Использование конструктора «LEGO» в театрализованной деятельности в детском саду. Лего – сказка с участием родителей Создание сказки с помощью лего

Юлия Малашенко

Добрый день, коллеги.

В настоящее время все большую популярность приобретает театрализованная деятельность - демонстрация сказки с использованием «Лего » – конструктора.

Сказка из «Лего » - это здорово!

Сказка из «Лего » - это что – то новое!

Сказка из «Лего » руки занимает,

Сказка из «Лего » ребенка развивает…

Современную предметно – пространственную среду дошкольных учреждений уже невозможно представить без «Лего » - конструкторов.

У нас в группе они тоже есть. Дети с огромным удовольствием и желанием играют в «Лего » , собирают модели техники, разные макеты, придумывают и мастерят роботов, динозавров и т. д.

Для развития творческого конструирования в нашем детском саду проводится много разнообразных конкурсов с применением «Лего » конструкторов. В них активно принимают участие дети, родители и педагоги ДОУ. Мы уже участвовали в конкурсах : «Лего - аквариум » , «Лего - динозавры » , «Лего - роботы » , «Лего – космос » . А в апреле – новый конкурс : «Лего - сказка » .

К этой идее мы отнеслись с большим интересом и решили сделать «Лего » - героев из любимой сказки и разыграть ее . Свой выбор остановили на сказке «Колобок » .

Вы, наверное, подумаете : «Колобок " из «Лего "? – Это не возможно!»

Возможно….

Самым сложным было – это собрать сказочных персонажей , ведь они должны были полностью состоять из «Лего » . Не скрою, для этого мне пришлось прибегнуть к помощи моего старшего сына (он учится в школе) . Изготовление деревьев, оформление декораций и фона – мы выполняли вместе с детьми.

Работа закипела….

Учитывая специфику «Лего » - конструктора (особая прямоугольная и квадратная форма деталей, персонажи походили на роботов, чем вызвали еще большее удивление и восторг у детей.

Подготовительный этап : сборка домика и главных героев.

Из имеющегося многообразия деталей выбрали нужные по цвету и размеру.


Для домика – использовали разные детали .

Для колобка – детали желтого цвета.

Для зайца – детали белого цвета.

Для волка – детали серого цвета.

Для медведя – черного и темно – зеленого.


Для лисы – красные и желтые.

В завершении - из пластилина сделали персонажам глаза и рот.

Когда герои сказки были готовы , мы принялись за оформление.

Для фона использовали декоративные коврики – имитация травы, деревья и заборы из «Лего » - конструктора, самодельные деревья.

Представляю Вашему вниманию то, что у нас получилось.

Сказка "Колобок " по мотивам русской народной сказки .

В одном домике жили дед и баба. Испекла баба колобок и положила его студиться.


Колобок лежал – лежал , а потом – взял, да и покатился.



Катится колобок , а навстречу ему заяц…

Затем колобок повстречал серого волка….



И, конечно, - с рыжей лисичкой…



Вот такая сказка получилась у нас .


Надеемся, что она понравится и жюри конкурса.

Ребятам очень понравился такой вид театральной деятельности, они охотно играют с героями сказки , придумывают необычные сюжеты. Дети с пользой и удовольствием проводят время.




Экспериментируйте вместе с детьми, отходите от шаблонов, лишь тогда игра будет полноценной и интересной!

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Кострома! Кострома! Кострома! – Не устану твердить это имя. В твою честь есть картины, тома… И тебе посвящаю свой гимн я. Городов я немало.

«Чудо-Дерево» Цель игры: -закрепить правильное произношение звуков в словах; - развитие фонематического восприятия; - развитие зрительной.

Использование конструктора «Лего» в педагогической практике ДОУ Конструктор «Лего» используется в играх детьми разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. В последние годы стали появляться.

Конструирование из Лего-конструктора в подготовительной группе «Домашние животные. Собачка» Что за чудесное изобретение? ЛЕГО-конструктор вне всяких сомнений. Путь для фантазий с ним только прямой. Множество можно идей воплотить.

Мастер-класс «Организация НОД с применением конструктора Лего» Автор мастер-класса: Щербакова Анна Сергеевна, воспитатель МБДОУ «ДС №404.

Познавательно-творческий проект

«Путешествие по любимым сказкам»

(подготовительная группа)

Паспорт проекта

Актуальность проекта

Сказка - ложь, да в ней - намек,

добрым молодцам урок.

А. С. Пушкин.

Сегодня мы и наши дети живём в мире компьютеров, новых технологий, огромного количества различной информации. Внимательнее присмотревшись к детским передачам, нетрудно заметить, сколько негативного, провокационного, злого, а часто и откровенно безнравственного буквально навязывается с экранов телевизоров. Многократно увеличилось количество иностранных «детских» передач и фильмов. Как показали социологические опросы, проводимые среди российских граждан, сюжеты, смысл, юмор этих фильмов зачастую не очень понятны, а порой вызывают недоумение и раздражение. Но дети, с их ещё незрелой психикой, искренне считают, что это, наоборот, хорошо, весело, а взаимоотношения героев и их поступки правильны. Навязывая ложные идеалы, взрослые незаслуженно забыли о нашем российском, добром, мудром кино. И как тут не вспомнить наши волшебные отечественные киносказки, многие из которых созданы на основе русских народных сказок! Ведь русская сказка - это память народа, история его души. Киносказка - один из самых любимых жанров кино у юных зрителей. Сказка - это праздник и волнение, это и игра и познание настоящей жизни в форме, увлекающей ребёнка, заставляющей его радоваться, сострадать, думать. Сегодня детских фильмов снимается мало, а сказки показываются телеканалами довольно редко. Взрослое поколение наверняка помнит передачу «В гостях у сказки». Будучи детьми, мы замирали перед экранами, и с глубоким волнением следили за судьбой сказочных героев, за их приключениями, радовались и горевали вместе с ними. В каждой сказке показаны те духовно-нравственные принципы, которые составляют основу здорового общества: любовь к ближнему, сострадание, сохранение семьи, справедливость, взаимовыручка, гостеприимство, преданность родной земле и своему народу. Часто знакомство детей с народными традициями, национальной культурой впервые происходит именно через сказку, и через сказку происходит приобщение к духовным и нравственным ценностям нашего народа. Сказочная тема наиболее близка детям. Какие бы приключения не выпали на долю главных героев, неизменно одно - в сказке добро всегда побеждает зло. Высокие нравственные качества -ответственность, послушание, терпение, трудолюбие - всегда вознаграждаются. Именно такой финал в фильме-сказке режиссера И.Поволоцкой «Аленький цветочек», снятой по одноименной сказке русского писателя С.И.Аксакова. Это фильм привлекает таинственной красотой своих кадров, он окрашен причудливой и задумчивой музыкой талантливого композитора Эдисона Денисова. Право же, тут есть немало минут подлинного волшебства, достигнутого тонкими средствами подлинного искусства, которое всегда сильнее любых постановочных ухищрений.

