из муслина и батиста, украшенные вышивкой, лентами и кружевами. Сегодня все чаще праздничные платья для девочек изготоваливают из ацетата, из полиэстера и другой химии. Наша компания против такой традиции и потому мы выпускаем одежду только из натуральных материалов.

Современная детская мода постоянно меняется, появляются новые стили, течения и модели. Vikki-Nikki внимательно следит за трендами детской одежды. Благодаря современному производству, расположенному в той же стране, где и происходит продажа, мы выпускаем новые модели каждый месяц и постоянно на пике популярности. Вы можете купить из ассортимента нашего магазина: футболку с усами , футболку с рисунком пирожного , одежду в полоску, юбку с баской и многие другие самые современные и популярные модели. Наши дизайнеры все время придумывают что-то новенькое. Именно мы первые запустили в моду футболки с разноцветными рукавами и футболки с печворком . Каждый раз стараемся придумать что-нибудь яркое, стильное и модное. Заходите почаще к нам в гости, потому что новинки появляются - каждый месяц!

  • Мне нравится

И стория детской моды сравнительно невелика – впервые мода для детей появилась чуть более 200 лет назад в Англии. Уже в те времена родители не хотели одевать своих детей, как взрослых и, поэтому, для мальчиков начинают выпускать удобные детские пиджаки, а для девочек – легкие платьица.

Детская мода в наше время

Но как бы не менялась детская мода, какие бы этапы развития не затрагивали историю детской моды, все равно родители будут стараться одеть своего ребенка красиво и современно, ведь задача пап и мам – присвоить своим детям хороший вкус во всем.

В настоящее время подростки очень хорошо разбираются в моде, они следят за современными тенденциями и стараются идти в ногу со временем. Новые коллекции для подростков подходят к сегодняшнему ритму жизни и отражают подростковую субкультуру.

Подростки, как и взрослые люди, хотят быть модными, современными и уверенными в себе. Они сами решают, что и когда носить. Но главное в одежде для детей – это удобство и комфорт.

В новой одежде хочется чувствовать свободным и красивым. В любой ситуации ребенок должен излучать уверенность в себе.

Если раньше считалось, что только девушки следят за модой, увлекаются историей детской и взрослой моды и стараются всегда выглядеть великолепно, то теперь и молодые люди часто обращают внимание на свой внешний вид.

Множество известных фирм стали выпускать коллекции одежды, которые предназначены специально для молодого поколения. Для пошива детской одежды используются хлопок, шифон и поплин – удобные и безопасные материалы, а при выборе детской одежды можно увидеть разнообразие всех цветов радуги.

У детской моды очень интересная история. Изначально детская одежда была лишь уменьшенной копией одежды для взрослых. Но очень скоро мода для детей стала уникальным культурным явлением со своими канонами, традициями и законами.

В Российской империи детская мода развивалась по особому сценарию. Само понятие «мода» было применимо только к одежде детей из богатых семей. А, например, на крестьянскую детскую одежду большое влияние оказывали традиции. Рубахи-косоворотки для мальчиков и сарафаны для девочек во всех губерниях выглядели примерно одинаково. Отличалась отделка: она зависела от видов рукоделия, популярных в конкретном регионе.

Первые шаги российская детская мода сделала во второй половине XVIII века. Это было полное копирование европейских тенденций: детский костюм практически полностью повторял взрослую одежду. В городских садах под неусыпным взором нянечек гуляли и маленькие барышни в роскошных платьях с корсетом и кринолином, и крошечные господа в узких сюртучках, и совсем юные офицеры в мундирах. Такая одежда сковывала движения, была неудобной, тесной, тяжелой.

В XIX веке родителям наконец-то удалось решить вопрос, какой должна быть детская одежда: красивой или удобной? К счастью, выбрали удобную. Появились наряды для разных случаев: повседневные, для занятий спортом, для купания, парадный костюм.

Интересная деталь детской моды того времени: до шести лет и девочки, и мальчики носили платья! Такая особенность сохранилась до начала XX века. Есть интересная фотография, на которой запечатлен император Николай второй и императрица Александра Федоровна со своими детьми: девочки разных возрастов в одинаковых темных платьицах окружили родителей. И лишь присмотревшись, в самой маленькой девочке можно узнать юного цесаревича Алексея!

