Классный час про дружбу. Классный час "поговорим о дружбе". I. Вступительное слово

Классный час для учащихся 1-4 классов. Тема: «Что такое дружба? Умеете ли вы дружить?»

Ельтинова Алла Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СШ №11, г. Волгодонск

Описание. В данной работе затронута проблема «дружбы», умение дружить.


Материал может быть использован учителями и учениками на классном часе, в беседе, диспуте со школьниками.
Педагогическая цель: побудить учащихся к рассуждению о дружбе, раскрыть идею бескорыстия в товарищеских и дружеских отношениях.
Задачи:
- раскрыть содержание понятий «друг», «товарищ», «дружба»;
- учить оказывать взаимную помощь в учении и труде;
- воспитывать уважительное отношение к людям.
Форма: коллективная
методы: словесный, наглядный, практический.
Основное содержание темы, понятия и термины:
«друг», «товарищ», «дружба».
Оборудование: интерактивный комплекс (проектор, компьютер, экран); музыкальное сопровождение: аудиозапись «Когда мои друзья со мной» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского), «Настоящий друг» (муз.В.Шаинского, сл. М.Пляцковского), «Дружба крепкая» (муз. Б.Савельева, сл. М.Пляцковского); презентация на тему: «Что такое дружба?» На уроке изобразительного искусства учащимися были нарисованы листочки липы. Ствол дерева. Инструментарий для рисования.
Определения ключевых понятий:
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь (толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)
Литература:
1.Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы/сост. М.А.Козлова.-М.: Издательство «Экзамен»,2009.
2.Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова/сост. Т.В.Ковригина. – Волгоград: Учитель, 2011.
3. Строгонова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) - М.: Педагогическое общество России, 2006.
4. Классные часы в 1 – 4 кл. (Авт.-сост. И.В. Персидская, Г.А. Фонова и др.)– Волгоград: Учитель, 2007.

Ход занятия

1.Вступительная часть
Загадка.
Кто в беде тебя не бросит,
Но и лишнего не спросит? (Друг.)


2. Сообщение темы занятия. Слайд.1


Сегодня мы будем говорить о друзьях, о дружбе, о товариществе и об умении дружить.
Слайд.2
Прочитайте эпиграф на доске
Если дружба закончилась, значит, ее и не было. Марк Твен.
Как вы понимаете это выражение?
Слайд.3
Прослушивание аудиозаписи с фрагментом песни «Когда мои друзья со мной»
Слайд.4


Вопросы:
- Ребята, вам понравилась песня? А чем?
- О чём эта песня? (о друзьях).
-Кто такой друг?
-Есть ли у вас друзья?
-Зачем нужны человеку друзья?
Слайд.5 Хоровод

Посмотрите на экран и скажите, как вы понимаете этот «хоровод»


- С кем в согласии должен жить человек? (С другими людьми, с природой).


3. Основная часть


а).Чтение стихотворений учащимися о дружбе.
***
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат дети разных стран.
***
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
***
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг…
Валентина Кошелева

- Как ведёт себя надёжный друг?

В подтверждение ваших ответов, прочитаем цитаты о дружбе.
б). Чтение цитат о дружбе Слайд.6
Прочитают цитаты по цепочке дети 1 ряда. Читаем и сразу объясняем, как мы понимаем эти выражения.
Крикни - услышит любой, прошепчи - услышит ближайший, но только настоящий друг услышит тебя, когда ты молчишь …
В радости друзья узнают нас, в несчастье мы узнаем их.
Дружба не услуга, за нее не благодарят.
Не тот дорог, с кем хорошо, а тот, без кого плохо…
Если дружба закончилась, значит, ее и не было. Марк Твен.
Настоящий друг - это тот, кто знает про тебя всё, даже самое плохое, но всё-таки уважает тебя.
Тот, кто хвастается, что приобрел множество друзей, никогда не имел ни одного друга.

Ребята, как вы думаете: друг и товарищ это одно и то же?
Ответы учащихся.
в). Ключевые понятия, их значение . Слайд.7
Посмотрите на экран. Прочитают учащиеся, сидящие на 2 ряду. (Чтение вслух)
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь

г).Инсценировка рассказа В.Осеевой «Три товарища».
В.Осеева. «Три товарища».


Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. (Автор)
- Почему ты не ешь?- спросил его Коля.
- Завтрак потерял
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого пирога. - До обеда далеко ещё!
- А где ты его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю… - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
д). Вопросы:
- Кто из мальчиков поступил по-товарищески? Почему?
- Объясните, можно ли всех мальчиков назвать настоящими друзьями?
е). Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого «Два товарища».
Л.Н.Толстой «Два товарища».

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарища убегают.


ё).Анализ басни
Вопросы:
- Можно ли назвать этих ребят настоящими друзьями? Почему?
(Настоящие друзья в беде не бросают).
- Как можно было по-другому поступить?
- Какая пословица подходит к этим произведениям?
ж). Пословицы. Слайд.8
Читают ученики 2-го ряда по цепочке, объясняют.
Дополняют ответы все желающие учащиеся.
Друг познаётся в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один в поле не воин.
Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен.
Человек без друзей, что дерево без корней
Не бойся умного врага, а бойся глупого друга.
Ответы учащихся.
Друзья должны помогать в беде.
з).Прослушивание аудиозаписи фрагмента песни «Настоящий друг» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского).
Обсуждение понятий «друг», «дружба», «товарищ».
Вопросы:

- Кто такой настоящий друг?
- Как вы понимаете слово «дружба»?
- Кого можно назвать товарищем?
- Ребята, какими качествами должен обладать настоящий друг?
3.Закрепление ( посредством выполнения творческого задания).
В центре доски ствол дерева с веточками, но пока без листочков. Слева и справа написаны слова: грубость, отзывчивость, верность, терпение, сочувствие, обидчивость, честность, ябедничество, жадность, доброта, доверие, зависть, взаимопонимание.
Задание:
Назовите качества, которые соответствуют «настоящему другу».
Давайте исключим слова, которые не относятся к настоящей дружбе (дети называют, учитель вытирает).
А теперь возьмите в руки листочки липы, которые вы нарисовали на уроке изобразительного искусства. Переверните их и напишите те качества, которые должен иметь ваш друг.
Сейчас каждый из вас прочитает те качества, которые написал. Выйдет к доске, повесит листок на дерево.
Ученики по одному выходят к доске, находят подходящее место для своего листочка, прикрепляют магнитом свой листик.


4.Микроитог.
Ребята, посмотрите, какое чудесное дерево - символ дружбы, у нас получилось!!!


Такой должна быть ваша дружба: крепкой, настоящей, прекрасной!!!
Конечно же, друзья должны быть настоящие: верные, надёжные, такие, о которых мечтает каждый из вас. А чтобы всегда дружить и не ссориться, нужно помнить правила дружбы.
5.Разгадывание кроссворда.


Кроссворд «Дружба» (на доске)


– Во что вы играете с друзьями?
– Можете ли вы дать свою игрушку другу?
– Отгадайте кроссворд и прочтите ключевое слово.
Вопросы:

1. Палочка тонкая,
А в ней песня звонкая.
(Дудочка.)

2. По синей скатерке
Плывет Егорка –
Рубашка полотняная,
Обувка деревянная.
(Кораблик.)

3. Наряд мой пёстрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех. (Петрушка.)

4. Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи.)

5. Моргает глазами,
Скрипит тормозами.
(Машина.)

6. В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница. (Матрёшка.)

7. Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль вот только – гривы нет…
Что за конь?(Велосипед.)

– Прочтите ключевое слово.
– Кого можно назвать другом?
– Много ли у вас друзей?
– Можете ли вы назвать себя настоящим другом?
Запомните правила дружбы.
6.Чтение стихотворений.
Слайд.9 Правила дружбы в стихах. (Читают учащиеся наизусть)
Всем, кто старше, помогай,
Из беды ты всех спасай.
И на суше, и в воде
Добрым будь всегда, везде.
* * *
Ты с товарищем не ссорься,
Не завидуй никогда!
Сделал плохо, исправляйся,
Честным будь везде, всегда!
* * *
Ты спасибо говори
Людям всем, кто помогает.
И, пожалуйста, не ври –
Ложь никто не уважает.
* * *
Будь весёлым, озорным,
Добрым, вежливым, не злым,
Не драчливым, не капризным –
Будешь нужен ты Отчизне!
Человек без друзей, что дерево без корней.
7.Послушайте одну легенду.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: как вам удаётся жить. Никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.
Ответы учащихся. На листе было написано слово «понимание».
Что это значит? (т.е. относись с пониманием к другу, умей понять его, выслушать, посоветовать.)
Вывод: умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке! Не обманывайте друзей, не ссорьтесь, цените и берегите дружбу. Не зря гласит народная мудрость: «Нет друга - ищи, а нашёл - береги».
8.Проектная деятельность.
Задание.
Нарисуйте рядом с собой настоящего друга.