При беседе с детьми с целью выявления знаний о содержании сказки и об её авторе, были выявлены следующие результаты: с высоким уровнем представления детей о сказке -9% детей; со средним уровнем - 30% детей; с низким уровнем-61% детей. Проанализировав результаты диагностики, выяснила, что у детей маленький запас знаний о сказке и её авторе. Возникла необходимость ликвидировать многие пробелы в нравственных суждениях и представлениях детей данной возрастной группы.

Вид проекта : групповой, краткосрочный, творческо-исследовательский.

Участники проекта : воспитатели, воспитанники подготовительной группы (6-7 лет), родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: 1 месяц (октябрь 2016г.)

Цель проекта: создание оптимальных условий для активного использования литературного опыта детей посредством Лего-конструирования.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Способствовать формированию у детей интереса к книгам, русскому народному творчеству через просмотр отечественных киносказок;
  • Познакомить детей с творчеством великого русского писателя Аксакова Сергея Тимофеевича;
  • Способствовать формированию у детей конструкторских навыков и умений, умение пользоваться образцом, действовать самостоятельно.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства;
  • Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
  • Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детско-техническое творчество.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать, понимать и воспринимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
  • Прививать детям любовь к просмотру отечественных киносказок;
  • Воспитывать умение работать в паре, группами, доводить дело до конца;
  • Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, умение объективно оценивать результат своей деятельности, а также продукт деятельности сверстников.

Предполагаемые результаты :

  1. Постройка из Лего-конструктора по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек ».
  2. Выставка творческих работ детей по теме «Сказочные деревья».

3.Выставка книг на тему «Мои любимые сказки» в книжном уголке группы с привлечением родителей.

Этапы проекта:

I этап (подготовительный):

постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями;

II этап (основной):

цикл НОД по теме проекта: конструирование из ЛЕГО(сказочные деревья, цветы, итоговая постройка «Чудо-остров»; просмотр фильма-сказки «Аленький цветочек»(реж. Поволоцкая И., 1977г.), просмотр мультфильма по одноименной сказке; экскурсия в библиотеку; литературная викторина «Волшебный цветок» (по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»); дидактические игры «Собери картинку», «Назови писателя», «Убери лишнее» и др.; выставка творческих детских работ; консультации для родителей «Читайте дома вместе с детьми!», физкультурный досуг совместно с родителями «Вместе дружная семья».

III этап(заключительный) :

Презентация Лего-постройки «Чудо-остров».

Работа на I этапе:

  • Беседа с детьми с целью выявления знаний детей о сказке и ее авторе;
  • Подбор иллюстративного материала и художественной литературы по теме проекта;
  • Подбор дидактических игр по теме проекта («Собери картинку», «Убери лишнее», «Назови писателя» и др.);
  • Подбор аудио- и видеоматериалов по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»;
  • Подготовка мульти-презентаций по биографии автора и викторины по сказке «Аленький цветочек»;
  • Организация в группе выставки книг с привлечением родителей “Мои любимые сказки”;
  • Разработка памяток для родителей “ Читайте дома вместе с детьми!”.

Работа с родителями:

  • Анкетирование родителей на «Любите ли Вы читать?»;
  • Ознакомление родителей с проектом;
  • Помощь в оформлении выставки книг в книжном уголке группы;
  • Помощь в изготовлении декораций к сказке, костюмов сказочных героев;
  • Подготовка консультаций для родителей: «Книга - наш друг и учитель», «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка»;
  • Разработка памяток для родителей «Читайте дома вместе с детьми!»

Работа с детьми :

  • Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по ознакомлению с жизнью и творчеством великого русского писателя С.Т. Аксакова в форме занятий, бесед, проблемных ситуаций.

Взаимодействие со специалистами ДОУ:

Специалист по ИЗО:

  • Рисование «Сказочные деревья» ;
  • Лепка из пластилина «Аленький цветочек»;
  • Аппликация «Волшебный остров»;
  • Экскурсия в школу искусств.

Инструктор по ФИЗО :

  • Подвижные игры «Золотые ворота», «Заря-заряница», «Горелки», «Колечко», «Море волнуется», «Жмурки», «Салки».
  • Физкультурный досуг совместно с родителями «Вместе дружная семья».
  • Утренняя гимнастика «Цветик- семицветик» , физминутки «Настоящие друзья», «Вместе весело шагать», «В поле я гуляю», «На лугу растут цветы» и др.

Работа на II этапе

Комплексно-тематическое планирование

Образовательная область

Виды деятельности

Сроки проведения

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры; « Семья », «Библиотека» , «Ателье».

Беседы с детьми: «Что такое добро и зло?», «Моя семья» и др.

Дидактические игры «Собери картинку», «Что лишнее?».

1 неделя

Сюжетно-ролевые игры: « Путешествие на корабле», «Театр», «Семья»

Беседа « Правила поведения в общественных местах», «Расскажи о своей семье» и др.

2 неделя

Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Цветочный магазин»

Беседы « Как вести себя в транспорте »,

«Если бы я был садовником…».

Дидактические игры «Садовые цветы», «Что лишнее», «Назови и покажи» и др.

Рассматривание иллюстраций к сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

3 неделя

Сюжетно-ролевые игры « Дом мод», «Музей», «Супермаркет»

Этические беседы о жадности и злости, «Дал слово- держи!»

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

4 неделя

Познавательное и речевое развитие

Образовательная деятельность по Лего-конструированию « Чудесные цветы».

Просмотр мультфильма «Аленький цветочек».

Чтение сказки «Аленький цветочек» Аксакова С.Т.

Разгадывание загадок по мотивам сказки.

1 неделя

Экскурсия в городскую библиотеку

Беседа « Что мне запомнилось »

(по итогам экскурсии)

Беседа « Мой любимый герой сказки»

Просмотр фильма-сказки «Аленький цветочек»

(реж. Поволоцкая И., 1977г.)

Образовательная деятельность по Лего-конструированию «Сказочные деревья»

2 неделя

Занятие-викторина по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

Образовательная деятельность по Лего-конструированию «Цветочек аленький»

Беседа-рассуждение «Сказка ложь, да в ней намек, красным девицам урок…»

Чтение любимых сказок на выбор.