Повседневное платье для девочек было, как правило, белым, однотонным и украшалось лентами, кружевами в тон. Для малышек шились платьица - трапеции с широкими кружевными воротниками и рукавами-фонариками, наряд дополняли белые кружевные панталончики. Девочек постарше наряжали в платья с завышенной талией. Именно в таком платье на страницах «Войны и мира» перед нами впервые предстала тринадцатилетняя Наташа Ростова.

Шмаринов Д.А. иллюстрация к роману "Войни и мир" Л.Н. Толстого

В гардеробе мальчиков настоящим хитом стал костюмчик в матросском стиле. Рубашечка с матросским воротником, дополненная шортами или брюками – самый удобный вариант для прогулок. Этот ансамбль пришел к нам из Англии – однажды королева Виктория нарядила так своих сыновей.

И до сих пор матроска – обязательная деталь летнего гардероба юных модников. Кстати, матроска – это тот случай, когда тренд детской моды проник во взрослую. Сначала в 1930 году в матроску нарядилась Коко Шанель, а потом все именитые дизайнеры создали коллекции в подобном стиле.

В начале XX века в детской моде прослеживаются все тенденции XIX века. Еще одна особенность: в то время учащиеся гимназий носили форму, при чем не только во время занятий – она стала повседневной детской одеждой того времени.

В Советском государстве одежда для детей пережила совершенно особый период. А тенденции, характерные для детской моды в Российской империи, прослеживаются и в творчестве современных дизайнеров.

Если говорить о моде вообще, то появление и развитие её идёт ногу в ногу с человечеством. Мы даже не задумываемся, что для большинства из нас это очень важно соответствовать ей, и от моды многое зависит, ведь внешний вид человека - первое, о чём судят. Но детская мода понятие сравнительно молодое. Так как появилось в XIX веке, а до этого одежда детей была копией одежды для взрослых (приложение 1, рисунок 1 ).

Когда мы смотрим на изображения детей из прошлых столетий, мы часто восхищаемся, как красиво они были одеты, много рюш, оборок, красивые платьица и чудесные причёски с золотыми локонами. Да красиво, но эти наряды были уж очень неудобны, детям надевали корсеты и множество юбок. Детская одежда была взрослых фасонов, точнее она полностью повторяла взрослую одежду до мелочей. Можно говорить только в древнем Египте поступали иначе, там вообще дети не носили одежды до юности. С точностью проследить, как меняется детская одежда невозможно, так как в Средних веках очень редко изображали детей.

Со времен Средневековья детей было принято туго пеленать, поэтому одежда для детей представляла собой кусочек материи (приложение 1, рисунок 2 ). Когда же ребенок становился взрослее, подрастал, то его одежда состояла из простой туники или же из свободно ниспадающего платья. При этом не имело значение, какого пола ребенок мальчик или девочка (приложение 1, рисунок 3 ) .

Начиная с XVII века стали появляться украшения в виде вышивок на одежде, предназначенной для детей. В основном вышивками украшали рубашки, передники и чепчики. В это же время туго пеленать младенцев уже перестали ((приложение 1, рисунок 4 ).

В XVIII веке люди начали думать, что для хорошей фигуры и форм тела детям с года нужно носить тугой и жесткий корсет. Корсеты исчезли полностью только после первой мировой войны в 1914 году. Также в последнюю четверть этого столетия появились панталоны, они стали незаменимой частью внешнего гардероба. Они выглядывали из-под платья. Панталоны одевали как мальчики, так и девочки. Мальчики могли их не надевать только с 5 лет. А после семи лет мальчики также могли не надевать корсет и нижнюю юбку, то есть их уже одевали в мальчишескую одежду. А девочки так и продолжали одеваться, копируя одежду своих мам .

Прорыв в детской моде произошел в XIX веке во времена Французской революции, когда модным был стиль «ампир». Он напомнил античный мир, девочки под платьями носили только рубашку без рукавов, а мальчики рубашку с кружевами и штаны. Для девочек появились легкие платья с поясами, а для мальчиков были разработаны пиджаки. В этот период времени стал моден стиль ампир, когда девочки носили платья до колен с выглядывающими панталончиками из-под платья, а мальчики носили штаны с воланами и короткие туники (приложение 1, рисунок 5,6 ). Так же в это время появилась одежда для детей, разделенная по цветовой гамме. Для девочек была модно одежда розового цвета, а для мальчиков - голубого. В середине XIX века стал моден матросский костюмчик, который пользуется популярностью до сих пор (приложение 1, рисунок 7 ). К концу XIX века детская одежда начала напоминать современную одежду. Дети надевали тематические и специализированные костюмы - для купания, для игры в теннис, для верховой езды, для гимнастики. Одежда стала ярче, нарядней, легче и комфортней. Её стали отделывать кружевами и вышивкой, особенно красивым вышитым было бельё (приложение 1, рисунок 8 ) .

