Основы экстренной психологической помощи: истерика, агрессия, апатия, страх, тревожность, плач

Истерика у ребенка – состояние пикового возбуждения у ребенка, которое выражается в потере полноценного контроля над своими эмоциями и частично – действиями (способами выражения эмоций). Классический образец детской истерики – это громкий крик, плач, переходящий в визг, которые могут сопровождаться падениями, катаниями по полу или деструктивными реакциями. Иногда обнаруживается стремление к самоповреждению: дети кусают себя, начинают бить себя по голове и т.п.

Находясь в подобном состоянии, ребенок закрыт для привычного общения с ним: он не способен адекватно воспринимать обращенную к нему речь.

Детская истерика может являться, как и сознательной реакцией-манипуляцией, так и плохо осознаваемым явлением. В первом случае речь идет о выработанной привычке управления поведением взрослых, а во втором – об острой реакции на какое-либо внешнее событие.

Закономерно, что по мере взросления у детей появляются индивидуальные интересы и потребности, которые нередко расходятся с желаниями взрослых. И если ребенок не может получить желаемое, то вполне вероятно, что его недовольство может найти выход в истерической реакции.

Истерическая реакция – это древний способ реагирования на небезопасную ситуацию, который встречается и в животном мире. Например, попавшее в сети животное начинает беспорядочно метаться, пока не истощиться или случайным образом не сможет освободиться из ловушки.

Итак, истерика у ребенка это способ реагирования на сложную, непонятную или опасную для его благополучия ситуацию, когда у него нет других «инструментов» для преодоления происходящего.

Приведем основные причины появления истерик:

  • неспособность выразить в словах свое недовольство;
  • желание обратить на себя внимание;
  • попытка добиться чего-либо.

Среди прочих причин можно выделить:

  • авторитарный стиль воспитания, при котором ребенок не имеет «права голоса»;
  • попустительский стиль воспитания, когда родители никак не реагируют на проступки и достижения ребенка;
  • перекос в системе «кнутов и пряников», явная неадекватность воспитательных мер;
  • общая слабость нервной системы;
  • усталость, голод;
  • постинфекционные истерические реакции как следствие истощения организма ребенка.

Нередко столкнувшись с подобным поведением ребенка родители хотят только одного – чтобы все это побыстрее закончилось и многие упускают из виду то, что именно от реакции взрослых зависит то, будут ли эти приступы учащаться либо же канут в небытие.

Итак, как бороться с подобными происшествиями? Во-первых, необходимо четко различать обычные детские капризы и полноценный истерический приступ. Капризы, хотя и могут принимать форму истерики, всегда применяются детьми сознательно, чтобы обойти какие-либо запреты взрослых, либо чтобы получить нечто, что отсутствует «здесь и теперь». Здесь есть важное отступление – при истериках-капризах дети не причиняют себе вреда.

А вот полноценные истерические приступы, как правило, непроизвольны, хотя и носят манипулятивный характер. Наступают они в ситуации, когда ребенок теряет контроль над захлестнувшими его эмоциями. Приступ сопровождается срывающимися на визг криками, нередко царапаньем рук и лица, иногда – битьем головой обо что либо. В ситуациях, когда речь идет уже о подозрении на патологическое состояние, может обнаруживаться так называемая истерическая дуга, которая описана в статье об истерическом расстройстве личности.

Важно понимать, что истерика – это крайне бурная эмоциональная реакция, при которой ребенок почти не контролирует свои действия и все сопряженные с ней явления (агрессия, раздражительность, попытки сломать что-либо, удары и самоповреждения) непроизвольны.

К слову, в подобном состоянии дети способны сильно навредить себе, поскольку болевой порог обычно повышается. Другая особенность истерик – это их быстрое угасание при отсутствии ожидаемой реакции со стороны взрослых.

Управление детскими истериками

Как успокоить ребенка при истерике? – ключевой вопрос большинства родителей, но перед ответом на него необходимо проследить «историю» развития подобного поведения. Первые полноценные истерические реакции у детей развиваются после первого года жизни, а пиковый период приходится на возраст 3±0.5 года. Кризис трех лет – период развития самостоятельности («я сам») и противопоставления себя родителям. В этот период у некоторых детей истерические приступы могут разворачиваться по несколько раз на дню, хотя это будет причиной, чтобы задуматься о психическом благополучии ребенка. Это период, когда истерические реакции могут стать для ребенка мощным инструментом в плане достижения целей.

Как правило, истерика не наступает внезапно – этому предшествует период насупленности, молчаливого недовольства и хныканья. В принципе, в этот период можно попробовать отвлечь ребенка от его состояния чем-либо интересным (стараясь не потакать), чтобы предотвратить истерику.

У всех детей свои интересы – кого-то успокоит пестрая книжка, кого-то любимая игрушка. Да и простой разговор с ребенком или простая просьба способны вернуть его в нормальное состояние. Различные способы отвлечения ребенка эффективны, когда приступ не развернулся. Во время самого приступа, разумеется, подобные действия не возымеют нужного результата.