3 неделя

Выставка книг «Мои любимые сказки» в книжном уголке группы

Образовательная деятельность по Лего-конструированию «Чудо- остров»

Словесные игры:«Опиши цветок», «Назови такой же», «Волшебное лукошко» и др.

4 неделя

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Сказочные деревья» (выставка работ)

Беседа о народных промыслах: «Хохлома», «Гжель», «Урало-сибирская роспись»

Прослушивание русских народных мелодий:«Светит месяц», «Коробейники» и др.

Театральные этюды- актерская разминка

1 неделя

Прослушивание музыки из фильма-сказки «Аленький цветочек»

Игра-драматизация «Аленький цветочек»

2 неделя

Экскурсия в школу искусств Пластилинография «Аленький цветочек»

Слушание песен о России.

3 неделя

Аппликация «Волшебный остров»

Слушание произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов»

Театральные этюды- актерская разминка (Угадай, что за цветок)

4 неделя

Физическое развитие

Утренняя гимнастика «Цветик- семицветик»

Подвижные русские народные игры «Золотые ворота», «Горелки», «Заря- заряница»

Пальчиковая гимнастика

1 неделя

Подвижные игры «Колечко», «Море волнуется», «Жмурки», «Салки»

Физминутки «В поле я гуляю», «На лугу растут цветы».

2 неделя

Самомассаж «Веселые зверята»

Физминутки «Наши алые цветки», «Вместе весело шагать»

3 неделя

Физминутка «Настоящие друзья»

Физкультурный досуг «Вместе дружная семья» (совместно с родителями)

4 неделя


Работа на III этапе

С целью выявления результативности данного проекта была проведена заключительная диагностика по тем же направлениям.

Были получены следующие результаты : количество детей с высоким уровнем представления детей о сказке и её авторе увеличилось на 52% , количество детей со средним уровнем увеличилось на 6%, количество детей с низким уровнем уменьшилось на 57%.

Результаты проекта:

  • Закрепление знаний детей о великом русском писателе С.Т.Аксакове и его сказке «Аленький цветочек»;
  • Повышение уровня положительной мотивации к обучению;
  • Повышение интереса у детей к конструктивной деятельности.

Литература:

  1. Аксаков С. Т. Сказка «Аленький цветочек»
  2. Гурович Л. М. «Ребенок и книга»: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002г., 64 с.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание», №2- 2011г., №4- 2007г.
  4. Журнал «Ребёнок в детском саду»№4- 2007г.
  5. Иванова Э. «Сказкаи современное детство», журнал «Дошкольное воспитание» ,№9-2005г.
  6. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г. Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
  7. Шорохова О. А., «Играем в сказку», Москва “Творческий центр”, 2006 г.
  8. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» - Москва, 2001.
  9. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  10. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.: «ЛИНКА - ПРЕСС», 2001.
  11. Н.Н.Тятюшкина, Н.В.Сивацкая «Архитектура для дошкольников» - Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» 2007 г.
  12. Л.В.Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду» - Программа и методические рекомендации. - М.: мозаика - Синтез, 2010
  13. Поддьяков Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2009 г.
  14. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2012
  15. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества- М., 1976 г.

ЛЕГО - СКАЗКИ

Добро пожаловать в невероятный и восхитительный мир лего. По мотивам знаменитого конструктора - Лего, мы хотим представить вам самые новые игры.

Ни для кого не секрет, что ребенок познает мир через игру! Вся жизнь детей насыщена игрой. Поэтому многие взрослые думают, что нет надобности учить детей играть, достаточно просто ее купить. И они очень заблуждаются на этот счет.

Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, приобретая в игре жизненный опыт, - всё это помогает осуществить театр. Поэтому в детском саду очень важная роль отводится театрализованной деятельности.

С Лего устраивают многие интересные вещи, включая конкурсы, удивительные постройки, сказочных героев и т.д.

У конструктора «LEGO» есть свои преимущества

  1. Разнообразие по форме и возрасту (сложности) - большое количество деталей: кирпичики, кубики и т. д.
  2. Своеобразие креплений: крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно: постройки мобильны, устойчивы.
  3. Детали прочные, легкие, яркие, чем и привлекают внимание детей.

Дети с радостью делают постройки (домики, заборчики, деревья) , которые потом могут использовать в качестве декораций в кукольном настольном театре.

Кроме этого, у ребёнка появляется возможность создать свой собственный образ сказочного героя (зайца или волка) , наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет.

Игры-театрализации с созданными Лего-персонажами очень нравятся детям - это создает условия для развития речи, творчества, благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, помогает формировать у детей жизненный опыт, знания об окружающем мире, развивает воображение.

Посредствам героев сказки, которые выполнены своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.

Конструктор «LEGO» помогает ребёнку видеть мир во всех его красках и способствует его развитию. У дошкольника, выполняющего постройку по словесному описанию и наглядному действию, формируется умение справляться со сложными, поэтапными постройками.

А выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: «Поиграем в «LEGO –сказки?»

Цветик – семицветик Волк и семеро козлят

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача - создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование - вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании () с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС .

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология - пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • - ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков - ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа - оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа - совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
  • Долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых могут являться:
    • воспитатель;
    • дети и родители.
  • Повседневное самостоятельное конструирование, строительная игра в свободное от плановых занятий время.
  • Фестивали, конкурсы, викторины.
  • Кружковая работа, которая проводится педагогами детского дошкольного учреждения.

Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

  • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом - нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
  • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
  • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

  • Дидактическая игра. Пример упражнений, направленных на усвоение сенсорных и пространственных понятий с помощью Лего-технологии:
    • «Найди деталь, как у меня»;
    • «Построй с закрытыми глазами»;
    • «Найди такую же постройку, как на карточке»;
    • «Разложи по цвету»;
    • «Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей).
  • Задание по образцу, сопровождаемое показом и пояснениями педагога. Пример: Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит лягушка, сконструированная из деталей набора Лего. Давайте внимательно рассмотрим и разберём, как она сделана. Глазки сделаны из зелёных кубиков, ротик - это красный кирпичик, лапки из зелёных кирпичиков.
  • Конструирование с использованием технологических карт и инструкций. Предложить детям работу по схемам можно в игровой форме, например, педагог сообщает детям, что сегодня им предстоит стать кораблестроителями. Конструкторы кораблестроительного завода прислали чертежи корабля, детям нужно по этим схемам построить модели кораблей. Чтобы попасть в конструкторское бюро, необходимо преодолеть небольшое испытание: найти в мешочке на ощупь деталь и сказать, как она называется.

