Интересные игры с малышами 2 3 года

Елизавета Ананьева

Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»

Воспитатель: Ананьева Е. И.

Подвижные игры для детей 2-3 лет.

В этом году я выпустила детей в школу. После отпуска временно поставили работать в ясельную группу. Конечно, не работая с такими детьми, методика, по сравнению дошкольниками 3-7 лет, немного другая, и соответственно и игры должны меньшей сложности. В чужой группе не хотелось хозяйничать, и решила придумать свои игры.

Пошла в свою группу, посмотрела на маски, которые есть и по ним придумала.

В сентябре буду набирать новую группу. А это будут дети 3 лет. Конечно, все игры постепенно усложню, но это будет потом. А пока представляю на ваш суд эти игры.

1.П/и «Витаминки» (Для детей 2-3 лет).

Цель: Учить детей догонять выбранного ребёнка, касаясь до него рукой, и становиться вместе с ним в круг.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, в центре круга водящие в масках витаминов.

Воспитатель говорят:

«Витамины «А» (Б, Д, С) очень любим,

И дружить мы с ним все будем.

Мы не пустим вас из круга,

Выбирай скорее друга.

Витамин А (Б, Д, С) выбирает ребёнка, пляшет с ним и становится около него в круг. Так делают остальные дети с масками витаминов.

Когда все «Витамины» находятся в кругу с детьми, воспитатель произносит заключительные слова игры:

«Витамины нам друзья, жить без них никак нельзя».

2. П/и «Ну-ка, Мишка, догони!» (Для детей 2-3 лет).


Цель: учить детей быстро садиться на стульчики, не толкать других ребят.

Ход игры:

Воспитатель в маске медведя закрывает руками глаза, дети подходят к нему и говорят: «Миша, Мишенька проснись и попробуй, догони».

Водящий открывает глаза, имитирует движения косолапого медведя и говорит:

«Все из леса уходите,

Быстро в домики бегите»

3.П/и «Лисичка и зайчики» (Для детей 2-3 лет).


Цель: учить детей ходить по кругу, держась за руки, быстро убегать от водящего.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, а лиса (воспитатель) в центре круга.

Дети идут по кругу со словами:

«Догони ты нас плутовка, будем бегать очень ловко.

Если ты кого поймаешь, очень крепко обнимаешь.

1-2-3- догони». Дети разбегаются в разные направления, а водящий догоняет.

Поймав ребёнка, воспитатель обнимает его.

4. П/и «Совушка - сова - большая голова» (Для 2 -3 лет)

Цель: учить детей действовать по правилам игры; быстро садиться на стульчики.

Ход игры:

Совушка (ребёнок) закрывает глаза (спит).

Воспитатель с детьми (мышками) подходят к «спящей» сове со словами:

«Совушка – сова, большая голова,

Ночью летает, днём засыпает.

Кто его разбудит, тому плохо будет».

Сова просыпается и летит за детьми (мышками).

П/и «Солнышко» (Для 2-3 лет)

Цель игры: учить детей ходить в одном направлении, не мешать другому ребёнку, внимательно слушать воспитателя и выполнять движения игры.

Ход игры:

Дети идут по всему залу (комнате) и выполняют движения, которые слышат в тексте воспитателя:

«Солнышко нас согрей, солнышко обогрей (руки поднимают вверх,

Будут наши ножки топать (топают ногами).

Наши ручки станут хлопать (Хлопают руками).

А потом мы будем прыгать (прыгают вверх,

Туловищем быстро двигать (делают повороты).

Наши щёчки покраснеют (трогают щёчки,

Наши глазки посветлеют (показывают глазки).

Будем умные всегда,

И не плакать никогда.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста» Анастасия Свинухова Консультация для воспитателей «Подвижные.

Консультация для воспитателей «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста» Сергута Гульнара Тимербаевна Веселые подвижные игры.

Консультация для родителей «Подвижные оздоровительные игры для детей дошкольного возраста» Благодаря физическим упражнениям развивается и усовершенствуется организм человека. Их недостаток негативно влияет не только на опорно-двигательный.

Подвижные игры для детей 3–4 лет. Кто поймает?ЗАДАЧИ: развивать ловкость. МАТЕРИАЛ: К палке-удочке привязан шнурок, на конце которого рыбка. ХОД ИГРЫ: Взрослый водит удочкой.

Подвижные игры для детей 3–4 лет (продолжение) ЗайкиЗадачи: обучать прыжкам на месте, создать эмоциональный настрой детей на игру. ХОД ИГРЫ: Дети стоят кружком, один в центре. Взрослый.

Двухлетний ребенок со многими заданиями уже умеет справляться самостоятельно. Он живо интересуется игрушками, легко вовлекается в развивающие игры и быстро впитывает информацию. Как можно развивать ребенка этого возраста и какие занятия для этого использовать?


С ребенком в 2 года можно поиграть во множество игр!

Особенности возраста

  • У ребенка заметно улучшается координация движений, поэтому малыш становится способен играть с конструктором , сортером, мозаикой, пазлами и подобными игрушками.
  • Логическое мышление крохи развивается очень быстро. Ребенок способен находить решение разнообразных задач, выяснять, как работает предмет или как он устроен.
  • Одновременно развивается и чувство пространства. Ребенок пробует направлять мяч ударом ноги, забрасывать его в кольцо. Общая координация во время передвижения становится лучше – у ребенка получается контролировать направление, в котором он двигается, остановки, а также скорость движения.
  • Независимость и самостоятельность ребенка 2 лет также увеличивается. Теперь малыш будет пробовать изучать новое без вашей помощи.


Большинство детей в 2 года проходят через кризис "нет"

Что должен уметь ребенок?

Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:

  • Бегать и подниматься по лестнице.
  • Закрывать и открывать дверь.
  • Перешагивать через препятствия.
  • Строить башни и домики из кубиков и конструктора.
  • Собирать пирамидку из колечек разной величины.
  • Ловить мячик обеими руками.
  • Воспроизводить несколько действий в сюжетной игре.
  • Есть ложкой, а также пить из чашки.
  • Помогать маме по дому.
  • Понимать короткие рассказы о знакомых событиях.
  • Отвечать на простые вопросы.
  • Показывать части тела и лица.
  • Произносить около 100-300 слов.
  • Связывать 3-4 слова в предложение.
  • Называть предметы на картинке.
  • Прощаться и здороваться.
  • Договаривать слова в знакомых стишках и песнях.
  • Имитировать звуки животных.
  • Рисовать каракули на бумаге.
  • Различать 3-4 цвета.


Усердно позанимайтесь с ребенком на "слабые" области

Рост и вес

По сравнению с показателями в 1,5 года к двухлетию детки набирают около 1300 грамм и вырастают примерно на 5-6 см. Для девочек все показатели обычно будут немного меньше, чем для мальчиков. Чтобы ориентироваться, нормально ли физически развивается малыш, предлагаем вам таблицу со средними значениями основных показателей, а также границами нормы для деток разного пола:

Стоит ли переживать по поводу отклонений от приведенных физических норм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

К двухлетию у многих деток завершается прорезывание зубов. В среднем малыши этого возраста имеют 16-20 молочных зубов.


Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Виды развития ребенка

Физическое

Этот вид развития помогает ребенку становиться более выносливым и ловким. Двухлетний малыш нуждается в ежедневной физической активности.

Занятия для физического развития 2-летних детей бывают такими:

  • Чередуем быстрый бег с медленным.
  • Бегаем на носочках.
  • Учим ребенка прыгать на двух ногах на месте.
  • Игры с мячом – бросаем об стену, ловим, бросаем маме.
  • Для удержания равновесия ходим по скамейке, доске на полу.
  • Копируем движения животных после показа мамой – прыгаем, как заяц, ходим, как медведь, ползаем, как гусеница, громко топаем, как слон, машем руками, как птица.
  • Перекатываемся по полу.
  • Прыгаем, как лягушка, из полуприсевшего положения.
  • Тянемся вверх к подвешенным предметам.
  • Бегаем по комнате, огибая препятствия (к примеру, разложенные на полу подушки).
  • Переносим нетяжелые вещи большого размера.
  • Ходим по неровной поверхности.
  • Ходьба по нарисованной линии – прямой и извилистой.
  • Подлезаем под натянутую веревку.
  • Вместе с другими детками бегаем паровозиком, играем в догонялки, устраиваем хоровод.
  • Висим на кольцах или турнике.
  • Осваиваем лазание по спортивной стенке.
  • Прыгаем по «кочкам» – разложенным на полу подушкам.
  • Пролезаем сквозь туннель.
  • Прыгаем на фитболе.
  • Играем в улитку – ползаем с подушкой на спине.
  • Ходим на руках.


Дети двух лет очень любят играть в активные игры

Познавательное

Этот вид развития малыша включает изучение окружающего мира, свойств предметов, развитие логического мышления, внимания, памяти, изучение элементов математики. Занятия для познавательного развития двухлетнего ребенка могут быть такими:

  • Изучение геометрических фигур.
  • Изучение цветов предметов.
  • Отыскать названный объект в помещении, на улице или на картинке.
  • Найти пару, выбирая из похожих предметов.
  • Найти одинаковые узоры на шапках, варежках, блюдцах и тому подобных изображениях.
  • Изучение понятий «мало» и «много».
  • Определение различия числа предметов – ребенок учится различать 1 и 2.
  • Сортировка предметов по цвету и величине.
  • Ориентация в пространстве с изучением понятия «справа», «внизу», «слева», «вверху».
  • Складывание пазлов и разрезных картинок, в которых есть 2-4 детали.
  • Сопоставление картинок, а также предметов в играх «где чья мама», «где чей дом», «кто что ест» и подобных.
  • Отгадывание простых загадок – кто ест травку и говорит «му», кто белый и любит морковку.
  • Складывание матрешек и стаканов друг в друга.
  • Строить башню из разноразмерных стаканов или кубиков (сортировка по величине).
  • Сопоставление геометрических фигурок с проекциями на рисунке.
  • Классификация карточек с предметами по общему признаку, например, продуктов, животных, игрушек.
  • Отыскать целое по части, например, подобрать дому крышу или хвост животному.
  • Найти фигуру, учитывая 2 признака – среди всех кругов найти маленький красный, среди всех квадратов отыскать большой зеленый.
  • Изучение понятий «низкий» и «высокий», «узкий» и «широкий», «короткий» и «длинный».
  • Подобрать предмету тень.
  • Найти недостающую часть картинки.
  • Игра «что пропало» (спрятать одну из игрушек или картинок) или «что появилось» (добавить картинку или игрушку).
  • Игры в прятки.
  • Вспоминаем вместе, что делали утром, вчера, на прогулке.
  • Запоминать сюжет картинки.
  • Игра в «наперсток» с маленькими игрушками.
  • Изучаем диких, а также домашних животных. Показываем ребенку их детенышей, рассказываем простые факты об их жизни, называем части тела (копыта, рога, хобот).
  • Изучаем птиц, а также насекомых.
  • Знакомство с понятием дня и ночи, а также разделение дня на утро, обед и вечер.
  • Изучение явлений природы, например, смотрим на радугу, снег или дождь.
  • Знакомство с 3-4 цветками, которые растут в вашей местности.
  • Изучение часто встречающихся овощей и ягод, а также фруктов и грибов.
  • Знакомство со временами года.
  • Разговоры на тему транспорта, профессий, поликлиники, частей тела человека, магазина, семьи, аквариума, моря, поездов, материалов, города, электроприборов и другие.
  • Если ребенку вскоре предстоит начать ходить в детский сад, важно уделить внимание обсуждению темы садика.
  • На прогулке можно изучать правила дорожного движения, растительность, транспорт, небо и солнце, природные материалы (камни, листья, ветки), дома.
  • Также во время прогулок можно играть со снегом, с лужами, с солнечными зайчиками, с тенями и с песком.