Наталья Акшинцева
Открытый классный час «Дружба» в 3 классе

Классный час на тему "Дружба " в 3 классе

Тема мероприятия : «Дружба »

Цель : содействие в формировании представления о дружбе , осознании своих обязанностей перед друзьями.

Задачи :

1. Дать представление о понятии «дружба » , правилах поведения с друзьями.

2. Развитие внимания, памяти, сообразительности; образного мышления.

3. Воспитание чувства дружбы , товарищества, чуткости по отношению к другим людям.

1. Организационно- мотивационный этап

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада всех вас видеть.

Садитесь пожалуйста.

(минутка вступления)

Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек- нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

Что за чудо-чудеса :

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая,

И скажу вам, не тая,

Руки все нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить .

Возьмите за руки того. кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будет вам добрыми помощниками.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А еще она бывает настоящей. Ребята, вы догадались, что это?

Правильно, это дружба .

А зачем мы будем говорим о дружбе ?

II.Основной.

1. Работа с пословицами.

Дружба появилась много лет назад, а напоминание о е происхождении мы встречаем везде, например, в пословицах.

Ребята, какие пословицы вы знаете?

(Дети вспоминают пословицы о дружбе ) .

Я приготовила для вас пословицы, которые вы должны сами собрать. Начало пословиц – слева, а их продолжение – справа. Соотнесите начало и конец,чтобы получилась полная и правильная пословица :

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Друга ищи, а найдешь – береги.

- Дружба не гриб – в лесу не найдешь.

- Дружба что стекло : сломаешь – не починишь.

Ребята, как вы понимаете значение этих пословиц?

2. Чтение стихотворения. Беседа по вепросам.

К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят нашего класса , а иногда бывает так, как в стихотворении. Может быть, прослушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей. А стихотворение вам прочтет ваш товарищ- Роман. Внимательно слушайте.

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонечко приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немного посильней,

Другой боднул приятеля немного побольней.

Один разгорячился, лягнул, что было сил,

Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной,

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

Спасибо, садись. Все внимательно слушали стихотворение? А теперь скажите мне, о чем оно? Что автор хотел нам сказать, как вы думаете? Можно ли такое отношение назвать дружеским ? Правильно, конечно же нельзя. И я надеюсь, что вы не будете похожими на героев этого стихотворения.

3. Инсценирование сказки "Репка"

А вот другое дело сказка «Репка» . Помните, как дружно ее все выдергивали ? И сейчас я предлагаю вам проинсценировать эту сказку. Мне нужно 7 добровольцев.

(Учитель распределяет между ними героев сказки, прикрепляет спереди таблички с именами – «Репка» , «Дед» , «Бабка» и т. д.)

Инсценирование сказки (учитель читает сказку, дети изображают) .

Ребята, а теперь скажите, благодаря чему выдернули репку? Правильно, благодаря дружбе , потому что все персонажи общими усилиями, т. е. дружно вытянули репку .

Молодцы! Вы хорошо справились с задачей!

4. Игра "Цветик-семицветик"

Если хочешь быть хорошим и верным другом :

1. Делись своими успехами, неудачами и новостями.

2. Умей слушать.

3. Оказывай другу помощь и поддержку.

4. Доверяй другу и будь уверенным в нем.

5. Сохраняй тайны своего друга.

6. Не обсуждай друга в его отсутствие.

7. Радуйся успехам своего друга.

8. Завидуй успехам друга.

9. Никогда не заступайся за друга.

10. Дерись за место за партой.

11. Радуйся неприятностям друга.

12. В лицо говори одно, а за спиной другое.

5. Беседа "Лучший друг-семья".

Ребята, как вы думаете, с кем мы можем дружить ?

Друг с другом, с учителями, родителями, животными и т. д.

Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе , и в семье, но все-таки самая главная дружба начинается в семье . Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит … А о чем она гласит вы узнаете, когда правильно ее соберете из слов, рассыпанных на доске.

«Нет лучше дружка , чем родная матушка» .

Хорошо. Так о чем говорит нам эта пословица?

О том, что семья – лучший друг.

Правильно.

– Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.

Выполнение теста и анализ его результатов.

Тест «Хороший ли ты друг»

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один) .

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один) .

Б) Поможешь ей (ему) . Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу) .

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу) . Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу) .

В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему, чтобы в следующий раз он (а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог.

Больше ответов А :

Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов (а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б :

Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В :

Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

7. Заключительный.

"Мостик дружбы "

Дети берутся за руки, поднимая их вверх делаю мостик. (Звучит музыка "Дорогою добра")

8. Подведение итогов.

Что такое дружба ? Зачем мы о ней говорили?

9. Быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Я хочу вручить вам "Правила дружбы " Знайте и выполняйте их.

Классный час "Поговорим о дружбе"


Учитель начальных классов: Витковская Т.Н. МБОУ Целинная СШ № 14
Цель: расширение знаний детей о дружбе.
Задачи:
способствовать расширению кругозора учащихся;
содействовать взаимодействию, взаимопониманий;
развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
развивать активность и самостоятельность;
Сплочение детского коллектива.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки «Солнышко».
Участники: учащиеся 1 класса, классный руководитель.
I. Вводная часть


Звучит звукозапись песни «Если с другом вышел в путь».
-Ребята. Сегодня мы постараемся разобраться в очень важном вопросе каждого из нас.А о чем будем говорить, вы узнаете, составив из букв на доске слово (ученики составляют слово на доске «Дружба»).
- А как вы понимаете смысл этого слова? (дети рассуждают, отстаивают своё мнение).
-Я с Вами согласна. Давайте прочитаем, что такое дружба. (Слайд № 2)
- А кто из Вас знает пословицы и поговорки о дружбе?
* Игра «Продолжи». (Слайд № 3)
-Молодцы, ребята! Я вас познакомлю сегодня ещё с другими пословицами, которые тоже подходят к нашему классному часу.
-Давайте вместе прочитаем их. Как Вы понимаете их смысл? (Слайд № 4)
- А как называют тех людей, которые дружат вместе? Кто они? (Друзья).
- Давайте вместе решим, какими качествами должен обладать настоящий друг? (Слайд № 5) (Дети рассуждают, доказывают и постепенно, убирают с доски лишние слова).

II. Основная часть
-Молодцы! К нам в гости сегодня пришёл один зверёк – Братец Кролик.


Давайте с ним познакомимся.(Учитель дает в руки мягкую игрушку, и ребенок называет имя своего друга и почему он с ним дружит).
С Кроликом почему-то не хотят общаться лесные жители. И он просит нас помочь ему и объяснить, почему так происходит. (Слайд № 6.Показ отрывка мультипликационного фильма «Братец Кролик»).
-Понравился Вам мультфильм? Вам стало ясно, почему не дружат звери с Братцем Кроликом? Что он делал не так? (ответы детей).
- Давайте вместе составим для нашего гостя законы дружбы. Он с ними познакомится и будет хорошим другом. (Слайд № 7)
-Не обзывай и не унижай своего друга;
-Помогай другу в беде;
-Не обманывай друга;
-Не жадничай;
-Умей признать свои ошибки и помириться.

- посмотрим смог ли исправить ситуацию Кролик?


(Просмотр отрывка мультипликационного фильма «Братец Кролик»). (Слайд № 8)

III Физминутка. «Танец под песню из мульфильма «Братец Кролик».
-Молодцы! Ну как, ребята, вы думаете, помогли мы Кролику? Всё у него получилось с лесными жителями? (ответы детей)
- Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга?
-От чего это зависит?
Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам.
- Ученые – психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружескими отношениями.
- Какие правила ты уже можешь выполнять, а какие тебе надо научиться выполнять? (Ответы детей).
-Братец Кролик решил проверить нас и принёс нам задание. На Ваших столах лежат карточки с проблемными ситуациями. Прочтите их и посовещавшись с соседом по парте найдите решение. (Слайд № 9).
Решение проблемных ситуаций:
1. Друг не пришел в школу. Что ты будешь делать?
а) Не буду волноваться. Если что-то случилось, он позвонит.
б) Подожду до завтра. Если и завтра не придет – позвоню.
в) Пойду к нему и узнаю в чем дело.
2. Вы договорились поиграть, но другу нужно еще помочь маме, помыть посуду.что ты сделаешь?
а) Буду играть, и ждать его.
б) Подожду его у него дома.
в) Помогу помыть посуду, и вместе пойдем гулять.
3. В школе у друга сломалась ручка. Как ты поступишь?
а) Дам свою.
б) Не буду огорчаться: попросит у кого - нибудь.
в) На перемене помогу найти запасную.
Правильно. Самое сильное оружие для разрешения ссоры – улыбка.

