Цвет и форма самых маленьких. Тест готовности и план изучения цветов. Учимся определять цвет

Некоторые дети начинают осознанно различать цвета еще до года, но это редкость. У подавляющего большинства малышей эти способности появляются с 1,5 до 2,5 лет. Возможные упражнения на изучение цветов зависят от уровня знаний об окружающем мире и развития мелкой моторики. Ниже приведены основные игры и приемы для первого знакомства с цветами.

Особенности изучения цветов с самыми маленькими заключаются в том, что новые предметы и материалы для изучения необходимо вводить постепенно. Множество свойств малознакомых материалов может отвлечь малыша от основной темы — цвета. Поэтому если ребенок еще не знаком с рисованием и лепкой, то перед началом изучения цветов обязательно проведите несколько занятий-знакомств с красками и пластилином.

Изучаем цвета | Готовность к изучению

Икеевская пластиковая посуда хорошо сочетается с кубиками из губки для мытья посуды

Для тестирования готовности изучения цветов предоставьте ребенку множество одинаковых по форме и размеру предметов разного цвета и попросите их разделить на группы — отсортировать. Если малыш справляется без труда можно начать изучение отдельных цветов.

Варианты предметов для сортировки:

  • кубики;
  • детали конструкторов (Lego и т.п.) и мозаек;
  • пуговицы;
  • цветная пластиковая посуда;
  • поролоновые кубики из губки для мытья посуды (Для того чтобы получить кубики надо отделить жесткий темно-зеленый слой и разрезать губку ножницами. Зеленый слой отрывается аккуратно, если губку предварительно пару раз намочить и высушить).

Изучаем цвета | План «цветного» дня

После того как Вы выявили, что ребенок успешно справляется с различением цветов можно приступить к их изучению. На изучение первых названий цветов (красного, желтого, синего, зеленого) лучше потратить целый день (на каждый цвет по дню). Я для примера опишу один день изучения цвета. Другие цвета будут изучаться подобно.

План дня по изучению красного цвета:

1. Показываем группу красных предметов и объясняем, что они красного цвета.
2. Рисуем рисунок или раскрашиваем картинку красными цветами. Если малыш младше двух лет достаточно одного средства рисования. Для малышей постарше можно внести разнообразие использованием красных красок, фломастеров, карандашей и мелков. Альтернативой рисованию может быть лепка. Если Вы любите насыщенные занятиями дни, можно успеть и порисовать, и полепить. Например, до дневного сна рисование, а вечером лепка. О лепке с малышами читаем и .
3. Предлагаем сортировку — выбрать красные детали из предложенного набора игрушек и предметов разного цвета.
4. Устраиваем «охоту» на красные вещи. Совместно везде ищем красный. Дома — в интерьере и одежде, на прогулке просим показать красные машины.
5. Читаем книжки, смотрим карточки с изображением красных предметов.

Для повышения эффективности занятий по изучению цветов необходимо активно использовать названия изучаемых цветов в речи. Например, говорим не «Сейчас наденем кофточку и пойдем гулять», а «сейчас наденем красную кофточку …», «Будем кушать красное яблоко», «Смотри какая красивая красная машина» и т.п.

Чтобы у ребенка было еще больше впечатлений оденьте ребенка в красную одежду и добавьте в рацион дня продукты изучаемого цвета:

  • Красный — ягоды, помидоры, паприка;
  • Оранжевый — тыква, морковь, апельсин;
  • Фиолетовый — виноград, черника;
  • Зеленый — салат, горошек, киви, авокадо, виноград;
  • Желтый — ананас, банан, паприка, сыр;
  • Белый — рис, творог, молоко.

Изучаем цвета | Рисование и лепка

Ближе к двум годам перемешивание теста для лепки и красителя можно выполнять совместно с малышом. При этом, разумеется, надо быть готовыми помыть испачканные ручки

Творчество позволяет получить наиболее глубинные знания о цветах. В начале знакомства с цветами необходимо заниматься творчеством с использованием одного изучаемого цвета. Когда малыш подрастает демонстрируем получение оттенков смешиванием:


Изучаем цвета | Цветное лото

Вариантов лото может быть множество. один из наших вариантов. Правила игры:

  • Раскладываем карточки с животными перед малышом;
  • Выдаем малышу одну карточку с палитрой и просим найти животное заданного цвета.