В первую очередь, игры должны доставлять удовольствие и малышу, и родителям

Сенсорное

Музыкальное

Такой вид развития направлен на слух ребенка, музыкальное восприятие, узнавание музыкальных инструментов. Также к нему относят танцы и пение.

Чтобы музыкально развивать ребенка, подойдут такие игры и занятия:

  • Прослушивание детских песен.
  • Прослушивание классической музыки.
  • Отличаем разную музыку – медленную от быстрой, грустную от веселой, тихую от громкой.
  • Прислушиваемся к разнообразным звукам на прогулке – шуму автомобилей, пению птиц, шуршанию листвы и другим.
  • Определяем источник звуков, например, отыскиваем на дереве птицу.
  • Играем на разных детских музыкальных инструментах.
  • Слушаем звуки разных инструментов.
  • Слушаем пение мамы.
  • Танцуем с мамой медленно и быстро, прихлопываем и притопываем, делаем «фонарики» ручками, ставим ножку на пятку, а потом на носок, водим хоровод.

Проведите занятие, показанное М. Л. Лазаревым (экспертом по музыкальному развитию) с ребенком 2 лет.

Речевое

Развитие речи ребенка нацелено на увеличение словарного запаса малыша и стимуляцию повторения слов за взрослым. Немаловажно также выполнять упражнения для артикуляции.

Занятия для речевого развития с малышом 2 лет могут быть такими:

  • Пополнение пассивного словарного запаса крохи, постоянно общаясь с малышом и рассказывая обо всем, что происходит в его жизни.
  • Чтение книг (сказок, стихов), а также обсуждение прочитанного.
  • Задавать малышу вопросы об изображении на картинке или происходящем вокруг ребенка.
  • Разыгрывать с крохой простые сказки.
  • Слушать и петь песни.
  • Описывать предметы, которые видит малыш, используя прилагательные.
  • Использование в речи предлогов (за, перед, около, в), местоимений (тут, там), наречий (близко, низко, далеко, справа, высоко, слева и других).
  • Учимся дуть на свечу, листья, вату, а также играем с мыльными пузырями. Дуть можно как плавно, так и резко.
  • Строим рожи зеркалу, показывая язык, стуча зубами, открывая широко рот.
  • Учимся говорить шепотом и громко.


Задувание свечей, выдувание мыльных пузырей является веселым упражнением для речевого развития крохи

Проводите с крохой занятия на артикулляцию, которые помогут крохе говорить звуки более чисто. Один из примеров – упражнение «Чашка и блюдце», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Мелкая моторика

Ее развитие важно для развития речи, поскольку в мозгу человека зона, отвечающая за движение рук, находится в непосредственной близости к речевой зоне. Благодаря такому близкому расположению занятия, во время которых задействованы пальчики ребенка, положительно сказываются на речевом развитии крохи. Вот подходящие для двухлетнего ребенка занятия для мелкой моторики:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Занимаемся рисованием, созданием аппликаций и лепкой.
  • Игры с рамками-вкладышами, конструкторами, мозаикой, шнуровками, сортерами, пирамидками.
  • Пересыпаем крупу из одной емкости в другую, используя ложку, воронку, руки, детскую посудку.
  • Переливаем воду из одной емкости в другую, используя детскую посуду, лейку, кувшин, воронку.
  • Игры с наклейками.
  • Застегивание и расстегивание липучек на игрушках, одежде и обуви.
  • Расстегивание молнии, кнопок, пуговиц.
  • Вылавливаем в воде (в тазике, миске, стакане) маленькие плавающие предметы ситом или ложкой.
  • Набираем воду пипеткой либо клизмой, переливаем в другую емкость.
  • Собираем воду с помощью губки.
  • Комкаем и рвем бумагу.
  • Создаем узоры, используя небольшие камешки, крупную фасоль, макароны, палочки.
  • Игры с прищепками.
  • Подбираем крышку к банкам и бутылочкам. Закручиваем и откручиваем их.


Из подручных средств можно придумать множество занятий для развития крохи

Развитию моторики способствуют игры с крупой. Обязательно организуйте такие занятия. Мусор после игр легко убрать пылесосом.

Творческое

Этот вид развития стимулирует творчество малыша и может включать рисование, конструирование, лепку, создание аппликаций и подобные действия.