Работу по схемам можно предложить дошкольникам в игровой форме

  • Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели. Такие занятия практикуются в работе со старшими дошкольниками, которые уже освоили основные приёмы, и им можно предложить работу по картинкам, фотографиям с изображением объекта на любимую тему.

Видео: Лего-технологии в работе с дошкольниками

Способы конструирования, актуальные для дошколят

Способы обучения дошкольников конструированию:

  • по образцу;
  • по модели;
  • по условиям;
  • по карточкам-схемам;
  • по свободному замыслу;
  • тематическое конструирование.

Фотогалерея: примеры карточек-схем, инструкций и моделей для Лего-конструирования

Схема столбика и заборчика Варианты схем конструирования фигурок Схемы столбиков Инструкция конструирования Лего-цветка Модели Лего-животных Модели корабликов Модели человечков Модели служебного транспорта Инструкция по сборке транспортёра Пример нарисованной схемы Модели Лего-конструкций Инструкция конструирования вертолёта Простейшие схемы Лего-поделок

Какие бывают занятия по Лего-конструированию

  • Ознакомительное - педагог проводит теоретическое знакомство дошкольников с новыми Лего-деталями и приёмами конструирования в зависимости от комплектации набора (в младшей и средней группах - набор «Дупло», со старшего дошкольного возраста - набор «Дакта»).
  • Занятие по схеме - изучение основ моделирования по схематическому пошаговому алгоритму. Сначала ребята создают простейшие конструкции лодок, мостов, самолётов, машинок, человечков по образцу, а затем начинают изобретать собственные модели.
  • Занятие по памяти - помогает закрепить и усовершенствовать полученные базовые умения и навыки, предоставляет возможность тренировать зрительную память.
  • Тематическое - конструирование по определённой тематике, стимулирующее развитие творческого воображения. Примеры тем: «Многоэтажный дом», «Пожарная машина», «Мостик через речку», «Мебель для куклы», «Крыши и навесы», «Человек», «Кораблик», «Волшебные рыбки», «Лего-мозаика».
  • Занятие в рамках темы проекта - коллективная свободная творческая деятельность поискового характера. Каждый ребёнок участвует в планировании будущей постройки, отвечает за свой участок выполняемой работы (мостик, светофор, машинка и т. д.), имеет возможность высказывать своё мнение о содержании и целях данного проекта. В рамках проекта дети могут получить и интересное задание на дом, выполнить которое им помогут родители. Пример тем для творческих проектов: «Деревенский домик», «Подарки к праздникам», «Путешествие в Африку», «Зоопарк», «Лего-олимпиада», «Робогород». В старшей группе можно провести комплексный проект на тему «Терентий-тетерев»:
  • Контрольное - позволяет педагогу после изучения сложной темы провести мониторинг знаний и умений воспитанников и выявить детей, которые нуждаются в индивидуальной помощи.
  • Конкурсное - соревнование, которое проводится в игровой форме. Дети по жребию или по желанию разбиваются на 3 команды, выбирают главного конструктора или архитектора и приступают к творчеству. Итоги соревнования подводит жюри, в состав которого входят воспитатель, логопед, психолог, двое-трое детей. Темами конкурсного занятия могут стать: «Новый спортивный комплекс», «В гостях у сказки», «Город будущего» и т. д.
  • Комбинированное - решает несколько разноплановых учебных задач, например, «Мир сказок», «Раз, два, три или строим цифры», «Геометрическое домино», «Домашние животные», «Подводный мир», «Городской транспорт».
  • Итоговое - обобщает результаты определённого учебного периода (полугодие, год), чаще всего проходит в виде презентации творческих работ.