Как уменьшить риски развития истерических реакций в рутинной жизни:

  • отдых и стабильный (но гибкий) режим;
  • недопущение переутомления детей (т.н. раннее развитие не всегда приносит желаемые плоды);
  • выделение ребенку достаточного времени на занятие своими делами: играми, рисованием и т.п.;
  • помогайте ребенку выражать свои чувства приемлемым образом – посредством речи, не забывайте, что необходимо не просто слушать, но и признавать эмоции ребенка: подтверждайте его права на обиду, злость и другие неприятные переживания, чтобы ребенок чувствовал себя принятым;
  • к трехлетнему возрасту научитесь давать больше свободы ребенку, не старайтесь все сделать за него – многих детей именно такое сверхопекающее поведение приводит к истерикам;
  • оставляйте за ребенком право выбора;
  • за неимением выбора четко сообщайте ребенку, что надлежит и будет сделано;
  • при плаче – попросите ребенка сделать что-либо простое, а не старайтесь каждый раз жалеть его (хотя, безусловно, это также необходимо).

Истерические реакции в 1.5-2 года

До 2 лет истерики у детей чаще всего являются следствием усталости или напряжения, поскольку нервная система еще активно формируется. Ближе к 2.5 годам капризное поведение и истерики становятся способом манипулирования и выражения несогласия. К этому времени дети уже частично понимают смысл слов «нет, нельзя, не хочу» и начинают активно использовать их для выражения несогласия. Но в тоже время у ребенка еще недостаточно речевых навыков, чтобы полноценно выразить свое несогласие и понимая это, дети выбирают единственную доступную им форму поведения – истерику. Но, ни немедленное удовлетворение требований ребенка, ни жесткие наказания не дадут полноценного результата.

У ребенка в 2 года истерика – как его успокоить? Две самые распространенные ошибки – это попытки рационально уговорить малыша успокоиться (как вы думаете, ребенок двух лет способен внять доводам логики?), либо его «бросание» фразой, вроде «ну все, мама уходит». В первом случае вы даете стимул для продолжения истерики, а во втором – способны сильно травмировать ребенка (напугать его), что может привести его к потере доверия к миру (в лице значимых взрослых) и в дальнейшем стать толчком к развитию неуверенности, страхов, тревожности и замкнутости.

Достаточно находиться рядом с ребенком, поддерживать его, но не уговаривать и тем более – не покидать. Нередко хватает молчаливого присутствия, чтобы весьма успешно остановить истерику. Более того, не стремитесь удовлетворить требования ребенка – ведь это покажет ему, что протест в форме истерики – идеальное средство для достижения желаемого и шантажа родителей.

Наказания также не являются оптимальным способом решения проблемы, поскольку способны лишь усугубить состояние ребенка. Во время истерики достаточно холодного присутствия, а по ее прохождению полноценного разговора с ребенком, почему это произошло, чего он хотел, и как это можно было сделать по-другому.

Принципиальный момент – не лишайте ребенка общения, ведь именно через общение происходит развитие, а для ребенка – это верный показатель вашей любви к нему.

Истерические реакции в 3 года

Многие родители замечают, что это период, когда ребенок буквально забывает все слова, кроме «не хочу» и «нет». Это первый период бунтарства и несогласия в жизни ребенка, когда он понимает, что он – это отдельная личность. Истерики в этот период – не редкость и самое мудрое решение в этих условиях – отвлечение внимания ребенка от предмета истерики и общение с ним.

Но опять же, отвлечение внимания ребенка – это превентивная мера, в ходе уже развернувшегося приступа это не поможет, здесь остается лишь переждать бурю и снова обсудить произошедшее с ребенком.

В подобных ситуациях важным представляется сохранение собственного равновесия. Например, одна из консультируемых мам выработала следующую стратегию поведения: во время истерики она попросту говорила ребенку о том, что с радостью поговорит с ним о том, чего он хочет, когда тот успокоится и продолжала заниматься своими делами (не покидая ребенка). Уже через несколько «неудачных» приступов ребенок самостоятельно вызывал маму на разговор.

Нужно ли лечение?

Мы подошли к весьма тонкому моменту – необходимости профессионального вмешательства в семейную ситуацию и поведение ребенка. Как мы уже говорили, до определенного момента истерики являются нормальным явлением, которое сходит на нет к 4-5 годам. Например, часто встает вопрос о том, как успокоить новорожденного ребенка во время истерики; ответ один – никак. Младенцы и новорожденные только криком (как формой истерики) способны выражать неблагополучие своего состояния, будь то голод, неправильный температурный режим или отсутствие общения. Все это – нормальные реакции.

Как успокоить истерику у ребенка 2-3 лет – более-менее понятно, в то время как к старшему дошкольному возрасту (ближе к 6 годам), истерики могут приобретать откровенно манипулятивный или патологический характер.

Если посредством истерического поведения ребенок постоянно стремится достигать своих целей, то здесь встает необходимость диагностики всей системы семейных отношений. В данном случае логичным представляется обращение к системно-семейному терапевту для выявления причин и путей устранения проблемы.