Творческие занятия с карапузом 2-летнего возраста могут быть такими:

  • Рисуем круги, линии (они могут быть длинными, короткими, горизонтальными, вертикальными), дорожки.
  • Дорисовываем ниточки к шарикам, стебли цветам, иголки ежику, траву, дождь и другие простые элементы.
  • Рисуем узоры на полотенце либо коврике.
  • Выбираем цвет для рисунка.
  • Рисуем палочкой по снегу, манной крупе или песку.
  • Оставляем на бумаге отпечатки краски, используя губку и штампы.
  • Учимся рисованию красками, используя кисточку.
  • Рисуем пальчиками.
  • Пробуем раскатывать пластилин или тесто , делая колбаски и шарики.
  • Отламываем часть пластилина или теста, чтобы сплющить эти комочки в пальцах или ладонями.
  • Раскатанную колбаску соединяем концами.
  • Лепим комочки пластилина на картон, например, чтобы получились украшения на елке, зернышки для курочки.
  • Учимся размазывать пластилин по бумаге.
  • Оставляем отпечатки на пластилине или тесте, используя разные предметы.
  • Режем тесто ножиком из пластмассы и вырезаем формочками для печенья.
  • Делаем аппликации из рваной или скомканной бумаги, а также из ваты.
  • Выполняем аппликацию объекта, состоящего из двух или трех частей, например, гриба, дома.
  • Делаем сюжетные аппликации из двух или трех объектов, например, дом, туча и солнце.
  • Используем в играх блоки Дьенеша, конструктор лего, а также палочки Кюизенера. Строим из них дом, мост, забор, гору.


Творческое развитие крохи - это весело!

Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо», которое показано в видео с О. Н. Тепляковой – экспертом по интеллектуальному развитию.

Социальное

Двухлетнему малышу важно общение со сверстниками. Кроха тянется к другим детям и копирует их действия. В социальном развитии малыша также большое значение уделяют приобретению бытовых навыков. Занятия для социального развития 2-летнего ребенка будут такими:

  • Обращаем внимание карапуза на других деток, стараясь пробудить к ним симпатию.
  • Знакомство с другими детьми во время прогулок, предложение поиграть вместе. Так как в данном возрасте детки не умеют еще взаимодействовать в игре, очень важно участие в совместной игре взрослого. Особенно важно учить кроху играть с другими малышами, если вскоре ребенок начнет посещать детский сад.
  • Учим ребенка меняться игрушками.
  • Объясняем, когда нужно жалеть других людей, например, если мальчик упал.
  • Обучаем ребенка мыть руки с использованием мыла, полотенца.
  • Убираем вместе с малышом со стола после еды.
  • Собираем разлитую жидкость губкой.
  • Учим кроху самостоятельно снять одежду, а также надеть ее.
  • Поливаем с ребенком цветы.
  • Вместе убираем игрушки, складывая их на место.


Учите ребенка делиться игрушками, сочувствовать детям

В возрасте двух лет частой проблемой является нежелание ребенка делиться игрушками. Как понять кроху и что делать в этом случае, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Если вы видите агрессию ребенка по отношению к другим детям, посмотрите видео мамы Лары (Ларисы Свиридовой), где она доступно рассказывает о том, как следует действовать в этом случае.

У многих родителей возникает волнение по поводу того, что у ребенка часто забирают игрушки, а он их не отстаивает. Стоит ли волноваться по этому поводу, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

С другой стороны, есть дети, которые ни в коем случае не хотят делиться своими игрушками. В следующем видео Ларисы Свиридовой вы увидете, как правильно поговорить с ребенком и научить его делиться.

Крайне актуальная тема для многих семей – истерика ребенка при неполучении желаемого. Как вести в этой ситуации родителям, смотрите во фрагменте передачи Комаровского.

Примерная программа упражнений на неделю

Составление недельного плана развивающих занятий для крохи помогает решить сразу несколько задач:

  1. Не перегружать ребенка занятиями в целом.
  2. Не повторять одинаковые занятия.
  3. Не упустить какой-либо вид развития.
  4. Не переживать, что ребенок мало развивается и вы что-то упускаете.

Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Бег с препятствиями

Ходьба по нарисованной волнистой линии

Занятие с фитболом

Прыжки по «кочкам»

Игра в «улитку»

Ходьба на руках

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Подбираем предмету тень

Изучаем домашних животных

Сортируем предметы по цвету

Изучаем времена года

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное развитие

Щупаем холодные и теплые предметы

Изучаем материалы на ощупь

Изучаем вкус

Трогаем гладкие и шершавые предметы

Мелкая моторика

Играем с крупой

Пальчиковая гимнастика

Игра со шнуровкой

На прогулке создаем узоры из маленьких камешков

Игра с прищепками

Игры с песком

Игра с наклейками

Музыкальное развитие

Поем с мамой

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Слушаем классическую музыку

Слушаем детские песенки

Речевое развитие

Читаем сказку

Читаем стихи

Кривляемся перед зеркалом

Обсуждаем картинки в книге

Разыгрываем сказку

Задуваем свечи

Совместное чтение с обсуждением прочитанного

Творческое развитие

Рисование красками

Лепка с соленым тестом

Аппликация из рваной бумаги

Социальное развитие

Общение с другими детками

Идем в гости

Прогулка в песочнице

Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет. Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели.

В плане следует отметить обязательные занятия, например, визит к массажисту, посещение кружков, плавание в бассейне. Определите самые важные сферы развития вашего ребенка и запланируйте занятия по ним 5-7 раз в неделю. Обязательно оставьте в плане место для импровизации или самостоятельных игр малыша. Через 1-2 недели вы сможете проанализировать выполнение плана, после чего некоторые занятия убрать или заменить.

  • Помните, что концентрация ребенка на игре в 2-летнем возрасте длится лишь несколько минут, поэтому занятие не должно быть длительным.
  • Обязательно похвалите ребенка, если у него что-то получилось. Это будет стимулом для дальнейших успехов крохи.
  • Нельзя ругать ребенка, если он отказывается заниматься, а также в случаях, когда что-то не получилось.
  • Постарайтесь сделать развивающие игры интересными для малютки. Они должны приносить малышу радость, а не вызывать скуку.
  • Давайте ребенку возможность выполнять задание самостоятельно, даже если это будет очень долго. Кроха не сможет ничему научиться, пока вы будете более активны в игре, чем сам ребенок.