Также можно наоборот выдавать карточки с животными и просить подобрать палитру.

После многократных успешных подборов палитры предложите игру на тренировку памяти. Дайте малышу черно-белый вариант карточки с животным и попросите подобрать палитру.

Изучаем цвета | Книжки о цветах

Для изучения цветов можно приобрести книжки, полностью посвященные цветам, а можно использовать сборники с различными заданиями. Большую подборку сборников с развивающими упражнениями для малышей 1-2 лет я описала

Из книг о цветах можно выделить следующие хиты:

Для самых маленьких 2-3 года:

«Что бывает синим » из серии Чудесные наклейки издательства Мозаика-Синтез (Лабиринт , Озон , My-Shop) Книжки этой серии содержат интересные задания и милые наклейки. Единственный минус — одноразовость наклеек. Более подробное описание с фоторазворотов читайте в

Книжка-картинка-картонка с клапанами — то, что нужно малышам!

Большая книга малыша. Учим цвета (Лабиринт , Озон , My-Shop)

Учим цвета Фото-книга с разворотами разных цветов. Книга большого формата с мелованной (глянцевой) бумагой и большим рейтингом в Лабиринте. Мне подобные книги кажутся бесполезными и бессмысленными, но почему-то многие такие книги любят. Но ведь гораздо интересней о цветах клапаны, наклейки, искалки, задания и другой интерактив.

Для детей 3-4 лет:

Веселые пряталки. Учим цвета и счет (Лабиринт , Озон , My-Shop ) Книга-виммельбух с качественными иллюстрациями для поиска предметов, вынесенных на полях.

Ричард Скарри: Цвета, формы и цифры (Лабиринт)

Книга-журнал от классика детской книги Ричарда Скарри. В книге содержится куча заданий и в комплекте идут наклейки, которые надо верно разместить.

Привет цвет! (Лабиринт , Озон , My-Shop )

Маленькая, амбиционная интерактивная книга о смешении цветов, о теплых и холодных оттенках. Стильное оформление. Вращая колесико можно изменять цвет вырубленного изображения хамелеона. Для гурманов и эстетов, остальные скажут чепуха.

Игрушки и материалы, предназначенные для изучения цветов

Изучаем цвета | мой подход

Пара слов об изучении цветов Яной. Способность различать цвета у неё начала проявляться с 1,3. Именно в этом возрасте мы изучили красный, желтый, синий. Первый цвет дался сложней всего, каждый последующий легче. Для нас более эффективно было бы изучение цветов с полутора лет, но мне очень не терпелось 🙂 . К возрасту 1г. 6м. Яна освоила 10 основных цветов. В то время я ей предлагала простейшие упражнения. На данный момент мы перешли к получению навыков манипулирования оттенками.

После того как был получен навык изучения цветов, я задумалась о целесообразности зубрежки названий большого количества оттенков и пришла к выводу, что это лишнее. Мы ненавязчиво изучаем только самые распространенные (бирюзовый, салатовый, бежевый и т.п.). В будущем планирую расширить до менее распространенных названий оттенков, которые использую сама (шампанского, лиловый, индиго и др.)

В любом процессе важен выбор цели, иначе просто не будет результата. После изучения основных цветов, моей основной целью стало научить Яну сопоставлять цвета различных объектов и явлений. Я хочу, чтобы она умела описывать оттенки образами — «темно-синий, как небо ранним утром», «голубой, как море в ясную погоду», «серо-синий, как отражение неба в грязной луже» и т.п.

В завершение

Изучение цветов является качественным расширением кругозора. Узнавая цвета, ребенок получает новый метод классификации всех окружающих объектов — по цвету. Кстати, помимо развивающего эффекта, знание цветов открывает перед ребенком большое количество интереснейших игр с цветом.

Интересных открытий вашим малышам!