В данном случае причина будет лежать не столько в самом ребенке, сколько в системе отношений мать-ребенок-отец и вполне вероятно, что потребуется коррекция отношений в семье и буквально построение новой системы взаимодействия родителей и детей.

Если своевременно не скорректировать патологические отношения, то в последующем у ребенка могут наблюдаться серьезные проблемы в школьной сфере.

При истерических реакциях, не носящих открытый требовательный характер, в особенности к 6 годам, стоит задуматься о том, что проблема лежит в самом ребенке. В этом случае стоит показать ребенка специалисту по детскому развитию и детской патопсихологии, чтобы провести тонкую диагностику и оценить возможность развития истерического расстройства, либо же диагностировать скрытые патологии.

Как правило, к 6-7 годам дети овладевают большим спектром способов выражения своего недовольства и протеста, и истерические реакции отходят на задний план и постепенно угасают.

До шестилетнего возраста истерические реакции (если они не регулярны) являются более-менее нормальным типом реакции ребенка на проблемные ситуации, но при сохранности подобного поведения в последующих возрастах мы рекомендуем обратиться к соответствующим специалистам за консультацией.

Многие даже не подозревают, но маленькие дети – отличные манипуляторы. Управлять взрослыми – это их дар от природы. Но вот методы, которыми ребенок манипулирует родителями, могут отличаться в каждом отдельном случае. Так, один младенец становится слишком капризным, плаксивым, другой рыдает, захлебываясь и краснея, а дети постарше, обнимая и расцеловывая родителей, выманивают все, что хотят (ну кто устоит перед такой милотой?). И если обнимашки-целовашки никак взрослых не тревожат, то капризы и истерика вызывают серьезные беспокойства. Поэтому родителям важно знать, как успокоить ребенка во время истерики, причем следует научиться делать это правильно.

Почему ребенок истерит?

Прежде чем понять, как успокоить истерящего ребенка, нужно разобраться в том, что представляет собой данное явление. Итак, истерика – это громкий плач картинного характера, которым ребенок старается привлечь к себе внимание. Главная цель истерик – добиться своего любой ценой. Как правило, во время истерики ребенок чувствует себя прекрасно, у него ничего не болит, он не хочет есть или пить. Просто в этот момент малышу чего-то очень сильно захотелось (съесть конфету, попрыгать на диване, заполучить новую игрушку и т.д.). Главными признаками истерики являются:

  • выгибания спины во время криков;
  • резкие непроизвольные движения;
  • закидывания головы;
  • громкий плач, переходящий в крик.

При этом слез на глазах капризули может и не быть. А пытаться его отвлечь различными манипуляциями или успокоить уговорами – бесполезное занятие. Так какова причина истерик?

  1. Кризис 1-го и 3-го года жизни. В эти периоды ребенок стремится к самостоятельности, он желает познавать мир без участия взрослых. В возрасте 1 года малыш начинает ходить, и все, что ранее ему было недоступно, оказывается рядом, стоит только протянуть руку или преодолеть небольшие препятствия. Но родители запрещают малышу многое. «Нет» и «нельзя» дети этого возраста слышат слишком часто. Поэтому реагируют на возражения взрослых весьма эмоционально. В 3 года ребенок стремится помогать родителям, самостоятельно выполнять сложные задачи, но из-за того, что кроха делает «все не так», взрослые запрещают ему многое. Происходит конфликт, вследствие чего малыш протестует самым неожиданным способом.
  2. Распространенной причиной детских истерик является недостаток родительской любви, внимания и ласки. Таким поведением ребенок как бы заявляет о том, чтобы на него обратили внимание, обняли, поцеловали, сказали о своей любви. Каждый родитель должен понять, что даже 30 минут в день, проведенных с ребенком, достаточно, чтобы он почувствовал себя нужным и любимым.
  3. Несоблюдение запретов и правил. Если взрослые устанавливают какие-либо правила, их нужно придерживаться. Иначе ребенок понимает, что границы, устанавливаемые взрослыми, могут быть подвижны.
  4. Поощрение истерик. Если взрослым не удалось успокоить или отвлечь ребенка, бьющегося в истерике, и они решились ему уступить, в дальнейшем кроха будет пользоваться слабостью родителей постоянно.
  5. Причины физиологического характера. Конечно, родители прежде должны убедиться, что истерика – не последствие усталости ребенка, болезни, плохого состояния, чувства голода и т.д.
  6. Особенности характера.
  7. Чрезмерная опека и строгость родителей.
  8. Неблагоприятная ситуация в семье (стрессы, насилие, конфликты, развод родителей).

Какой бы ни была причина истерик, нужно найти способ, как успокоить ребенка, отвлечь его от негативных мыслей.

Способы, которые помогут успокоить ребенка

Первое, что должны помнить родители, - нужно всегда сохранять спокойствие. Не нужно поддаваться на истерики своего чада, иначе он быстро смекнет, что плачем можно добиться всего, чего захочется.