Конкурсное занятие - это соревнование, которое проводится в игровой форме

Таблица: картотека тем занятий по Лего-конструированию

Тема занятия Вид занятия Программные задачи
«Детский сад детям рад» Занятие по замыслу в средней группе
  • активизировать продуктивное воображение детей;
  • стимулировать создание детьми собственных вариантов построек, освоенных на занятиях, внесение в знакомые постройки элементов новизны;
  • закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей.
«Мои любимые игрушки»
  • закрепить знания, полученные в старшей группе;
  • учить называть тему и давать общее описание.
«Осенний лес» Ознакомительное занятие в младшей группе
  • формирование понятия о структуре дерева (ствол, крона, листья, плоды);
  • учить отличать деревья друг от друга;
  • закреплять названия деталей и цвет.
«Фрукты»
  • продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т. д.);
  • формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках;
  • развивать умения анализировать образец - выделять в нём функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.
«Грузовой фургон»
  • познакомить детей с назначением грузовых машин - фургонов;
  • определить конструктивные особенности машин - фургонов;
  • обучить выделению внутреннего пространства;
  • развивать умение следовать инструкциям педагога, размещать постройку на плате;
  • развивать воображение и творческие способности.
«Строим дом» Ознакомительное занятие в старшей группе
  • формировать умение строить объёмные конструкции, используя новые строительные элементы (крыши, окна);
  • формировать умение сочинять загадки.
«Цветущие растения» Комплексное занятие в средней группе
  • повторить названия комнатных цветущих растений;
  • вспомнить основные правила ухода за комнатными растениями;
  • повторить строение цветка;
  • учить подбирать детали по цвету, соответствующему определенному цветку.
«Кормушка для птиц» Занятие по схеме в средней группе
  • закреплять навыки строить по схемам;
  • учить строить кормушку из Лего-конструктора;
  • распределять детали Лего-конструктора правильно.
«Лесные обитатели» Комплексное занятие в подготовительной группе
  • обогатить знания детей о животных родного региона;
  • актуализировать знания о строении животных и переменах в жизни в осенний период;
  • учить строить по выбранным фотообразцам, используя Лего - картотеку;
  • продолжать развивать речевое творчество, составляя описательные загадки.
«Жил на свете один человечек» Тематическое занятие в средней группе Это уникальный список
  • развить навыки анализа образца и моделирования в соответствии с образцом фигурки человечка;
  • развить творческие и коммуникативные способности.
«Лего-спорт» Проект в старшей и подготовительной группах
  • продолжать знакомить детей с разнообразием конструкторов Лего;
  • развивать коммуникативные умения, познавательный интерес;
  • воспитывать интерес к моделированию фигуры человека-спортсмена.
«Моя улица» Проект в средней группе
  • дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек;
  • развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора;
  • закрепить навык скрепления деталей.
«Я всегда буду внимательным» Комплексное занятие в средней группе
  • повторить правила дорожного движения;
  • закрепить умение строить разные виды городского транспорта;
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание;
  • развивать творческую инициативу и самостоятельность.
«Транспорт» Тематическое занятие в старшей группе
  • учить строить конструкции по замыслу;
  • закрепить знания о видах транспорта;
  • продолжать учить сочинять загадки.
«Подъёмный мост» Тематическое занятие в средней группе
  • воспитывать интерес к сооружению построек, навыки коллективной работы.
«Космический корабль» Занятие по схеме в подготовительной группе
  • закреплять умение детей конструировать по заданной тематике с использованием опорных схем;
  • активизировать внимание, мышление;
  • воспитывать интерес к сооружению построек;
  • формировать навыки коллективной работы.
«Дом для собачки» Ознакомительное занятие в средней группе
  • формирование умения следовать предложенным инструкциям, учитывая способы крепления деталей;
  • передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
  • закрепить представление о строительных деталях, их свойствах;
  • определять назначение частей предметов, их пространственное расположение;
  • выбирать правильную последовательность действий.
«Домашние животные»
  • закрепить знания о домашних животных;
  • закрепить умение анализировать образец, выделять основные части животных;
  • продолжать развивать воображение детей;
  • сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности;
  • желание экспериментировать, творить, изобретать.
«Новогодняя открытка» Тематическое занятие в подготовительной группе
  • учить строить объёмные плоскостные изображения;
  • воплощать свой замысел, опираясь на образец;
  • продолжать учить сочинять загадки про Новый год;
  • продолжать объединять детали в различные композиции;
  • учить работать в коллективе.
«Животные на ферме» Комплексное занятие в средней группе
  • закреплять знания о домашних животных;
  • учить анализировать образец, выделять основные части животных;
  • развивать конструктивное воображение детей.
«Космос» Комплексное занятие в старшей группе
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки;
  • развивать творческую инициативу, самостоятельность;
  • развивать речь: загадки о космосе, чтение стихов;
  • формирование понятия о структуре летательных аппаратов.
«Солнечный город» Комплексное занятие в старшей группе
  • расширять знания воспитанников о гендерной принадлежности;
  • способствовать осознанию чужой и собственной индивидуальности;
  • совершенствовать умение работать по предложенному алгоритму;
  • закреплять умение понимать и следовать словесной инструкции взрослого;
  • упражнять детей в сооружении различных зданий из конструктора «Лего»;
  • учить конструированию по фотографии.
«Военная техника» Комплексное занятие по схеме в подготовительной группе
  • вспомнить понятия об армии, военной техники;
  • закреплять умение строить военную технику по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.
Квест «Вместе с папой» Участники: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги
  • дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, познакомить с военной техникой;
  • закреплять умение строить самолёт по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.
«Любимые сказочные персонажи» Комплексное занятие в средней группе
  • развивать фантазию и воображение;
  • развивать умение планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев;
  • передавать характерные черты.
Проект «Цветик - семицветик» Участники: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители
  • повторить строение птицы;
  • продолжать учить создавать конструкцию по замыслу;
  • учить передавать особенности определённой птицы путём подбора цвета и деталей.
«Мы приглашаем вас в музей» Итоговое занятие в форме выставки работ для родителей и педагогов
  • развивать внимание, способность сосредоточиться, память, мышление, воображение, творческие способности;
  • овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • учится общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Видео: занятие по Лего-конструированию в старшей группе на тему «Космическое путешествие»

Фотогалерея: примеры выполненных поделок-конструкций

Поделки по теме «Морское путешествие» Поделки по теме «Путешествие в Африку» Цветок в технике мозаики Вертолёт в технике мозаики Крокодил в технике мозаики Коллективный проект «Город будущего» Выставка творческих работ Коллективный проект «Волшебная сказка» Коллективный проект «Гуси-лебеди» Коллективный проект «Детская площадка» Коллективный проект «Детский сад будущего» Декорации к ролевой игре «Колобок» Коллективный проект «Летние олимпийские игры»

Организация и проведение занятия с Лего в детском саду

Занятие в детском саду имеет свою логическую структуру:

  1. Организационный этап - мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
  2. Основной этап (от 10 минут в младшей группе до 25 минут в подготовительной) - наиболее активная практическая часть занятия, которая включает следующие виды деятельности:
    • показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки;
    • самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы;
    • физкультминутка, видеозарядка с Лего-человечками, подвижные игры, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному конструированию.
  3. Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) - рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ. Анализ проводится с учётом таких критериев:
    • аккуратность, симметричность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции;
    • технические умения и навыки;
    • степень самостоятельности проделанной работы;
    • целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы над проектом.

С чего начать

Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать. Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников воспитатель во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:

  • момент неожиданности - введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну;
  • видеообращение сказочного или вымышленного героя;
  • стихотворения и загадки;
  • чтение фрагмента произведения художественной литературы;
  • дидактические и подвижные игры;
  • познавательная беседа и обсуждение вопросов;
  • проблемная ситуация;
  • музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески

Таблица: примеры проведения мотивационной части занятия

Тема занятия Описание мотивирующей части
«Путешествие в Лего-страну» (проблемная ситуация) Видеообращение жителей Лего-страны:
«Здравствуйте ребята! Коварный волшебник сломал все аттракционы в нашем любимом парке весёлых игр и развлечений. Теперь наши жители перестали улыбаться и стали очень грустными. Мы просим посетить нашу страну, помочь нам отремонтировать парк аттракционов и вернуть улыбки всем Лего-человечкам».
«Цирк» (проблемная ситуация) Импровизированный цирк состоит из расставленных полукругом стульчиков. Дети занимают места в четырёх разноцветных секторах, согласно билетам, которыми стали Лего-детали красного, синего, зелёного и жёлтого цветов. На экране сюжет циркового представления, воспитатель в костюме клоуна посвящает детей в проблему: «Ребята, в цирке случилось несчастье, пропали все наши дрессированные животные. Представление будет сорвано. Вы поможете вернуть наших главных артистов?»
Дети соглашаются, а счастливый клоун предлагает показать несколько фокусов с Лего-деталями (дидактические игры).
Дидактическая сказка на тему «Светофор» Такое занятие поможет не только освоить азы конструирования, но и познакомиться с правилами поведения на дороге.
Жили-были трое друзей: зайчонок Митя, медвежонок Федя и лисонька Лизонька. Решили они однажды поиграть на детской площадке в мячик, а площадка находилась через дорогу. Остановились друзья возле дороги и стали думать, как перейти на другую сторону. Заметил их замешательство папа зайчика и рассказал, как безопасно и правильно нужно переходить дорогу. Пешеходный переход нарисован белыми полосками (зебра). Оказывается, у перехода есть свой важный начальник по имени Светофор, который командует пешеходами и машинами. Узнать его можно по трём кружочкам, загорающимся по очереди. Если горит красный глаз, то нужно стоять на месте. Жёлтый глаз означает «внимание» - машины начинают тормозить, а пешеходы готовятся к движению. Когда загорится зелёный - можно смело переходить дорогу.
«Строим ворота» (обсуждение вопросов в младшей группе) Давайте посмотрим, какие строительные детали привезли наши грузовые машины.
Что это? (кирпичики)
Что можно построить с помощью кирпичиков? (ворота, ступеньки, домики)
Какие у нас ворота? Они прочные, удобные и красивые? (показ картинки)
Для чего нужны ворота? (чтобы машины могли въезжать и выезжать)
Какие ворота нужно построить, чтобы смогли проехать большие машины? (широкие и высокие)
А вы хотите построить ворота? Подумайте, для каких машин будут ваши ворота.
«В гости к нам пришёл Незнайка» (момент неожиданности) В гости к ребятам пришёл Незнайка с чемоданчиком, но, оказывается, открыть его поможет «ключик», которым станет отгаданная загадка. Выполнив задание и открыв чемоданчик, дети обнаруживают там набор конструктора и карточки-схемы. Незнайка впервые видит загадочные детали и совершенно не понимает, что из них можно сделать. Педагог просит ребят придумать и сконструировать интересные и красивые модели, а потом рассказать о них Незнайке.