Если вам понравился материал блога, подпишитесь на
или присоединяйтесь к группе

Первые годы жизни детей, несомненно, важны. Ведь малыш стремительно меняется. Вот только кажется, вчера научился улыбаться, залепетал, . Столько открытий за один день свершает этот исследователь! Но развитие напрямую зависит от окружения. Создать развивающую среду, стимулировать правильное развитие ребенка при желании может любой из нас. Узнавание нового об окружающем мире — это и запоминание крохой цвета и формы предметов. Когда же лучше начать заниматься? Считается, что к трем годам малыш должен знать как минимум все основные цвета и самые простые формы. Так как же изучать формы и цвета с детьми?

Сама я заинтересовалась этой темой, когда дочери было около одного годика. Неописуемый восторг и удивление вызывало у нее практически все: и , люди и вещи. Для нее все было новым, интересным и неизведанным. Для расширения ее мировосприятия я решила включить в наши небольшие домашние игры занятия по цветам и формам. Оказалось, что существует множество обучающих методик для определения цвета и форм в игре. О них я узнала из интернета, книг, программ телевидения, но больше ориентировалась на простые «домашние» упражнения.

Для своего удобства я разделила занятия по группам:

  • дома и на улице;
  • игрушки и игры;
  • книжки и раскраски.

Дома все можно превратить в игру. Например, во время обычного купания или совместных игр, подавая дочери игрушки, я четко проговаривала название, цвет, форму (например: «Доченька, возьми, пожалуйста, мячик, посмотри какой он красный, круглый и резиновый»). Также можно использовать стаканчики, пирамидки, : у каждой детали своя форма и цвет. Если малыш любит разбрасывать игрушки: попробуйте разложить их по определенным цветам или по форме.

И на прогулке не стоит забывать о цветах и формах. Столько предметов вокруг: деревья, здания, машины. Каждый предмет имеет свою форму и цвет. А с малышом всё можно обыграть. Мы придумывали вместе с дочерью разноцветные истории, составляли сказки о каком-либо предмете.

Выбирать всевозможные игрушки я стала более целенаправленно. Цвет игрушек должен быть приближенным к натуральному, чтобы точно назвать его и не запутать малыша. Детки быстро устают и могут сконцентрироваться, к сожалению, ненадолго. Я считаю поэтому, более эффективно проводить множество мини-занятий, заранее продуманных родителями. Например, из цветного картона можно вырезать карточки и показывать их малышу, проговаривая не только все названия цветов, но и их оттенков. Это вызывает интерес и достаточно эффективно для запоминания.

Великолепны в этом плане сортеры в виде домика, мишки, кубика с прорезями разных форм и размеров. В них вкладываются фигуры соответствующей формы: квадратик в квадратик. Следует не просто подарить ее, но и начать играть вместе, объяснить условия игры, так как ребенок сразу может и не понять как в нее играть. Обведите вместе каждое отверстие указательным пальчиком и рассмотрите вкладыши, проговорите название форм и цветов. Попробуйте вместе вложить каждую формочку в нужное отверстие. Не расстраивайтесь, если у ребенка не получается, все придет со временем. Играя, малыш начинает понимать и различать не только цвета, но и формы и нужные размеры.

Когда дочери было 1,5 года, нам с малышкой очень нравилось играть в следующую игру: нужно было найти в комнате предметы, похожие, например, на красное яблочко или желтый лимон.

Очень нравилось малышке собирать в отдельные баночки мозаику или крупные пуговицы по цвету. Для лучшего запоминания названий форм и цвета служила нам подвеска с разноцветными карманами для хранения игрушек. Вместе мы раскладывали туда игрушки: в желтый — лимон, подсолнух, цыпленка, в зеленый — лягушку, крокодила. Ребенок и запомнит цвета, и расширит свой словарный запас.

Неоценима, на мой взгляд, для развития трехлетней дочери стала познавательная игра-лото Бурдиной С.В. Это 72 карточки с изображением в форме паровоза с вагончиками. Играть можно по-разному. Например, к рисунку на паровозике подбирать подходящие по цвету и форме предметы на вагончиках, получается длинный состав. Либо ребенок собирает только рисунки похожие, допустим на круг, квадрат, или только предметы определенного цвета: желтого, синего. Можно тренировать память и внимание: разложить несколько разных картинок, предложить запомнить их ребенку. После того как он отвернулся, убрать 2 и добавить новые, а потом спросить у малыша, что изменилось. Все это интересно, удобно и действенно. Дочери такая игра нравится до сих пор.