III. Заключительная часть.
Давайте сейчас улыбнемся друг другу и споем замечательную песню В.Шаинского «Улыбка». (Поют)
- Какое у вас настроение? (хорошее)
- Что значит быть настоящим другом?
Берегите ваших друзей и близких.
-У каждого из Вас на столе лежит маленькое солнышко. Напишите на нём имя Вашего друга, пожелание ему и прикрепите перед уходом на доску.
Спасибо всем! Удачи!

Презентация на тему: Поговорим о дружбе

Классный час «День дружбы»

Цель : формировать у детей понятия «доброта и добрые поступки», учить различать «хорошее и плохое», вызвать желание дарить добро

Задачи: - развивать в ребенке духовно-нравственные качества, умение воспринимать и создавать положительные эмоции; - воспитывать культуру общения; - способствовать укреплению коллектива, учить дружить и прощать. Разучить мирилки.

Оборудование: картинка с изображением кота Леопольда; макет веселого солнышка и облачка; лучики солнца; корзины; любимые игрушки; дерево и яблочки к нему; макет домика; сердечки и ладошки из бумаги; видеозапись мультфильма «Просто так», аудиозапись песен.

Ход классного часа

Учитель: Уважаемые дети! Сегодня вас ждет путешествие в страну Добра и Дружбы. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте поздороваемся.

Ученица: Надо всем нам поздороваться

Все : Добрый день!

Ученица : Дружно весело сказать

Все : Добрый день!

Ученица : Влево - вправо повернемся, всем вместе улыбнемся

Все : Добрый, добрый, добрый день!

Ученица: Поздороваемся

Все: Добрый день!

Ученица: И добра пожелаем

Все : Добрый день!

Учитель: Дети, вы видели мультфильм про кота Леопольда? Какой он - кот Леопольд? (Добрый). Какие слова он говорил постоянно мышатам? («Давайте жить дружно!»)

И мы с вами сегодня попробуем понять, что такое «добро» и каким образом каждый человек может быть добрым. А также попробуем сплотить нашу классную семью, наш 1 класс, подарим тепло друг другу, зажжем еще одну звездочку добра и любви. И помогут нам в этом наши товарищи и друзья. Ну что, поехали!

Первая остановка - «Тропинка добра».

Учитель: Проходя по ней, вспомните, какое доброе дело за последние дни вы сделали и расскажите о нем.

Учитель: Если бы каждый злой человек сделал на одно злое дело меньше, а каждый добрый на одно доброе дело больше, насколько бы лучше стала наша жизнь. Если бы каждый, кто может, помог бы хотя бы одному конкретному человеку, мир стал бы намного добрее.

Ученик

Правда в мире очень проста:

Солнце Землю теплом согревает.

А человека - его доброта

И любовь его жизнь украшает.

Вторая остановка - «Цветущий сад».

Учитель: У нас в классе выросло дерево. Оно непростое, это «Дерево добра». Но на нем не хватает плодов. У вас на партах лежат яблочки, а на них записаны добрые пожелания людям. Возьмите эте яблочки и украсьте ими наше деревце. (Дети украшают деревце.)

А теперь проверим, хорошо ли вы умеете различать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Поиграем в игру «Да и нет».

Бабушке мальчик помогал,

Он, дети, добрый мальчик? (Да.)

Теперь все скажите мне:

В ссоре жить хорошо? (Нет.)

А когда нет драчунов,

Тогда всем прекрасно? (Да.)

Как красиво поет мальчик!

А вам нравится? (Да.)

А когда лица у всех грустные,

Мрачные, злые? Вам хорошо? (Нет.)