В борьбе с детскими истериками можно использовать несколько методов:

  1. Постарайтесь предотвратить это состояние. Прежде чем малыш начнет истерить, должны произойти определенные события. Поэтому нужно уметь вовремя отвлечь кроху от возможного раздражителя.
  2. Игнорируйте истерики. Как правило, ребенок, склонный к истерикам, ищет «зрителя», который посочувствует его беспокойству и удовлетворит все его желания. Поэтому родителям в такие моменты рекомендуется не обращать внимания на поведение ребенка, переключиться на другое действие. Малыш, увидев, что его никто не слушает, быстро успокоится и увлечется тем занятием, на которое взрослый переключил свое внимание.
  3. Будьте готовы к истерикам. Вы уже знаете причину истерик вашего чада? Тогда постарайтесь искоренить эти причины. Чаще говорите ребенку, как сильно вы его любите, больше времени проводите с ним, играйте вместе, хвалите за любые достижения, гордитесь своим малышом.
  4. Если младенец начинает истерить, постарайтесь отвлечь его внимание на более интересные вещи: например, «Смотри, какая машина огромная!», «Ой, какая собачка красивая побежала!» и т.д.
  5. Если ребенок плачет навзрыд, не пытайтесь его успокоить банальными словами «не плачь!» или «успокойся!» - они действуют как раз наоборот. Попросите кроху плакать немного тише, чтобы не мешать работающему папе или отдыхающим соседям.
  6. Заговорите с ребенком! Причем говорите быстро, спокойно и много, так, как будто кроха вас внимательно слушает. Удивительно, но многие дети действительно начинают слушать взрослого, забывая о своей истерике.

Некоторые дети ввиду своей психологической особенности справиться с истерикой самостоятельно не могут. Задача родителей – помочь малышу. Для этого можно посадить кроху к себе на колени лицом к лицу, немного покачать, включить тихую музыку или ту, которая больше всего нравится крохе, усадить малыша в теплую ванну. Когда ребенок успокоится, нужно обязательно обсудить с ним произошедшее. Нужно объяснить, почему нельзя себя так вести, спросить, что он чувствовал во время истерики и объяснить словами, как на самом деле он выглядел в этот момент. Постарайтесь помириться с крохой, обнимите его, поцелуйте, скажите о своей любви.

Чего нельзя делать во время детской истерики?

Родители часто допускают ошибки, пытаясь успокоить или отвлечь свое чадо от истерик. Поэтому стоит запомнить, что в такие моменты нужно оставаться спокойным (что очень трудно), здравомыслящим, непоколебимым и настойчивым. Ни в коем случае нельзя:

  • идти на уступки, лишь бы ребенок прекратил истерить;
  • спорить с малышом, дразнить его – кроха в такие моменты не слышит и не понимает взрослого;
  • кричать на ребенка;
  • стыдиться своего малыша: если он истерит на людях (к примеру, в магазине), оставайтесь непоколебимыми, чтобы ни думали о вас окружающие люди;
  • силой поднимать ребенка с пола или усаживать его на руки во время истерик – пусть он вдоволь накувыркается и накричится: так он поймет, что все его театральные представления бесполезны;
  • отступать от своих требований;
  • успокаивать ребенка: чем активнее суета возле истерящего ребенка, тем дольше он будет играть свою роль;
  • наказывать малыша за истерики, тем более на глазах посторонних людей.

Если потакать каждой истерике ребенка, в дальнейшем будет сложнее справиться с этим явлением. К тому же к обычным проявлениям истерики постепенно будут присоединяться агрессия и жестокость, что в дальнейшем невозможно будет исправить самостоятельно – без помощи специалиста не обойтись. В любом случае помните, что запретов не должно быть много, но и потакать ребенку во всем тоже не стоит. Учитесь предотвращать истерики, и тогда ваш ребенок вырастит счастливым человеком.

Как помочь себе (и близким) в случае истерики, агрессии, апатии, страха, тревоги или слез. Зожник приводит тут целиком важную для каждого брошюру о первой психологической доврачебной помощи: что нужно и чего нельзя делать в этих случаях.

Это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь себе и окружающим, оказавшимся в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями.

Оказавшись в такой ситуации человек переживает сильное эмоциональное потрясение, ведь его привычная «нормальная» жизнь в один момент изменилась. Находясь в таком состоянии, человек не всегда самостоятельно может справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями, которые захлестывают его в этот момент. Очень важно поддержать, помочь найти силы и мужество жить дальше.

Истерика

Истероидная реакция – сухими медицинскими словами «активная энергозатратрная поведенческая реакция». Человек бурно выплескивает свои эмоции на окружающих. Он может кричать, размахивать руками, одновременно плакать. Истерика всегда происходит в присутствии зрителей.

Истероидная реакция – это один из способов, с помощью которой наша психика реагирует на экстремальные события. Эта реакция очень энергозатратна и обладает свойством заражать окружающих.

Как помочь другому при истерике

  • Постарайтесь удалить зрителей и замкнуть внимание на себя. Чем меньше зрителей, тем быстрее истероидная реакция прекратится.
  • Если зрителей удалить невозможно, постарайтесь стать самым внимательным слушателем, оказывайте человеку поддержку, слушайте, кивайте, поддакивайте.
  • Меньше говорите сами. Если говорите, то короткими простыми фразами, обращаясь к человеку по имени. Если не «подпитывать» истерику провоцирующими словами, высказываниями, то через 10-15 минут она пойдет на спад.
  • После истерики наступает упадок сил, поэтому необходимо дать человеку возможность отдохнуть.