    Получайте удовольствие от игр с малышом

    Уход и режим

    Для развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:

    1. Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно отдыха. Малыши этого возраста спят около 12-13 часов в сутки. У двухлеток есть один дневной сон, который длится 2-2,5 часа.
    2. Утро крохи должно начинаться с умывания и чистки зубов, а также причесывания. Также важно приучить малыша к гигиене, напоминая, что после прогулки и перед едой обязательно следует вымыть руки.
    3. После дневного сна часто проводят процедуры для закаливания, например, обтирание либо обливание ног.
    4. Многие дети к 2-летию уже освоили горшок и используют его по назначению. Чтобы попроситься на горшочек, ребенок произносит слова или делает знак. Некоторые детки подходят к горшку и снимают штаны.
    5. Гулять с ребенком двух лет советуют ежедневно 1-2 раза, так как крохе очень нужен свежий воздух. Одевать малыша следует по погоде, чтобы не допустить перегрева, но и не позволить ребенку замерзнуть.

    К концу второго года жизни малыш умеет уже немало: он уверенно ходит и достаточно быстро бегает, ловко лазает и умеет прыгать. К сожалению, в это время многие родители начинают уделять больше внимания интеллектуальному развитию ребенка, забывая о том, насколько тесно познавательное развитие связано с физическим. Стимулировать физическое развитие ребенка в возрасте 2-3 лет можно через подвижные игры .

    Общие принципы организации подвижных игр для детей 2-3 лет

    1. Играйте в подвижные игры дома и на прогулке . Во многие подвижные игры для улицы можно с удовольствием играть и дома, немного их изменив.

    2. Привлекайте других малышей и членов семьи. Вместе – веселее, и глядя на то, как прыгает на одной ножке старший брат, а папа пинает мяч, малыш быстрее научится делать это сам.

    3. Прекрасным дополнением к подвижным играм станут простой (шведская стенка + турник + гимнастические кольца + канат) и несколько спортивных снарядов :

    • фитбол (большой надувной мяч);
    • обруч или хулахуп;
    • гимнастическая палка;
    • массажная дорожка, валики.

    Крутящийся диск, который женщины используют для похудения, также понравится вашему малышу.

    Не расстраивайтесь, если установить споркомплекс у вас нет возможности, а для спортивных снарядов нет места. Вместо них можно использовать то, что есть дома: стулья и табуретки, диванные подушки, гладильную доску. Проявите фантазию.

    4. Хорошим дополнением к спортивному комплексу станут спортивные игры :

    • кольцеброс,
    • твистер,
    • детский дартс (магнитный или с шариками на липучках),
    • футбольный набор — мяч и ворота,
    • баскетбольный набор – мяч и кольцо,
    • набор для гольфа – мяч, лунки и клюшки,
    • набор для хоккея – шайба и клюшки.

    Не обязательно покупать все эти игры, большинство из них можно сделать в домашних условиях. Например, в качестве кольцеброса можно использовать перевернутую табуретку, а кольца сделать из рулончиков от скотча или обычных пластиковых крышек.

    5. Начиная с двух лет, с малышом можно начать осваивать ролики, детский трехколесный самокат, беговел, трехколесный велосипед . Конечно, малыш не будет кататься на них сразу часами. Но даже несколько минут несколько раз в неделю уже будут способствовать развитию моторных навыков малыша. Главное здесь – регулярность и интерес ребенка.

    6. Ходить просто так малышам скучно. Есть дети, которые могут бегать, прыгать и кататься на самокате часами, а другим это неинтересно. Превратите подвижные игры в игру, а в игры добавьте подвижности . Придумывайте игры, которые позволят вашему малышу освоить различные движения, обыгрывайте различные сюжеты. Если вы устраиваете тематические недельки, вплетайте подвижные игры в контекст неделек. Организуйте небольшой подвижный квест для малыша.

    7. Играя с ребенком, не старайтесь всегда довести игру до логического конца. В этом возрасте концентрация внимания у детей – всего несколько минут и, малыш просто не может играть в одно и то же дольше. Старайтесь играть в коротенькие игры и чаще их менять . Помните и о том, что ребенку важен сам процесс игры и то, что вы играете вместе с ним, а не результат игры.

    8. Пойте или рассказывайте стихи, потешки во время ваших игр. Это добавит веселья и будет способствовать развитию речи малыша.

    Вот несколько примеров подвижных игр , которые подойдут для детей 2–3 лет .

    Ходим

    Альпинисты. Расскажите малышу об альпинистах – людях, которые покоряют вершины высоких гор. Подниматься в гору трудно, зато с вершины открывается необыкновенно красивый вид. Предложите малышу совершить его первое восхождение на гору (если у вас нет горки, вместо нее подойдет гладильная доска или просто доска шириной 20 – 25 см и длиной 1,5 – 2 м). Можно заранее положить на шкаф или комод игрушку или угощение, которые малыш сможет увидеть, только поднявшись на гору.

    В другой раз выйдите из лифта на один этаж ниже нужного. Предложите малышу подняться на гору по лестнице. На вершине горы (дома за входной дверью) его может ждать небольшой сюрприз.

    Канатоходцы. Предложите малышу стать канатоходцем – пройти по положенной на пол дощечке, ленте, гимнастической палке, стараясь сохранять равновесие и не наступая на пол. Ходить можно прямо и боком. Для равновесия можно держать перед собой палочку. Можно усложнить задание: ходить с подносом, на котором стоит кружка.

    Лесная тропинка. Толстый длинный шнур, разложенный на полу в виде змейки, может стать лесной тропинкой, сходить с которой нельзя – ведь в лесу подстерегают дикие звери и ловушки. Дайте ребенку в руки корзинку – и можно поиграть в сказку «Красная шапочка».