Начиная с середины XX века, начинают сглаживаться различия между одеждой для мальчиков и девочек. Девочки уже носят брюки. Среди модных тенденций: яркие футболки, удобные ботинки без каблучков и джинсы. Одежда пользуется популярностью т.к. очень удобна для активного образа современных детей (приложение 1, рисунок 9 ).

А уже в XXI веке модные тенденции детской одежды претерпели значительные изменения. Одежда становится очень яркой и разнообразной. Модной считается одежда с детскими аппликациями. Отдельно разрабатывается одежда для торжеств и праздников: бальные платья для девочек и строгие костюмы с бабочкой для мальчиков. Большее внимание уделяется аксессуарам в детском наряде - теперь можно специально купить сумочку для девочки к ее торжественному платью. Сейчас родители начинают более тщательно следить за модными тенденциями не только во взрослой одежде, но и в детской.

Несмотря на то, что детство - самое насыщенное, самое наполненное открытиями и впечатлениями время в жизни человека, детская мода менее изменчива по сравнению со взрослой одеждой. Достаточно вспомнить платья фасона «принцесса» или тот же матросский костюмчик, которые до сих пор являются частью детского гардероба. Глядя на многие платьица начала XX века, можно представить любую из современных девочек - дошкольниц, одетую точно так же. Рукав - фонарик, юбка «солнце-клёш», разноцветные ленты в волосах - этот образ красивой девочки одинаково применим и в современной жизни.

Из выше изложенного, можно сделать вывод, на протяжении последних столетий изготовление детской одежды представляет собой целую индустрию легкой промышленности. Она стремиться быть яркой, практичной и комфортной, и в то же время остается более консервативной.

Не одно столетие мода меняла наряды, придумывала, изобретала туалеты для женщин и мужчин. Думала ли она о том, как одеваться детям? Нет, они мало заботили ее. Костюм ребенка, а затем подростка в общих чертах напоминал то, что носили взрослые.

Поначалу детским платьем было не что иное, как длиннополая одежда Средних веков, XII—XIII столетий, до того, как у мужчин появилась короткая верхняя одежда и штаны стали видимой деталью, то есть до появления прототипа современной мужской одежды. До XIV века все носили платья или длинные рубахи, причем мужские отличались от женских тем, что это была либо более короткая туника, либо она застегивалась спереди; у крестьян с календарей XIII века платье до колена. У важных, значительных людей платье доходит до щиколоток. В общем, в течение долгого периода мужчины носили длиннополую приталенную одежду, в противоположность свободно ниспадающей ткани у греков и римлян: она продолжает старую варварскую традицию — галльскую или восточную, проникшую в римскую моду в первые века нашей эры. Такая одежда была распространена в одинаковой степени на Западе и на Востоке империи, от нее же происходит и турецкий костюм.

Портрет Анастасии Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной.


Начиная с XIV века у мужчин короткая одежда и даже обтягивающие штаны вытесняют платье, к большому неудовольствию моралистов и проповедников, которые обличают бесстыдство этой моды и видят в ней признак аморальности наступившей эпохи. И действительно, наиболее почтенные люди: почтенные по возрасту (старики вплоть до начала XVII века изображаются в платье), по социальному положению (государственные деятели, духовенство, магистраты) — продолжают носить платье. Некоторые из них и сегодня носят длинную одежду, во всяком случае в определенных обстоятельствах,— адвокаты, судьи, профессора, священнослужители. Последние едва было не сменили ее на короткую, когда та стала в XVII веке общепринятой, и все забыли скандал, связанный с ее введением,— сутана воспринималась чрезмерно связанной с церковным служением, чтобы соответствовать хорошему тону. Священник снимал свою сутану, если ему предстояло появиться в обществе или даже перед своим епископом, подобно офицеру, который снимал мундир, чтобы предстать при дворе.