Кричит, ломает все мальчишка,

Это тоже плохо, дети? (Да.)

Тогда еще скажите мне:

Когда дети дерутся, хорошо? (Нет.)

Когда вам лучше жить:

Когда смеются дети? (Да.)

Ученик

Конечно, лучше в мире

Со всеми детьми дружить,

Чтобы все веселыми были,

В добре и согласии жить.

Третья остановка - «Наш общий дом»

Учитель: Что мы называем общим домом? Как нам в нем живется?

Посмотрите на наш дом, который называется школа. В ней много просторных и светлых кабинетов. В каждом из них учатся дети. Это одноклассники. Что у них общее?

Можно ли их назвать товарищами, друзьями? Как дети становятся друзьями? Что для этого надо?

(Общие интересы и занятия, одинаковые взгляды на жизнь...).

Выставка детских работ на доске

У кого из вас есть друзья?

Есть ли у вас друзья среди одноклассников?

Что для этого нужно?

Песня Барбарики «Дружба - не работа»

Сценка «Помог другу»

Ванюша, эй!

Что?

Тебя я нашел?

Нашел.

Ты погреб копал?

Копал.

В яму упал?

Упал.

Давно ты упал?

Давно.

Куда ты упал?

На дно.

А что там на дне?

Ручей.

А что в глубине?

Песок.

Камней нет?

Нет.

А холодно там?

Да.

Вверх спешишь?

Спешу.

Лежишь или сидишь?

Сижу.

И скучно сидишь?

Ага.

Что у тебя болит?

Нога.

Лестницу ждал?

Ждал.

На помощь звал?

Звал.

Так, говоришь, сидишь?

Сижу.

Посиди... Я погуляю, побегу!

Обсуждение ситуации с учениками: А как бы поступили вы?

Ученик

В жизни всем нужна дружба

И для развлечений, и для печали, и для службы.

С другом легче жить на свете,

Но и дружить надо уметь.

Следует другу помогать,

В беде всегда защищать,

Следует шутки друга понимать

И самому шутками не обижать.

Когда какое недоразумение,

Нужно проявить терпение.

При ссоре - скорее помириться -

Не стоит с друзьями ссориться.

Учитель: Итак, мир и согласие прежде всего начинается в коллективе. А как мирятся дети? Давайте, послушаем мирилки.

Ученик

Мирилка летела,

На плечо села,

Сказала тихо:

Миритесь быстро!

Ученица

Ты - не враг, и я - не враг.

Нам ссориться не стоит.

Помирились, помирились,

Чтобы никогда не ссорились.

Ученик

Дай скорее пальчик свой​​,

Зацепи его за мой.

Мизин-Мизин-мизинец -

Помирил нас, молодец!

Ученица

Посмотри в глаза;

Я ссориться не хочу.

Я обидеть не хотел,

Я нечаянно задел.

В глаза посмотри

И со мной подружи.

Ученик

Драться - не дрались,

Немного повздорили,

Затем посмеялись,

Друзьями остались.

Учитель : У каждого из вас есть ладошка, которую вы обвели и вырезали самостоятельно. Она имеет особую энергетику. Подарите ее тому мальчику или девочке, которого вы считаете своим другом, или тому, с кем бы вы хотели дружить. И тогда вам действительно будет уютно и приятно жить в нашем общем доме, в школе.

Существуют правила дружбы, которые помогают друзьям не ссориться. И нам они помогут также.

Правила дружбы в школе:

Избегать ссор;

Помогать друг другу;

Быть доброжелательными;

Быть заботливыми;

Не смеяться друг над другом;

Уметь прощать и уступать...

Четвертая остановка «Солнце доброты»

Учитель: Добро, как солнце - всех согревает. Добрый человек дарит тепло другим, с хорошим человеком приятно общаться, такой человек дарит радость и улыбку. Добро похоже на вот такое солнышко. (На доске появляется солнышко, у которого глаза улыбаются. Но чего же не хватает солнышку?

Дети: У этого солнышка нет лучиков.

Учитель: Представьте себя лучами этого радостного и хорошего солнышка. Если вы хотите делать добро людям, природе, всей Земли, то раздайте свои сердечки близким людям, родителям с наилучшими пожеланиями.

Учитель: Дети, как можно назвать это солнышко?

Дети: Солнце доброты...