Помощь себе самому при истерике

В таком состоянии очень трудно чем-то помочь самому себе, потому что в этот момент человек находится в крайне взвинченном эмоциональном состоянии и плохо понимает, что происходит с ним и вокруг него.

Если у вас возникает мысль о том, как прекратить свою истерику, это уже первый шаг на пути ее прекращения. В этом случае нужно принять следующие действия:

  • уйти от «зрителей», остаться одному.
  • Умыться ледяной водой – это поможет прийти в себя.
  • Сделать дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания на 1-2 секунды, медленный выдох через нос, задержка дыхания на 1-2 секунды, медленный вдох и так далее.

Недопустимые действия при истерике

  • Не совершайте неожиданных действий (таких как дать пощечину, облить водой, потрясти человека).
  • Не вступайте с человеком в активный диалог по поводу его высказываний, не спорьте до тех пор, пока эта реакция не пройдет.
  • Не нужно считать, что человек делает это намеренно, чтобы привлечь к себе внимание.
  • Помните, что истероидные проявления – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.
  • Не нужно говорить шаблонных фраз: «успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя», «соберись, тряпка».


Агрессия

Агрессивная реакция или гнев, злость – бывают нескольких видов: вербальная (когда человек высказывает слова угрозы) и невербальная (человек совершает агрессивные действия).

В ситуации, когда внезапно и существенно нарушается привычный уклад жизни любой человек имеет право испытывать злость, гнев, раздражение.

В такой ситуации вы сможете помочь человеку совладать со шквалом эмоций, со своим гневом и с достоинством пережить испытания, которые ему выпали.

Гнев – это еще более эмоционально заразительная реакция, чем истерика. Если вовремя ее не остановить, то в какой-то момент она может стать массовой. Многие люди, испытывая такую реакцию потом недоумевали, как такое могло с ними произойти.

Чтобы оказать человеку поддержку, примите его право на эту реакцию и то, что она направлена не на вас, а на обстоятельства.

Как помочь другому человеку в гневе

  • Разговаривайте с человеком спокойно, постепенно снижая темп и громкость речи.
  • Важно говорить тише, медленнее и спокойнее, чем человек, который испытывает гнев.
  • Обращайтесь к человеку по имени, задавайте вопросы, которые помогли бы ему сформулировать и понять его требования к этой ситуации: «Как вы считаете, что будет лучше сделать: это или вот это?»

Как помочь себе при агрессии

  • Постарайтесь высказать свои чувства другому человеку.
  • Дайте себе физическую нагрузку.

Недопустимые действия при агрессии

  • Не нужно считать, что человек, выражающий агрессию, по характеру злой.
  • Гнев – это выражение эмоциональной боли на «ненормальные» обстоятельства.
  • Не старайтесь переспорить или переубедить человека, даже если считаете, что он не прав.
  • Не угрожайте и не запугивайте.


Апатия

Апатия – снижение эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной активности человека.

Зачастую, когда человек попадает в экстремальную ситуацию, это оказывается для него настолько тяжелым переживанием, что он не в состоянии сразу осознать то, что случилось, и апатия в данном случае выступает как психологическая анестезия.

Как помочь другому человеку при апатии

  • Если это возможно, дайте такой реакции состояться, постарайтесь обеспечить человеку комфортные условия, чтобы он мог отдохнуть.
  • Если это по каким-то причинам невозможно, то необходимо помочь человеку мягко выйти из этого состояния. Для этого вы можете предложить ему самомассаж (или помочь ему в этом) активных биологических зон – мочек ушей и пальцев рук.
  • Можно дать стакан сладкого крепкого чая, предложить какую-то умеренную физическую нагрузку (погулять пешком, сделать простые упражнения).
  • Поговорите с человеком, задайте ему несколько простых вопросов, например, «Как ты себя чувствуешь?»
  • Скажите человеку, что испытывать апатию – это нормальная реакция на сложившиеся обстоятельства.
  • Когда мы даем реакции состояться, то это позволяет человеку в комфортном для него режиме осознать произошедшее.

Как помочь себе при апатии

  • Если вы чувствуете упадок сил, вам трудно собраться и начать что-то делать, и особенно если вы понимаете, что не способны испытывать эмоции, дайте себе возможность отдохнуть. Снимите обувь, примите удобную позу, постарайтесь расслабиться.
  • Не злоупотребляйте напитками, содержащими кофеин (кофе, крепкий чай), это может только усугубить ваше состояние. По возможности отдохните столько, сколько потребуется.
  • Если ситуация требует от вас действий, дайте себе короткий отдых, расслабьтесь хотя бы на 15-20 минут.
  • Помассируйте мочки ушей и пальцы рук. Эта процедура поможет вам немного взбодриться.
  • Выпейте чашку некрепкого сладкого чая.
  • Сделайте несколько физических упражнений, но не в быстром темпе.
  • Если необходимо работать – делайте это в среднем темпе, старайтесь сохранить силы. Например, если вам нужно дойти до какого-то места, не бегите – передвигайтесь шагом.
  • Не беритесь делать несколько дел сразу. В таком состоянии внимание рассеяно и сконцентрироваться трудно.
  • При первой же возможности дайте себе полноценный отдых.