Дети, по крайней мере из высшего сословия, тоже сохранили длинное платье. На миниатюре из «Чудес Богоматери» XV века изображена семья, собравшаяся вокруг постели роженицы: отец в короткой одежде, на нем облегающие штаны и куртка, зато трое детей в длинном платье. На миниатюре той же серии ребенок, дающий есть младенцу Христу, одет в платье с боковым разрезом.

В Италии, напротив, большинство детей, изображенных художниками кватроченто, носят облегающие штаны взрослых. Во Франции и Германии, кажется, не очень хорошо отнеслись к этой моде и оставили за детьми длиннополую одежду. Привычка становится общим правилом в начале XVI века: дети непременно одеты в платье. Рисунки на немецких шпалерах той эпохи изображают детей четырех лет в застегивающемся спереди длинном платье. Сюжет французских гравюр Жана Леклерка — детские игры: «в биту, в лунку» и крокет. Поверх облегающих штанов они носят платье, застегивающееся спереди. Это платье становится своеобразной униформой их возраста.

Плоские ленты сзади, также характерные для детской одежды в XVII веке, имеют то же происхождение, что и платье. У плащей и платьев XVI века были рукава, в которые можно продеть руки или же оставить висеть пустыми. На гравюре Леклерка «Игра в биту» можно видеть подобные рукава, пришитые на несколько стежков. Модникам и особенно модницам очень понравился эффект пустого рукава, вскоре он превратился в украшение, а в конечном итоге атрофировался, подобно органу, который больше не используется. Рукава потеряли полость и стали плоскими, приобретая сходство с лентами, привязанными к плечам: детские ленты XVII и XVIII века — это то, что осталось от ложных рукавов XVI века. Впрочем, такие рукава можно увидеть и на других видах одежды — народной или, напротив, церемониальной: крестьянский плащ, который братья-игнорантинцы сделали церковным одеянием в XVIII веке, первая собственно военная форма, как, например, мушкетерская, лакейская ливрея и, наконец, одежда пажа, то есть парадный костюм детей и молодых людей знатного происхождения, отданных в семьи, где они прислуживали при торжествах. Эти пажи времен Людовика XIII носили пышные штаны XVI века и ложные свисающие рукава. Пажеский костюм стал понемногу церемониальной одеждой, надеваемой в знак почтения и торжественности: на гравюре Лепотра мальчики в стилизованном под старину костюме пажа прислуживают во время мессы. Хотя, надо сказать, подобный костюм встречается редко, ленты же можно увидеть на плечах всех девочек и мальчиков из богатых семей — как знатных, так и среди буржуа.

Итак, чтобы выделить ребенка, который ранее одевался как взрослый, для него, и только для него, одежда сохраняет некоторые черты старинного костюма, иногда довольно давно вышедшего из употребления взрослыми. Утверждение справедливо для платья, или длиннополой одежды, и для ложных рукавов. То же можно отнести и к головному убору детей в пеленках: такой чепец носили мужчины в XIII веке, под ним прятали волосы во время работы, что можно видеть на календарях Амьенской Богоматери и др.

Первым собственно детским костюмом стал костюм, который носили все примерно столетием раньше и в котором отныне ходили только дети. Очевидно, невозможно было придумать до последней детали детскую одежду, однако была потребность выделить детей через костюм, сделать отличие видимым. И тогда выбор падает на одежду, традиционно используемую в особых случаях, но которую больше не носят каждый день. Появление особого детского костюма, общепринятого в высших сословиях с конца XVI века, стало поворотным моментом в формировании отношения к детству, отношения, выделяющего детей в сообщество, отдельное от сообщества взрослых (на манер разнообразных ритуалов инициации). Необходимо вспомнить о значении, которое придавалось костюму в старой Франции. Одежда часто была знаком высоких доходов. Люди тратили на нее большие средства и тщательно составляли списки одежды, оставшейся после умершего,— сегодня делают такие же списки только для мехов и шуб. Одежда стоила дорого, и поэтому издавалось множество ограничивающих законов о роскоши в одежде, которая разоряла одних, а другим позволяла мошенничать, скрывая таким образом свое истинное состояние и происхождение. Больше, чем в современном обществе, где женские наряды все еще являются признаком процветания семьи и социального положения, костюм точно указывал на место, которое занимал его хозяин в сложной иерархии. Каждый носил костюм своего сословия: руководства о правилах поведения в обществе заостряют внимание на том, что было бы непристойным одеваться иначе, чем положено в данном возрасте и при данном происхождении. Каждая деталь социального статуса соответствовала детали одежды. В конце XVI века обычай требовал, чтобы детство, отныне получившее признание, также получило и свой костюм.