Скачать игру про формы и цвета можно здесь совершенно бесплатно — нажмите на картинку ниже, чтобы скачать.

Книги, несомненно, наши первые помощники.

Обратите внимание на всю серию книжек «Школа раннего развития», рассчитанную на ребяток от 2 лет и старше. Они помогут в раскрытии индивидуальных способностей ребенка. Например, «Цвет и форма» Галины Шалаевой. Привлекают простота, яркие рисунки, доступные задания этой книги. Помимо цветных есть и контурные черно-белые рисунки, предназначенные для раскрашивания и работы по клеточкам при создании аналогичного рисунка.

Или развивающая серия «Умные книжки» Ольги Земцовой для ребят разного возраста. Ее книга «Цвета и формы» для детей с 2 лет с наклейками. Она поможет разобраться с различными свойствами предметов, сопоставлению их по величине и цвету. В книге целый разворот наклеек и яркие крупные иллюстрации на плотной, хорошего качества бумаге. Разнообразный перечень заданий: на что похож предмет, назвать цвета, больший или меньший, круглый или квадратный. Поначалу дочке я помогала искать нужную наклейку и приклеить ее на страничку, через какое-то время дочка уже сама справлялась с заданиями. Сколько удовольствия от этой книги мы получили.

Серия книг «Школа 7 гномов» тоже поучительна и интересна, в чем-то даже уникальна: семь наборов для малыша от года до семи лет. Например, любимая нами сказка «Курочка Ряба» в книге «Форма. Цвет» для детей от 1 года сопровождается неординарными иллюстрациями: сказочные персонажи изображены в виде различных фигур. В книге даны цветные наклейки — кружочки и треугольники, которые дочка приклеивала сама, зачастую без моей помощи. Быстро их запомнила, и долго потом мы пересказывали сказку по картинкам. Снова и снова повторяли цвета и формы.

Раскраски — непременное условие для обучения цветам и формам. Вроде бы все просто, но насколько захватывающе. Главное, не затягивать занятие: 10 минут поначалу достаточно. Любые знания должны нести радость и положительные эмоции. Не забывайте хвалить справившегося с чем-либо ребенка. Это будет стимулом для дальнейших успехов. Любовь родителей — вот что должно быть основой всех совместных занятий. Удачи!

Окружающий мир наполнен многообразием красок и форм. Чтобы жить полноценно, малыш должен научиться воспринимать этот мир - знать основные свойства предметов и уметь объединять их в целостный образ. Хотя малыш с самого рождения видит и слышит, он еще не умеет воспринимать предметно. Этому и будем учиться.

Игры на развитие восприятия цвета и формы

Существуют сенсорные эталоны , которые используются людьми в качестве образцов и мерок. Вот они-то и являются ориентиром для развития зрительного восприятия ребенка. Наша задача познакомить малыша с общепринятыми эталонами цвета (основные цвета спектра + белый и черный, позже оттенки) и эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник). Благодаря этому восприятие предметов становится более детальным, полным и точным. Позднее, основываясь на "эталонных" знаниях, ребенок сможет различать дополнительные цветовые оттенки и сложные фигуры.

Игры на восприятие цвета

Цвет в отличие от формы - это неосязаемая вещь, его нельзя потрогать и нужно обязательно видеть. Вначале с ребенком лучше изучить контрастные цвета (от 2 до 5 цветов). Здесь можно использовать небольшую пирамидку . Малыш сначала запомнит, как выглядит сам цвет, а уже потом его название. После изучения основной гаммы (желтый, красный, синий, зеленый, белый и черный) подключаем дополнительные цвета и оттенки. Это покажет малышу, что цвета могут быть не только контрастными, но и с плавным переходом. Здесь можно выбрать многоцветные пирамидки или цветовой Очень хороши на развитие восприятия цвета детские настольные игры , где по цветовой схеме нужно собрать ярких забавных птичек или разноцветные ряды-пирамидки.

Значение игр на восприятие цвета

Все эти развивающие игры научат ребенка различать цветовые тона, правильно их называть, подбирать сочетания цветов, формировать мысленно цветовые образы и сопоставлять их с окружающими предметами. Кроме того, игры с цветом развивают у ребенка эстетический и художественный вкус.

Игры на восприятие формы

Развивающее значение

Без выделения формы предметов нельзя правильно увидеть, а значит, и изобразить окружающие предметы. Знакомясь с предметами разной формы, малыши обследуют их одновременно рукой и глазом. Это учит 2 важным навыкам - согласованному действию левой и правой руки и координации руки и глаза. Без этих навыков ребенок в дальнейшем не научится завязывать шнурки, застегивать пуговицы, вытирать руки полотенцем и тп. В играх на восприятие формы путем ощупывания, примеривания, сопоставления фигур, ребенок познакомится с геометрическими формами и сможет их "узнавать" в обычных предметах из повседневной жизни (дверь-прямоугольник, крыша-треугольник и тд)

Виды игр для детей на восприятие формы

Замечательный производитель детских развивающих игрушек предлагает большой ассортимент игр на изучение фигур. Это пирамидки-сортеры со штырьками и фигурами разных форм и цветов, классические сортеры , геометрические конструкторы-головоломки , деревянные рамки с вкладышами из разных форм и др. От классики к креативу! Развивающие игрушки просто поражают своей оригинальностью и яркими красками. Для изучения форм Djeco выпустил наборы магнитных фигур с доской . Из цветных деталей разных форм и размеров можно создавать на магнитной доске забавные рожицы и рисунки. Карточки с подсказками тоже прилагаются. Развивающие игрушки на восприятие формы компании сразу настраивают на учебный лад. У нас в ассортименте игры по методике Никитиных на изучение целого и деления фигур на части, рамки-вкладыши Монтессори с геометрическими фигурами, игры Зайцева, яркие игровые планшеты для малышей с фигурками-вкладышами и др. Отличные игрушки для развития зрительного восприятия форм и цветов у фирмы . Это разнообразные геометрические пазлы и настольные игры из качественного дерева. Пользуются популярностью и настольные игры от на ассоциации фигур и форм. Они учат сравнивать и сопоставлять предметы по форме.

P.S: У ребенка развитие восприятия цвета и форм предметов происходит практически синхронно, поэтому имеет смысл совмещать эти игровые занятия вместе. В основном все развивающие игрушки из этой категории направлены на одновременное изучение цвета и форм, вам остается лишь выбрать, на чем сделать акцент.

В сегодняшней статье я хотела бы рассказать о том, как легко и увлекательно можно изучать геометрические фигуры с малышом, и зачем вообще в столь раннем возрасте грузить ребенка геометрией. Какие игры будут интересны малышу от 1 года, и какие материалы вам понадобятся для занятий – обо всем этом, читайте в статье. Кроме этого, здесь вы найдете несколько полезных материалов для скачивания.

Зачем изучать геометрические фигуры с малышом?

    Геометрические формы встречаются нам повсюду, их можно разглядеть в большинстве окружающих нас предметов: мяч круглый, стол прямоугольный и т.д. Анализируя сходство окружающих предметов с геометрическими фигурами, ребенок замечательно тренирует ассоциативное и пространственное мышление.

  1. Изучение геометрических фигур полезно для общего развития малыша, расширения его знаний об окружающем мире. Если знакомить ребенка с формами в раннем возрасте, в школе ему придется гораздо проще.
  2. На умении отличать геометрические фигуры основано множество интересных развивающих игр. Это конструирование, игры с , мозаикой, математическим планшетом, и т.п. Поэтому изучение форм в столь раннем возрасте будет способствовать дальнейшему успешному развитию ребенка.

Итак, игры для изучения и закрепления знаний о геометрических фигурах :

1. Называем геометрические фигуры всегда и везде

Если во время игр или чтения книг вам встречается какая-либо фигура, обязательно обращайте на нее внимание малыша и называйте ее («Посмотри, мячик похож на круг, а кубик – на квадрат»). Даже если вам кажется, что ребенок еще вряд ли запомнит названия фигур, все равно произносите их, и они обязательно отложатся у него в голове. Делать это можно уже до года. Поначалу указывайте только на основные фигуры (квадрат, круг, треугольник), затем, когда поймете, что малыш их усвоил, начинайте изучать и другие фигуры.

2. Играем в геометрическое лото

Для первых занятий с малышом лучше использовать лото, где всего 3-4 фигуры. Когда малыш хорошо освоит такую игру, постепенно усложняйте поставленную задачу. Также полезно на первое время все фигуры на игровом поле сделать одного цвета и размера. В этом случае ребенок будет ориентироваться только на один признак – форму, другие же характеристики не будут ни отвлекать, ни подсказывать ему.

Накладывать на игровое поле можно как карточки с изображением фигур, так и объемные фигуры. Хорошо с этой целью подойдут блоки Дьенеша (Ozon , KoroBoom ), фигурки от сортера, рамки-вкладыша.

Ну и самый нехлопотный вариант — это приобрести готовое лото с геометрическими фигурами .

3. Играем с сортером

Примерно в возрасте 1 года ребенок начинает замечать, что выбранную им фигурку сортера (Озон , Лабиринт , My-shop ) можно протолкнуть далеко не в каждое отверстие. Поэтому во время игры необходимо акцентировать на этом внимание: «Так, вот у нас круг – сюда он не подходит, сюда не подходит, а куда же подходит?». Поначалу повернуть фигуру под правильным углом малышу может быть тяжеловато, но это не страшно, это вопрос практики. Главное, не забывайте вовремя увлекательного процесса «проталкивания» все время произносить названия фигур, и ребенок незаметно их все запомнит.

Важно! При выборе сортера обратите внимание на то, чтобы там были представлены все основные геометрические фигуры, а не только сердечки и полумесяцы.

4. Играем с рамкой-вкладышем

Понадобится такая рамка-вкладыш , на которой представлены все основные фигуры. По своей сути игра аналогична сортеру.

Вот еще одна интересная игра на распознавание форм – «» (Лабиринт , My-shop ). Несмотря на то, что возраст на ней указан 3-5 лет, она будет интересна ребенку 2-х лет и даже чуть раньше.

9. Учим формы по карточкам Домана

На самом деле, я считаю, что этот метод изучения форм самый эффективный. Если вы занимаетесь по , ребенок очень быстро запомнит все фигуры, а вы потратите на это минимум усилий. Однако нужно заметить, что для того, чтобы знания, полученные по карточкам Домана, отложились у малыша в голове, их нужно закреплять посредством других игр (см. выше). Иначе ребенок быстро забудет все, что вы ему показывали. Поэтому я рекомендую начинать смотреть карточки Домана с геометрическими фигурами примерно в возрасте 1 года, так как в это время малышу становятся интересны сортеры, рамки-вкладыши, рисование, аппликация и т.п. И, изучив формы по картинкам, он сможет использовать полученные знания в этих играх. Кстати, карточки "Геометрические фигуры" можно , а купить ЗДЕСЬ .

О нашем опыте изучения фигур по карточкам Домана можно почитать .

10. Смотрим развивающие мультфильмы

Ну и, конечно, не помешает просмотр мультфильмов на тему «Геометрические фигуры», сейчас на просторах интернета их можно найти немало. Вот некоторые из них:

Вместо заключения

Очень часто процесс обучения ребенка геометрическим фигурам (да и не только фигурам) воспринимается родителями исключительно как постоянное экзаменирование ребенка, т.е. они пару раз показывают ребенку, например, квадрат, а в дальнейшем же обучение сводится к вопросу «Скажи, какая это фигура?». Такой подход крайне неправильный. Во-первых, потому что как и любой человек, ребенок не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, и это только отбивает у него охоту заниматься. Во-вторых, прежде чем о чем-то спрашивать малыша, ему нужно очень много раз это объяснить и показать!

Поэтому постарайтесь сводить проверочные вопросы к минимуму. Просто повторяйте и повторяйте изучаемую информацию, будь то названия фигур или чего-то еще. Делайте это во время игр и бесед с малышом. А то, что ребенок все усвоил, вы вскоре и сами увидите без лишних проверок.