    Раки. Расскажите малышу о раках, которые передвигаются задом наперед. Предложите ему добраться до своего домика задом наперед. Домиком может стать диванная подушка, положенная на пол, на которую ребенок может плюхнуться. Последнее будет нравиться ему больше всего.

    Бегаем

    Зима пришла! Малыш прячется, присаживаясь на корточки за горкой или скамейкой на площадке, зимой – за снежными валами, дома – за табуретками или положенными на пол диванными подушками. Мама говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идем гулять». Малыш выходит из укрытия и бегает по площадке. Услышав слова «Зима пришла, холодно! Скорее домой», малыш прячется в своем укрытии. В теплое время года вместо «Зима пришла!» можно говорить «Дождик пошел!»

    Бег по кругу. Большинство детей очень любят крутиться вокруг себя и бегать по кругу. Покажите ребенку картинку или мультфильм, где есть карусель с лошадками. Предложите ему стать такой лошадкой – ходить и бегать по кругу. Каруселью может стать обруч или лента, разложенная на полу в виде круга.

    На площадке можно бегать вокруг песочницы, горки, карусели. Дома – вокруг табуретки, мягкой игрушки, машинки – всего, что заинтересует вашего малыша.

    Бег восьмеркой. Поставьте на некотором расстоянии друг от друга на улице двое санок, в комнате – две табуретки. Покажите малышу, как бегать вокруг них, описывая восьмерку.

    Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

    Догонялки. Эта игра нравится всем детям без исключения, а если добавить еще какой-то сюжет – вы устанете играть раньше малыша. Сюжетов может быть великое множество: лиса и курочка, кошка и мышка, волк и заяц и т.д. Например, кошка и мышка. Мама притворяется спящей кошкой, а ребенок – мышонок выходит гулять из своей норки. Когда кошка просыпается, она бежит за мышонком, стараясь его догнать. Мышонок может спрятаться от кошки в своей норке. Если малышу уже нравятся ролевые игры, можно поменяться ролями.

    Можно играть в догонялки с домиками . На улице мелками на асфальте нарисовать круги – это будут домики. Дома домиками могут служить круги, выложенные из веревки, листы бумаги, разложенные на полу, части детского коврика. Мама догоняет малыша, но если малыш заскочил в домик, мама уже не может его осалить.

    Ползаем

    Мой четвероногий друг. Предложите малышу стать котом, который гуляет, где хочет:

    • по дорожкам – предложите малышу проползти по дорожке между двумя лентами или по доске;
    • по крышам – по доске, положенной на две устойчивые невысокие табуретки;
    • под воротами – под доской, положенной на два стула;
    • в подвале – под столом, накрытом тканью таким образом, чтобы получился туннель,
    • в лесу – деревья можно «изобразить» из деталей крупного конструктора.

    Прыгаем

    Болото. Разложите на полу листы бумаги, куски ткани или части детского коврика – это кочки в болоте. Предложите малышу перебраться через болото с кочки на кочку. Малыш может перешагивать с кочки на кочку или перепрыгивать, сначала держась за вашу руку, потом сам.

    Игры с мячом

    В играх с мячом используйте мячи разного размера — от фитбола до мяча для настольного тенниса. Играйте с мячами разной фактуры: резиновыми, пластмассовыми, тряпичными, массажными. Это будет способствовать развитию тактильной чувствительности ручек вашего малыша. Тряпичный мяч – наиболее подходящий вариант для игр дома: он способен нанести ему наименьший ущерб.

    Бросаем, катим, ловим. Учите малыша бросать мяч от груди, из-за головы, снизу, одной и двумя руками. Можно играть при этом в «съедобное – несъедобное» или другие аналогичные игры.

    Покажите, как катить мяч. Попробуйте, удерживая мяч рукой, прокатить его змейкой – между деталями конструктора или мягкими зверюшками.

    Снайпер . На ватмане или куске бумаги нарисуйте большую мишень. Прикрепите ее к стене на уровне глаз ребенка. Научите ребенка бросать в мишень небольшой мяч. Удачные броски малыша можно отмечать на мишени фломастерами.

    Теннис. В сетку от игрушек положите мяч, завяжите сетку узлом и подвесьте. Предложите малышу бить по мячу ракеткой от настольного тенниса. Ракетку прекрасно может заменить пустая пластиковая бутылка.

    Боулинг. Расставьте на полу кегли или пустые пластиковые бутылки. Пусть малыш бросает или толкает мяч, пытаясь сбить кегли. По мере того, как ручки малыша будут крепнуть, и он будет толкать мяч сильнее, вы можете понемногу наливать в бутылки воду – так их будет труднее сбить.

    Футбол. Покажите малышу, как пинать мяч. Попробуйте забить мяч в ворота. Дома воротами могут быть табуретка, перевернутая на бок, или стол, закрытый с трех сторон тканью. На улице, если поблизости нет ворот, можно забивать голы под скамейку или под горку, можно обозначить ворота камушками.

    Аналогичным образом можно организовать и дома, и на улице игру в хоккей . Пластмассовые клюшку и шайбу можно купить в магазине игрушек.

    Гольф. На площадке можно поиграть с ребенком в мини-гольф. Выкопайте небольшую ямку на поляне. Возьмите теннисный мяч или шишку и палку вместо клюшки. Попросите ребенка закатить теннисный мяч в ямку.

    Ребенок в 2 года – маленький самостоятельный человечек, который с любопытством изучает окружающий мир. Взрослые максимально должны помочь малышу адаптироваться посредством игры. Во что играть с 2 летним ребенком родители решают самостоятельно, соответственно уровню физического и интеллектуального развития малыша.

    Ребенок в 2 года – маленький самостоятельный человечек, который с любопытством изучает окружающий мир. Взрослые максимально должны помочь малышу адаптироваться посредством игры. Во что играть с 2 летним ребенком родители решают самостоятельно, соответственно уровню физического и интеллектуального развития малыша.

    Что должен уметь ребенок к двум годам:

    1. Физическое развитие:
      • правильно координировать движения;
      • согласованно управлять своим телом;
      • развивать большую и мелкую моторику.
    2. Cамообслуживание – удовлетворение своих потребностей:
      • гигиенических;
      • питания;
      • раздевания-одевания;
    3. Интеллектуальное развитие:
      • пополнение словарного запаса;
      • общение с взрослыми и сверстниками;
      • познание окружающего мира;
      • рисование, музыка, танцы.

    Игры, способствующие лучшему физическому развитию

    Игры с мячом

    Подвижные игры с мячом одинаково нравятся 2-х летним мальчикам и девочкам. Следует учитывать, что ребенок в этом возрасте достаточно быстро устает, поэтому желательно чередовать активные развлечения с отдыхом. Играть дольше 15 минут не рекомендуется, иначе в следующий раз малыш откажется от этого развлечения.
    Даже в условиях небольшой квартиры можно поиграть с ребенком в мяч, бросая его с близкого расстояния в руки малыша. Развиваются хватательные движения, улучшая управление своим телом. Сев напротив друг друга и широко расставив ноги, как своеобразные ворота, следует учить ребенка двух лет катить мяч в заданном направлении.
    Игра в домашних условиях в «съедобное – несъедобное» улучшает реакцию крохи на внешние воздействия, увеличивает познания в области, что можно кушать, а что нельзя. Плюсом является развитие хватательных движений при ловле мяча.

      На детской площадке следует разнообразить игры:
    • футбол – стараться попасть по мячу ногой в движении, чередуя то правую, то левую ногу;
    • бросать мячик в заданном направлении;
    • подбрасывать мяч вверх, чтобы ребенок 2-х лет старался поймать его;
    • перебрасывать спортивный аксессуар друг другу, встав в круг с несколькими детьми примерно одинакового возраста.

    В активных развлечениях взрослым не стоит оставлять детей играть одних без присмотра:

    • малыш 2-3 лет может упасть, получив травму;
    • удар мячом, даже брошенный сверстником, довольно болезнен;
    • родители должны руководить игрой.

    Преодоление препятствий

    Дети 2-3 лет очень любят спортивные игры:

    • лазить по шведской стенке;
    • висеть с поддержкой взрослого на турнике;
    • ходить по бревну над уровнем земли;
    • бегать, прыгать.

    В таком возрасте у малыша нет чувства страха и опасности, поэтому взрослым рекомендуется осуществлять постоянное наблюдение за ребенком, чтобы исключить возникновение несчастных случаев. Рекомендуется рассказывать малышу о поведении на гимнастических снарядах, необходимости крепко держаться.

    Ирина Князева — воспитатель детского сада №57

    Во что поиграть с ребенком в 2 года на улице советуют специалисты:

    • догонялки с родителями или другими детьми, играющими рядом;
    • жмурки;
    • ходьба по лабиринту, по начерченной на асфальте линии;
    • прыгалки на месте с чередованием ног, со ступеньки на ступеньку, через бордюр.

    При прыжках следует держать малыша 2 лет за руку, пока он научиться прыгать без травм.
    Активные физические игры заменяются в домашних условиях хождением босиком по крупе, мелкой гальке. Можно предложить и показать личный пример, как ходить на цыпочках, зажав мячик или мягкую игрушку между коленями. Дети в 2-3 года с удовольствием повторяют действия взрослых.
    Очень любят малыши массаж с рассказом «Ехал поезд» — в игровой форме укрепляются мышцы спины, улучшается осанка. Занятия с ребенком физическими упражнениями укрепляют организм, повышают иммунитет, препятствуют возникновению многих заболеваний.

    Игры, улучшающие мелкую моторику

    Гармоничное развитие маленького человека немыслимо без игр, тренирующих мелкую моторику рук. Движения руками, пальцами у детей в 2 года напрямую связаны с работой головного мозга – способствуют лучшему развитию речи, логики, зрительной координации движения.

    Творчество

    Конечно, может не все получаться сразу, но требуется терпение родителей, чтобы малыш 2 лет научился все делать сам:

    • рисовать красками и карандашами, раскрашивать крупные рисунки раскрасок;
    • вырезать ножницами простейшие фигуры;
    • лепить из пластилина, глины или теста палочки и шарики;
    • делать аппликации и поделки из картона, цветной бумаги, другого подручного материала.

    Играть с ребенком в возрасте 2 лет в подобные игры следует только с взрослыми, которые объяснят и подробно расскажут, покажут, в какой последовательности следует изготавливать ту или иную поделку. Малыш в 2 года под руководством родителей делает сначала только несложные действия: раскрашивает крупное изображение, приклеивает, вырезанную взрослым, фигурку.
    Все дети любят рисовать. По тому, в какую руку ребенок берет карандаш или кисточку, определяется будущий левша или правша. Не рекомендуется перекладывать насильно предметы из левой руки в правую, так как такие методы вообще отобьют охоту творчества. Даже, если непонятно, что изобразил ребенок, малыша желательно похвалить, чтобы поощрить его старание.

    Игры с песком


    Очень полезны занятия малыша в песочнице:

    • постройка замков развивает фантазию;
    • производство «пирожков» из песка приучает различать форму изделия;
    • песок массажирует подушечки пальцев и ладони, улучшая кровообращение и мозговую деятельность крошки;
    • игры с другими детьми расширяет кругозор, развивает общительность.

    Рисование на стекле, посыпанном песком, способствует развитию фантазии, самостоятельности.

    Развитие речи

    Поиграть с малышом 2 лет можно, рассказывая ему сказки, разучивая вместе детские стишки, особенно такие, как «Мишка косолапый», в которых совмещается рассказ и действие. Эффективно использовать музыкальное сопровождение в играх с ребенком 2 лет: предложить малышу делать движения телом в такт музыки – подпрыгивать, приседать. Или самому играть на каком-либо инструменте.

    В игровой форме следует учить детей четко выговаривать слова, поправлять при неправильном произношении. Рекомендуется беседовать с малышом, как с взрослым, увеличивая словарный запас маленького человека.

    С удовольствием дети 2 лет смотрят кукольные спектакли, которые можно организовать дома. Не обязательно использовать профессиональных кукол, следует задействовать любимую игрушку ребенка. Поиграть в представление с ребенком можно, научив малыша правилам поведения в быту – за столом, в ванной во время умывания, помогая маме убирать в комнате и тому подобное.
    В таком возрасте дети любят играть в ролевые игры со сверстниками или родителями. Одеть, причесать куклу, вылечить любимого мишку, купить товар в магазине – больше подходит девочкам, наследующим поведение мамы. А мальчики заняты машинками, постройками из кубиков гаражей, сборкой простейших фигур из конструктора.

    Определение качества предметов

    Как играть с ребенком в 2 года, чтобы малыш научился определять форму предметов, умел правильно применять полученные знания на практике? Рекомендуется взять разные фигурки по форме: кубики, шарики, пирамидки, куклы. Найди отличия — такие игры помогают ребенку развить внимание и сообразительность Требуется закатить их в игрушечные ворота. Родителям следует доходчиво объяснить в игре с ребенком, почему быстрее всех катится шарик, а не кубик. Малыш на примере разных игрушек сможет различать форму предметов.
    Игры на сравнение качества предметов развивают сообразительность и внимание: рекомендуется взять 2 игрушки, например куклы, одетые в различную одежду, с неодинаковыми прическами, разного роста. Ребенок 2 лет должен рассказать, что у них общего и в чем отличие. Играть часто с ребенком в подобные игры – хорошая тренировка для умственного развития.

    Звуковое окружение

    Хорошее предложение играть с малышом на распознавание звуков, окружающего пространства. Следует внимательно прислушаться к тиканью часов, жужжанию мухи, шуму машин за окном. Объясняя ребенку происхождение звуков, желательно повторять их вместе. Можно самим стать источником звука: поцарапать ногтями по стене, стеклу, хлопнуть дверью, кашлянуть, изобразить, какие звуки издают домашние животные. Повторяя за взрослым, ребенок меньше воспринимает посторонние шумы при укладывании в постель и засыпании.

    Мелкая моторика

    Во что, и как играть с детьми 2 лет, выбирают родители, руководствуясь рекомендациями для гармоничного развития малыша в 2-3 года. Мелкую моторику развивают игры с мелкими предметами Прекрасно развивает моторику пальцев перебирание мелких предметов – разноцветных пуговиц, зерен фасоли, колечек, сверкающей бижутерии. Интересно малышам нанизывать колечки на пирамидку. Чередуя цвета, ребенок 2 лет запоминает последовательность правильного сложения фигуры.
    Складывание зерен фасоли или пуговиц в бутылку с узкой горловиной – увлекательное занятие для малышей, развивающее мелкие движения пальцев, массажируя их подушечки, что благосклонно действует на психическое развитие ребенка.

    Помощь маме


    Дети с радостью помогают взрослым делать домашние дела

    Как играть с ребенком 2 лет в домашних условиях, подскажет сообразительность родителей. Можно с маленького возраста приучать сынишку или дочурку помогать маме простейшими приемами: разложить салфетки на столе, положить каждому вилки, ложки, заодно обучая малышей счету. Сколько в семье человек и сколько приборов надо поставить на стол. Сколько следует положить ложек, вилок, тарелок.
    Уборка по дому приучает ребенка к аккуратности. Подмести пол, пропылесосить ковер, убрать игрушки – дети с удовольствием выполняют несложные работы по дому во главе с мамой или папой. Руководство взрослых обязательно при работе с электроприборами. Оформив ежедневные заботы в виде увлекательной игры, можно добиться, что ребенок в дальнейшем будет помогать старшим без постоянных напоминаний.
    Многим детям нравится готовить вместе с мамой, выполняя несложные действия, как настоящий повар: перемешать тесто, слепить пирожок, почистить вареные овощи.

    Развитие внимания

    Развивают сообразительность, внимание, логику игра в пазлы. Сначала требуется складывать простейшие варианты из малого количества частей, постепенно увеличивая сложность задания.
    Определению формы, цвета предметов помогает несложная игра: в 2 емкости следует сложить игрушки разного цвета. Объяснить ребенку, где какой и просить дать игрушку определенной окраски. За каждое правильное действие желательно поощрять ребенка словом.
    Неизменный восторг вызывает пускание мыльных пузырей. Самостоятельное выдувание пузырей развивает дыхательную систему крохи, а попытка поймать переливающееся разными цветами чудо, улучшает координацию движения.

    Во всех играх с ребенком двухлетнего возраста должны участвовать взрослые, чтобы предупредить травмы малыша. Обязательно следует хвалить крошку, вне зависимости от того, хорошо или плохо получилось задание. Ребенок должен чувствовать любовь и защиту родителей. Разнообразие игр зависит от желания и фантазии мамы и папы.