Маркус Чирертс Младший. Двухлетний мальчик, 1608 г

У истоков детского костюма обнаруживается архаичная длинная одежда; эта тяга к архаизму проявляется и дальше: в конце XVIII века, в эпоху Людовика можно увидеть маленьких мальчиков с воротниками времен Людовика XIII или эпохи Возрождения. У Ланкре и Буше молодые люди часто изображаются одетыми по моде предыдущего века.

Однако начиная с XVII века две другие тенденции направляют эволюцию костюма. Первая акцентирует женоподобный вид малолетнего мальчика. Мы уже видели мальчика в «слюнявчике» — до платья «с воротником» он носит платье и юбку девочек. Некая женственность у мальчиковой одежды, встречающаяся с середины XVI века, была сперва чем-то новым и проявлялась лишь в некоторых деталях. Например, верх платья сохраняет черты мужского костюма, но вскоре у мальчиков появляется кружевной воротник, точно такой же носят девочки и взрослые женщины. Становится практически невозможно отличить девочку от мальчика до четырех-пяти лет, и эта манера утверждается примерно на два века. К 1770 году мальчики старше четырех лет перестанут носить платье с воротничком, но младшие сохранят эту особенность своего гардероба, и так будет продолжаться вплоть до XIX века — привычка внешне приближать мальчика к женщине окончательно исчезнет только после войны 1914 года вместе с исчезновением женского корсета, так как революция в одежде лишь отражение перемены нравов. Любопытно, что желание выделить ребенка в особую категорию касается именно мальчиков: девочек внешне отделяют от взрослых женщин лишь ложные рукава, вышедшие из моды в XVIII веке, как если бы возраст в меньшей степени разделял женщин, чем мужчин. Костюм является одним из признаков этого настроя, мальчики — первые дети, выделенные в отдельную категорию. Они начинают в массе своей посещать коллеж с конца XVI — начала XVII века. Образование девочек начинается лишь во времена Фенелона и мадам де Ментенон, оно развивается позже и медленнее. Не имея школьного периода, девочки рано смешиваются с взрослыми женщинами, как когда-то мальчики со взрослыми мужчинами. И никому не приходит в голову по костюму сделать видимой разницу — начинающую существовать у мальчиков — между ребенком женского пола и взрослой женщиной.


Почему же, чтобы отделить мальчика от мужчин, его делают похожим на девочку, не отличающуюся по манере одеваться от взрослых женщин? Почему эта манера одевать детей,— столь новая и непонятная в обществе, где рано начинают самостоятельную жизнь,— сохранилась почти до наших дней, во всяком случае до начала этого века, несмотря на перемены нравов и значительное увеличение продолжительности детства? Здесь мы затрагиваем еще неисследованную область осознания обществом самого себя через пол и возраст — пока повсюду говорят лишь о классовом сознании!

Другая тенденция, идущая от страсти к переодеванию, так же как архаизм и уподобление женщине, заставляет придавать костюмам детей из семей буржуа черты простонародной или рабочей одежды. Здесь ребенок опережает мужскую моду. Он будет носить штаны современного типа со времени правления Людовика XVI, прежде эры санкюлотов. Детский костюм эпохи Людовика XVI одновременно архаичен (воротничок эпохи Возрождения), народен (прямые штаны), также в нем присутствуют элементы военного мундира (куртка с пуговицами).

Еще в XVII веке не было собственно народного и тем более регионального костюма. Бедные носили пожертвованную или купленную у старьевщика одежду. Народ одевался в подержанную одежду, как сегодня покупают подержанный автомобиль (сравнение автомобиля и одежды вовсе не риторическое, как это может показаться на первый взгляд,— автомобиль унаследовал от одежды социальный знаковый смысл, который она практически потеряла). Таким образом, человек из народа был одет так же, как человек из высшего общества несколькими десятилетиями раньше. На улицах Парижа Людовика XIII народ носил шапочки с перьями XVI века, женщины — шляпки той же поры. Случалось, что величина разрыва не была одинаковой в разных регионах, она зависела от быстроты, с которой местная знать реагировала на изменения в моде. В начале XVIII века в некоторых регионах (например, на берегах Рейна) женщины еще носили головные

уборы XV века. В течение XVIII века процесс остановился благодаря моральному разрыву, обозначившемуся между богатыми и бедными, а затем и их физическому отдалению, которое сменило тысячелетнее сосуществование. Региональный костюм появился одновременно из новой склонности к регионализму (это эпоха написания фундаментальных трудов по истории Прованса, Бретани и т. д. , эпоха возобновления интереса к языкам, превратившимся в диалекты в процессе развития французского языка) и из действительного разнообразия костюмов, удаленности от королевского двора и различной степени запаздывания моды в тех или иных регионах.