Увлекательные дидактические игры создадут благоприятный эмоциональный настрой

Таблица: игры для занятий по Лего-методике

Название игры Описание
«Волшебный диктант» Геометрическая мозаика, которая помогает закрепить понятия пространственного восприятия: вверху - внизу, справа - слева. По словесной инструкции малыши самостоятельно располагают Лего-детали на пластине.
«Собери цепочку» Игра развивает умение составлять простейшие логические цепочки чередующихся деталей, отбирающихся по цвету, форме, размеру.
Игра закрепляет названия деталей, развивает внимание и память.
Составление разнообразных симметрических узоров.
«Таинственный гость» Конструирование простой модели по словесной инструкции в форме диктанта.
«Волшебная дорожка» При строительстве дорожки нужно соблюдать правила, например, каждый игрок продолжает логическую цепочку, устанавливая кирпичик того же цвета или размера.
«Собери детали» (подвижная игра) Дети делятся на две команды игроков, у каждой из которых своя деталь определённого цвета, например: два на два синего цвета и два на четыре красного. Игроки по очереди переносят детали из одной коробки в другую, побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.
«Лего-человечки» Человечки в красных костюмах символизируют гласные звуки, а в синих - согласные. Меняя «человечков» местами, ребёнок получает новые звуковые комбинации и новые слоги. В дальнейшем на смену Лего-человечкам придут красные и синие кирпичики, с помощью которых можно составлять схемы слов и предложений.
Ролевая игра «Космическое путешествие» Игра нацелена на развитие познавательного интереса, навыков взаимодействия и конструктивных способностей.
Воспитатель предлагает детям заняться подготовкой к полёту на орбитальную станцию, попутно объясняя, что это такой космический дом для проведения научных исследований. Космонавты перед полётом получают задания от инженеров, врачей, биологов, астрономов. Дети вместе с воспитателем выбирают команду космонавтов, группу врачей, которые будут готовить космонавтов к полёту. Затем назначаются инженеры, конструкторы и строители, которые будут создавать летательный аппарат по нарисованному образцу. Конструкторы планируют последовательность своих действий: сооружают площадку из пластин, топливные отделы из кирпичиков, корпус и нос ракеты из цилиндров и конуса. Космонавты получают задание: зарисовать встречные планеты, звёзды, изучить поведение растений в космосе. Ракета отправляется в путешествие, врачи, инженеры и конструкторы наблюдают за полётом, радист отвечает за бесперебойную связь.
«Равновесие» (подвижная игра) Ребёнок кладёт кирпичик Лего на голову, остальные дети дают ему задания, например, дважды присесть, сделать три шага вперёд, повернуть направо, покружиться. Если ребёнок выполняет три задания и не роняет деталь, значит, он одержал победу и удостаивается приза.
«Допрыгай до игрушки» Заранее сконструированные и приготовленные игрушки (домики, мосты, башни, машины и т. д.) расставляются по игровой комнате. По сигналу дети начинают движение по направлению к игрушкам. Побеждает тот ребёнок, который первым достиг цели.
«Продолжи рассказ» Дети вместе с педагогом определяют, о ком будут сочинять рассказ, выбирают из набора фигурки. Воспитатель начинает фразу, дети подбирают или конструируют нужную игрушку, затем каждый придумывает продолжение и окончание фразы.
«Комната для игрушки» Дети выбирают карточки со схемами конструирования мебели, обсуждают с воспитателем каждый вариант и назначение предмета мебели, последовательность действий.
«Кто что умеет делать» Дети рассматривают фигурку животного из набора и называют его действия, например, мышка - бегает, прыгает, грызёт; котёнок - мурлычет, кувыркается, пьёт молоко, царапается, забавляется клубком; щенок - лает, играет, виляет хвостом, бегает и т. д.
«Найди игрушку» Педагог раскладывает заранее подготовленный поделки, затем просит детей ответить на вопросы и найти сконструированную игрушку, например, какая игрушка слева? А что ниже? А что правее?
«Один-много» Целью игры является закрепление навыков образования форм родительного падежа множественного числа имён существительных. Педагог раскладывает на столе простые постройки, выполненные детьми (домиков, цветов, машинок и т. д.), и выстраивает беседу по данной теме.
Педагог раскладывает на двух пластинах небольшие конструкции (рыбки, цыплята, кубики и т. д.) и просит детей поставить на пластины нужное количество фигурок.
«Теремок» (режиссёрская игра) Педагог предлагает детям сконструировать фигурки героев сказочной истории и обыграть сказку. Дети во время выполнения задания характеризуют героя, продумывают и создают образ, проговаривают слова от его имени, воспитатель направляет работу детей, при необходимости задаёт наводящие вопросы.
«Двор» (к сказке К. Чуковского «Цыплёнок») Воспитатель предлагает детям отправиться на птичий двор. Дети вспоминают, кого они могут там встретить, вместе создают героев и придумывают свой сказочный сюжет.