Чего нельзя делать при апатии

  • Не «выдергивайте» человека из этого состояния и не прекращайте течение этой реакции без крайней на то нужды.
  • Не нужно призывать человека собраться, «взять себя в руки», апеллируя к моральным нормам, не нужно говорить «так нельзя», «ты сейчас должен».

Страх

Страх – это эмоция, которая оберегает нас от рискованных, опасных поступков, его время от времени испытывает каждый человек.

Опасным страх становится, когда он неоправдан или силен настолько, что лишает человека способности думать и действовать.

Сильные проявления страха – это тоже нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

Страх, возникая один раз, может надолго поселиться в душе. И тогда он начнет мешать ему жить, вынуждая отказываться от каких-то действий, поступков, отношений.

Чем дольше человек живет со своим страхом, тем сложнее ему с ним бороться. Поэтому чем быстрее человек справится со своим страхом, тем меньше вероятность того, что это превратится в проблему, которая может беспокоить человека долгие годы.

Как помочь другому человеку, если он испытывает страх

Как помочь себе при страхе

  • Если вы находитесь в состоянии, когда страх лишает способности думать и действовать, то можно попробовать применить несколько простых приемов. Например, это могут быть дыхательные или физические упражнения.
  • Попытайтесь сформулировать для себя и проговорить вслух, что вызывает страх.
  • Если есть возможность, поделитесь своими переживаниями с окружающими людьми — высказанный страх становится меньше.
  • При приближении приступа страха можно сделать несколько дыхательных упражнений.

Недопустимые действия

Даже если вы считаете, что страх неоправданный или нелепый, то не нужно пытаться убедить в этом человека фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости». Когда человек находится в таком состоянии, для него страх серьезен и эмоционально болезнен.


Тревога

Состояние тревоги отличается от состояния страха тем, что, когда человек испытывает страх, он боится чего-то конкретного (поездок в метро, болезни ребенка, аварии и т.д.), а когда человек испытывает чувство тревоги, он не знает, чего он боится. Поэтому в каком-то смысле состояние тревоги тяжелее, чем состояние страха.

Источником тревоги очень часто является недостаток информации и состояние неопределенности, которое характерно для любой чрезвычайной ситуации.

Состояние тревоги может длиться долго, вытягивая из человека силы и энергию, лишая его возможности отдыха, парализуя способность действовать.

Как помочь человеку (или себе) при тревоге

  • При тревожной реакции очень важно постараться «разговорить» человека и понять, что именно его тревожит. В этом случае возможно, что человек осознает источник тревоги, и тогда она трансформируется в страх. А со страхом справиться проще, чем с тревогой.
  • Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. Тогда можно проанализировать, какая информация необходима, когда и где ее можно получить, составить план действий.
  • Самое мучительное переживание при тревоге — это невозможность расслабиться. Напряжены мышцы, в голове крутятся одни и те же мысли, поэтому можно предложить человеку сделать несколько активных движений, физических упражнений, чтобы снять напряжение, а еще лучше вовлечь его в продуктивную деятельность, связанную с происходящими событиями.

Недопустимые действия

  • Не оставляйте человека одного.
  • Не убеждайте его, что тревожиться незачем, особенно, если это не так.
  • Не скрывайте от него правду о ситуации или плохие новости, даже если с вашей точки зрения это может его расстроить.


Слезы

Плач — это реакция, позволяющая в сложной кризисной ситуации выразить переполняющие человека эмоции. Каждый хотя бы раз в жизни плакал и знает, что слезы, как правило, приносят значительное облегчение.

Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, он не может сразу, как по взмаху волшебной палочки вернуться в обычную жизнь. Его переполняют сильнейшие эмоции, и слезы в данном случае — способ выплеснуть свои чувства.

Любую трагедию, любую потерю человек должен ПЕРЕЖИТЬ. Пережить — это значит принять то, что с ним случилось, выстроить новые отношения с миром. Процесс переживания не может случиться сразу, он занимает какое-то время. Эмоционально это время очень непростое для человека.

Слезы, печаль, грусть, размышления о произошедшем свидетельствуют о том, что процесс переживания начался. Такая реакция считается самой лучшей.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, и это может нанести вред психическому и физическому здоровью человека.

Помощь пострадавшему

  • Нужно дать этой реакции состояться. Но находиться рядом с плачущим и не пытаться помочь ему — тоже неправильно.
  • Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами, можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы вместе с ним сочувствуете и переживаете. Можно просто держать человека за руку, иногда протянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.
  • Важно дать человеку возможность говорить о своих чувствах.
  • Если вы видите, что реакция плача затянулась и слезы уже не приносят облегчения человеку, можно предложить выпить ему стакан воды — это известное и широко используемое средство.
  • Можно предложить человеку сконцентрироваться на глубоком и ровном дыхании, вместе с ним заняться каким-нибудь делом.