В рабочих кварталах больших городов в конце XVIII века начинают носить особый вид одежды — длинные штаны. Они играют ту же роль, что и рабочие блузы XIX века или сегодняшние комбинезоны — признак рода деятельности и социального положения. Примечательно, что нищенское одеяние XVII века — безобразные лохмотья, смесь эпох и стилей, одежда, купленная с рук или у старьевщика,— перестает быть народной формой одежды больших городов в XVIII веке. В этом надо видеть спонтанное проявление коллективного самосознания, нечто вроде классового сознания. Таким образом, существует типичная одежда ремесленника — длинные штаны. Штаны же, порой доходящие до щиколоток, долгое время были частью одежды моряков. В классической итальянской комедии их носят моряки или жители морского побережья — фламандцы, рейнцы, датчане и скандинавы. Последние носили штаны еще в XVII веке, если верить коллекциям одежды того времени. Англичане отказались от штанов, но носили их в XII веке20. Штаны стали частью униформы военных моряков, когда наиболее организованные государства унифицировали одежду своих армий и флота. Оттуда штаны распространились среди небогатого люда пригородов, который стал испытывать неприязнь к нищенским лохмотьям, и среди юных выходцев из обеспеченных слоев.

Единая, недавно созданная форма одежды была быстро принята детьми из семей буржуа, в пансионатах, все более многочисленных после изгнания иезуитов Пансионаты часто готовили к военным школам или к военной карьере: стало модным подчеркивать фигуру, и взрослые повсеместно одели своих детей в костюм, напоминающий военную или морскую форму,— так появился детский матросский костюм, просуществовавший с конца XVIII века до наших дней.

Появление штанов у детей явилось частично последствием этого нового пристрастия к униформе. Взрослые были покорены ей в XIX веке, когда униформа становится одеждой парадной и церемониальной, чего никогда не было до Революции. Оно было продиктовано также необходимостью освободить ребенка от тесноты его традиционного костюма — дать ему более свободную одежду, и эту свободу в одежде простонародье подчеркивает теперь с некоторой гордостью. Детей избегают одевать в платье, вышедшее из моды, или слишком детское, или в короткие штаны, слишком торжественные, и все это благодаря штанам моряков и простого люда. Более того, находили особую пикантность в том, чтобы придать костюму детей знати некоторые черты народности, как, например, колпак — прежде часть одежды рабочих, затем крестьян, а потом и каторжников, тот самый, что мы называем неаполитанским, а революционеры с их страстью к античности называли фригийским: на гравюре Боннара ребенок изображен в таком колпаке. В наши дни мы наблюдаем распространение одежды одного типа, близко напоминающее переход к штанам мальчиков эпохи Людовика XVI,— синяя спецодежда рабочего, штаны из грубой ткани стали джинсами, и молодежь носит их с особой гордостью как знак молодости.

Так, мы перешли от XIV века, когда ребенок одет как взрослый, к специальному детскому костюму, привычному нам. Мы уже заметили, что эти изменения задевают в большей степени мальчиков. Восприятие детства как отдельного мира проявляется сначала в пользу мальчиков, в то время как девочки еще долго остаются в рамках традиционного образа жизни, смешивающего их со взрослыми. Мы еще не раз увидим опоздание, с которым женщины принимают внешние формы современной, в основном мужской цивилизации.

Что касается истории костюма, обособление детства долгое время ограничивается мальчиками. Совершенно очевидно, что это относится лишь к семьям знати и буржуазии. Дети из простонародья — крестьянские, дети ремесленников, играющие на сельской околице, на улицах, в лавках, в общих залах увеселительных заведений, на кухнях,— одеты как взрослые, на картинах с их изображением никогда не увидишь ни платья, ни ложных рукавов. У них сохраняется прежний образ жизни, ребенок не выделяется среди взрослых — ни костюмом, ни работой, ни игрой.