Учитель: Солнце доброты всегда будет сиять в нашем классе. Вы, я уверена, в дальнейшем в жизни будете всем нести добро, ласку, сочувствие и любовь. А теперь станьте в круг, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и дополните стихотворение словами. К последнему слову каждой второй строчки вы будете подбирать слово сами в рифму.

Надо учиться... (дружить).

А не бросаться словами,

Чтобы не стать... (врагами).

И запомни -

С другом легче в... (печали).

Друг нас выручить может,

В беде он... (поможет).

А как песня, шутка или смех -

Радость делится на... (всех).

Друг нас может защитить

Может с классом... (помирить).

А когда ругают все вокруг -

Идет на защиту настоящий... (друг).

И никогда не забудь!

И ты для друга - верным... (будь)!

И еще одно запоминай:

Друзей ты... (не забывай)!

Знайте, дети,

Дружба - это большая... (сила)! (Говорят хором).

Учитель: Ну, вот наш классный час и закончен. Как вы поняли: что же такое «доброта и добрые поступки» (ответы детей)

А теперь посмотрим мультфильм о дружбе (Просмотр мультфильма «Просто так»)

Песня «Маша и медведь. О дружбе»

Цель классного часа: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как высшего человеческого чувства.

  • воспитывать нравственные качества умение дружить и ценить дружбу;
  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию;
  • развивать коммуникативные компетенции.

Оформление: Плакат “Дружба – это сила”, ромашка, сердечки, правила работы в группе, цветы.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация к классному часу;
  • фильм о классе;
  • видеоролик “О дружбе”.

Ход классного часа

Все присутствующие сидят в кругу.

Слово классного руководителя:

Добрый день уважаемые участники классного часа, сегодня мы поговорим о дружбе. Говорят, что человек без друзей – как дерево без корней, друг – это одна душа, живущая в двух телах. (Аристотель ) Что дружба – это любовь без крыльев, что в жизни чаще встречается беззаветная любовь, нежели истинная дружба. (Жан де Лабрюйер). А что для нас значит это слово? Какое значение мы придаем дружбе? Умеем ли мы дружить?

Можно говорить о дружбе двух или нескольких человек, а можно говорить о дружбе коллектива, класса. Наш класс можно назвать новым коллективом. А успех коллектива во многом зависит от того насколько он дружен, насколько входящие в него люди умеют общаться, понимают друг друга, уважают себя и партнеров, умеют ли брать ответственность за свой вклад в решении общих дел. Вы все разные, но каждый из вас личность, каждый из вас это целый мир со своими достоинствами и недостатками, со своими чувствами и переживаниями. Каждый из вас неповторим. И если мы будем относиться доброжелательно, с уважением друг к другу, стараться понять другого человека, нам будет легко и комфортно жить и учиться в нашем классе.

Стих Е. Евтушенко

Людей не интересных в мире нет

Людей неинтересных в мире нет.

У каждой всё особое, свое,

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтерестностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно.

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет.
У каждой всё особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

Классный рук. Сегодня мы проведем тренинговые упражнения. Хочу напомнить правила работы в группе (правило круга).

Правила работы в группе

  1. Внимательно слушай говорящего.
  2. Не перебивай, давая возможность высказаться.
  3. Высказывай свою точку зрения. Говори от своего имени.
  4. Относись к другим так же, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
  5. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается вне тренинга.

А сейчас давайте представимся.

Проведем упражнение 1 “Твое имя”

Все участники встают в круг, каждый по очереди делает шаг в круг и произносит свое имя в той форме, которая ему нравится. Так его будут называть сегодня. Затем он возвращается на место и все повторяют его имя. Кто желает начать? (я начну первая). Как вы себя чувствовали при выполнении этого упражнения? Ваши ощущения? Вы, наверное, помните психолог, Дейл Карнеги утверждал, что самое приятное слово для большинства людей – это их собственное имя. [ 1]

Упражнение 2 “Нить”

Все участники становятся в круг. Ведущий: вам необходимо назвать качества личности, помогающие жить в обществе и дружить, при этом вы передаете клубок ниток друг другу, разматывая его. В конце концов, все участники окажутся связанными между собой. (Получилась переплетенная, как паутина, нить).

Как вы думаете, что у нас получилось? Вот так же связаны между собой все люди – деятельностью, поступками желаниями, событиями.

Классный рук.: А сейчас потяните каждый нить на себя. Сдвиньтесь на шаг вправо. Почему нить рвется? Почему вам не удалось сместиться? (Каждый тянет одеяло на себя). Так и в коллективе, нужно уметь договариваться, выполнять общие правила, работать сообща, понимать, друг друга.

Внимание на экран. Знакомьтесь наш 10А класс (фильм о классе).

Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив, и хочет играть в ней главную роль, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга. Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом?

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест, который подготовила и проведет Ира Древаль. (Выполнение теста и анализ его результатов). Приложение 1

Учитель: Я надеюсь, что этот тест поможет каждому из вас понять, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Дружба – это не только великий дар, но и великий труд.

Упражнение 3

Участники классного часа, сидящие в кругу, делятся по парам и дальше общаются тремя способами по 1 минуте. Сначала 1 сидит, а 2 стоит. Затем 1 стоит, а 2 сидит. Потом оба сидят лицом друг к другу. Общение длится 3 минуты. [ 2]

Учитель: Скажите, в каком положении вам общаться было комфортнее, удобнее, легче. Почему? (Дружба предполагает равенство, поэтому большинство людей, чувствуют себя комфортно, когда общаются сидя лицом друг к другу, глядя в глаза.)

Стих “Друзья” читает ведущий 1

Бывают друзья на минуту,
За деньги, на день и на ночь,
Когда им бывает удобно,
Они испаряются прочь.

Бывают друзья по несчастью,
Бывают от скуки друзья,
Бывают такие, которых
Друзьями назвать и нельзя.

Бывают друзья по привычке,
Бывают друзья по любви,
Бывают друзья по работе –
На то и коллеги они.

Бывают друзья втихомолку,
Бывают друзья напоказ,
Бывают друзья и без толку,
На целую жизнь и на раз.

Бывают друзья и по письмам,
Бывают друзья по пути,
Бывают друзья от безделья,
Да только… друзья ли они?

Бывают друзья понаслышке,
Которых легко потерять,
И все-таки нужно решиться,
Чтоб другом кого-то назвать.

О. Редекоп

Классный руководитель: Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы для нашего класса.

Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы. Я давала задание группе ребят поработать над этим вопросом. Посмотрите, что они предлагают. (На экране первый вариант). Скажите, какие пункты нужно добавить на ваш взгляд? Или убрать.

Ученик читает пункты кодекса дружбы, и предлагают свои пункты.

Кодекс дружбы. Если хочешь быть хорошим и верным другом:

  1. Будь верным в дружбе.
  2. Делись с другом своими успехами и неудачами.
  3. Умей слушать.
  4. Оказывай другу моральную поддержку.
  5. Сохраняй тайны своего друга.
  6. Доверяй другу и будь уверен в нем.
  7. Не будь назойливым и не поучай.
  8. Не обсуждай друга в его отсутствие.
  9. Не ревнуй друга к другим его друзьям.
  10. Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
  11. Радуйся успехам своего друга.
  12. Дружба – это нравственное обогащение человека.

Все ваши предложения будут учтены и ребята доработают наш кодекс дружбы.

Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Надо быть добрым, справедливым честным и отзывчивым, надо стремиться, больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, и обязательно найдется тот, который станет тебе настоящим, верным другом. Настоящие друзья помогают друг другу, понимают и поддерживают друг друга, дорожат дружбой.

Внимание на экран. Настя представляет видеоролик о дружбе.

Ведущий 2: А сейчас послушайте одну притчу:

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

Ведущий 1:

Друзья – это редкое богатство!
Они готовы всегда выслушать тебя.
Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.

Классный руководитель: Покажите своим друзьям, как они вам дороги. Возьмите сердечки, которые находятся на столе, и подарите теплоту своего сердца, тому, кому подскажет вам ваше сердце.

Звучит песня “Друг” О. Газманова

Рефлексия:

  1. Что вам понравилось на классном часе?
  2. Что вам не понравилось?
  3. Какие у вас есть предложения?

Литература:

  1. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.– Екатеринбург. 1997.
  2. Тыртышная М.А. 50 идей для классного руководителя.– Ростов н/Д. 2010.
  3. Гребень Н.Ф. Психологические тесты. Мн.: Современная школа 2007.