Помочь себе при плаче

  • Если вы плачете, не нужно сразу стараться успокоиться, «взять себя в руки». Нужно дать себе время и возможность выплакаться.
  • Однако, если вы чувствуете, что слезы уже не приносят облегчения и нужно успокаиваться, то необходимо выпить стакан воды, после чего медленно, но неглубоко дышать, концентрируясь на своем дыхании.

Недопустимые действия

  • Не нужно пытаться остановить эту реакцию, успокоить человека и убедить его не плакать.
  • Не стоит считать, что слезы являются проявлением слабости.

Заключение

«Все, что не убивает меня, делает меня сильнее» — это изречение древнего философа как нельзя более точно описывает то, что происходит с человеком, переживающим психологическую травму. Кризисы после трагических событий, душевная боль, которую люди испытывают при потере близкого, — это плата за то, чтобы быть человеком. Кто-то справляется с этим сам, а кто-то сам справиться не может. В этом случае нет ничего постыдного или неудобного в том, чтобы обратиться за помощью к специалисту: психологу, врачу, психотерапевту.

Комментариев нет

Капризничать и плакать ребёнок может по разному поводу, иногда для этого есть веские основания, например, у него режутся зубки или . Когда такая ситуация повторяется регулярно и малыш, несмотря на уговоры, продолжает надрываться, это может быть проявлением плохого настроения. В любом случае, это вредно, как для здоровья малыша, так и для его мамы с папой. Однако они не всегда знают, как успокоить ребенка во время истерики.

В первую очередь, следует понять, что собой представляет детская истерика. Это – эмоциональный взрыв, фактически, протест, в котором смешиваются самые разные чувства – раздражение, обида, гнев, и даже отчаянье от своего бессилия. Истерике всегда сопутствуют слёзы, плач, громкие крики, кроме того, ребёнок может начаться биться об стены и пол, выгибаться в дугу.

Самое ужасное, что в этот момент дитя не чувствует боли, поэтому может сильно повредить голову и другие части тела, поэтому останавливать малыша надо, хотя лучше, предотвращать такие ситуации.

Конечно, прежде всего, следует понять, каковы причины, заставляющие младенца вести себя неадекватно. Вот здесь и начинается самое интересное – если родители умеют общаться со своим ребёнком и понимать, чего ему не хватает или чего он категорически не желает, им будет проще узнать, чем так недоволен или обижен кроха. Иногда таким способом детки привлекают к себе внимание родителей, что получить желаемую игрушку, еду, что-то другое. Опасность состоит в том, что, если не научится пресекать такое поведение, ребёнок, даже когда подрастёт, будет делать то же самое.

Каковы же предпосылки истерики:

  • Когда ребёнок маленький и ещё не умеет говорить, это способ выразить своё недовольство и возмущение;
  • Истерить малыш может из-за того, что наделён слабой нервной системой;
  • Когда малыш недомогает или не выспался, он вполне может закатить «концерт» со слезами и криками;
  • Желание во что бы то ни стало получить желаемую вещь – одна из распространённых причин истерики;
  • Предпосылкой может стать невнимание родителей к своим детям – ответной реакцией может стать истерика, чтобы те уделили им, наконец, время;
  • Часто неконтролируемое поведение у ребёнка бывает вызвано тем, что отец и мать слишком строги к нему – тогда можно считать такую истерику своего рода протестом;
  • Когда малыша отрывают от его важных, интересных занятий, и заставляют делать что-то другое, есть большая вероятность, что всё закончится громкими рыданиями и детскими воплями.

Сами того не понимая, подчас родители совершают те или иные ошибки при воспитании своего чада, которые позже станут причиной безобразных сцен с ребёнком в главной роли.

Существует три непреложных правила, как нужно правильно реагировать на поведение «разбушевавшегося» малыша. Они предписывают:

  • Лучше предупреждать неприятные случаи истерики;
  • Если она уже случилась, лучше игнорировать недовольство ребёнка;
  • Родителям необходимо всегда быть готовыми к таким событиям и знать, как следует поступить.

Мать должна, подобно психологу, научиться быстро определять мотивы, двигающие ребёнком, и отличать простую прихоть от серьёзных причин, по которым малыш ведёт себя нестандартно. Понимание того, что ситуация произошла не случайно, поможет лучше разобраться в психике собственного младенца, а это, в свою очередь, поможет предотвратить повторение в будущем.

Если этот каприз, не помешает проанализировать свои поступки, которые возможно способствовали тому, что кроха избалован и просто не умеет себя вести. Даже в раннем детстве родителям надо задумываться о воспитании детей и прививании им задатков культурного поведения. Если малыш всегда получает всё что хочет, вряд ли он станет мириться с первым же отказом, а допускать этого нельзя, иначе из него вырастит чистой воды эгоист. Те же дурные привычки, которые успели к нему «прилипнуть, нужно искоренять как можно скорее.

Когда стоит вопрос, как успокоить ребенка во время истерики, способы разрешения этой проблемы лежат в плоскости причин. Поэтому решения могут быть разными.