Видео: Лего-сказка «Теремок»

Фотогалерея: примеры Лего-игр

Игра «Нарисуй деталь» развивает сенсорику и логическое мышление Игра «Волшебные узоры» направлена на составление разнообразных симметрических узоров Конструирование по схеме развивает цветовосприятие и пространственное мышление Игра «Разноцветные столбики» закрепляет знание цветов Складывание цифр развивает пространственное мышление и навыки счёта При строительстве дорожек нужно соблюдать условия на карточке При заполнении квадратиков нужно соблюдать правила Конструирование по условиям, изображённым на таблице, развивает логическое мышление Решение математических примеров закрепляет навыки счёта «Логическая цепочка» развивает мышление «Собери по рисунку» учит мыслить пространственно «Собери числовую горку» развивает навыки счёта

Видео: мультфильм про Лего-машинки

Стихотворения про Лего

  • «Лего» – умная игра,
    Завлекательна, хитра.
    Интересно здесь играть,
    Строить, составлять, искать!
    Приглашаю всех друзей
    «Лего» собирать скорей.
    Там и взрослым интересно:
    В «Лего» поиграть полезно!
  • Раз, два, три - сложи детали,
    Чтоб они машиной стали.
    Собери гараж. Потом
    Не забудь построить дом.
    Можно к самому порогу
    Проложить ещё дорогу,
    Выбрать место для моста -
    То-то будет красота!
    Из конструктора такого
    Что ни сделай - все толково!
  • Машины, роботы, зверюшки,
    Твои друзья, твои подружки.
    Пираты, замки и шахтёры,
    И поезда, и целый город!
    Твои любимые герои –
    На суше, в воздухе, на море.
    Ты с ними целый мир откроешь –
    Поедешь, полетишь, построишь…
    И в этот мир - весёлый, яркий,
    Где есть волшебные подарки
    Ты окунись, как в море с брега:
    Добро пожаловать в мир «LEGO»!
  • Лего - это мир фантазий!
    Мир идей, разнообразий.
    Изучая схемы в нём,
    Может получиться дом.
    Или мы построим замок,
    Где живёт большой дракон.
    Он принцессу сторожит
    И огнём на всех рычит.
    Лего руки развивает
    И мечтать нам не мешает.
    И скажу про Лего я
    Это лучшая игра!
  • Запчастей тут миллионы!
    Мы по Лего чемпионы!
    Хочешь настроение поднять?
    В Лего начинай играть.
    Из Лего можно все собрать,
    Главное - фантазию включать.
    У нас конструктор Лего,
    С ним можно не скучать,
    Строим мы машины и дома
    И всем советуем играть.
    Лего - это красота!
    Строим мы из кубиков разные дома
    И машину, и гараж,
    Дом, корабль, даже школу.
    Лего просто «супер» класс!
    Мы теперь совсем не бегаем,
    Нам не хочется совсем,
    Потому что в «супер» Лего
    Мы играем группой всей!
  • Мальчишка был, ох, озорной!
    А теперь совсем другой.
    Когда купили ему Лего,
    Не узнать теперь Олега.
    На себя он не похож,
    Едва взглянет на чертёж,
    И уже шагает робот,
    Вместо носа длинный хобот,
    На рукавах цветной узор.
    Наш конструктор - фантазёр,
    Играет целыми часами,
    Как спокойно стало маме.
    Она рада за Олега!
    Покупайте детям Лего!

Таблица: пример конспекта занятия-проекта по Лего-конструированию в подготовительной группе «Построим парк развлечений»

Автор Р.Р. Боданова
Цель Создать детский парк, используя конструктор LEGO-DUPLO.
Задачи
  • узнать, что такое парк, детский парк;
  • обсудить и утвердить объекты парка;
  • создать план - схему детского парка;
  • расположить объекты согласно плану;
  • представить проект для защиты.
Подготовительный этап Предварительная работа (мотивация к сбору информации).
На прошлой неделе мы вспоминали о том, как провели лето. Многие ребята побывали в разных детских парках развлечений. Поделитесь впечатлениями.
- В каждом городе есть парки. Там гуляют люди, растут деревья, цветы, находятся фонтаны. Летом вместе с семьёй я была в Луна-парке. Это детский парк развлечений. Там были американские горки, детская железная дорога, колесо обозрения, аттракционы. В кафе, на территории парка, мы ели мороженое и пили колу. Кто-то из вас был ещё в детском парке?
- Я была в детском парке «Сказочный остров». Там тоже было колесо обозрения, карусели различные, можно покататься на японском велосипеде, на квадроциклах, самокате. Ещё там был пруд, в котором плавали лебеди. Мы их кормили. В кафе мы тоже ели мороженое.
Воспитатель
- Детские парки посещают все дети с большим удовольствием и эта тема нам очень интересна. Каждый парк города имеет своё название, свою историю создания, например: одним из «родоначальников» идеи создания парка «Страна Чудес» г. Москвы является ландшафтный архитектор В.И. Иванов (Объясняет значение слова ландшафт). А что такое парк? Почему детские парки называют детскими? (задание на дом).
Организационная часть Правила работы
1.Во время работы не кричать, не мешать и не толкать друг друга;
2.Вносить изменения в постройки по договору с архитектором.
Воспитатель
- При создании модели супер-маркета из конструктора LEGO, мы познакомились с такими профессиями, как архитектор, инженер. Для того чтобы начать строительство, необходимо, как и прежде, распределить роли в нашем проекте.
Решили выбрать главного архитектора, а затем инженеров, ответственных за каждый объект парка.
Главный архитектор
- Давайте обсудим, что будет в нашем парке. Я предлагаю создать в Детском парке площадку с каруселями, качелями.
Виталий: Надо сделать американские горки.
Светлана: Пусть в нашем парке будет зоопарк. Это так интересно!
Виктор: Ещё давайте сделаем пруд. Я видел, как это красиво. В нём будут лебеди и мостик.
Алена: Надо сделать кафе «Мороженое» и магазинчики игрушек.
Степан: Автопарк тоже надо создать.
Людмила: И украсить наш парк цветами, клумбами, красивыми деревьями.
Иванна: Давайте сделаем сцену со скамейками.
Главный архитектор
- Подведём итоги: площадка с каруселями и качелями; песочница с горками зоопарк; пруд кафе «Мороженое»; автопарк; магазин игрушек, озеленяем, ставим скамейки.
Главный архитектор
- Прежде чем приступить к строительству парка, нужен план-схема. Пусть вся территория парка - это вот этот лист бумаги (ватман, А1). Давайте договоримся, каким цветом обозначим наши постройки.
Обговаривают, какая постройка - какого цвета и наносят на план (прикрепляют). Розовый - качели; жёлтый - горка; синий - аттракционы; голубой - мостик над прудом; серый - клетки зоопарка; красный - кафе; бежевый - скамейки; коричневый - магазинчики игрушек. Получился макет Детского парка.
Главный архитектор
- Теперь определим на схеме, где будут расположены деревья, цветы. За озеленение нашего парка ответственен ландшафтный дизайнер. Дети обсуждают.
- Каждый выскажет предложение, где на плане-схеме будет расположен его объект. Обыгрывают с использованием условных обозначений. Главный архитектор сравнивает с планом, утверждает.
Выполнение построек. Обсуждение внутри групп. Архитектор следит за выполнением правил.
Основная часть Самостоятельная работа детей.
Итоговая часть Главный архитектор
- Все ребята закончили строительство и расставили согласно плану. К работе приступают ландшафтные архитекторы. Представляем проект жюри.
Могут распределить части выступления между инженерами, может все главный архитектор представлять.
- Для того чтобы ответить на вопрос, что такое парк, мы с родителями посмотрели детскую энциклопедию, книгу «Почемучки», в группе посмотрели фильмы об автопарке, технопарке, о парке Диснейленд. Мы узнали, что парки бывают разными, но важно для кого они. Если для машин - это автопарк, если машины приезжают на некоторое время - это парковка; могут быть технопарки, и это значит, что парке находится различная техника.
Детский парк называется детским потому, что здесь много развлечений для детей. В таких парках обязательно есть карусели, автопарки, колесо обозрения, т. е. аттракционы. Представляем вашему вниманию проект детского парка нашей группы. В парке есть магазинчики игрушек, кафе, карусели, пруд с мостиком, автопарк. Кто хочет, может пойти полюбоваться на лебедей в парке, кто-то покачается на качелях.
Таким образом, мы ответили на главный вопрос: детский парк называется детским, потому что во всех парках есть развлечения для детей, туда приходят дети повеселиться. Там можно прыгать, бегать, стрелять, кататься, есть мороженое. Свой парк мы тоже построили для детей. В нём находятся следующие объекты (перечисляют). Таким образом, мы считаем, что цель достигнута. При строительстве парка все предложения могут быть учтены.
Спасибо за внимание!
Жюри задают не более двух уточняющих вопросов.
В состав жюри входят воспитанники подготовительной группы №2.
Председатель жюри - воспитатель.

Лего - это не просто забавная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей. Разнообразные занятия с применением Лего-технологии предоставляют реальный шанс каждому малышу развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством. Созидательная игра поможет глубже понять ребёнка, следовательно, выработать эффективное средство для решения проблем как ребёнка, так и педагога.

Поделитесь с друзьями!

Разработчик статья: воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1» г.о. Самара, Чуваева Лариса Владимировна.

"Театр-это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей» (Б. М. Теплов.)

Ребенок познает мир через игру, и это ни для кого не секрет! Вся жизнь детей насыщена игрой. Поэтому многие взрослые думают, что нет надобности учить детей играть, достаточно просто ее купить. И они очень заблуждаются на этот счет.

Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, приобретая в игре жизненный опыт, - всё это помогает осуществить театр. Поэтому в детском саду очень важная роль отводится театрализованной деятельности.

Данный вид деятельности помогает ребёнку видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе и, таким образом, развиваться всесторонне.

Конструирование так же тесно связано с всесторонним развитием ребёнка. Поэтому симбиоз LEGO-конструирования и театрализованной деятельности так нравится дошкольникам.

Ведь " LEGO " в переводе с датского обозначает "умная (хорошая) игра", но главное- это яркий, красочный, полифункциональный материал, который представляет большие возможности для познавательно- поисковой и творческой деятельности детей.

У конструктора «LEGO» есть свои преимущества:

  1. Разнообразие по форме и возрасту (сложности) - большое количество деталей: кирпичики, кубики и т. д.
  2. Своеобразие креплений: крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно: постройки мобильны, устойчивы.
  3. Детали прочные, легкие, яркие, чем и привлекают внимание детей.

Дети с радостью делают постройки (домики, заборчики, деревья) , которые потом могут использовать в качестве декораций в кукольном настольном театре.

Кроме этого, у ребёнка появляется возможность создать свой собственный образ сказочного героя (зайца или волка) , наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет.

Игры-театрализации с созданными Лего-персонажами очень нравятся детям- это создает условия для развития речи, творчества, благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, помогает формировать у детей жизненный опыт, знания об окружающем мире, развивает воображение.

Посредствам героев сказки, которые выполнены своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.

Конструктор «LEGO» помогает ребёнку видеть мир во всех его красках и способствует его развитию. У дошкольника, выполняющего постройку по словесному описанию и наглядному действию, формируется умение справляться со сложными, поэтапными постройками.

А выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: "Поиграем в «LEGO -сказки"? Но сначала нам необходимо придумать и построить LEGO- героев этих сказок.

Игру можно начинать с сюрпризного момента:

Жили-были детали «LEGO» в коробке своей.
Жили детали по одному- без друзей.
Хоть и были они разноцветными,
Но жизнь у них была неприметною.

Вдруг попала коробка к нам в детский сад.
Где каждый ребенок был конструктору рад!
Из LEGO- деталей героев составим.
Декорации сделаем, спектакль поставим.

Сначала воспитатель сам придумывает мини- сказки, показывая на своем примере как соединять детали, какие нужны декорации для театрализованной игры.

Например:

Из «LEGO» дом построим,
Деревья соберем.
Забор затем поставим,
Собачку заведем.

Здравствуй, милый наш дружок
Как зовут тебя?
- Пушок. Я собака хоть куда!
Дом я стерегу, друзья!

Если друг пришел в твой дом?
-Завиляю я хвостом.
-Если в дом проник «чужой» ?
-Громко лаю (ГАВ-ГАВ-ГАВ!)

Дети (убегают) :

ОЙ-ОЙ-ОЙ!

Затем дети начинают самостоятельно создавать сказочных героев из конструктора «LEGO» , придумывать свой сюжет к уже знакомым сказкам или придумывать новые истории; а затем обыгрывать их в свободное время, объединяясь подгруппами по З-4 человека, показывать свой спектакль сверстникам.

Использование конструктора " LEGO " в театрализованной деятельности способствует следующему:

  1. Созданию условий развития творческой активности дошкольника (развитию способностей, побуждению к импровизации средствами мимики, интонации) .
  2. Обеспечивает условия взаимосвязи театрализованной деятельности и других видов деятельность в едином творческом процессе. (Конструирование, досуги, музыкальные занятия)
  3. Способствует самореализации каждого ребёнка, созданию благоприятного микроклимата в группе.

Можно сделать вывод, что при помощи использования конструкторов " LEGO " театрализованная деятельность детей становится более яркой, насыщенной, мобильной и более интересной; развивается интеллектуальный и творческий потенциал детей: самостоятельность исполнения, передача образа сказочных персонажей; развивается воображение, речь, а также личностные качества ребенка.