Что делать, если у детей истерика из-за недомогания

Когда у ребёночка что-то болит, неудивительно, что он может плакать и капризничать. Если в целом малыш здоров, то у него рано или поздно случаются такие явления, как:

  • Колики;
  • Боль в животе;
  • Прорезывание зубов.

Этих неприятностей в детстве избежать не удаётся никому. Кроме того, бывает, что у крохи заложен носик или болят ушки. Что делать в этих случаях?

При коликах, которые часто случаются у детишек, начиная с двух недельного возраста и до 3-4 месяцев, потребуется успокоить ребёнка следующим образом:

  1. Необходимо взять его на руки, укрыв тёплой пелёнкой или одеялом. При этом его можно укачивать, спеть ему колыбельную, успокоить ласковыми словами.
  2. Как альтернатива – массаж животика, бедёр и спинки или купание в тёплой ванночке. Может помочь спокойная музыка, монотонные звуки, вроде работы стиральной машины. В таких ситуациях ни в коем случае нельзя качать его сильно, трясти, тем более ругать.

На будущее стоит обсудить с педиатром, как можно помочь крохе – возможно, есть действенные растительные средства для облегчения его состояния.

Когда у малыша началось прорезывание зубов, ребёнок может находиться в истерике продолжительное время, и долг родителей, помочь малышу справиться с болью:

  • Для этого можно давать ему прорезыватели с охлаждающим гелем;
  • Охладить также можно маленький кусочек яблока или огурца и приложить к больному участку дёсен;
  • Если температура зашкаливает, лучше дать ребёнку детский препарат для понижения жара;
  • Помимо этого можно помассировать ему дёсны пальцем, завёрнутым в стерильный бинт.

Главное не оставлять ребёнка одного. Во время всех процедур обязательны ласковые слова, мягкие поглаживания.

Когда ребёнок капризничает перед сном

С такими ежевечерними «выступлениями» знакомы многие родители. Дети способны полностью вымотать отца и мать, не желая засыпать в положенное время. На самом деле, бороться с этим явлением не так уж и сложно. Если ребёнок маленький и ему ещё не исполнился год, потребуется:

  • Подмыть малыша, надеть ему чистый подгузник;
  • Перед сном помассировать ему животик;
  • Можно поговорить с крохой ровным голосом или рассказать ему сказку;
  • Хороший результат даёт тёплая ванна перед отдыхом.
  • Важно, чтобы в детской или помещении, где спит малютка, был свежий, чуть увлажнённый воздух.

Более взрослому ребёнку можно дать успокаивающий чай, предназначенный специально для детей, разрешить взять в кроватку любимую плюшевую игрушку. С ним можно поговорить о приятных предстоящих событиях – например, о поездке к бабушке на дачу или о посещении зоопарка.

Родителям важно понимать, что никогда нельзя срываться на детях, кричать на них и ругать. Так можно не только свести все свои старанию к нулю, но и навредить детской психике.

Что касается гиперактивных детей, которые отличаются повышенной нервной возбудимостью, то здесь придётся приложить немалые усилия. Чтобы отвлечь его от «неблагодарного занятия», потребуется увлечь малыша чем-то интересным – игрушками, рисованием, вырезанием фигурок из бумаги, главное, чтобы это занятие, действительно, вызывало в нём живой отклик.

Если не может успокоиться новорождённый

Грудничок не знает никаких слов и способов выражения своих потребностей, кроме крика и плача. К новорождённому нужен исключительно осторожный и ласковый подход.

Для этого маме потребуется:

  • Почаще менять малышу пелёнки и подгузники;
  • Обнимать и гладить младенца, говоря ему нежные слова;
  • Как можно дольше держать у груди, так как малыша прекрасно успокаивает собственное сосание и тепло материнского тела;

Новорождённые детки прекрасно спят под монотонные звуки, для этих целей в комнату ставят водяной фонтанчик, который к тому же, будет увлажнять воздух.

Родители должны иметь представление, как успокоить ребенка во время истерики, но, кроме того, знать, как надо вести и себя:

  • Кричать или ругать малыша совершенно бессмысленно, так это может вызвать обратный эффект.
  • Можно увести малыша из комнаты, где случилась истерика – и ребёнок постепенно успокоится, или отвлечь сына или дочь чем-то более для него привлекательным;
  • Если скандал вызван капризом, никогда не следует уговаривать и успокаивать малыша словами – лучше всего, просто не обращать на него внимания, можно даже выйти из комнаты на несколько минут. Лишившись зрителей, ребёнок быстро потеряет интерес к собственному плачу.

К маленькому ребёнку всегда можно найти нужный подход, но для этого родителям стоит лучше изучить своего кроху, знать его предпочтения, вещи, которые он любит или терпеть не может. Узнавая черты и особенности своего возлюбленного чада, родители быстро найдут метод, который не только будет наиболее эффективным при истерике, но и вовсе её не допустит.

Как успокоить ребенка во время истерики: советы доктора Комаровского

Оказалась полезной статья «Как успокоить ребенка во время истерики»? Делитесь с друзьями с помощью кнопочек социальных сетей. Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять.